логопедический самомассаж
статья по логопедии (1 класс) по теме

Гармаева Оксана Алексеевна
Логопедический самомассаж мышц лица, губ
К нетрадиционным логопедическим технологиям относится самомассаж. Применение самомассажа в комплексной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений значительно повышает ее эффективность. Самомассаж в логопедической коррекции – это часть комплексной работы. А также может использоваться в целях профилактики дизартрических расстройств в раннем дошкольном возрасте.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком с помощью рук или вспомогательных средств. А так же это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoped_samomassazh.docx7.53 КБ
Файл logopediya.docx36.29 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема: «Животные жарких стран и их детеныши»

Цели:

1. Уточнение представления детей о диких животных жарких стран.

2. Обогащение и активизация словаря по теме.

3. Закрепление навыка образования притяжательных прилагательных.

4. Формирование навыка выделять самый существенный признак предмета.

5. Закрепление навыка согласования имен существительных с числительными в роде, числе, падеже.

6. Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Оборудование: контурные изображения животных, фигурки животных, разрезные картинки, игра «Кого вылечил доктор Айболит?», мяч.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Л о г о п е д. Животные жарких стран заболели! Доктор Айболит спешит им на помощь! А Вы хотите помочь доктору Айболиту побыстрее добраться до животных? Тогда давайте выполним несколько заданий! Итак, первое задание!

Игра «Собери картинку».

Логопед раздает детям разрезные картинки с изображением диких животных жарких стран (из 6-8 частей).

Л о г о п е д. Перед вами лежат картинки. Соберите их и узнайте, какие животные заболели!

Дети выполняют задание.

Л о г о п е д. Поднимите руки те, у кого получились травоядные животные жарких стран. Давайте назовем их (бегемот, слон, жираф, носорог... ). У кого были хищники? Назовите их (тигр, пантера, лев, гепард...).

II. Основная часть.

1. Игра «Угадай по одному признаку».

Логопед приносит чудесный мешочек, в котором лежат фигурки диких животных.

Л о г о п е д. Сейчас вы возьмете по одной фигурке дикого животного. никому не показывайте ее. Вы должны назвать только один признак этого животного, который отличает его ото всех остальных. А другие дети догадаются, какое у вас животное (у этого животного длинная шея; у этого животного черно-белые полоски; это животное прыгает по деревьям ... ).

2. Игра с мячом «Один - много».

Логопед объясняет условия игры. Просит детей построиться в шеренгу.

Л о г о п е д. Я буду бросать мяч и называть одно животное. Вы ловите мяч и называете много животных.

Например. Тигр - тигры.

Лев-

Зебра-

Крокодил-

Слон – и т.д.

3. Физкультминутка.

Игра «Изобрази животное».

Он-он-он-вот идет слон Дети изображают животных, согласно словам в стихотворении

Ру-ру-ру- вот и скачет кенгуру

Яны-яны-яны - едят бананы обезьяны

Вы-вы-вы - лежат большие львы

Бры-бры-бры - травку щиплют зебры

(К. Бухарина)

4. Игра «Четвертый лишний».

Логопед вывешивает картинки: слон, жираф, кенгуру, волк.

Л о г о п е д. Кто лишний? Почему вы так думаете? Аналогичная работа про водится с картинками: Борона, тигр, лев, бегемот.

Далее задание усложняется: тигр, лев, гепард, слон (слон, т.к. он не хищник).

Бегемот, слон, кенгуру, лев.

5. Игра «Чей, чья, чьи?».

Л о г о п е д. Дети, Доктор Айболит забыл, что у какого животного болит! Давайте напомним ему! Баня, у жирафа болит голова. Чью голову будет лечить Айболит? (жирафа) У слона болят уши. Чьи уши вылечит доктор? И т.д.

6. Игра «Кого вылечил доктор Айболит?».

Л о г о п е д. Бы хорошо справились со всеми заданиями!

Доктор Айболит вылечил животных! Давайте скажем, сколько и каких животных вылечил доктор Айболит! (Логопед заранее положил на столы детей картинки с изображениями разного количества животных.) (Доктор Айболит вылечил пять слонов и двух слонят ... )

7. Игра «Незадачливый фотоохотник».

