Главные вкладки

    Рабочая программа по коррекции акустической дисграфии у младших школьников
    рабочая программа по логопедии по теме

    Ботова Ирина Юрьевна

    Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.В. Мазановой "Коррекция акустической дисграфии"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
    средняя общеобразовательная школа №1

    Утверждаю

    Директор МБОУ СОШ № 1

    __________________В.Н.Кулиш

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    Коррекция акустической дисграфии

    у младших школьников

    Учитель-логопед:

    Ботова Ирина Юрьевна

    п.Ноглики

    Пояснительная записка

            Рабочая программа по коррекции акустической дисграфии составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе  методического пособия для учителя-логопеда Р.И. Лалаевой «Логопедическая работа в коррекционных классах» и авторской программы Е.В. Мазановой: «Коррекция акустической дисграфии».

    Данная рабочая программа направлена на коррекцию акустической дисграфии и создание условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной  образовательной программы  начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития учащихся нуждающихся в логопедической коррекции и рассчитана на своевременное предупреждение и устранение имеющихся у них недостатков письменной речи.

    Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

    1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    2. Приказ  Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

    3. Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом  Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373»;

    4. Приказ МинобрнаукиРФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

    5. Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»;

    6. Инструктивно-методическое письмо Минобрнауки РФ от 14 декабря 2000 г.

    № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

    7. Письмо Минобрнауки РФ от 22 января 1998 г. № 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»;

    8. Письмо Минобрнауки РФ от 4 сентября 1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»;

    9.  Письмо Минобрнауки РФ от 20 июня 2002 г. № 29/2194-6 «Об организации логопедической работы во вспомогательной школе»;

    10. Положение о логопедическом пункте МБОУ СОШ № 1.

    Краткая характеристика акустической дисграфии

    Акустическая дисграфия (дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания) в своей основе чаще всего имеет нарушение слуховой дифференциации звуков речи. При этой форме дисграфии нет нарушений произношения тех звуков речи, которые неправильно обозначаются на письме.

    Акустическая дисграфия проявляется в работах ребенка в виде замен букв, соответствующих фонетически близким звукам. Чаще всего на письме наблюдаются замены букв, обозначающих следующие звуки:

    — свистящие — шипящие (с-ш, з-ж),

    — звонкие — глухие (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш),

    — твердые — мягкие, особенно смычные, аффрикаты и их компоненты, входящие в состав (ч-т', ч-щ, ч-ш, ц-т, с-ц).

    Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения слуховых дифференцировок, а также сложности обозначения на письме («писмо» — «письмо», «мач» — «мяч», «восла» — «весла»).

    Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, особенно акустически и артикуляторно сходных звуков (о-у, е-ю).

    Цель коррекционной работы

    Целью коррекционной работы является преодоление ошибок письма обусловленных акустической дисграфией, путем проведения работы на уровне звука, буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста. А так же закрепление обучающимися на логопедических занятиях знаний полученных в классе, восполнение пробелов в обучении.

    Организация работы по программе

    Период обучения составляет 91-105 часов (2-3 раза в неделю в зависимости от тяжести нарушения и возраста детей). Программа рекомендована для обучающихся 2-4 классов с ФФНР и ОНР. Из каждого класса формируется одна подгруппа, наполняемость которой от 2 до 6 человек. Количество часов по программе может изменяться. Продолжительность одного занятия составляет 30 минут. Период проведения коррекционных занятий с 15 сентября по 15 мая. В первые две недели сентября и последние две недели мая проводится обследование состояния речи учащихся, на начало, и соответственно, конец учебного года.

    Основные задачи коррекционно-развивающего обучения

    1. Развивать фонематическое восприятие;

    2. Обучать простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;

    3. Уточнять произношение звуков с опорой на зрительное и слуховое восприятие, а также на тактильные и кинетические ощущения;

    4. Учить выделять определенные звуки на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста;

    5. Определять положение звука по отношению к другим звукам;

    6. Учить сопоставлять звуки в произносительном и слуховом плане.

    Планируемые результаты после прохождения программы

    К концу обучения дети должны знать:

    — термины, используемые для обозначения основных понятий (речь, звук, буква, артикуляция и т.д.);

    — все буквы и звуки родного языка;

    — отличительные признаки гласных и согласных звуков;

    — гласные и согласные звуки;

    — твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;

    — пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости — мягкости, по звонкости — глухости;

    К концу обучения дети должны уметь:

    — узнавать и различать гласные и согласные звуки;

    — обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;

    — использовать гласные буквы И, Я, Е, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;

    — различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

    — производить фонетический разбор слова;

    — производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

    — записывать слова с гласными буквами И, Я, Е, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;

    — подбирать слова на заданный звук;

    — сравнивать слова со сходными звуками;

    — строить звуковые схемы слогов и слов;

    — составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

    — восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

    — самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения, сочинения, используя оппозиционные звуки.

    Учебно-методический комплекс

    • Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 192 с.

    • Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007. - 88 с.
    • Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя-логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.: ил. (Коррекционная педагогика).

    План работы по преодолению акустической дисграфии

    № темы

    Тема занятия

    Содержание работы

    Часы

    1. Подготовительный этап работы

    1

    Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия

    Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на развитие слухового и зрительного внимания и восприятия, на развитие памяти и логического мышления

    6-8

    2

    Звуки

    Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и неречевых звуков

    1-2

    3

    Гласные и согласные звуки

    Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме

    1-2

    П. Основной этап работы

    4

    Дифференциация гласных букв А—Я, У—Ю, О—Е,

    Ы—И, Э—Е

    Гласные буквы Я, Ю, Е, Е, И. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных букв для обозначения мягкости на письме

    1-2

    5

    Дифференциация гласных букв А—Я

    Гласная буква Я. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Я. Дифференциация гласных букв А—Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте

    3

    6

    Дифференциация гласных букв У—Ю

    Гласная буква Ю. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ю. Дифференциация гласных букв У—Ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте

    3

    7

    Дифференциация гласных букв О—Е

    Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация гласных букв О—Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте

    3

    8

    Дифференциация гласных букв Ы—И

    Гласная буква И. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы И. Дифференциация гласных букв Ы—И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте

    3

    9

    Дифференциация гласных букв Э—Е

    Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация гласных букв Э—Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте

    3

    10

    Мягкий знак

    Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется мягкий знак. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения

    3

    11

    Звонкие и глухие согласные

    Звонкие и глухие согласные. Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

    3

    12

    Звуки Б—Б', П—П'

    Звуки Б—Б', П—П' Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

    3

    13

    Звуки В-В',

    Ф—Ф'

    Звуки В—В', Ф—Ф'. Дифференциация звуков В—В', Ф—Ф' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

    3

    14

    Звуки Г—Г', К—К', Х—Х'

    Звуки Г—Г', К—К'. Дифференциация звуков Г—Г', К—К', X—X' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

    3

    15

    Звуки Д—Д', Т—Т'

    Звуки Д—Д', Т—Т'. Дифференциация звуков Д—Д', Т—Т' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

    3

    16

    Звуки 3—3', С—С'

    Звуки 3—3', С—С'. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

    3

    17

    Звуки Ж—Ш

    Звуки Ж—Ш. Дифференциация звуков Ж—Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

    3

    18

    Лабиализова-ные гласные. Звуки О—У

    Закрепление знаний о гласных звуках О, У. Соотнесение звуков с символами и буквами. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений

    1-2

    19

    Лабиализова-ные гласные. Буквы Е—Ю

    Буквы Е—Ю. Соотнесение букв с символами. Дифференциация гласных букв Е—Ю изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза

    1-2

    20

    Дифференциация соноров. Звуки Р—Р'—Л—Л'

    Звуки Р—Р', Л—Л'. Дифференциация звуков Р—Р', Л—Л' в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

    3-4

    21

    Звуки Л—Л'—Й

    Звуки Й, Л—Л'. Дифференциация звуков Й, Л—Л' в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

    3-4

    22

    Дифференциация свистящих и шипящих звуков

    Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Знакомство с понятиями «сложные» и «простые» звуки. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме

    2-3

    23

    Звуки С—С, Ш

    Звуки С—С, Ш. Дифференциация звуков С—С, Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

    3

    24

    Звуки З—З', Ж

    Звуки З—З', Ж. Дифференциация звуков З—З', Ж в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

    3

    25

    Звуки

    С—С', Ц

    Звуки С—С, Ц. Дифференциация звуков С—С, Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

    3

    26

    Звуки ТС—Ц

    Знакомство со звуками ТС—Ц. Дифференциация звуков Ц—ТС в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза

    3

    27

    Звуки Ч—Щ

    Звуки Ч—Щ. Дифференциация звуков Ч—Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Соотнесение звуков занятия с символами и «опорами» для обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза

    3

    28

    Звуки Ч—ТЬ

    Звуки Ч—ТЬ. Дифференциация звуков Ч— ТЬ в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

    3

    29

    Звуки Ч—Ш

    Звуки Ч—Ш. Дифференциация звуков Ч—Ш в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие слуховых дифференцировок

    3

    30

    Звуки Ч—Ц

    Звуки Ч—Ц. Дифференциация звуков Ц—Ч в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

    3

    Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных пар звуков

    III. Заключительный этап работы

    31

    Развитие связной речи

    В коррекционной работе используются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение, изложение, сочинение...

    6-10

    Всего часов:

    85


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Из опыта работы учителя-логопеда "Устранение артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях"

    В работе представлены упражнения, направленные на коррекцию артикуляторно-акустической дисграфии. Представлен конспект открытого логопедического занятия по коррекции данного нарушения.  Брошюра б...

    коррекционная работа по преодолению акустической дисграфии у младших школьников

    материал для работы с детьми с акустической дисграфией...

    Представление собственного инновационного педагогического опыта.Предупреждение и коррекция акустической дисграфии у младших школьников.

    Проблема изучения и коррекции специфических нарушений речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживают...

    Профилактика и коррекция смешанной дисграфии у младших школьников (1 – 4 классов). Рабочая программа по логопедии.

    Целью данной программы является профилактика и коррекция смешанной дисграфии у младших школьников, восполнение пробелов в знаниях....

    «Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников»

    Рекомендую применять для учеников 2-4 классов .Планирование подходит для работы,но не считаю его идеальным из года в год веду работу над её коррекцией....

    Обобщение инновационного педагогического опыт работы. «Предупреждение и коррекция акустической дисграфии у младших школьников».

    Проблема изучения и коррекции специфических нарушений речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживают...