Главные вкладки

    Доклад на тему «Актуализация направлений коррекционной помощи и сопровождения обучающихся с нарушениями речи в образовательных организациях в соответствии требованиям ФГОС НОО для обучающихся c ОВЗ»
    статья по логопедии на тему

    Хворостьянова Ольга Энгельсовна

    Логопедичекое сопровождение детей в Хотьковской школе-интернате.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

            ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

    УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

    Кафедра дефектологии

    Дополнительная профессиональная программа

    (повышение квалификации)

     «Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»

    Тема: «Актуализация направлений коррекционной помощи и сопровождения обучающихся с нарушениями речи в образовательных организациях в соответствии требованиям ФГОС НОО для обучающихся c ОВЗ»

    Выполнила:

    Хворостьянова Ольга

     Энгельсовна,

    учитель-логопед

    ГБОУ «Хотьковская школа-

    интернат»

    Проверила:

    преподаватель

     по специализации  

    Бушуева Е.М.

    2016 г

    Оглавление.

    1. Актуализация проблемы.
    2. Цели и задачи логопедического сопровождения детей с нарушениями речи с в Хотьковской школе – интернате.
    3. Направления коррекционной работы.
    4. Формы работы.
    5. Этапы логопедического сопровождения.
    6. Результаты работы.
    7. Из опыта работы.
    8. Литература.

    Цель программы коррекционной работы заключается в определении комплексной системы психолого-медико-педагогической и социальной помощи обучающимся с ОВЗ для успешного усвоения основной образовательной программы. Мы коснемся только одного из актуальных направлений – логопедического сопровождения обучающихся с ОНР.

    В нашем учреждении создана и постоянно совершенствуется система работы по логопедическому сопровождению обучающихся начального звена с ТНР, которая имеет определенные цели и задачи.

     Цель работы учителя-логопеда -  преодоление трудностей в обучении и общении, обусловленных речевым недоразвитием, посредством коррекции и профилактики речевых нарушений, способствуя развитию личности и формированию положительных личностных качеств т.е.  предупреждение неуспеваемости обучающихся начальной школы, обусловленной различными речевыми нарушениями, повышение качества обучения.

    Основными задачами логопедического сопровождения являются:

    1. Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся.

    2.Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ.

    3. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

    Направления коррекционной работы:

    - развитие фонематических процессов (умение слышать и различать звуки речи);

    - нормализация звукопроизношения;      

    - коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи;

    - формирование связной речи, навыков построения связного высказывания;

    -предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма.

    - развитие неречевых процессов (внимания, памяти, познавательной активности, мышления);

    - развитие моторики, пространственно-временных представлений.

    Формы работы:

    •        Объективная, развернутая, комплексная диагностика.

    •        Составление, корректировка и реализация программ коррекционно-развивающего процесса.

    •        Проведение групповых и индивидуальных занятий.

    •        Консультационная работа с родителями.

    •        Консультационная работа с учителями.

    Основной задачей в коррекционно-развивающей работе является создание эмоционального, интеллектуального и речевого потенциала ребёнка. Исходным принципом коррекционно-развивающей работы является принцип единства диагностики и коррекции развития.

    Логопед является одной из ключевых фигур в комплексном сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Междисциплинарное взаимодействие предполагает взаимодействие всех участников, реализующих диагностико-коррекционную программу развития ребенка. Обязательным является взаимодействие логопеда со специалистами: с врачом неврологом, отоларингологом, педиатром, психиатром; с педагогом-психологом, учителем-дефектологом. Наибольшая результативность логопедической работы зависит от взаимодействия учителя-логопеда с родителями. Через участие в занятиях, через домашние задания происходит включение родителей в коррекционный процесс.

              Логопедическое сопровождение ребенка начинается с момента его поступления в школу и осуществляется в несколько этапов. Перед логопедом стоит задача - обеспечение качества необходимой помощи.

           

      I этап логопедического сопровождения начинается со всестороннего обследования речи ребенка. Нарушение речи может касаться разных её сторон: фонетики, лексики, грамматики. Это значит, что обследование должно быть разносторонним, должно выявить звуковую сторону речи, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй, начиная со второго класса также обследуется чтение и письмо.

    В нашей школе при обследовании практикуется присутствие родителей или лиц их заменяющих. . Это необходимо для выявления времени появления речевых нарушений, правильной диагностики, по возможности — предупреждения дальнейшего развития дефекта и, самое главное — своевременного начала работы по коррекции выявленного речевого нарушения.

    Все полученные данные обследования анализируются, сопоставляются и фиксируются в речевой карте. Краткий анализ данных обследования позволяет сделать прогноз и наметить пути дальнейшего логопедического сопровождения.

    Существенным звеном в логопедическом сопровождении является совместная работа со специалистами – медиками и со школьным психологом. Данное сотрудничество осуществляется на протяжении всех этапов. На I этапе логопедического сопровождения, когда идёт обследование речи, помощь невропатолога необходима для выявления этиологии речевого дефекта, сопутствующей неврологической симптоматики. Медицинский

    специалист назначает медикаментозное лечение, специальный массаж, физиотерапевтические процедуры. Также на этом этапе психолог диагностирует психологическую базу речи (восприятие, внимание, память, мышление). Данный этап имеет временные рамки – это сентябрь (начало учебного года).

    По результатам I этапа логопедического сопровождения составляется календарно – тематическое планирование.

    II этап логопедического сопровождения.

    В зависимости от поставленного диагноза строится дальнейшая индивидуальная коррекционная работа, которая осуществляется на индивидуальных или подгрупповых занятиях (они вынесены за сетку часов) по составленному и утвержденному календарно-тематическому планированию.

    Подгруппы из 2—4 человек формируются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, специфики речевого нарушения.

     На II этапе логопедического сопровождения осуществляется   совместная работа всех специалистов школы, участвующих в учебно-воспитательном процессе, а также родителей. Необходимо вовлекать их в процесс логопедического сопровождения. Они должны знать цели коррекции, ближайшие и отдалённые, ожидаемые результаты и предполагаемые сроки коррекционной работы.

    К логопедическому сопровождению относится и единый речевой режим, в связи с чем в школе разработана система мероприятий – это:

    1.     Постоянный контроль за произношением учащихся.

    Он осуществляется на всех уроках, занятиях и во внеурочное время. Все ошибки, допущенные учеником, должны быть обязательно исправлены работниками школы. Чрезвычайно важно, чтобы взрослый знал, что можно потребовать от ученика, а что еще не в его возможностях. Большое значение имеет тактичность взрослого, чтобы не вызвать у ученика негативной реакции. Также разработаны формы контроля.

    2.     На уроках, занятиях осуществляется фонематическая и смысловая обработка нового речевого материала

    3.     Осуществляется обязательная подготовка устных выступлений учащихся на праздниках, коллективно-творческих делах.

    4.     Речевая деятельность активизируется через создание практических ситуаций по овладению речью -  1/3 времени – это речь взрослого и 2/3 – речь детей.

                

    III этап - отслеживание динамики речевого развития детей.

    Повторная диагностика речевого развития по тем же методикам, которые были использованы на первом этапе логопедического сопровождения. Идёт отслеживание результатов, коррекционной работы, делается вывод об эффективности применяемых методик.   В речевых картах отмечается результативность логопедической работы.

    По результатам работы проводится речевой отчет в форме инсценирования любого художественного произведения ( в прозе или в стихотворной форме) по возрасту, монтажа в стихах по той или иной теме, открытого внеклассного мероприятия, участия в Дне «открытых дверей» нашего учреждения, где учащиеся могут показать свои достижения в развитии навыков связной и письменной речи за год.

