Конспект урока "Творческий подход в изучении и сравнении научно-познавательного и художественного текстов "
презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему

Исаева Светлана Владимировна

Урок литературного чтения ( модуль) .Тема урока " Творческий подход  в изучении и сравнении научно-познавательного и художественного текстов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_v_3_klasse.docx28.03 КБ
Файл tolstoy.pptx1.11 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе

 ( модуль « Волшебный мир литературы»)

УМК «Школа России»

Учитель высшей категории Исаева С.В.

МБОУ « Полесская СОШ

Тема урока: Творческий подход  в изучении и сравнении научно-познавательного и художественного текстов

( Л. Н.Толстой. Рассказ «Зайцы» и басня « Еж и заяц»)

Тип урока: изучение нового материала с использованием методов и приёмов РКМЧП, ИКТ, коммуникативной технологии

Цель и задачи урока:

Предметные:

  • ввести понятие научно – познавательного текста
  • закреплять понятие художественного текста
  • формировать навык сравнительного анализа научно-познавательного и художественного текста
  • Работать с книгами – справочниками;
  • наблюдать за языковыми средствами, развивать критическое мышление
  • развивать навык чтения (понимание, осмысленность, память, внимание, воображение, выразительность)
  • создать условия для усвоения нравственных идей (об отношении  к природе)
  • учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни; помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания.

Метапредметные:

  •  создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;  создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;
  •  способствовать  развитию навыков исследования, фантазии,  воображения,  наблюдательности,  умения давать полный связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы,  работать над развитием речи,

 

  • воспитывать нравственные ориентиры через  оценочную деятельность, через эмоционально-чувственное восприятие образов и событий;
  • воспитывать умение работать в группах, в парах, чувство взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу.

Планируемый результат:

Познавательные УУД: знать понятия научно – познавательный и художественный текст, уметь проводить сравнительный анализ литературных произведений, развивать умение сравнивать, анализировать прочитанное, развивать критическое мышление, формировать умение работать с разными источниками информации

Коммуникативные УУД: повышать активность учащихся на уроках, уметь  работать в группах, в парах, развивать умение осуществлять совместный поиск решения.

Регулятивные УУД:  улучшать результат обучения, повышать навыки планирования и самоконтроля, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Личностные УУД:  понимать и принимать нравственные ценности и идеи.

Оборудование: 

  • компьютер ,мультимедийный проектор, презентация ,таблица для сравнения произведений (общая для групповой работы  и для самопроверки), карточки для работы в паре,  для самопроверки

Ход урока

 Сегодня у вас необычный урок.  Урок , который проходит в хранилище книг   - библиотеке. Я очень надеюсь на то, что  сегодня вы обретете новых друзей - книги. Первой заповедью нашего урока станут слова: Книга - наш лучший друг.

Над какой темой мы будем работать и какого автора изучать , сейчас мы с вами выясним.

1)Перед вами выставка книг, рассмотрите книги, подумайте и разложите  эти книги  на две группы,  но какая тема объединяет произведения . ( Бианки, Сладков, энциклопедии,

Распределите термины, свойственные А) научному- познавательный  Б) художественному текстам : 1)аргументы ; 2)метафора; 3)эпитет; 4)факты; 5) образы героев, предметов, людей; 6)научная терминология; 7) олицетворение  8)  сообщить информацию, дать знания 9) выразить чувства

2)Наш урок хочется начать с замечательных  и мудрых слов  писателя. Кто автор этих слов , догадайтесь и соберите пословицу.

Чтоб поверить в добро, надо начать делать его.

Человеком может называться тот, кто трудится, кто делает добро людям.

( Пусть эти слова будут девизом не только сегодняшнего урока, но и девизом всей  вашей жизни)

3)  Чтобы узнать героя произведений , надо собрать пословицы:

а) Лиса живёт хитростью , а заяц прыткостью.

б) Зайца ноги носят, а волка зубы кормят.

в) Русак прячется под камнем, а беляк -  под кустом.

 Какие сведения  о зайцах вы получили из пословиц  ?

