Интегративный подход в исследовании уровня сформированности навыка письма под диктовку у обучающихся вторых классов с общим недоразвитием речи
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) по теме

Яхина Регина Рафаиловна

В статье рассматривается реализация интегративного подхода в исследовании уровня сформированности навыка письма под диктовку учащихся вторых классов с общим недоразвитием речи III уровня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА ПИСЬМА ПОД ДИКТОВКУ УЧАЩИХСЯ ВТОРЫХ КЛАССОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Дети с общим недоразвитием речи принадлежат к той категории учащихся, которые нуждаются в логопедической помощи в первую очередь [2]. Для того чтобы верно понять и эффективно воздействовать на речевой дефект, выбрать наиболее рациональный путь его преодоления, важно провести системный психолого – педагогический анализ развития ребёнка. Изучение должно быть строго индивидуально, в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения. При этом специалист должен применять системный, интегративный подход к анализу речевых нарушений, что предполагает выяснение не только того, какой компонент речевой деятельности нарушен, но и то, какова его взаимосвязь с другими компонентами. Это необходимо для выбора индивидуальных условий коррекционного обучения учащихся с нарушениями речи, а также составления прогноза академической успешности ребёнка при обучении в общеобразовательной школе.

В данной статье я рассматриваю реализацию интегративного подхода в исследовании уровня сформированности навыка письма под диктовку учащихся вторых классов с общим недоразвитием речи III уровня.

Методика констатирующего эксперимента была построена как совокупность взаимосвязанных приемов и заданий, использование которых позволило выявить особенности процесса формирования навыка письма под диктовку, сформированных к моменту обследования.

Традиционные методики были модифицированы в соответствии с возрастом и в связи с развитием речи у испытуемых, в ряде случаев использовались приемы, разработанные нами.

Исследование устной речи проводилось на основании традиционных методик Р. И. Лалаевой, Л. Ф. Спировой, А. В. Ястребовой. При исследовании слуховых функций мы ориентировались на методики Р. И. Лалаевой, М. А. Поваляевой, О. Б. Иншаковой. Исследование состояния высших психических функций проводилось на основании методик Т. Н. Головиной, С. Н. Костроминой, А. А. Немова. В процессе выбора приемов экспериментального исследования двигательных функций мы опирались на методики Н. М. Трубниковой. Тексты диктантов были подобраны из работ И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой.

Исследование носило комплексный характер, охватывало речевые и неречевые возможности ребенка, состояло из 3 блоков, взаимосвязанных между собой. Материал предлагался детям по показу и речевой инструкции. Полученные результаты оценивались по бальной, четырехуровневой оценке с учетом характера, степени тяжести и количества допускаемых ошибок – 0, 5, 10, 15 баллов. При первичной обработке мы суммировали баллы за каждую пробу. Полученное абсолютное значение перевели в процентное выражение, для этого умножили начисленное за серию количество баллов на 100 и разделили полученный результат на максимально возможное количество баллов [1].

Первый блок направлен на оценку устной речи, что необходимо нам для уточнения структуры дефекта и выявления индивидуальных особенностей каждого ребенка. Первоначально изучается качество звукопроизношения, с последующим использованием этих данных в установлении связи между нарушениями артикуляционной и мелкой моторикой; затем исследуется объем словаря; проверяется возможность грамматического структурирования, что необходимо для выбора в дальнейшем упражнений, понятных детям.

Второй блок направлен на проверку письменной речи. Первоначально проводятся пробы на языковой и звукобуквенный анализ, ведь для грамотного письма необходимо, чтобы языковой анализ превратился в устойчивый автоматизированный навык. При обследовании важно отметить насколько легко ребенок выполняет стоящую перед ним задачу, встречаются ли какие-нибудь затруднения и в чем они проявляются.  Центральным этапом обследование становится слуховой диктант, состоящий из серии фраз или связного текста и списывание с предъявленного образца. Диктант подбирается таким образом, чтобы он отвечал программным требованиям по русскому языку, в то же время включал бы большое количество слов, в состав которых находятся оппозиционные звуки. По итогам необходимо сопоставить, рассмотреть и проанализировать все виды ошибок, допущенных ребенком [3].

Третий раздел направлен на обследование высших психических функций. Считаю нужным проверить и оценить слуховое, зрительное восприятие и внимание, память, словесно – логическое мышление,  сохранность которых, необходима для грамотного письма под диктовку. Особое внимание следует обратить на способность к саморегуляции в процессе деятельности.

Полученный результат соотносится с одним из четырех уровней успешности:

                •        4 уровень – 100 - 81%. Характерен для учащихся с нормальным речевым развитием, которые обучаются в массовой школе. В письменной работе, среднее количество слов которой не превышает 45 слов, нет орфографических ошибок, наблюдаются лишь единичные случаи отступления от норм каллиграфии, а также 2 – 3 исправления.

                •        3 уровень – 80 – 65%. Свидетельствует о парциальном речевом нарушении, либо о негрубом общем недоразвитии речи. В слуховых диктантах, с количеством слов до 45, дети допускают до 3 орфографических ошибок и не более 2 – 3 специфических. Работа отклонена от норм каллиграфии.

                •        2 уровень -  64 – 50%. Страдают речевые операции серийной организации на уровне слова, предложения  и связного текста. На письме в диктантах до 45 слов может быть допущено до 5 орфографических ошибок и не более 4 – 5 специфических ошибок. Работа выполнена небрежно.

                •        1 уровень -  49 % и ниже. В диктанте до 45 слов допускают более 5 орфографических, более 4 специфических и 3 пунктуационные ошибки.

По итогам результата обработки протокола обследования, вычерчиваю речевой профиль группы учащихся по изучаемым параметрам. На нем видно, какие компоненты речевой системы страдают у детей в большей степени, а какие относительно сохранны, на основе данного материала необходимо составить рекомендации для учителя, а также выстроить свою индивидуальную коррекционную работу, основной упор делая на нарушенные звенья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с общим недоразвитием речи III - IV уровня

Логопедическое занятие для обучающихся 3 класса с ОНР III – IV уровня.Коррекционная работа на лексическом уровне. Технологическая карта с дидактической структурой урока разработана с учетом требований...

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 1 класса с общим недоразвитием речи III – IV уровня .

В данной работе представлена технологическая карта коррекционного логопедического занятия с обучающимися 1 класса (ФГОС).Коррекционная работа на фонетическом уровне....

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 1 класса с общим недоразвитием речи III – IV уровня .

Образовательные.1.    Сформировать понятие о глухих согласных, характеризовать их признаки.2.    Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звуков [Т], [ТЬ].3....

«Коррекция устной речи обучающихся 2-х классов, с общим недоразвитием речи III уровня»

Программа, наряду с общеобразовательными задачами, обязательно включает систематическую и планомерную работу по формированию и развитию самостоятельной речи обучающихся, которая осуществляется разными...

Определение уровня сформированности навыков письма в 1 классе

В данном методическом материале предлагаю задания для оценки сформированности навыков письма в 1 классе, которая поможет оценить навыки письма первоклассника и выявить трудности письма на начальном эт...

Использование компьютерных интерактивных игр на логопедических занятиях с обучающимися начальных классов с общим недоразвитием речи

Один из важных показателей готовности ребёнка к школе является речевое развитие. Однако оно не всегда соответствует возрастным нормам школьника. Поэтому в начальной школе возникает необходимость логоп...

Использование компьютерных интерактивных игр на логопедических занятиях с обучающимися начальных классов с общим недоразвитием речи

Один из важных показателей готовности ребёнка к школе является речевое развитие. Однако оно не всегда соответствует возрастным нормам школьника....