Логопед раздает детям «фотографии» животных (на листочках 10х15 контуры животных)

Л о г о п е д. Доктор Айболит захотел сфотографировать тех животных, которые встретились ему на пути. Но он плохо умеет фотографировать! И его фотографии получились нечеткие. одни лишь контуры! Давайте догадаемся. каких животных пытался сфотографировать Айболит!

(Айболит сфотографировал тигра ... )

Л о г о п е д. А теперь давайте заштрихуем изображения.

Дети, кому достались фото травоядных животных, штрихуют их горизонтальными линиями. А у кого хищники - вертикальными.

III. Итог занятия.

Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? Что нового узнали?

Тема: «Составление рассказа-описания. дикого животного

жарких стран с опорой на картинно-графический план»

Цели: Составление рассказа-описания. дикого животного

жарких стран.

Задачи:

1. Обогащение и активизация словаря по теме.

2. Развитие связной речи, умения составлять рассказ с опорой на картинно-графический план.

3. Закрепление навыка образования сравнительной степени прилагательных.

4. Развитие общей моторики, координации речи с движением.

5. Развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: картинно-графический план, картинки с изображениями диких животных жарких стран, мяч.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети передают друг другу мяч и называют по одному дикому животному.

Л о г о п е д. Сегодня мы снова поговорим о диких животных, будем составлять их описание.

II. Основная часть.

1. Беседа по схеме.

Логопед выставляет на доске схему описания и картинки с изображениями животных жарких стран.

Л о г о п е д. Сначала мы назовем животное.

- Скажем, где живет.

- Далее будем описывать его внешний вид: размер, части тела, цвет.

- Затем скажем, чем питается (хищник или травоядное).

2. Игра «Сравни».

Л о г о п е д. Давайте сравним животных. Например. Слон высокий, а жираф ещё ... (выше).

Носорог тяжелый, а слон ещё ...

Обезьяна прыгает далеко, а кенгуру ещё ... и т.д.

3. Физкультминутка.

Хороши у нас игрушки: Дети стоят на месте, разводят руки в стороны

Куклы, мишки и хлопушки, Хлопки руками

С ними весело играть, Топают ногами

Но не надо забывать: Грозят пальчиком

Игрушки - не люди,

Но все понимают Наклоны вправо - влево

И очень не любят,

Когда их ломают. Качают головой

Пусть игрушки дружат с нами, Берутся за руки, идут по кругу в одну сторону

Обижать мы их не станем, Идут в другую сторону

Поиграем и потом Поднимают руки вверх

Все на место уберем.

(З. Петрова) Опускают вниз

4. Составление рассказа-описания животного по опорному плану (дети описывают животных по своему выбору).

Жираф - дикое животное. Они живут в жарких странах. Жираф - большое животное. У жирафа есть туловище, длинная шея, маленькая головка, на которой маленькие треугольные ушки; длинные ноги. Жираф большой. По цвету он оранжевый, с темными пятнами. Жираф - это травоядное животное, он питается листочками деревьев.

III. Итог занятия.

Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

Тема: «Животные Севера, их детеныши»

Цели: Познакомить с Животными севера.

Задачи:

1. Уточнение представлений детей о диких животных Севера.

2. Обогащение и активизация словаря по теме.

3. Закрепление навыка образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных.

4. Закрепление навыка согласования имен существительных с числительными в роде, числе, падеже.

5. Развитие общей моторики, координации речи с движением.

6. Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.

Оборудование: тени животных Севера, глобус или карта, изображения льдин с животными на них, картинки: морж, тюлень, белый медведь, бурый медведь, лиса, заяц, северный олень, еж, белый волк, песец.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед раздает детям картинки с тенями животных Севера (медведя, оленя, моржа ... ).

Л о г о п е д. Догадайтесь, тень какого животного у вас на картинке. Подскажу, это животные Севера.

Дети называют животных.

Л о г о п е д. Сегодня мы поговорим о животных Севера.

II. Основная часть.

1. Беседа о животных севера.

Л о г о п е д. Где же, этот Север?

Логопед показывает на глобусе или карте Север.

Л о г о п е д. Север - это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, почти всегда холодно.

Там живут: белые медведи, моржи, тюлени, северные олени, песцы, белые волки и т.д. (выставляет на доску картинки). Их тела покрыты толстым теплым мехом, а также у них есть подкожный жир, позволяющий животным переносить любые морозы.

Почти все животные Севера хищники, они питаются мясом других животных и рыбой. Только северный олень ест лишайники (показывает на картинке), летом травы, ягоды.

2. Игра «Сосчитай».

Логопед выставляет на доску несколько «льдин», на каждую прикрепляет картинку с изображением нескольких животных Севера (от двух до пяти): белого медведя, Северного оленя, моржа, тюленя.

Л о г о п е д. Посчитайте, сколько животных на первой льдине (один белый медведь, два белых медведя ... ).

3. Игра с мячом «Назови детеныша».

У логопеда мяч.

Л о г о п е д. Я буду называть животное, а тот, кому я брошу мяч - его детеныша. Например: у оленя - олененок.

У тюленя-

У медведя –

У моржа-

У волка - и т.д.

4. Физкультминутка.

Отгремел весенний гром Дети приседают, вставая, поднимают руки вверх

Самый первый над селом.

И уже летают птицы

В ясном небе голубом. Руки вверх, плавные движения вправо-влево

Вышла радуга-дуга.

Обхватила берега. Наклоны вправо - влево

Из-за речки вышло солнце.

На зеленые луга.

(Н. Шишов) Шаг вперед, разводят руки в стороны

5. Игра «Четвертый лишний».

Логопед выставляет на доске картинки: морж, тюлень, белый медведь, бурый медведь.

Просит детей внимательно посмотреть и сказать, кто лишний и почему?

Аналогично проводится работа с другими картинками:

Лиса, заяц, северный олень, еж.

Белый волк, песец, белый медведь, северный олень (олень, он не хищник).

6. Игра «Исправь ошибку».

Л о г о п е д. Незнайка совсем мало знает о Севере. Исправьте его ошибки.

У оленя тюленята (у оленя оленята).

Северный олень - хищник, питается мясом других животных.

Белый и бурый медведи живут на Севере.

Животные Севера часто болеют, так как живут в постоянном холоде.

Тюлень питается травой.

III. Итог занятия.

Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

Тема: «Составление рассказа-описания животных Севера с элементами сравнения с опорой на картинно-графический план»

Цели: Составление рассказа-описания животных Севера.

Задачи:

1. Активизация словаря по темам «Животные Севера», «Животные наших лесов».

2. Развитие связной речи - учить составлять рассказ-описание с элементами сравнения с опорой на картинно-графический план.

3. Формирование навыка построения сложного предложения с союзом а.

4. Развитие общей моторики, координации речи с движением.

5. Развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: схема описания, изображения животных Севера и животных наших лесов, мяч.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Игра с мячом «Подбери признак».

У логопеда в руках мяч. Он предлагает детям поиграть.

Л о г о п е д. Я буду называть животное и бросать мяч. Тот, кто его поймает, должен назвать признак, присущий этому животному. Например. Морж какой? (сильный)

Олень какой?

Тюлень какой?

Волк какой? И т.д.

II. Основная часть.

1. Беседа по схеме.

Логопед выставляет на доску схему описания и картинки с изображениями животных Севера.

Л о г о п е д. Сегодня мы будем описывать животных Севера. Но не просто, а сравнивая их с другими животными.

- Сначала мы назовем животных.

- Скажем, где живут.

- Далее будем описывать внешний вид: размер, части тела, цвет.

- Затем скажем, чем питается (хищник или травоядное).

2. Игра «Два медведя».

Л о г о п е д. Встретились белый и бурый медведи, поздоровались. Я буду отвечать за бурого, а вы за белого.

Бурый спрашивает у белого:

- Где ты живешь?

- Я на севере на льдине.

- А я в лесу. У тебя шерсть какого цвета?

Что ты ешь?

Что ты делаешь зимой?

3. «Физкультминутка».

Снег растает в поле чистом, Схлынет талая вода - Дети делают повороты направо - на- лево, приседают

Побежит за трактористом

К синей речке борозда. Бегут друг за другом

Выйдут сеялки потом Замедляют шаг

Засевать поля зерном.

(В. Степанов) «Сеют»

4. Составление рассказа-описания животных по опорному плану (дети описывают животных по выбору логопеда).

Я буду описывать бурого и белого медведя. Белый живет на Севере, а бурый в лесу. Оба животных большие, их тела покрыты шерстью, только у

белого медведя шерсть белая, а бурого - коричневая. На лапах у медведей острые когти. Бурый медведь ест ягоды, листья, рыбу, а белый медведь ест рыбу и мясо других животных.

III. Итог занятия.

Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

Тема:  «Музыкальные инструменты»

Цель:

Расширять словарь по теме «Музыкальные инструменты», закреплять названия музыкальных профессий.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

– развивать мелкую моторику;

– развивать артикуляционную моторику;

– развивать дыхание и голос;

– развивать слуховое и зрительное внимание;

– развивать общую моторику, координировать речь с движением;

– развивать связную речь;

– развивать память, мышление, воображение.

Образовательные:

– обогащать и активизировать словарь по лексической теме;

Воспитательные:

– воспитывать сдержанность, умение слушать ответы товарищей.

Оборудование: зеркало (7); картинки для артикуляционной гимнастики: «Домик», «Блинчик», «Часики», «Лягушка», «Слоник», «Маляр», «Качели», «Грибок», «Гармошка», «Вкусное варенье», «Лошадка»; схема «Песенка гласных»; пособие «Чашка» (6 шт.); музыкальные инструменты: барабан, бубен, погремушка, колокольчик, дудочка;  ширма; карточка «Найди и назови музыкальный инструмент»; дидактическое пособие «Паровозик»;  магниты; картинки: роялист, трубач, арфист, пианист, скрипач; мяч.

Ход занятия

I.Организационный момент. Приветствие

1.Развитие мелкой моторики

Скрипач – на  скрипке,                                       Загибают по одному пальчику на левой руке,

Трубач – на трубе,                                                      начиная с мизинца.

Пианист – на  пианино,

Барабанщик – на  барабане,

А домбрист – на  домбре:

Весь оркестр играет мне!                        Ладонью правой руки накрыть кулачок левой руки.

2.Развитие артикуляционной моторики

«Сказка о весёлом Язычке». Дети сидят за столом, смотрят в зеркало, выполняя упражнения   согласно услышанному тексту и увиденной картинке:

«Открываем ротик – дом, кто хозяин в доме том?

В нём хозяин – Язычок, на губу лопаткой лёг  («Лопаточка»).

Язычок гулять выходит, домик он кругом обходит  (облизать губы по кругу).

Кто же тут, а кто же там? Он глядит по сторонам  («Часики»).

Видит: губки очень гибки, ловко тянуться к улыбке («Забор»),

А теперь, наоборот, губки тянуться вперёд («Слоник»).

Язычок стал маляром, аккуратно красит дом («Маляр»).

На качелях оказался, вверх взлетал и вниз спускался («Качели»).

Догадаться кто бы мог? Язычок наш как грибок! («Грибок»)

Язычок гармошкой стал, поиграл и не устал («Гармошка»).

Надоели превращенья: лижет Язычок варенье («Вкусное варенье»).

Любит он покушать сладко, после скачет как лошадка («Лошадка»).

3.Развитие физиологического дыхания

Упражнение «Чашка». Дети учатся делать короткий вдох через нос и продолжительный выдох через рот.  Дети держать «чашку» двумя руками перед носом. Упражнение выполняется по команде логопеда 5 раз.

4.Развитие речевого дыхания и голоса

Логопед просит детей «пропевать» гласные звуки по схеме:

«А – О – У – песенку пою,

А – Ы – О – как мне хорошо!

А – Ы – У – губки я тяну.

А – Ы – И – песенка замри!»

5. Развитие слухового внимания

Игра «Какой инструмент звучал?»  Дифференциация музыкальных инструментов: барабан, бубен, погремушка, колокольчик, дудочка. Логопед показывает каждый инструмент, дети его называют. Затем за ширмой логопед издаёт звук каким-либо инструментом, а дети должны угадать какой инструмент звучал.

6. Развитие зрительного внимания

Игра «Чего не стало?» (Убираем картинки по одному)

7. «Физминутка»

«Ай ты, дудочка-дуда»

Ай ты, дудочка-дуда,                              Дети стоят в кругу и имитируют игру на дудке.

Развесёлая всегда.

Дудка заливается                                    Топают ногами.

Ножки поднимаются.

Пляшем дома и в саду                            Выставляют поочерёдно ногу на пятку.

Под весёлую дуду.

8. Игра «Исправь ошибку Незнайки». 

Вы знакомы с Незнайкой. Он всегда ошибается, потому что ничего не знает. Я сейчас буду говорить вам то, что сказал Незнайка, а вы исправьте его ошибки и скажите правильно.

Скрипач играет на трубе.

Пианист играет на барабане.

Барабанщик играет на балалайке.

Баянист играет на гитаре.

Гитарист играет на баяне.

III. Итог занятия.

Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

Занятие №1

Тема: «Автоматизация звука [С] в слогах, словах»

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах.

 

Задачи:

 

Коррекционно-образовательные:

-автоматизировать звук [С] в слогах, словах;

-закрепить навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

-формировать умение образовывать множественное число имен существительных;

Коррекционно-развивающие:

-развивать фонематический слух, речевое дыхание;

-упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука [С] в словах;

-развивать общую и мелкую моторику;

-развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

 Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать навыки самоконтроля, доброжелательности;

-воспитывать положительное отношение к занятию.

 

Оборудование: игрушка-Совунья,предметные картинки: лиса, собака, весы, оса, кактус, сова, сумка, ананас, мясо, миска, фикус, снеговик, носки; картинный материал: ананас, рыба, шапка, сумка, сосна, лапти, собака, насос, парта, весы, косы, дом, кошка, компас, сова, оса, клоун, автобус, заяц, сок, сахар, конфета, глобус, жук, маска.

 

Ход занятия

1.Организационный момент

- Посмотри, кто же это к нам пришел?

- Правильно -это Совунья

- Какой звук я выделяю, когда произношу слово?

- Звук [С].

Будем стараться произносить его правильно.

 

2. Артикуляционная гимнастика

-Но сначала давай покажем Совунье какие упражнения для язычка ты можешь делать.

 

«Заборчик»

Зубки ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

«Горка»

Спинка язычка сейчас

Станет горочкой у нас.

Ну-ка, горка, поднимись!

Мы помчимся с горки вниз!

«Качели»

Сели дети на качели

И взлетели выше ели

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись

 «Загнать мяч в ворота»

Мы в футбол с тобой играем,

Мяч в ворота загоняем.

Дуй на ватку посильней,

Гол забей поскорей!

«Лягушка»

Подражаем мы лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам

 «Часики»

Наш веселый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо.

3. Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять-

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять-

В домик спрятались опять.

(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же направлении).

 

4. Дыхательное упражнение «Подуй на бабочку».

-Посмотри, как много цветов растет на полянке у Совуньи. И на них любят прилетать разноцветные бабочки. Давай подуем на бабочек.

 

5. Автоматизация звука [С] в слогах.

-Совунья очень любит петь песенки, и всегда их напевает. Давай споем их вместе с ней.

са-со-су-сы ас-ос-ус-ыс

сы-са-су-со ыс-ас-ус-ос

су-со-сы-са ус-ос-ыс-ас

со-су-са-сы ос-ус-ас-ыс

-Как красиво у тебя получилось. Совунья очень довольна!

 

6. Автоматизация звука [С] в словах.

– Посмотри, какая красивая шкатулка у Совуньи. И там очень много картинок со звуком [С] и назови их.

Картинный материал: ананас, рыба, шапка, сумка, сосна, лапти, собака, насос, парта, весы, косы, дом, кошка, компас, сова, оса, клоун, автобус, заяц, сок, сахар, конфета, глобус, жук, маска.

(Ребенок выполняет задание).

 

6. Игра «Скажи ласково»

 

Сад-садик

Сын-сыночек

Самолет-самолетик

Сумка-сумочка

Носок-носочек

Сундук-сундучок

  

7. Физкультминутка.

- Давай немного отдохнем. Слушай стишок и повторяй движения вместе с Совуньей.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Правой вверх и левой вверх,

В стороны и накрест.

Тук, тук, тук, тук,

Повернись скорей вокруг.

 

8. Развитие лексико-грамматического строя речи.

 

Игра «Один-много»

-Совунья любит играть, поиграй с ней. Она будет называть один предмет, а ты много таких предметов.

Оса-

Коса-

Собака-

Сундук-

Сова-

Сад-

  

9. Итог занятия.

- Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?

-Молодец! Ты хорошо занималась.! Не забывай дома и в группе правильно произносить звук [С]».

- Совунье очень понравилось, как ты выполняла задания.

Занятие №2

Тема: «Автоматизация звука [л] в слогах, словах, словосочетаниях».

Цель занятия: автоматизация звука [л] в слогах, словах, словосочетаниях.

Коррекционно-образовательные задачи:
-закрепить правильное произношение звука [л] в слогах, словах, предложениях;
- уточнить характеристику звука [л] по акустическому и артикуляционному признакам;
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать фонематическое восприятие;

-продолжить работу над развитием речевого дыхания и силы  и высоты голоса;

-продолжить работу по нормализации мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры;

-развивать мелкую и общую моторику;

Коррекционно-воспитательная задача:
-воспитывать у ребенка аккуратность и навык самоконтроля за речью.

Здоровьесберегающие технологии:
-развитие мелкой и общей моторики;

-развитие дыхания и голоса (автоматизация нижнедиафрагмального типа дыхания);

-развитие мимических мышц.

Оборудование: зеркало, картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук [л]: стол, лапа, иголка, осел, лопата, клубок.

Ход занятия
1. Организационный момент.

- Здравствуй! Послушай внимательно слова. Назови в них общий звук. 

Лак, волк, мел. (В этих словах общий звук [л]). 

Молодец. Сегодня мы будем учиться красиво говорить звук [л].
Для этого сначала поиграем с языком, сделаем гимнастику.

2. Артикуляционная гимнастика.

-Давай мы поиграем с язычком
                                                     
Играем на «Трубочке».

Чередование «Улыбки-Трубочки»

«Качели»

Сели дети на качели

И взлетели выше ели

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись

Покачались, сели на «Лошадку», скачем.

Скачет по полю лошадка

темная как шоколадка,

Не седи на ней молчком,

громко щелкай язычком

 

«Маляр»

Я сегодня утром встал

И поселок не узнал

Каждый двор и каждый дом

Был покрашен маляром


С языком поиграли, а теперь мы поиграем пальчиками


3. Пальчиковая гимнастика 

Раз, два, три, четыре, пять-

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять-

В домик спрятались опять.

(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же направлении).

- Пальцы и язык сделали свои «зарядки» и готовы нам помогать.
4. Закрепление правильного произношения изолированного звука [л]
Посмотри на картинку. 
- Загудел наш самолет,

Он отправился в полет.

Произнеси звук [л], будто летишь на самолете

5. Развитие дыхания и голоса. 

Самолет летит близко, произнеси звук [л] громко. А если самолет летит далеко, как произнесем звук [л]? (Тихо). Произнеси.
6. Развитие мимических мышц.
Я надул воздушный шар

Укусил его комар

Лопнул шарик не беда,

Новый шар надую я.
Не понравилась ей каша,

-Молодец.

7. Развитие фонематического восприятия.
-Посмотри мы сейчас будем подниматься по лесенке и проговаривать слоги
- Великан в пещере жил,

Произносим слоги — ИЛ.

Он огромный очень был.

Произносим слоги — ЫЛ.
Стал ему костюмчик мал,

Произносим слоги - АЛ.
Туча мимо проплыла.

Самолеты гудят — ЛА.
Внизу речка и село.

Самолеты гудят — ЛО.
Скачет лошадь по селу,

Самолеты гудят — ЛУ.

Все предметы так малы,

Произносим слоги — ЛЫ.

8. Физминутка 

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Правой вверх и левой вверх,

В стороны и накрест.

Тук, тук, тук, тук,

Повернись скорей вокруг.

9.Автоматизация звука в словах.

 Посмотри картинки со звуком [Л] и назови их.

стол, лапа, иголка, осел, лопата, клубок.

10. Автоматизация в словосочетаниях.
Зимой солнышко какое? 
(Тусклое). Давай сделаем его ярким (Логопед выкладывает перед ребенком лучики-прищепки). Приклепляй лучики и считай: (Один лучик, два лучика, … пять лучиков). 

11. Итог занятия:
Чем мы занимались на занятии? 
(Я училась красиво говорить звук [л])

Занятие №3

Тема: «Автоматизация звука [ш] в слогах»

Цель: Автоматизация звука [ш] в слогах

Задачи:

- Уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука [ш].

- Продолжать формировать длительную, направленную воз душную струю.

- Продолжать учить произносить звук [ш] в слогах.

- Закрепить понятия «одежда» и «обувь».

- Учить навыкам падежного словоизменения.

- Развивать интонационную и мимическую выразительность, внимание, мелкую моторику.

Оборудование: Картинки «Язычок», «Дети», «Котенок»; набор картинок «Одежда», «Обувь»; лабиринт «Кто хозяин?».

1. Организационный момент.

Логопед. Хочешь узнать, какую историю приготовил для тебя сегодня Язычок? Тогда слушай и помогай мне рассказывать.

Все ребята по порядку

Утром делают зарядку.

Язычок наш хочет тоже

На детишек быть похожим.

2. Артикуляционная гимнастика.

Решил Язычок сделать зарядку вместе с детьми. Дети тянут резиночку, и Язычок тоже (упражнение «Забор» ). Дети занимаются с обручами, и Язычок тоже взял обруч (упражнение для губ «Колечко» ). Дети отдыхают на матрасиках, и Язычок тоже отдыхает (упражнение «Лопата»). Дети прогнули свои спинки, и Язычок тоже (упражнение «Чашечка»). Детистали подбрасывать мячики вверх, и Язычок тоже (упражнение на воздушную струю «Фокус» ). Закончилась зарядка, дети ровненько встали, и Язычок тоже (упражнение «Парус» ).

3.Развитие силы и высоты голоса.

 Закрываются двери спортивного зала (показывает движение ладонями): ш-ш-ш. Дети побежали одеваться. А вслед за ними ветерок летит, подгоняет: ш-ш-ш (сначала тихо, затем громко).

4. Автоматизация звука [ш] в слогах

Одеваются дети.

Ребенок вслед за логопедом выполняет круговые массирующие движения по каждому пальчику): шша, шшо, шши, шше, шшу.

Что делают дети?

Ребенок. Одеваются.

Логопед. Выбери одежду, которую надевают дети.

Ребенок выбирает нужные картинки.

А что это осталось? Ребенок. Обувь.

Логопед. Что с обувью делают дети? Ребенок. Обувают. Логопед. Давай покажем, как они это делают.

Ребенок выполняет те же массирующие движения по пальчикам другой руки и повторяет за логопедом: ши, ше, ша, шо, шу.

5. Игра «Доскажи словечко»

Дождался Язычок Машу и пошел вместе с ней. Пока они идут, мы о них поговорим. Я начну, а ты закончи:

Язычку очень нравится Ма... Он часто вспоминает о Ма... Скучает, когда рядом нет Ма... Радуется, когда видит Ма...

А сейчас идет за руку с Ма...

6. Развитие моторики и интонационную и мимическую выразительность, внимание

Идут Язычок с Машей и увидели маленького котенка. Он потерялся и испуганно шипит: ша, ше, шу, шо, ши.

Ребенок произносит слоги с соответствующей мимикой и интонацией, при необходимости продемонстрированными логопедом.

А вот знакомые ребятишки (выставляет картинку-лабиринт). Кто же из них хозяин котенка?

Ребенок проводит по линиям, одна их которых соединяет котенка с хозяином

Обрадовался котенок, стал весело бегать вокруг девочки: ша, ши, ше, шу, шо.

Ребенок произносит слоги с соответствующей интонацией.

7. Итог занятия.

Логопед. Язычок с Машей продолжают свою прогулку, а нам пора заканчивать занятие. А какой лее звук ты сегодня так красиво произносил на занятии?

Ребенок. Ш-ш-ш.

Занятие №4

Тема: «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах»

Цель: Автоматизация звука [ш] в слогах и словах.

Задачи:

-Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [ш].

- Продолжать учить правильно произносить звук [ш] в слогах и словах.

- Учить определять наличие звука в словах.

- Упражнять в образовании множественного числа имен существительных .

- Развивать внимание, память, мелкую моторику.

Оборудование: Карта «Путешествие маленькой мышки»; трафаретные изображения листьев с нарисованными на них картинками; картинка «Утка в камыше» (наложенные изображения); предметные картинки с символами на обратной стороне; предметные картинки для упражнения «Покупки»; карандаш.

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня ты встретишься с маленькой мышкой и отправишься с ней в небольшое путешествие. Она даже оставила карту, которая не только покажет дорогу, но и поможет ничего не перепутать и не забыть. Посмотри, здесь на карте все нарисовано . Что ты видишь в самом начале?

Ребенок. Домик.

2.  Артикуляционная гимнастика.

Логопед. В этом домике за высоким забором живет мышка.

