Представление собственного инновационного педагогического опыта.Предупреждение и коррекция акустической дисграфии у младших школьников.
статья по логопедии по теме

Денисова Ольга Анатольевна

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovats.rabota.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя-логопеда МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 24» Денисовой Ольги Анатольевны

Предупреждение и коррекция акустической дисграфии у младших школьников. 

Актуальность и перспективность

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.

Дисграфия «начинается» не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, которые неизбежно проявится у детей с началом их школьного обучения в случае непринятия соответствующих профилактических мер. Установлено, что дошкольный возраст является оптимальным для развития высшей формы фонематического слуха — фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.

 Недостатки временных и пространственных представлений у детей приводят к стойким ошибкам на письме. Это связано с тем, что формирование одной из основных операций письма, а именно моделирование звуковой стороны слова с помощью букв, оказывается сложным процессом.  Дисграфия - частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

В связи с этим коррекции этих дефектов уделяется особое внимание. В норме процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Несформированность  какой-либо из этих функций может привести к нарушению процесса овладения письмом, т.е. к дисграфии.

Проблема нарушений навыков письма у детей - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Письмо - одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных человечеством. 

Нарушения письма оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребенка. Современное выявление этих нарушений, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае, отграничения дисграфических ошибок от ошибок иного характера, чрезвычайно важно для построения системы логопедической работы с детьми.

Основная задача учителя-логопеда - коррекция дефектов устной и письменной речи и формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по родному языку.
Эффективность профилактики дисграфии связана с умением разумно сочетать логопедическую помощь с психологической коррекцией познавательных процессов, формированием у учащихся графомоторных навыков и пространственно-временных представлений. Таким образом, профилактика дисграфии является комплексной проблемой. 

Концептуальность

Своеобразие и новизна опыта заключается в использовании и комплексном сочетании традиционных, нетрадиционных  и инновационных технологий (тактильных, речевых, музыкальных, двигательных и др.), направленных на развитие фонематического восприятия школьников, а так же применении в них компонента интеграции различных видов деятельности.

   Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звуковых комплексов: сочетаний звуков, слогов, слов и т.д. А без сформированных навыков звукового анализа и синтеза дети не овладеют грамотным письмом. Развитый фонематических слух помогает детям лучше воспринимать и различать свистящие и шипящие, звонкие и глухие звуки, окончания слов, приставок в однокоренных словах, суффиксы, предлоги и т.п.                                                                                                                                                                                                        Основная цель   – овладение полноценной звуковой культурой речи и создание  условий для успешного овладения письмом и чтением.                                                                                                                    Основные задачи: формирование полноценных фонематических процессов; устранение дефектов произношения и различение оппозиционных звуков; формирование  представлений о звуко-буквенном составе слова; формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова; уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а т.ж. на тактильные и кинестетические ощущения; предупреждение  специфических ошибок  при письме (предупреждение акустической, оптической дисграфий и дисграфии на основе языкового анализа и синтеза).

Наличие теоретической базы опыта

Нарушения процесса овладения письменной речью в настоящее время рассматриваются в различных аспектах: клиническом, психологическом, нейропсихологическом, психолингвистическом, педагогическом (Т.В. Ахутина, Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.А. Логинова, Н.А. Никашина, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, Л.Ф. Спирова, О.А. Токарева, М.Е. Хватцев, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и др.)

Специфические расстройства письма (дисграфии) влекут за собой нарушения в овладении орфографией (О.И. Азова, Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, И.В. Прищепова) , часто являются причиной стойкой неуспеваемости, отклонений в формировании личности ребенка.

Содержание термина «дисграфия» в современной литературе определяется по-разному. Приведем несколько наиболее известных определений. Р. И. Лалаева (1997) дает следующее определение: дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма .

И. Н. Садовникова (1995) определяет дисграфию как частичное расстройство письма (у младших школьников - трудности овладения письменной речью), основным симптомом которого является наличие стойких специфических ошибок. Возникновение таких ошибок у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.

А. Н. Корнев (1997, 2003) называет дисграфией стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики (т. е. руководствуясь фонетическим принципом письма) несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствие грубых нарушений зрения и слуха.

А. Л. Сиротюк (2003) определяет дисграфию как частичное нарушение навыков письма вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.

До настоящего времени нет единого понимания, в каком возрасте или на каком этапе школьного обучения, а также при какой степени проявления нарушения можно диагностировать у ребенка наличие дисграфии. Поэтому разделение понятий «затруднения в овладении письмом» и «дисграфия», понимаемая как стойкое нарушение у ребенка процесса реализации письма на этапе школьного обучения, когда овладение «техникой» письма считается завершенным, более корректно как с точки зрения понимания сути дисграфии, так и в плане организации педагогических мероприятий по предупреждению или преодолению данного нарушения.

Ведущая педагогическая идея

В период  младшего школьного возраста необходимо найти такие коррекционно-развивающие и педагогические подходы к каждому ребёнку, которые способствовали бы скорейшему формированию и развитию речевых навыков и умений.

Оптимальность и эффективность средств

Формирование навыков правильного произношения осуществляется на спе-циально организованных индивидуальных занятиях. В их подготовке и про-ведении, для достижения максимальной эффективности, необходимо:                                                                                                                                                  –сформулировать тему и цель занятия;                                                                                                                                           – определить этапы занятия, их взаимозависимость и последовательность;                                                                           – постепенно усложнять лексический и грамматический материал, предъ-являемый детям;                                                                                                                                – разнообразить занятие при помощи игр и игровых приемов;                                                                                             – учитывать зону ближайшего развития ребенка;                                                                                                                         – осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;                                                                                                                – кратко и четко формулировать инструкции, даваемые детям;                                                                                              – использовать разнообразный и красочный наглядный материал;                                                                                           – уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия, планируя эмоциональные подъемы с учетом увеличения сложности излагаемого материала

Результативность опыта

В результате систематической работы, добиваюсь продвижений в совершенствовании фонематического слуха, слухового внимания и звукового восприятия на занятиях и в процессе повседневной жизнедеятельности, что способствует развитию мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, сопоставления и др.), помогает детям полнее и глубже понять предлагаемый материал, значительно развивает звуковую сторону речи, способствует развитию речевых навыков.

Во время занятий ребенок вслушивается в слова и звуки, интонационно выделяет звуки в словах, определяет место звука в слове, различает на слух твердые и мягкие согласные звуки, подбирает слова на заданный звук.

Привлекаю внимание детей к особенностям начертания сходных букв, к имеющимся в них различиям и тем самым помогаю им усвоить правильное их написание. Учимся дифференцировать звуки, а использование при этом наглядных средств, дидактических игр, игр с мячом и других методов и приёмов, позволяет не только включить детей в активный познавательный процесс, но и сделать изучаемый материал более доступным для понимания.

Обобщение, распространение и возможность тиражирования опыта работы.

Материалы из опыта работы по коррекции акустической дисграфии размещены на сайтах:

http://www.schoolrm.ru/schools/sc24sar/about/med_service.php

http://nsportal.ru/olga-anatolevna-denisova

http://kopilkaurokov.ru/logopediya/prochee/189049


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Представление собственного инновационного педагогического опыта Деятельностный подход в урочной деятельности младшего школьника

Актуальность и перспективность опытаКонцептуальностьНаличие теоретической базы опытаВедущая педагогическая идеяОптимальность и эффективность средствРезультативность опыта...

Представление собственного инновационного педагогического опыта "Активизация познавательных интересов младших школьников"

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость кото...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта "Активизация познавательной деятельности младших школьников на самоподготовке".

1.Актуальность опыта.2.Концептуальность опыта.3.Теоретическая база опыта.4.Ведущая педагогическая идея.5.Оптимальность и эффективность средств.6.Результативность опыта.7.Приложение....

Рабочая программа по коррекции акустической дисграфии у младших школьников

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.В. Мазановой "Коррекция акустической дисграфии"...

Обобщение инновационного педагогического опыт работы. «Предупреждение и коррекция акустической дисграфии у младших школьников».

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживают...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТНР

Данная статья посвящена перспективному направлению работы логопеда, а именно использование  информационно-коммуникативных технологии (ИКТ) при коррекции дисграфии у младших школьников с ТНР....