    Одним из наиболее актуальных направлений в логопедическом сопровождении детей с ОНР (кроме выше указанных) является наиболее широкое привлечение родителей и лиц их заменяющих к проблеме формирования навыков устной и письменной речи и адаптации детей в социуме. Проблемы связаны с тем, что в школе –интернате родители появляются в большинстве своем один раз в неделю.

    Работа с родителями первоклассников начинается с обучения азам логопедических знаний, формам педагогической поддержки на занятиях. Родительские университеты проводятся в разных формах: лекции, презентации, беседы, игры, мастер – классы, анкетирование. Опыт показывает, что такая форма работы с родителями необходима, крайне важна и эффективна.  Мы уже привлекаем родителей на I этапе логопедического сопровождения т.е. на этапе обследования. Это дает получение наиболее объективных результатов обследования и соответственно планирования работы. Мы регулярно приглашаем родителей  на «открытые « и «рабочие» уроки и логопедические занятия, привлекаем к подготовке различных внеклассных мероприятий.

    Многолетний опыт показывает, что такая система работы по логопедическому сопровождению обучающихся является эффективной и даёт возможность освоения детьми с ОВЗ  основной программы начального общего образования в школах с ТНР .


        

     

    Логопедическое сопровождение

    Направление

    Задачи

    Содержание и формы работы

    Ожидаемые результаты

    Диагностическое

    Выявление детей с нарушениями общего и речевого развития, определение структуры и степени выраженности дефекта, отслеживание динамики общего и речевого развития

    1.Динамика общего и речевого развития обучающихся

    2.Исследование результатов обученности логопатов

    3.Изучение состояния навыков письменной речи детей-логопатов

    Характеристика образовательной ситуации

    Составление рекомендаций для родителей и учителей

    Коррекционное

    Коррекция общего и речевого развития обучающихся – логопатов, направленная на формирование УУД, необходимых для  их самостоятельной учебной деятельности

    Проведение индивидуальных и групповых логопедических занятий по коррекции общего недоразвития речи,фонетико-фонематических нарушений, нарушений чтения и письма

     Сформированность языковых средств и умения пользоваться ими

    Профилактическое

    Обеспечение комплексного подхода и коррекции недостатков общего речевого развития

    По результатам диагностики направление детей на обследование и лечение к детскому неврологу, психиатру, офтальмологу, другим медицинским специалистам

    Контроль выполнения назначений медиков,беседы с родителями о позитивных результатах комплексного подхода к коррекции речевого недоразвития

    Литература

    1.Ефименкова Л.Н. Коррекция письменной и устной речи учащихся начальных классов. М.: Просвещение.-271с.

    2.Зикеев А.Т. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. М.: академия. 2000.-200с.

    3.Иваненко С.Ф. Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями речи. М.: просвещение, 1998.-144с.

    4.Садовникова Л.Н. Нарушения письменной речи и их преодолению у младших школьников. М.ВЛАДОС,1995.-264с.

    5.Филичева Т.Б Основы логопедии. М.: Просвещение, 1984.-223с.

    6. Интернет ресурсы «Завуч.ру»



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования».

    Краткий доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовател...

    Доклад на тему: "Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации ФГОС НОО"

    Доклад на тему:«Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов...

    Мастер - класс «Современные образовательные технологии как инструмент обеспечения качества учебного процесса и достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения»

    Тема мастер-класса: «Современные образовательные технологии как инструмент обеспечения качества учебного процесса и достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС второ...

    Доклад на тему : « Коррекционная направленность и коррекционное сопровождение воспитательного процесса».

    Доклад на тему : « Коррекционная направленность и коррекционное  сопровождение  воспитательного процесса»....

    Доклад «Использование арт-терапии в коррекционно-развивающих занятиях для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»

    В данном докладе освещёны вопросы применения арт-терапевтических приёмов при проведении коррекционно-развивающих занятий, дана классификация изотерапевтических техник и приёмов, типов задани...