Мышка проснулась, открыла окошечко и вышла на крылечко (упражнение «Лопата» ). Ветерок дует на мышку. Пришлось мышке надеть теплую кофточку (упражнение «Блинчик»). Пошла мышка пить чай из чашечки. Выпила одну чашечку чая (упражнение «Чашечка» ), другую, третью. Потом мышка поиграла немного с пушинкой (упражнение «Фокус» ) и подошла к двери (упражнение «Парус» ).

3. Игра «Доскажи словечко»

 Посмотри, что нарисовано возле домика? (На карте изображение листьев.) Мышка побежала по дорожке из сухих листьев: ш-ш-ш. Давай пойдем за ней и пошуршим, как листочки. Я буду начинать слово, а вы с мышкой шуршите погромче, чтобы его закончить:

мы... ду... камы... малы... каранда...

Логопед показывает и называет листочек с нарисованной на нем картинкой, а ребенок договаривает последний звук.

4. Автоматизация звука [Ш] в слогах.

Посмотри, куда дальше ведет дорожка? Здесь камыши.Мышка любит слушать, как они шуршат. Послушай камыши и пошурши, как они:

ша-шу-ша; ши-шо-ши;

ше-ша-шу; ша-ши-шо.

Ребенок качает поднятыми над головой руками и проговаривает слоговые цепочки.

А кто же тут прячется в камышах? Это утка. Испугалась утка, захлопала крыльями. Покажи, как она это делает: аш-аш; ош-ош; ыш-ыш; уш-уш.

Ребенок проговаривает слоги, имитируя руками хлопанье крыльев.

5. Автоматизация звука [Ш] в словах.

Что подсказывает нам карта? Впереди дорожка, чтобы пройти по ней, нужно выбрать только те картинки, в названии которых есть звук [ш]. Выбери нужные картинки и выложи их в виде дорожки

Ребенок выкладывает дорожку и еще раз проговаривает слова с отрабатываемым звуком.

6. Автоматизация звука [Ш] в словах.

По дорожке мышка привела нас в магазин. Подскажи, что она там купила. Я начну, а ты продолжи.

Мышка купила много... (Выкладывает перед ребенком картинки: шуба, машина, шкаф, подушка и др.)

А как же вернуться домой? Карта нам поможет. Вот и знакомая дорожка. Вспомни, что изображено на картинках.

Ребенок вспоминает картинки, опираясь на символы.

А дальше пойдем по короткому пути. На карте он обозначен еле заметной линией. Тебе понадобится карандаш.

Ребенок проводит карандашом по пунктирной линии.7. Вот и домик мышки. Вошла мышка в дом и стала сочинять стихи. А чтобы мышке было легче, подскажи ей последние словечки.

Рисуют дружно малыши,

У них в руках ... карандаши.

Носит яркий гребешок Наш веселый ... петушок.

Вот бежит малышка — Серенькая ... мышка.

Зашуршали тихо шины — Это едет к нам ... машина.

Мама просит Машу: «Свари братишке ... кашу».

Мышка моется под душем, Моет хвостик, моет ... уши.

8. Итог занятия.

Логопед. Нам пора прощаться с мышкой. Ты сегодня очень хорошо ей помогал! А какой звук помогал тебе на нашем занятии?

Ребенок. Ш-ш-ш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Самомассаж лица и шеи"

Поможем себе и нашим детям освоить комплекс упражнений самомассажа. Это полезно, интересно. С успехом можно использовать на логопедических занятиях и как физминутку в начальных классах. Буду рада, есл...

Самомассаж "Озорные мишки"

Уважаемые коллеги! Предлагаю комплекс «Озорные мишки» для самомассаж головы, ушных раковин, шеи, лица в стихах, который можно использовать на логопедических занятиях, уроках....

Самомассаж "Времена года"

Уважаемые коллеги! Предлагаю комплекс «Времена года» для самомассаж головы, ушных раковин, шеи, лица в стихах, который можно использовать на логопедических занятиях, уроках....

Самомассаж кистей рук и пальчиковая гимнастика.

Комплекс упражнений для профилактики речевых нарушений...

Приёмы самомассажа на уроках как элемент здоровьесберегающей технологии

В  статье  раскрывается опыт использования самомассажа на уроках....

Приемы самомассажа на логопедических занятиях с детьми

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией.Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом....