Адаптированная образовательная программа
материал по логопедии на тему
Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ (ЗПР).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_obrazovatelnaya_programma.docx | 101.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная кадетская школа №4»
Адаптированная образовательная программа
начального общего образования
для обучающегося с
ограниченными возможностями здоровья
Составители программы:
Ф.Х. Звездина– учитель начальных классов
Е.Н. Вишнякова– педагог-психолог;
Ч.Ф. Гиззатуллина - учитель-логопед
2017-2018 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. Пояснительная записка
1.1. Психолого – педагогическая характеристика обучающегося…..…….…...3
1.2. Основные образовательные потребности обучающегося…………..…..…5
1.3. Специальные образовательные потребности обучающегося……………...5
2. Содержание программы:
2.1. Образовательный компонент…….……………………………………...…..6
2.1.1. Рабочая программа по предмету «Русский язык»……………………..6
2.1.2. Рабочая программа курса «Математика»………………………....…….12 2.1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования для учащихся с задержкой психического развития………………………………..16
2.2. Коррекционный компонент
2.2.1. Программа индивидуальных занятий для обучающегося 3 класса с ОВЗ по математике и русскому языку………………………………………………17
2.2.2. Программа коррекционно – развивающих занятий для обучающегося 3 класса с ОВЗ (педагог – психолог) ……………................................................18 2.2.3. Программа коррекционно - развивающих логопедических занятий для обучающегося 3 класса с ОВЗ…………………………………………………19 2.3. Воспитательный компонент……………………………………………..…20
3. Оценка результатов реализации АОП НОО (вар.7.1.) ……………….........25
Список использованной литературы …………………………………………..26
Приложение 1 «Программа индивидуальных занятий по математике и русскому языку для обучающегося 3 класса с ОВЗ»
Приложение 2 «Программа коррекционно – развивающих психологических занятий для обучающегося 3 класса с ОВЗ»
Приложение 3 «Программа коррекционно – развивающих логопедических занятий для обучающегося 3 класса с ОВЗ»
Приложение 4 «Таблица успешности освоения обучающимся с ОВЗ учебного материала по адаптированной программе по предмету «Русский язык»
Приложение 5 «Таблица успешности освоения обучающимся с ОВЗ учебного материала по адаптированной программе по предмету «Математика»
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная образовательная программа начального общего образования разработана для обучающегося 3 класса Сайтарлы Даниила (2007 г.р.) на основе Закона об образовании № 273 от 29.12.2012г., ФГОС НОО, примерной АООП НОО для детей с ЗПР.
- Психолого – педагогическая характеристика обучающегося:
Сайтарлы Даниил Михайлович, 29.05.2007года рождения, проживающий по адресу: 7-36-9. С 1 сентября 2015 года обучается в МБОУ «СОКШ №4»в 1 классе по программе «Начальная школа ХХI века».До поступления в школу Даниил обучался в 1 классе в КОУ «Нефтеюганская школа для обучающихся с ОВЗ». По решению ПМПК оставлен на повторное обучение в 1 классе.
Семья ребенка состоит из двух человек. Семья неполная. Мать – Ивченко Евгения Александровна, работает в БУ "НОКБ" им. В.И.Яцкив, младшей медсестрой.
Испытывает сложности при овладении программным материалом, обнаруживает недостаточно сформированные основные учебные умения и навыки, низкую успеваемость по русскому языку, математике, чтению.
Русский язык. Даниил не умеет различать, сравнивать, кратко характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква. Списывает печатный и письменный текст без ошибок. Под диктовку пишет с большим количеством ошибок. Пропускает буквы и слова, имена собственные пишет с маленькой буквы, допускает ошибки на сочетания жи-ши, чк-чн, ча-ща. В написании слов с безударной гласной в корне. Не может самостоятельно выполнять перенос слов, пользуясь правилом. Не может выполнять звуко – буквенный анализ слова.
Литературное чтение. Даниил научился читать декабре 2015г. Читает по слогам, техника чтения – 14 слов в минуту, при чтении забывает буквы, искажает слова, не дочитывает окончания. Стихи наизусть учит с большим трудом, быстро забывает. Из списка прочитанных произведений по изученному разделу не может выделить рассказы, стихотворения, сказки. Словарный запас ограничен.
Уровень развития речи ребёнка не соответствует возрастной норме. Даниил понимает смысл отдельных слов обиходного значения, простые инструкции, состоящие из одного звена, а сложные речевые инструкции с помощью, после повторения и разъяснения. Ученик по прослушанному тексту отвечает на вопросы односложно или не отвечает совсем. Отмечается наличие бедного словарного запаса
Математика. Знает состав чисел первого десятка, решает примеры на сложение и вычитание в пределах 100, умеет сравнивать однозначные числа, не может назвать последующее и предыдущее число. Таблицу умножения и деления знает на 2, 3 и 4. Знает геометрические фигуры, не умеет самостоятельно без помощи учителя чертит отрезки заданной длины. Математические диктанты и проверочные работы выполняет с направляющей помощью учителя.
Окружающий мир. В окружающем мире ориентируется. Иногда проявляет активность на уроках окружающего мира. Мальчик знает месяц своего рождения, но не помнит число. Может назвать фамилию, имя, отчество своё и мамы. Дни недели, времена года с подсказкой может назвать. Названия месяцев знает не все, по порядку назвать не может. Путается в обобщающих (категориальных) понятиях таких, как «звери», «насекомые».
Во время уроков неусидчив, быстро устаёт. Зачастую забывает приготовиться к уроку. Не может спланировать свою деятельность. Испытывает трудности при ориентировании в тетрадях по русскому языку и математике. Познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно полно. Мальчик не принимает активное участие в ходе урока, так как не знает правильный ответ. Не может сосредоточиться на задании, требуется инструктаж при выполнении заданий и контроль над их выполнением. В ситуации проведения проверочных работ отмечается заторможенность (медлительность, некоторые задания не выполняет).
Внешний вид у школьника опрятный, ухоженный. Со сверстниками общается. Малоконтактен с взрослыми. В меру переживает за свои поступки, поведение; на критические замечания реагирует.
Не проявляет выраженного интереса ни к одному учебному предмету. Проводимая индивидуальная коррекционная работа по восполнению пробелов в знаниях даланезначительные результаты.
Мама, Евгения Александровна, прикладывает определенные усилия для оказания помощи в усвоении учебного материала, но результативность минимальная.
По предложению учителя и педагога-психолога, при согласии родителей Даниил был показанТерриториальной психолого-медико-педагогической комиссии с целью определения дальнейшего образовательного маршрута. Решением ТПМПК для Даниила определено обучение по АОП НОО (вар.7.1.) и статус «Ребенок с ОВЗ». Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ОВЗ получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, находясь в их же среде и в те же календарные сроки. Он полностью включён в общий образовательный поток (инклюзия) и по окончании школы получит такой же документ об образовании, как и его нормально развивающиеся сверстники.
Все обучающиеся с ОВЗ испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ОВЗ являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций: замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
1.2. Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ:
1) в побуждении познавательной активности;
2) в расширении кругозора;
3) в формировании обще интеллектуальных умений;
4) в совершенствовании предпосылок интеллектуальной деятельности;
5) в формировании развития у детей целенаправленной деятельности, функции программирования и контроля;
6) в развитии личностной сферы;
7) в развитии коммуникации;
8) в усилении регулирующей функции слова, способности к речевому обобщению;
9) в сохранении, укреплении соматического и психофизиологического развития, предупреждение истощаемости и перегрузок.
1.3. К специальным образовательным условиям для данной категории обучающихся относятся:
Особые методы и формы обучения.
Обязательная коррекционная работа.
Обучающийся с ОВЗ Сайтарлы Даниилна момент начала обучения в 3 классе в 2017-18 учебном году (4 год обучения) умеет читать – медленно(темп чтения 14 слов в минуту), по слогам, чтение неосознанное маленьких по объему текстов; знает счет в пределах 100, слабо владеет навыками письма под диктовку, текст списывает безошибочно, поэтому комиссией по разработке АОП НОО (вар.7.1.) было принято решение об освоении учебных предметов одновременно с обучающимися в классе по УМК «Начальная школаХХIвека, но с коррекционно-развивающими занятиями:
-математика (1 час в неделю);
-русский язык (1 час в неделю);
- с педагогом-психологом (1 час);
-с логопедом (2 часа).
