Конспект занятие по постановке звука Ж
план-конспект по логопедии на тему

Капитонова Наталья Сергеевна

Ход занятия:

1. Организационный момент

Говорим красиво, внятно, чтобы было всем понятно

Вспоминаем обязательно, что учили на занятиях.

2. Сообщение темы

На доске несколько картинок: жук, паук, птица.

Логопед читает загадку:

Жу-жу-жу
          Жу-жу-жу
         Я на ветке сижу,
         Я на ветке сижу
         Букву ж все твержу
         Зная твердо букву эту
        Я твержу весной и летом.

        - Кто это жужжит на ветке? Найдите картинку.

        - Какой первый звук в слове “жук”? Этот звук напоминает жужжание жука. Сегодня будем учиться произносить звук [ж]. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.

3. Артикуляционная гимнастика.

(Сказка о Веселом язычке)

Для губ: Логопед читает загадку

В домике этом Красные двери
          Рядом с дверями белые звери.
          Любят зверюшки конфеты и плюшки.

Догадались? Этот домик – рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так: рот открыт: “улыбочка”

Рот закрыт: “трубочка”

“ребята-лягушата”

Тянуть губки прямо к ушкам – очень нравится лягушкам,

Улыбаются, смеются, а глаза у них как блюдца.

“ребята-слонята”

Подражаю я слон, губки хоботком тяну.

Для языка: В этом домике, дружок, живет веселый язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка и немножко шалунишка

- Вот он вышел погулять, на крылечке позагорать (язык лежит на нижней губе)

“лопаточка” - язык лопатой положи немного удержи,

Он тихонечко лежит и нисколько не дрожит.

- Вот подул легкий ветерок и язычок поежился (язык “иголочкой”), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть).

А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим “д-д-д-д”).

Язычок не скучал дома, потолок побелил)

“Маляры” (мы сегодня маляры - потолок побелим мы).

Язычок посмотрел на часы, они тикали: “тик-так” (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта) – “часики”

“Пора и мне спать”, - подумал Язычок.

4. Постановка звука  ж]

(используется прием постановки путем озвончения звука [ш]).

- Приложите руку к горлышку. Произнесите звук [ш], а теперь скажите его громко, так, чтобы горлышко дрожало. Получается звук [ж].

После длительного произнесения уточняется, что так жужжит жук. Дети произносят звук. Логопед поправляет и уточняет артикуляцию звука.

5. Уточнение артикуляции [ж] (перед зеркалом)

- Произнесем еще раз [ж]. В каком положении находятся губы?

- В каком положений находятся зубы – сомкнуты или раскрыты?

- Где находится кончик языка?

Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки.

Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.

- Что напоминает язычок? (чашечку).

6. Развитие фонематического анализа

А) Игра “Поймай звук” (хлопни в ладоши, когда услышишь звук [ж])

Из ряда звуков: М, Ж, В, Р, Ж, Л,Ж….

Из ряда слогов: жа, ва, ло, жо, ду, жу…

Из ряда слов: жаба, стакан, прыжок, лопата, телевизор, жираф ….

Б) Распредели картинки под схемы:

Ж_____________

_____________Ж__________

(в начале слова)

( в середине слова)

Предварительно дети характеризуют звук [ж]: согласный, твердый, звонкий.

На доске картинки: лыжи, жираф, желуди, пиджак, жилет, пижама, ежи, журнал.

Дети должны распределить картинки под схемы: под первой схемой картинки, в названии которых звук [ж] в начале слова, под второй схемой – [ж] в середине слова.

7. Закрепление связи между звуком и буквой “Ж”.

- Покажите букву “ж”. На что она похожа?

- Сложите из палочек букву.

- Подберите картинки со звуком [ж].

8. Итог занятия.

Ребенок по окончанию занятия должен нарисовать по образцу смайлик, как прошло занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k.z._po_postanovke_zvuka_zh.docx15.47 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА Ж


Длительность – 25 минут

Задачи: 1. Закрепление артикуляционных упражнений на звук [ж]; 
2. Учить изолированному произношению звука [ж]; 
3. Знакомство с буквой Ж; 
4. Развитие фонематического слуха; 
5. Развитие общей и мелкой моторики; 
6. Развитие внимания; 
7. Пропедевтика оптической дисграфии. 

Оборудование: зеркало, зонды, предметные картинки для игры «Цирк», игрушка «Жук», цветок. 


Ход занятия. 
Орг.момент 
- Сегодня к нам пришел гость. Отгадай загадку и узнаешь, кто это. 
Летит, жужжит 
Сядет, молчит. 
- Правильно, жук, посмотри, какой жучок к нам прилетел. 

Основная часть 
Артикуляционная гимнастика
- Он хочет рассказать тебе одну историю 
- Однажды ему захотелось погулять, полетать. Он расправил одно крыло (сделать язык широким), второе (тоже упражнение) и полетел («Наказать непослушный язычок»). Летел, летел, увидел цветочек и сел на него («Грибок»). Потом решил немного подкрепиться («Вкусное варенье»). Поел и захотел поиграть – покачаться на цветочке («Гармошка»). Поел, поиграл, пора и домой. И он улетел – вот так легко и быстро («Фокус»). 

Постановка звука. 
3.Закрепление изолированного произнесения звука. 
4.Развитие фонематического слуха. 

- А теперь жук хочет узнать, умеешь ли ты жужжать. Давай попробуем. 
А) по подражанию – от [ш]. 
- давай произнесем звук ш-ш-ш. а теперь положи руку на мое горло, а я на твое, и произнесем звук ш с голосом. Послушай, как я. 

Б) – сделай «Чашечку», заведи ее за верхние зубки и с голосом подуй на язычок. Губки окошечком, зубки слегка приоткрыты. 

В) с помощью зонда. 
- Молодец! А теперь давай полетаем вместе с жуком. (Летаем и присаживаемся на цветок, в этот момент делаем ударение на последний звук ж-ж-ж-ж) 


- Давай поиграем. Если услышишь звук Ж – хлопни в ладоши. 
Ж-Н-С-Ш-Д-Щ-Ч-З-Ж-К-Ц 



Физминутка. 

- Давай отдохнем. Повторяй за мной. 
Жук-жучок (поочередно поднимаем правую и левую ноги) 
Желтый бочок (проводим руками по правому и левому боку)
На лугу не лежи (повороты головой) 
Полетай, пожужжи (прыжки вокруг себя) 


5.Развитие фонематического слуха. 
6.Знакомство с буквой Ж. 
7. Упражнение на преодоление оптической дисграфии. 
8. Развитие мелкой моторики. 

- Давай сыграем в игру «Цирк». Мы будем выбирать только тех животных, в названии которых есть звук Ж (жираф, ежик, морж, жук). 
- Каких животных мы выбрали? 
- Посмотри внимательно. Это буква Ж. Как ты думаешь, на что она похожа? 
- Из скольких элементов она состоит? 
- Молодец! А ты сможешь узнать букву Ж среди других? 


Ж К Х Л Ж С М Х 

- А сейчас дорисуй букву Ж 

Х К Ψ ѧ Ү Х 

Заключительная часть 

- Кто прилетал к нам в гости? Какой звук мы учились вместо с ним произносить? Давай произнесем его еще раз Ж-Ж-Ж. 
- С какой буквой познакомились? Покажи мне ее еще раз. Молодец. Занятие окончено. 

Ж К Х Л Ж С М Х 


Х К Ψ ѧ Ү Х 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по постановке звука Ш

Конспект содержит материал по постановке шипящего  звука Ш- специально подобранный комплекс упражнений, направленный на выработку верхнего подъема языка, описаны способы постановки звука. Занятие...

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Постановка звука [Ш]

Цель:- уточнение артикуляции звука [Ш];- постановка звука;- уточнение  изолированного положения;- развитие речевой моторики;- развитие фонематического слуха;- развитие точных движений кисть руки....

Конспект группового занятия по постановке звука Л

Ребята, вы все где-то потеряли звук Л. Я предлагаю вам поиграть и найти этот звук. Двигайтесь по стрелкам и выполните все задания. И, надеюсь, к концу игры  вы все найдёте пропажу и научитесь пра...

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука С

Представляю конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука С с применением нейропсихологических упражнений....

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [ш]

Выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука [Ш]....

Конспект индивидуального логопедического занятия «Этап постановки звука [Ш]»

В этом конспекты рассморены этапы: постановки звука [Ш]....