Работа с детьми с ОНР в условиях реализации ФГОС
статья по логопедии (1, 2 класс) по теме

Баруздина Оксана Викторовна

Статья отражает современные требования работы с детьми с ОНР и детьми с ООП (особыми образовательными потребностями) в условиях реализации ФГОС на школьном логопедическом пункте при общеобразовательной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Баруздина О.В., учитель-логопед

ГБУ ДО ЦППМСП Московского района

Санкт-Петербурга

Работа с детьми с ОНР в условиях реализации ФГОС

Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, её этиологии и социальной адаптации детей – логопатов свидетельствует о том, что положение детей в современной России вызывает обоснованную тревогу у общественности. Очень мал процент детей, которых можно назвать здоровыми; половина имеет различные отклонения в состоянии здоровья; у остальных выявляются различные заболевания хронического характера.

В силу определенных причин с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями развития речи различного генеза. Категория этих детей нуждается в целенаправленной систематической коррекции. Возникает противоречие между требованиями образовательной программы и трудностями ее усвоения обучающимися, имеющими нарушения речи. Проблема воспитания и обучения детей с нарушениями в развитии устной и письменной речи является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики, так как данные нарушения являются самыми распространенными дефектами речи у детей младшего школьного возраста. Нарушения чтения и письма оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психического развития ребенка.

Значительный процент среди обучающихся с нарушениями чтения и письма составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР) различного уровня речевого развития. Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. 

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. В структуру дефекта входит:

1. Нарушенное звукопроизношение. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков). Наблюдается недостаточная сформированность фонематических процессов. Вследствие этого у детей с ОНР наблюдается: недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова; недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой; трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

2. Нарушение лексико-грамматического строя речи. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому сходству). Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы, в предложениях простые синтаксические конструкции. Вследствие этого у детей с ОНР наблюдаются: недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя; трудности овладения учебными понятиями, терминами; трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы; недостаточное развитие связной речи.

3. Психологические особенности. Неустойчивое внимание. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям. Недостаточное развитие способности к переключению. Недостаточное развитие словесно-логического мышления. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности. Как следствие: недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности; трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе). Таким образом, дети с общим недоразвитием речи нуждаются в специальных коррекционных занятиях по Адаптированной Образовательной Программе (АОП).

Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)- физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Задачей школы как социального института в современных условиях является формирование учебной деятельности через разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности. Система образования должна позволять переступившему порог школы ребенку в полной мере реализовать свое конституционное право – право на образование в соответствии со своими психофизическими и интеллектуальными особенностями и возможностями. Реализация этого права предполагает создание благоприятных условий и возможностей для развития личности, формирование устойчивых мотивов активно влиять на условия достижения личного успеха, осуществление психолого-педагогической коррекции; иными словами – создание адекватных условий обучения и воспитания.

В настоящее время логопед должен владеть большим арсеналом диагностических, развивающих, обучающих и коррегирующих методик. На фоне данного требования остается актуальной проблема выявления, предупреждения и коррекции нарушений письменно – речевой деятельности у детей с нарушениями речи.

Родители получили право самостоятельно выбирать образовательное учреждение, в котором будет обучаться их ребенок. Исходя из этого, дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), к коим относится и ОНР, вынуждены обучаться в общеобразовательных классах. Таким образом школа должна обеспечить специальные условия для обучения в общеобразовательной школе ребенка с ОНР. Основным принципом организации работы становится оказание комплексной психолого – педагогической помощи детям. Совместно с классным руководителем, педагогом — психологом, социальным педагогом, учителем — логопедом составляется карта индивидуального маршрута развития по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из требований образовательных стандартов является сопровождение учащихся, испытывающих трудности в обучении. Важным условием реализации программы сопровождения с детьми начальных классов является сотрудничество учителей со специалистами школы или специалистами центра психолого-педагогической медико-социальной помощи (ЦППМСП).

Программа сопровождения в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям в освоении основных учебных программ начального общего образования, коррекции недостатков в физическом и психическом развитии, их социальной адаптации. Сопровождение ребенка с ОНР может осуществляться как специалистами школы (если такие имеются), так и специалистами ЦППМСП.

Этапы сопровождения обучающихся:

1 Этап – диагностический. Проводится диагностический мониторинг среди обучающихся начальной школы два раза в год. В мониторинге участвуют учителя, педагог-психолог, учитель-логопед.

Учитель-логопед обследует устную и письменную речь. Диагностика позволяет выявить отклонения в развитии речи, определить структуру речевого дефекта, поставить правильное заключение о речевом диагнозе (ФФНР, ОНР, ФНР, дислалия, дисграфия). Все показатели диагностики заносятся в протоколы обследования. Результаты доводятся до сведения родителей, учителей и администрации.

2 Этап — аналитико-диагностический. Сбор и анализ данных об обучающихся. Обработка результатов обследования с целью выявления детей, нуждающихся в психолого-педагогическом, логопедическом сопровождении. Подготовка документации на ТПМПК (составление характеристик, логопедическое и психолого-педагогическое представление на ребёнка). Осведомление родителей о задачах коррекционной работе и мероприятиях с ребёнком, через индивидуальные беседы, родительские собрания. Комплектование групп, после прохождения детьми ТПМПК. Составление рабочей программы на год по групповой и индивидуальной работе с обучающимися.

3 Этап — коррекционно-развивающий. Исправление или сглаживание отклонений нарушений развития обучающихся, преодоление трудностей в учебной деятельности. Формирование позитивного отношения к учебному процессу. Овладение необходимыми знаниями и умениями, навыками в рамках ФГОС.

4 Этап – аналитико - диагностический. Анализ результативности коррекционной деятельности с целью изучения динамики. В мае проводится повторный диагностический мониторинг обучающихся. Данные обследования сравниваются с первичной диагностикой и по результатам принимается решение о необходимости «выпустить» ребёнка под контроль родителей и классного руководителя или продолжить коррекционные занятия.

схема работы с детьми с ОНР в условиях реализации ФГОС

Литература

  1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.: ТЦ Сфера, 2007.
  2. Методические рекомендации о реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ (5.2.11) Составитель: Яковлева Н.Н Заведующий кафедрой специальной (коррекционной) педагогики, к.п.н.
  3. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов/Под ред. Л.С. Волоковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999
  4. интернет источник: http://logoportal.ru/organizatsiya-logopedicheskogo-vozdeystviya-v-usloviyah-obshheobrazovatelnoy-shkolyi/.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль заместителя директора по учебно – воспитательной работе в профессиональном развитии учителя в условиях реализации ФГОС второго поколения

В презентации показаны направления в работе с учителями начальных классов, формы организации деятельности, результат....

Использование элементов методики Н.А.Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями.

Использование элементов методики Н.А.Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями....

Развивающие возможности технологии ЛЕГО - конструирования в работе с детьми школьного возраста в условиях реализации обновленного ФГОС

Выступление на августовской конференции. Данный доклад показывает о необходимости развивать детей с помощью конструктора "Лего"....

Развивающие возможности ЛЕГО - конструирования в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, - вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственны...