Рабочая программа «Предупреждение дисграфии у учащихся 1-ых классов». Календарно-тематическое планирование.
рабочая программа по логопедии (1 класс) по теме

Горемыкина Ирина Николаевна

Рабочая программа "Предупреждение дисграфии у учащихся 1-ых классов" составлена специалистом ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Горемыкиной Ириной Николаевной.

Данная программа позволяет учитывать особенности речевых дефектов у учащихся 1-ых классов при различных нарушениях и проводить профилактическую коррекционную работу с учетом специфики имеющихся нарушений по следующим направлениям • Развитие фонетико-фонематических функций • Развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза • Дифференциация акустически сходных звуков и букв • Дифференциация оптически сходных букв Развитие лексико-грамматического строя речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoprogr._1kl.goremyk17.docx58.15 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

ГБУ ДО ЦППМСП

Калининского района

Санкт-Петербурга

Протокол № 1

от 30 августа 2017 г.

         «УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБУ ДО ЦППМСП

          Калининского района Санкт-Петербурга

          ______________________О.В.Баранова

Рабочая  программа

специалиста ГБУ ДО ЦППМСП

Калининского района Санкт-Петербурга

«Предупреждение дисграфии у учащихся 1-ых классов»

Должность : учитель-логопед

Фамилия И. О.:      Горемыкина Ирина Николаевна

Срок реализации:   2017-2018 учебный год


Содержание

1.1. Основные характеристики программы

1.2.  Пояснительная записка

1.3. Цель и задачи программы

1.4. Содержание программы

1.5. Планируемые результаты

2.1. Организационно-педагогические условия

2.2. Календарный учебный график

2.3. Условия реализации программы

2.4. Формы аттестации

2.5. Оценочные материалы

2.6. Методические материалы

 

2.6. Список литературы, использованной при составлении программы


1.2Пояснительная записка

         Образовательная программа  по предупреждению дисграфии у учащихся 1-ых классов является дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой дополнительного образования детей коррекционно-педагогической  направленности.

Актуальность программы

         Для современной общеобразовательной школы характерны специфические трудности овладения грамотой некоторых категорий учащихся первых классов. Это явление далеко не случайное. Причины уходят своими корнями в дошкольный и даже более ранний возраст. Задолго до изучения грамматических правил ребенок должен овладеть грамотой, то есть дифференцировать звуки и буквы, и научиться точно «фотографировать» устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением. К сожалению, даже это удается далеко не всем детям, и у многих из них впервые дни пребывания в школе возникают  трудности на письме. Появление таких ошибок свидетельствует о неготовности ребенка к началу школьного обучения, о его недостаточной психофизиологической «зрелости».

        Дисграфия никогда не возникает из «ничего», понимание этого обстоятельства уже указывает на более рациональный правильный путь коррекции с данной формой речевой патологии. Предупреждение дисграфии должно начинаться не в школе, а в дошкольном возрасте. И основные усилия здесь должны быть направлены на устранение уже имеющихся предпосылок дисграфии.

        Для решения этой сложной проблемы гораздо важнее говорить о способах профилактики дисграфии у детей  младшего школьного возраста, тем более что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить

.

Педагогическая целесообразность

         Данная программа позволяет учитывать особенности речевых дефектов у учащихся 1-ых классов  при различных нарушениях  и проводить профилактическую коррекционную работу с учетом специфики имеющихся нарушений по следующим направлениям

  • Развитие фонетико-фонематических функций
  • Развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза
  • Дифференциация акустически сходных звуков и букв
  • Дифференциация оптически сходных букв

Развитие лексико-грамматического строя речи

Новизна программы заключается, в том, что для решения поставленных задач используются не только классические проверенные временем  методики, но и современные образовательные технологии, компьютерные речевые  игры.

Адресат программы

        Работа по данной программе осуществляется  в оборудованном логопедическом кабинете с детьми, имеющими заключение ТПМПК.  Занятия могут быть  групповые, подгрупповые и индивидуальные. Количество детей на групповых занятиях 3-6 человек. Программа рассчитана на учащихся 1-ых классов, имеющих предрасположенность к дисграфии. Продолжительность занятий 40 минут.

         Программа рассчитана на 64 часа на период с 1 сентября  по 25 мая. В каникулярное время занятия не проводятся.  В программу включены 8 часов обследования (диагностики) на начало и конец учебного года.

Форма обучения очная, во второй половине дня.

Адресатом программы являются учащиеся 1-ых классов, прошедшие ТПМК.

Характеристика обучающихся.Учащиеся 1-ых классов, имеющие нарушения  фонематического восприятия и представления,  навыка языкового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, звукопроизношения.

Срок реализации: 64 часов.

Режим занятий: 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия:  групповая 40, индивидуальная, подгрупповая 20 мин.

Формы обучения: очная,  индивидуальная, групповая, подгрупповая.

1.3Цели и задачи программы

         Основной целью данной программы является :коррекция фонетико-фонематических нарушений речи, лексико-грамматического строя речи для успешного усвоения школьной программы

Задачи:

  • формирование и развитие фонематического восприятия;
  • формирование и развитие фонематического анализа и синтеза;
  • дифференциация смешиваемых звуков;
  • развитие слогового анализа и синтеза;
  • развитие зрительного восприятия и воображения;
  • уточнение расширения объема зрительной памяти, формирование пространственного восприятия и представления;
  • развитие функции словоизменения;
  • развитие функции словообразования;
  • развитие анализа структуры предложения;
  • расширение словарного запаса.

      В соответствие с поставленной целью был выделен ряд задач:

Образовательные

-подготовить  детей к знакомству с правилами фонетики русского языка.

 Развивающие

-развивать неречевые и речевые психические процессы;

-содействовать обогащению  словарного запаса и навыков грамматически правильного оформления высказывания, письма.

 Воспитательные

-формировать  положительную мотивацию;

- содействовать активизации коммуникативной деятельности детей;

- способствовать воспитанию интереса к обучению.

Коррекционные

-совершенствовать фонематическое восприятие: навыки фонематического анализа, синтеза, представлений;

-развивать и совершенствовать слоговой анализ и синтез;

-развивать и совершенствовать оптико-кинестетические представления, зрительную и слуховую память;

-формировать   представление о морфологическом составе слова;

-развивать лексико-грамматический строй речи.

1.4Содержание программы

Устранение предпосылок дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза.

Чаще всего у учащихся начальных классов встречается дисграфия на основе нарушения языкового анализа и синтеза. Наиболее распространенными ошибками является искажению звукослоговой структуры слова. В связи с этим, особое внимание уделяется развитию фонематического анализа и синтеза. Функция фонематического анализа не только сложная, но и многоплановая. Самой сложной ее формой является определение последовательности,  количества звуков, их места в слове по отношению к другим звукам.

Процесс формирования фонематического анализа должен предполагать постепенное усложнение речевого материала:

  • слова из двух гласных: ау, уа;
  • односложные слова, состоящие из обратного, прямого, открытого, закрытого слога: ум, да, дом;
  • двухсложные слова из открытых слогов: рама, луна;
  • двухсложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога: диван, сахар;
  • двухсложные слова со стечением согласных на стыке слогов: лампа;
  • односложные слова со стечением согласных в начале слова: врач;
  • односложные слова со стечением согласных в конце слова: волк;
  • двухсложные слова со стечением согласных в начале слова: трава;
  • двухсложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова: клумба;
  • трехсложные слова: канава, кастрюля и др.

В процессе формирования слогового анализа и синтеза важно учитывать поэтапность формирования умственных действий слогового анализа и синтеза с опорой на внешние вспомогательные средства.

          Предлагаются следующие задания: отхлопать или отстучать слово по слогам, сопровождая  послоговое произнесение слова движением руки. В процессе развития слогового анализа в речевом плане важным является умение выделять гласные звуки в слове. Дети должны усвоить основное правило слогоделения: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Вся работа делиться на два этапа. На первом этапе происходит уточнение представления о гласных и согласных звуках, их дифференциации, выделение гласного звука на фоне слога или слова. Следующий этап включает работу, направленную на формирование и закрепление умения определять слоговой состав слова.

В процессе работы необходимо учитывать принцип поэтапного формирования умственных действий. Вначале работа  ведется с опорой на вспомогательные средства. При формировании фонематического анализа ученику предъявляется графическая схема слова, количество кружочков, которые соответствуют числу звуков в слове. Красные кружочки обозначают гласные звуки, зеленые – мягкие согласные, синие - твердые согласные звуки. Учащийся с помощью кружочков заполняет схему, при этом ребенок производить позвуковое проговаривание с опорой на дидактические материалы.

При работе над предложением детям также предлагается опора в виде схемы предложения. Предложение обозначается одной длинной полоской, слова – короткими полосками. Составление предложений первоначально осуществляется  по наглядных схемам. Графические схемы помогают с помощью значков и стрелок символизировать предметы и отношения между ними. Например, слово, которое обозначает предмет и отвечает на вопрос «кто? что?» будет обозначаться  квадратом. Слово, которое обозначает действие и отвечает на вопрос «что делает?» будет обозначаться стрелочкой, объект действия – треугольником. В дальнейшем работа осуществляется в плане громкой речи. На последующих этапах работы становиться возможным перенос действий во внутренний план.

В работах детей часто встречаются такие ошибки, как нарушение границ предложения, слитное написание слов. Они связаны с недостаточным уровнем сформированности анализа предложения на слова, умением определить количество, последовательность и место в предложении.

Кроме этого, характерны ошибки, связанные  с  искажением предложения (пропуски, перестановки слов). Они связаны с недоразвитием функций  синтаксических обобщений. В этом случае логопедическая работа должна быть направлена на то, чтобы сформировать представления о структуре предложения. Работа проводится в следующем порядке:

  • двусоставные предложения (подлежащее – сказуемое);
  • другие двусоставные предложения;
  • распространенные предложения;
  • сложносочиненные и сложноподчиненные.

Устранение предпосылок акустической дисграфии.

В работах детей также часто встречаются ошибки на замены букв, обозначающие фонетически близкие звуки. В большинстве случаев замены букв обусловлены нечеткостью слухового восприятия и слуховых представлений о звуках. Работа по развитию дифференциации фонем строиться в два этапа:

  • Предварительный этап работы над каждым звуком. На этой этапе уточняется произносительный слуховой образ каждого звука. Работа производится в следующей последовательности: уточнение артикуляции и звучания звука, выделение его на фоне слога, определение наличия места звуков в слове, определение места звука по отношению к другим, выделение его из предложения.
  • Работа по дифференциации звуков (на слух и в произношении). Логопедическая работа по уточнению и закреплению дифференциации звуков проводиться с опорой на различные анализаторы (речеслуховой, речедвигательной, зрительной). Использование тех или иных анализаторов определяется характером нарушенных дифференцировок. Совершенствование дифференциации осуществляется более успешно в том случае, если оно проводится в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. По предупреждению дисграфии большое место занимают письменные упражнения, закрепляющие дифференциацию звука (сначала дети пишут печатными буквами, а затем после овладения алфавитом -  строчными).

Устранение предпосылок оптической дисграфии.

        Профилактика оптической дисграфии должна быть направлена на преодоление отставаний в развитии у ребенка зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Формирование пространственных представлений происходит в тесной связи с развитием речи и мышления. Усвоение  словесных обозначений различных пространственных признаков: «квадратный», «круглый», «высший», «низший», «толще», «тоньше»  проводятся с опорой на наглядный материал.

        Особое место отводится работе над   пространственными предлогами, при помощи которых выражается расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу. Проводятся конкретные практические действия на реальных предметах и на картинках, чтобы объяснить учащемуся смысловое значение основных предлогов.

        Упражнение по развитию пространственных представлений (левой и правой стороны) носит особый характер. Необходимо научить ребенка чисто практическим ориентировкам на листе бумаги – начать писать буквы в левом верхнем углу и заполнять строчку слева направо. Элементы знакомых ребенку печатных букв, должны писаться в направлении сверху вниз, а не наоборот. И каждый элемент к любой букве должен приписываться только справа, за исключением развернутых в левую сторону букв. На это нужно специально обратить внимание ребенка. Полезны упражнения в выполнении узнавания печатных и прописных букв сходных по начертанию в усложненных условиях (наложенных друг на друга, заштрихованных, с недописанными элементами, изображёнными  пунктирными линиями и т.д.).  Узнавание букв в усложненных условиях проводится в виде игры и в виде упражнений, которые помогут ребенку создать в своем воображении настоящие образы букв, несмотря на «ошибки».

Устранение предпосылок аграмматической дисграфии.

Основным способом профилактики данного вида дисграфии является формирование грамматической системы языка. Трудность формирования грамматического строя проявляется уже в устной речи  до овладения процессе письма. Это бедность морфосинтаксических конструкций, ошибки в согласовании слов в предложении. Для обеспечения полного формирования грамматического строя речи у обучающихся с предрасположенностью возникновения аграмматической дисграфии необходимо решить несколько задач:

  1. научить сначала с помощью картинного материала усвоить основные смысловые значения каждой конкретной грамматической формы;
  2. научить самостоятельно, образовывать грамматические формы по заданному образцу (по аналогии);
  3. довести до автоматизма образец правильной грамматической формы языка.

Особое место отводится использованию малознакомым или вообще незнакомым словам.

Сначала работа осуществляется над развитием навыка словоизменения, затем важно научить ученика правильно согласовывать прилагательное с существительным, с глаголом и числительным. Параллельно целесообразно можно провести работу над предлогами. Необходимо иметь в  виду две стороны этой работы: правильность употребления самого предлога и правильность употребления окончаний имен существительных, связанных с этим предлогом. Последним этапом является – работа над словообразованием при помощи приставок и суффиксов.

Устранение предпосылок  артикуляторно-акустической дисграфии.

        При артикуляторно-акустической дисграфии ребенок имеет неправильное звукопроизношение, фиксирует его на письме, иначе  пишет, так как произносит. Первичная задача в данной ситуации – исправление звукопроизношения, развитие фонематических функций и связной речи. Параллельно проводится работа по предупреждению акустическойдисграфии.

 Расширение и обогащение словарного запаса.

       Учащиеся часто смешивают по значению слова, имеющие сходный звуковой состав. Ограниченность лексического запаса приводит к тому, что нередко вопреки смыслу дети заменяют нужное, но малознакомое слово другим более привычным, хотя и не соответствующим определенному значению. Именно из-за бедности словарного запаса и неточности понимания значения многих слов учащиеся нередко оказываются не в состоянии овладеть грамотным письмом. Для практического применения большинства правил грамматики необходимо уметь правильно подбирать проверочные слова из числа «родственных слов».

Упражнения по расширению и обогащению словарного запаса у детей первых классов проводятся в виде дидактических игр и заданий. Пополнение объема словарного запаса осуществляется с помощью количественного роста словаря – «слов-предметов» «слов-признаков» , «слов-действий», «слов-приятелей», «слов-неприятелей»..

Расширение объема слова необходимо проводить параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формируя познавательную деятельность:

  • уточнение значения слов;
  • формирование семантической структуры слова;
  • активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова.

Необходимо учитывать тесную связь процессов развития лексики и словообразования, целью которых является уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических значений, закрепление связей между словами.

1.5   Планируемые результаты

  • Развитие фонетико-фонематических функций;
  • Развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
  • Развитие лексико-грамматического строя речи;
  • Совершенствование правил орфографии

Условные обозначения типов уроков

КУ

  коррекционный урок

ОУ

  обобщающий урок

ИУ

  итоговый урок

УК

  урок контроля

ВУ

  вводный урок


Активные методы обучения, игровые методы:

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий.

2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.

3. Работа с бланковыми методиками.

4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами.

5. Использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях.  

6. Использование презентаций-офтальмотренажёров, отдельной презентации и фрагментов презентации по ходу логопедического занятия.

7. Использование картинного материала.

8. Использование презентаций по теме занятия 

9. Активные методы рефлексии.


Учебный план

.

№.

п/п

Название раздела,

тема

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Диагностика

6

2,0

4,0

Опрос учащихся

2

Восполнение пробелов в развитии фонетико-фонематических функций, слогового анализа и синтеза

38

18

20

Работы учащихся

Тестовые работы

Игры, упражнения

3

Восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой.

15

7,5

7,5

Работы учащихся

Тестовые работы

Игры, упражнения

4

Работа на синтаксическом уровне

5

2,5

2,5

Работы учащихся

Тестовые работы

игры, упражнения

Итого

64

30,0

34,0


Тематическое планирование

1

2

4

5

П\П

Тема урока

Количество часов

Всего

Теория

Прак

тика

1

Вводное занятие

Углубленное обследование речи

1,0

1

2

Обследование языкового анализа и синтеза

0,5

0,5

1

3

Обследование речи фонематических процессов и восприятий

0,5

0,5

1

4

Обследование лексико-грамматического строя речи

0,5

0,5

1

5

Обследование связной речи

0,5

0,5

1

6

Звук О, буква О.

0,5

0,5

1

7

Звуки П, Пь  буква П.

0,5

0,5

1

8

Звуки Г, Гь, буква Г

0,5

0,5

1

9

Звуки Т,Ть буква Т

0,5

0,5

1

10

Звуки С,Сь буква С

0,5

0,5

1

11

Звук А, буква А

0,5

0,5

1

12

.Дифференциация О-А

0,5

0,5

1

13

Звук И, буква И.

0,5

0,5

1

14

Звуки К ,Кь, буква К

0,5

0,5

1

15

Звуки Н, Нь, буква Н.

0,5

0,5

1

16

Звук Ы, буква Ы

0,5

0,5

1

17

Дифференциация Ы-И

0,5

0,5

1

18

Дифференциация О-А

0,5

0,5

1

19

Звуки Х, Хь, буква Х

0,5

0,5

1

20

Звук У , буква У

0,5

0,5

1

21

 Звуки Б, Бь, буква Б

0,5

0,5

1

22

Дифференциация И-У

0,5

0,5

1

23

Дифференциация Г-К

0,5

0,5

1

24

Дифференциация Б-П

0,5

0,5

1

25

Дифференциация Д-Т

0,5

0,5

1

26

Дифференциация Б-Д

0,5

0,5

1

27

Звуки З, Зь, буква З

0,5

0,5

1

28

Дифференциация З-С

0,5

0,5

1

29

Звуки М, Мь, буква М.

0,5

0,5

1

30

Звуки В, Вь, буква В

0,5

0,5

1

31

Дифференциация твердых и мягких согласных.

0,5

0,5

1

32

Звуки Ф, Фь, буква Ф

0,5

0,5

1

33

Дифференциация В-Ф

0,5

0,5

1

34

Звуки Р, Рь, буква Р

0,5

0,5

1

35

Звуки Л, Ль, буква Л

0,5

0,5

1

36

Дифференциация Р-Л

0,5

0,5

1

37

Звук Й, буква Й

0,5

0,5

1

38

Дифференциация И-Й

0,5

0,5

1

39

Звук Ж, буква Ж

0,5

0,5

1

40

Правописание ЖИ.  Предложение (схемы предложений, анализ предложений).

0,5

0,5

1

41

Дифференциация звонких и глухих звуков.

0,5

0,5

1

42

Звук Ч, буква Ч. Правописание ЧУ, ЧА

0,5

0,5

1

43

Звук Ш, буква Ш. Правописание ШИ

0,5

0,5

1

44

Звук Щ, буква Щ. Правописание ЩА, ЩУ

0,5

0,5

1

45

Дифференциация Ж-Ш. Правописание ЖИ-ШИ

0,5

0,5

1

46

Звук Ц, буква Ц. Правописание ЖИ-ШИ, ЩУ-ЧУ

0,5

0,5

1

47

Дифференциация Ть-Ц.

0,5

0,5

1

48

Буква Э, звук Э

0,5

0,5

1

49

Повторение орфограмм ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Большая буква в начале предложения.

0,5

0,5

1

50

Дифференциация Ть-Ч

0,5

0,5

1

51

Написание простых распространённых предложений.

0,5

0,5

1

52

Буква Е. Схемы предложений.

0,5

0,5

1

53

Буква Я. Схемы предложений.

0,5

0,5

1

54

Буква Ё. Анализ предложений.

0,5

0,5

1

55

Буква Ю. Распространенные предложения.

0,5

0,5

1

56

Мягкие согласные перед Я, Е.

Сложносочиненные предложения.

0,5

0,5

1

57

Мягкие согласные перед  Ё, Ю

Сложноподчиненные предложения

0,5

0,5

1

58

Мягкий знак-показатель мягкости согласных.

0,5

0,5

1

59

Мягкий знак - показатель мягкости согласных.

0,5

0,5

1

60

Твердые и мягкие согласные перед О-Ё

0,5

0,5

1

61

Твердые и мягкие согласные перед У-Ю

0,5

0,5

1

62

Твердые и мягкие согласные перед А-Я

0,5

0,5

1

63

Твердые и мягкие согласные перед Ы-И

0,5

0,5

1

Итоговая диагностика

64

Диктант

1

1




Календарно-учебный график  группы первоклассников (63 занятия)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

П\П

Тема урока

Тип урока

Количество часов

Приемы и методы организации образовательного процесса

Использование образовательных ресурсов

Формы подведения итогов

Дата проведения

Тео

рия

практика

план

факт

1

Вводное занятие

Углубленное обследование речи

ВУ

1,0

Устный опрос, диалог, беседа, игра.

Альбом Иншаковой «Логопедическое лото»

Игра "Логопедическое лото"

2

Обследование языкового анализа и синтеза

УК

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, игра.

Презентация "Обследование речи"

Дидактические игры

3

Обследование речи фонематических процессов и восприятий

УК

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, игра.

Тетрадь

"Обследование речи»

Дидактические игры

4

Обследование лексико-грамматического строя речи

УК

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, игра

Тетрадь"Обследование речи»

Дидактические игры и упражнения

5

Обследование связной речи

УК

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, игра

Тетрадь"Обследование речи»

Дидактические игры и упражнения

6

Звук О, буква О.

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, игра, печатание буквы

Методический материал (индивидуальные карточки).

Дидактические игры и карточки

7

Звуки П, Пь  буква П.

КУ

0,5

0,5

8

Звуки Г, Гь, буква Г

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, печатание букв

Методический материал

Дидактические игры и упражнения

9

Звуки Т,Ть буква Т

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, печатание букв

10

Звуки С,Сь буква С

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, печатание букв

Методический материал

Дидактические игры и упражнения

11

Звук А, буква А

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, печатание букв

12

.Дифференциация О-А

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, печатание.

Методический материал

Дидактические игры и упражнения

13

Звук И, буква И.

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, игра, печатание.

14

Звуки К ,Кь, буква К

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, печатание

Методический материал

Дидактические игры и упражнения

15

Звуки Н, Нь, буква Н.

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, печатание

Методический материал

Дидактические игры и упражнения

16

Звук Ы, буква Ы

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, печатание

Методический материал

Дидактические игры и упражнения

17

Дифференциация Ы-И

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, игра, печатание

Методический материал

Дидактические игры и упражнения

18

Дифференциация О-А

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, печатание

Методический материал

Дидактические игры и упражнения

19

Звуки Х, Хь, буква Х

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, печатание

Методический материал

Дидактические игры и упражнения

20

Звук У , буква У

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, печатание

Методический материал

Дидактические игры и упражнения

21

 Звуки Б, Бь, буква Б

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, печатание

Методический материал

Дидактические игры и упражнения

22

Дифференциация И-У

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, печатание

Презентация по теме

Дидактические игры и упражнения

23

Дифференциация Г-К

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, печатание

Презентация по теме

Дидактические игры и упражнения

24

Дифференциация Б-П

ОУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, печатание

Презентация по теме

Дидактические игры и упражнения

25

Дифференциация Д-Т

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, печатание

Презентация по теме

Дидактические игры и упражнения

26

Дифференциация Б-Д

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, печатание

Презентация по теме

Дидактические игры и упражнения

27

Звуки З, Зь, буква З

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, печатание .

Методический материал

Дидактические игры и упражнения

28

Дифференциация З-С

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, печатание

Презентация по теме

Дидактические игры и упражнения

29

Звуки М, Мь, буква М.

.

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, печатание

Методический материал

Дидактические игры и упражнения

30

Звуки В, Вь, буква В

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, печатание

Методический материал

Дидактические игры и упражнения

31

Дифференциация твердых и мягких согласных.

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, печатание

Презентация по теме

Дидактические игры и упражнения

32

Звуки Ф, Фь, буква Ф

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, печатание

Методический материал

Дидактические игры и упражнения

33

Дифференциация В-Ф

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, печатание

Презентация по теме

Дидактические игры и упражнения

34

Звуки Р, Рь, буква Р

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, печатание

Методический материал

Дидактические игры и упражнения

35

Звуки Л, Ль, буква Л

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, печатание

Методический материал

Дидактические игры и упражнения

36

Дифференциация Р-Л

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, печатание

Методический материал

Дидактические игры и упражнения

37

Звук Й, буква Й

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, печатание

Методический материал

Дидактические игры и упражнения

38

Дифференциация И-Й

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, печатание

Методический материал

Дидактические игры и упражнения

39

Звук Ж, буква Ж

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, печатание

Методический материал

Дидактические игры и упражнения

40

Правописание ЖИ. Предложение (схемы, анализ предложений).

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, печатание

Методический материал

Дидактические игры и упражнения

41

Дифференциация звонких и глухих звуков.

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, печатание

Презентация по теме

Дидактические игры и упражнения

42

Звук Ч, буква Ч

Правописание ЧУ, ЧА

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, письмо

Интерактивный тренажер

Дидактические игры и упражнения

43

Звук Ш, буква Ш

Правописание ШИ

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, письмо

Интерактивный тренажер

Дидактические игры и упражнения

44

Звук Щ, буква Щ

Правописание ЩА, ЩУ

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, письмо

Интерактивный тренажер

Дидактические игры и упражнения

45

Дифференциация Ж-Ш

Правописание ЖИ-ШИ

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, письмо

Интерактивный тренажер

Дидактические игры и упражнения

46

Звук Ц, буква Ц

Правописание ЖИ-ШИ,ЩУ-ЧУ

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, печатание

Методический материал

Дидактические игры и упражнения

47

Дифференциация Ть-Ц.

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, письмо

Методический материал

Дидактические игры и упражнения

48

Буква Э, звук Э

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, письмо

Методический материал

Дидактические игры и упражнения

49

Повторение орфограмм ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Большая буква в начале предложения.

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, письмо

Методический материал

Презентация по теме

Дидактические игры и упражнения

50

  Дифференциация Ть-Ч

.

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, письмо

Методический материал

Дидактические игры и упражнения

51

Написание простых распространённых предложений.

ОУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, письмо

Методический материал

Дидактические игры и упражнения

52

Буква Е

Схемы предложений.

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, письмо

Методический материал

Дидактические игры и упражнения

53

Буква Я

Схемы предложений.

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, письмо

Методический материал

Дидактические игры и упражнения

54

Буква Ё

Анализ предложений.

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, письмо

Методический материал

Дидактические игры и упражнения

55

Буква Ю

Распространенные предложения.

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, письмо

Методический материал

Дидактические игры и упражнения

56

Мягкие согласные перед Я, Е.

Сложносочиненные предложения.

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, письмо

Презентация по теме

Дидактические игры и упражнения

57

Мягкие согласные перед  Ё, Ю

Сложноподчиненные предложения

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, письмо

Презентация по теме

Дидактические игры и упражнения

58

Мягкий знак-показатель мягкости

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, письмо

Презентация по теме

Дидактические игры и упражнения

Мягкий знак -  показатель мягкости

59

Твердые и мягкие согласные перед О-Ё

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, письмо

Методический материал

Дидактические игры и упражнения

60

Твердые и мягкие согласные перед У-Ю

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, письмо

Методический материал

Дидактические игры и упражнения

61

Твердые и мягкие согласные перед А-Я

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, письмо

Методический материал

Дидактические игры и упражнения

62

Твердые и мягкие согласные перед Ы-И

КУ

0,5

0,5

Устный опрос, диалог, беседа, письмо

Методический материал

Дидактические игры и упражнения

Итоговая диагностика

63

Диктант

УК

1

Самостоятельное письмо

Методический материал

Письмо


Литература

  1. Ананьев Б.К. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Известие АПН РСФСР. – 1995 г.
  2. Ефименкова Л.И., Садовникова И.Н. Исправления и предупреждения дисграфии у детей. – DOC - М.: Книголюб, 2005 г.
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: Гном-Пресс 2012 г.
  4. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Гумм. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001г.
  5. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – Изд. Союз, 2009 г.
  6. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: ВЛАДОС, 2009г.

Приложения

Лицензионные интернет ресурсы

1. Интерактивный тренажер «Я пишу грамотно»

2. Интерактивный тренажер по русскому языку «Для начальной школы» ФГОС

3. Интерактивный тренажер для развития неречевых психических функций «Развивающая коллекция» «Умные игры» 

Электронные презентации в программе  MicrosoftPowerPoint

  1. Диагностические методики обследования по  речевой карте ГБУ ДО ЦППМСП  Калининского района составитель Селявина И.Б.
  2. «Нейролингвистические методики обследования» ГБУ ДО ЦППМСП  Калининскогорайона составители. Горемыкина И. Н.,Гроздова И.Н.
  3. «Безударные гласные в корне слова» ГБУ ДО ЦППМСП  Калининского района составитель Смирнова Т.А.
  4. «Развитие связной речи»  ГБУ ДО ЦППМСП  Калининского района  составитель Горемыкина И.Н.
  5.  «Мягкий знак-показатель мягкости» ГБУ ДО ЦППМСП  Калининского района составитель Гроздова И.Н.
  6. «Театрализованная логопедическая игра «Таинственная страна звуков» ГБУ ДО ЦППМСП  Калининского района составитель Григорьева Н.А.