 На Слайде появляется запись:

Автор : Лев Николаевич Толстой

Тема: произведения о животных ( проверка у доски терминов)Наша цель

Герой : зайцы ( показ книг)

Какие сведения о зайцах вы узнали из пословиц?  

Жанр : рассказ  басня

Представляю вам 2 произведения « Зайцы»  « Еж и заяц»   на какую полку поставим данные книги , ваши предположения  

Рассказ « Зайцы»

1. парная работа (лексическая) по карточкам.

А) – Найдите соответствие, соедините линиями слова и их лексическое значение.

(на партах карточки с записанными словами и их лексическими значениями )

1)Гумно – место, где молотят сжатый хлеб (колосья)

2)Озими-растения, семена которых вносятся в почву осенью. (С.И.Ожегов)

3) Гуменники- зайцы, которые живут на гумнах.

Прочитайте, определите жанр, скажите , вызвал ли текст чувства или дал знания?

За героя вы переживали, или  получали сведения о нем?

Чтение с пометками

Виды зайцев

Чем кормятся

Кто их враги

Как спасаются

лесные

Кора деревьев

люди

собаки

лисицы

вороны

орлы

Прямые следы

полевые

Озимь, трава

Двойные следы

гуменники

Хлебные зерна

Далекие прыжки

Трусость его

спасает

Как считаете,  для чего Л. Толстой  писал  такие тексты для крестьянских  детей?( получить знания об окружающем мире)

 Сделайте вывод, почему текст не заставил переживать?

-Как называется такой текст?( научно – познавательный. )

-Каковы его особенности? (автор просто сообщает информацию)

Вывод: художественный или научно – познавательный

Научно – познавательный рассказ – рассказ, в котором автор не передает свои чувства, переживания, а сообщает сведения, факты из жизни героев.

Художественный рассказ – рассказ, в котором автор передает свое отношение к судьбе героя, писатель вызывает у читателя чувства . Автор использует средства художественной выразительности( эпитеты, сравнение, метафоры, олицетворение, и т.д.)

Прослушайте инсценировку « Заяц и еж»

Определите жанр, заполните таблицу. Скажите , к какому тексту отнесем данное произведение? ( +,-)

Что это за жанр  ? ( басня) какой урок  вы получили? ( не спорить, быстро и правильно мыслить  в нужные моменты)

  1.  в произведении сообщаются факты о жизни зайцев
  2.  произведение  вызывает чувства и переживания
  3.  в произведении есть диалоги между действующими лицами
  4.  это художественный текст
  5.  олицетворение животных

Прочитайте определение «художественный текст».

Сделаем вывод , какие два вида текстов изучили, в чем их особенности?

Если человек умеет обнаружить и показать смысл и красоту жизни, он – художник, писатель, поэт.

Если человек умеет что-то научно объяснять, он – учёный.

В каждом из нас от рождения заложен определенный талант, который мы ещё не знаем.

Возможно, в ком-то из вас заложен   талант мастера художественного   слова,  поэта, ученого , художника ?

Я предлагаю попробовать своё перо.

Творческая работа

За компьютером

  1. текст художественный, научно - познавательный

  « Мастер художественного слова »     « Мастер научно - познавательного слова »

  1. Художники – анималисты ( рисунки )
  2. Синквейн «Заяц»

  Живет в лесах на севере заяц-беляк. У него широкие, обросшие длинной шерстью лапы,  напоминающие лыжи-снегоступы. Он бегает по глубокому снегу и не проваливается.

Карточка – подсказка

Шуба у зайки   теплая, белая – белая. Шуба зайку от мороза спасает и от охотника скрывает. Снег белый, да и зайка белый. Где такого заметишь! А пока разглядываешь да всматриваешься, зайка задаст  стрекача, только его и видели.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Книга- лучший друг

Слайд 2

Автор : Лев Николаевич Толстой Тема : Произведения о животных Герои: Зайцы Жанр:

Слайд 3

Русак прячется под камнем, а беляк - под кустом. Лиса живёт хитростью , а заяц прыткостью. Зайца ноги носят, а волка зубы кормят.

Слайд 4

« Зайцы» « Еж и заяц» Л.Н. Толстой Н а какую полку поставим данные книги , ваши предположения ?

Слайд 5

Гуменники - Гумно – м есто, где молотят сжатый хлеб (колосья) Озими - растения , семена которых вносятся в почву осенью зайцы, которые живут на гумнах

Слайд 6

Прочитайте, определите жанр, скажите , вызвал ли текст чувства или дал знания? Виды зайцев Чем кормятся? Кто их враги? Как спасаются?

Слайд 7

Виды зайцев Чем кормятся Кто их враги Как спасаются лесные Кора деревьев люди собаки лисицы вороны орлы Прямые следы полевые Озимь, трава Двойные следы гуменники Хлебные зерна Далекие прыжки Трусость его спасает

Слайд 8

Художественный – Вывод: художественный или научно – познавательный ? Научно – познавательный рассказ, в котором автор не передает свои чувства, переживания, а сообщает сведения, факты из жизни героев рассказ , в котором автор передает свое отношение к судьбе героя, писатель вызывает у читателя сочувствие, переживание за судьбу героя

Слайд 9

4. Это художественный текст 1. В произведении сообщаются факты о жизни зайцев 2.В произведении описываются чувства и переживания 3.В произведении есть диалоги между действующими лицами Верно ли ?

Слайд 10

Если человек умеет обнаружить и показать смысл и красоту жизни, он – художник, писатель, поэт. Если человек умеет что-то научно объяснять, он – учёный В каждом из нас от рождения заложен определенный талант, который мы ещё не знаем. Возможно, в ком-то из вас заложен талант мастера художественного слова, поэта, ученого , художника ? Я предлагаю попробовать своё перо.

Слайд 11

Ганс Хоффман - немецкий художник « Заяц в лесу»

Слайд 12

" Портрет К.А. Обнинской с зайчиком" В.А. Серова

Слайд 13

Творческая работа «Мастер художественного слова» « Мастер научно - познавательного слова Художники – анималисты ( рисунки ) Синквейн «Заяц»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе на тему: "Научно-познавательный и художественный тексты" (проектная деятельность: создание опорной таблицы по теме)

Урок обобщения и систематизации изученного материала в разделе "Люби живое"I.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.Сегодня у нас будет урок проектной деятельности. Для этого вы пере...

Разработка урока по литературному чтению 3 класс Тема: К. Паустовский. « Барсучий нос». Текст «Барсук» из справочника. Сравнение художественного и научно-познавательного текстов.

Данный урок по литературному чтению изучается в разделе "Люби всё живое". Учащиеся знакомятся с творчеством К.Паустовского, сравнивают два текста: художественную и научно-познавательную.Методическая р...

УМК "Перспектива". Технологическая карта к уроку литературного чтения для 2 класса на тему "Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Н. Рубцов «Про зайца». Текст из энциклопедии «Заяц" "

Цели деятельности учителя : показать сходство и различие научных и художественных текстов на примере  новых произведений; научить сравнить      художественный и научно-по...

конспект урока по литературному чтению "Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Н. Рубцов «Про зайца» (2 кл.)

Конспект урока по литературному чтению Тема: Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Н. Рубцов «Про зайца». Текст из энциклопедии «Заяц»Цели деятельности учи...

рабочие листы . Тема " Сравнение художественных и научно-познавательных текстов" Перспектива, литературное чтение, 3 класс

Рабочие листы могут быть использованы для групповой или парной, индивидуальной работы на уроках литературного чтения. рабочий лист содержит в себе текст, задания к тексту, лист самооценки....

Конспект внеурочного занятия «Учимся анализировать научно-познавательный текст» (4 класс, "Осмысленное чтение")

Цель: развитие умения осмысленного чтения посредством организации работы с научно-познавательным текстом.Планируемые результаты: Предметные результаты:знать понятие «научно-познавательный т...

Конспект внеурочного занятия "Учимся анализировать научно-познавательный текст" ("Осмысленное чтение", 4 класс)

Цель: развитие умения осмысленного чтения посредством организации работы с научно-познавательным текстом. Планируемые результаты: Предметные результаты:знать понятие «научно-познавател...


 

Комментарии

Ефимова Инна Юрьевна

Подробная работа с текстом. Спасибо! Буду использовать в своей работе.