2. Содержание программы.
2.1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ.
2.1.1. Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом МО от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707), авторской программы «Русский язык» для 3-го класса С.В. Иванова (УМК «Начальная школа XXI века»; М.: Вентана-Граф, 2011, руководитель – член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Н.Ф. Виноградова); с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями основной образовательной программы МБОУ «СОКШ №4»; положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов в МБОУ «СОКШ №4» (утвержденном приказом от 30.05.2013г. №242); ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Начальная школа 21 века».
∙ Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Русский язык. 3 класс в 2ч М.:, Изд.центр «Вентана-Граф», 2015.
∙ Тетрадь «Пишем грамотно» Автор М.И.Кузнецова. М.: Изд.центр «Вентана-Граф», 2015
∙ Иванов С.В. «Методические рекомендации по работе с учебником и тетрадями». Москва, ВЕНТАНА-ГРАФ, 2015 г.
Блок «Русский язык»
Содержание программы учебного предмета
1. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (62 ч)
1.1. Фонетика и графика. Повторение изученного в 1-ом и 2-ом классах на основе фонетического разбора слова. (3 ч)
1.2. Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
1.3. Состав слова (морфемика). Повторение изученного во 2-ом классе на основе разбора слова по составу. (4 ч)
1.4. Синтаксис (18 ч)
Предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Различение главных и второстепенных членов предложения (дополнение, определение, обстоятельство).
Наблюдение за однородными членами предложения. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.
1.5. Морфология (40 ч)
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Род неизменяемых имен существительных (на примере наиболее употребительных слов). Изменение имен существительных по числам. Изменение имен существительных по падежам. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению. Различение собственных и нарицательных имен существительных. Наблюдение за одушевленными и неодушевленными именами существительными. Словообразование имен существительных.
Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных. Словообразование имен прилагательных.
Местоимение: общее значение и употребление в речи. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
2. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (54 ч)
Повторение правил правописания, изученных в 1–2-ом классах.
Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Ознакомление с правилами правописания и их применение:
− приставки, оканчивающиеся на з, с;
− соединительные гласные о, е в сложных словах;
− непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
− буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
− буквы и, ы после ц в различных частях слов;
− суффиксы имен существительных –ок, -ец, -иц,
− сочетания ичк, ечк, инк, енк;
− мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
− безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;
− безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных на -ий, -ия, -ие;
− буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;
− безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;
− раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
− знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.
− Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
3. «Развитие речи» (35 ч)
3.1. Устная речь.
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение контролировать (устно координировать) действия партнера при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
3.2. Письменная речь
Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2-ом классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану.
Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Знакомство с изложением (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинением как видами письменной работы.
Знакомство с жанром письма.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речииспользование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных cлов, устаревших слов и фразеологизмов.
Учебно – тематический план
Блок «Русский язык»
№п/п | Содержание программного материала | Количество часов | |
ФГОС НОО | АОП НОО (7.1) | ||
1. | Фонетика. Повторение изученного в 1 и 2 классах на основе введения фонетического анализа слова. | 3 | 3 |
2. | Состав слова. Повторение изученного в 1 и 2 классах на основе введения разбора слова по составу. | 4 | 4 |
3. | Синтаксис | 18 | 18 |
4. | Морфология | 40 | 40 |
5. | Правописание (формирование навыков грамотного письма | 54 | 54 |
6. | Развитие речи | 35 | 35 |
7. | Проверочные и контрольные уроки Итого | 16 170 часов | 16 170 часов |
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 3 классе
К концу изучения блока «Русский язык» обучающийся получит возможность научиться:
Различать, сравнивать, кратко характеризовать:
-имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
-виды предложений по цели высказывания и интонации;
-главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
Выделять, находить:
− собственные имена существительные;
− личные местоимения 1, 2, 3-го лица;
− грамматическую основу простого двусоставного предложения;
− в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);
решать учебные и практические задачи:
− определять род изменяемых имен существительных;
− устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного;
− задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;
− определять принадлежность имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению;
− устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении;
− находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
− использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
− подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
− определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
− безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 65-80 слов;
− проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
− составлять собственного и предложенного текста;
− Определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
− корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;
− составлять собственные тексты в жанре письма;
применять правила правописания:
− приставки, оканчивающиеся на з, с;
− непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
− буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
− буквы и, ы после ц в различных частях слов;
− мягкий знак после шипящих на конце имен существительных;
− безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;
− буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;
− безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;
− раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.
2.1.2. Рабочая программа по математике для 3 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (утвержден приказом МО от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707), на основе авторской программы «Математика» для3-го класса В.Н.Рудницкой; с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями основной образовательной программы МБОУ «СОКШ №4», положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов в МБОУ «СОКШ №4» (утвержденном приказом от 30.05.2013г. №242); ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Начальная школа 21 века».
Для реализации программного содержания используются:
- В.Н. Рудницкая, Т. В. Юдачёва Математика: учебник для 3класса: в 2 ч М: Вентана- Граф. 2015. – (Начальная школа ХХI века) [1.1.2.1.10.3]
- Рудницкая В.Н. «Методический комментарий к урокам математики». Москва, ВЕНТАНА-ГРАФ, 2015 г.
- В. Н Рудницкая, Т.В. Юдачева Рабочие тетради для 3класса. № 1, № 2. – М. : Вентана-Граф, 2015. – (Начальная школа ХХI века)
Блок «Математика»
Содержание программы учебного предмета
Элементы арифметики
Число и счёт
Чтение и запись цифрами чисел от 100 до 1000.
Сведения из истории математики: как появились числа; чем занимается арифметика.
Сравнение чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков «<» и «>».
Сложение и вычитание в пределах 1000.
Устные и письменные приемы сложения и вычитания.
Сочетательное свойство сложения и умножения.
Упрощение выражений (освобождение выражений от «лишних» скобок).
Порядок выполнения действий в выражениях, записанных без скобок, содержащих действия: а) только одной ступени; б) разных ступеней. Правило порядка выполнения действий в выражениях, содержащих одну или несколько пар скобок.
Числовые равенства и неравенства.
Чтение и запись числовых равенств и неравенств. Свойства числовых равенств.
Решение составных арифметических задач в три действия.
Умножение и деление на однозначное число в пределах 1000.
Умножение суммы на число (распределительное свойство умножения относительно сложения).
Умножение и деление на 10, 100.
Умножение числа, запись которого оканчивается нулем, на однозначное число. Умножение двух- и трехзначного числа на однозначное число.
Нахождение однозначного частного.
Деление с остатком.
Деление на однозначное число.
Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий.
Практическая работа. Выполнение деления с остатком с помощью фишек.
Умножение и деление на двузначное число в пределах 1000.
Умножение вида 23 • 40.
Умножение и деление на двузначное число.
Величины
Единицы длины километр и миллиметр и их обозначения: км,мм.
Соотношения между единицами длины: 1 км = 1000 м, 1 см = 10 мм.
Вычисление длины ломаной.
Масса и ее единицы: килограмм, грамм. Обозначения: кг, г. Сотношения: 1 кг = 1000 г.
Вместимость и ее единица литр. Обозначение: л.
Сведения из истории математики: старинные русские единицы величин: морская миля, верста, пуд, фунт, ведро, бочка.
Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Обозначения: ч, мин, с. Соотношения между единицами времени: 1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сутки = 24 ч, 1 век = = 100 лет, 1 год =12месяцев.
Сведения из истории математики: история возникновения месяцев года.
Решение арифметических задач, содержащих разнообразные зависимости между величинами.
Практические работы. Измерение длины, ширины и высоты предметов с использованием разных единиц длины. Снятие мерок с фигуры человека с помощью портновского метра. Взвешивание предметов на чашечных весах. Сравнение вместимостей двух сосудов с помощью данной мерки.
Отмеривание с помощью литровой банки данного количества воды.
Алгебраическая пропедевтика
Буквенные выражения. Вычисление значений буквенных выражений при заданных значениях этих букв.
Логические понятия
Примеры верных и неверных высказываний.
Геометрические понятия
Ломаная линия. Вершины и звенья ломаной. Замкнутая и незамкнутая ломаная. Построение ломаной.
Деление окружности на 6 одинаковых частей с помощью циркуля.
Прямая. Принадлежность точки прямой. Проведение прямой через одну и через две точки.
Взаимное расположение на плоскости отрезков, лучей, прямых.
Практические работы. Способы деления круга (окружности) на 2, 4, 8 равных частей с помощью перегибания круга по его осям симметрии. Построение симметричных прямых на клетчатой бумаге.Проверка с помощью угольника, какие из данных прямых пересекаются под прямым углом.
Учебно – тематический план
Блок «Математика»
№ | Содержание программного материала | Количество часов | |
ФГОС НОО | АОП НОО (7.1.) | ||
1 | Число и счёт | 17 | 17 |
2 | Арифметические действия в пределах 1000 | 76 | 76 |
3 | Величины | 14 | 14 |
4 | Работа с текстовыми задачами | 10 | 10 |
5 | Геометрические понятия | 13 | 13 |
6 | Работа с информацией | 6 | 6 |
- | - | ||
Итого | 136 | 136 |
Планируемые результаты освоения программы по математике в 3 классе.
К концу изучения блока «Математика» обучающийся получит возможность научиться:
Обязательный уровень
Ученик должен:
— знать названия и последовательность натуральных чисел до 1000 (включительно), уметь записывать их цифрами и сравнивать;
— знать названия и обозначения действий умножения и деления;
— знать наизусть таблицу умножения однозначных чисел и результаты соответствующих случаев деления;
— выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000 в случаях, сводимых к действиям в пределах 20 и 100;
— выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1000, используя письменные приемы вычислений;
— знать названия компонентов четырех арифметических действий;
— знать правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без них, уметь находить их значения, выполняя два-три арифметических действия;
— уметь решать арифметические текстовые задачи в три действия в различных комбинациях;
— уметь вычислять: периметр многоугольника, периметр и площадь прямоугольника (квадрата).
2.1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования для учащихся с задержкой психического развития.
Обучающиеся с ЗПР (вариант 7.1.) имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения основной образовательной Программы в иных формах. Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения основной образовательной программы начального общего образования) аттестации обучающихся с ЗПР включают:
• особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
• привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
• присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
• адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей, обучающихся с ЗПР:
1) упрощение формулировок по грамматическому оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
• при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
• увеличение времени на выполнение заданий;
• возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения; Соотношение продвижения обучающегося с ЗПР по двум направлениям (освоение основной образовательной Программы и формирование «жизненной компетенции») является определяющим для оценки качества образования по первому варианту стандарта.
Оценка личностных результатов, метапредметных результатов, предметных результатов, система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и портфель достижений как инструменты динамики образовательных достижений, итоговая оценка выпускника производятся в соответствии с положениями, изложенными в Основной образовательной программе начального общего образования (в соответствии с ФГОС). Для мониторинга метапредметных результатов первоклассников используются комплексные проверочные и тренировочные задания. Итоговая работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность первоклассника в решении разнообразных программ.
По адаптированным рабочим программам предметов педагог будет вести «Таблицу успешности усвоения программного материала» обучающимся с ОВЗ.
2.2. КОРРЕКЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ
В соответствии с психологическим заключением и рекомендациями ЦПМПК, по результатам диагностики познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающегося, разработаны программы развивающих занятий педагогом-психологом, учителем – логопедом, учителем начальных классов. (Программа представлена в приложениии1)
2.2.1.Программа индивидуальных занятий для обучающегося 3 класса с ОВЗ по математике и русскому языку направлена на устранение ликвидации пробелов в знаниях по данным предметам. (Программа представлена в Приложении 1)
Задачи программы:
- способствовать расширению кругозора;
- развивать мотивацию к познанию и творчеству;
- формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся;
- обучать работе с различными источниками информации;
Формы организации учебного процесса: индивидуальная работа
Программа по каждому учебному предмету состоит из 34 занятий. Продолжительность занятий 40 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
2.2.2. Программа коррекционно - развивающих занятий для обучающегося 3 класса с ОВЗ направлена на развитие познавательной и эмоционально- волевой сферы обучающегося с ОВЗ. (Программа представлена в Приложении 2)
Основные направления коррекционной работы:
1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие слухового внимания и памяти;
2. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
3. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы детей. 5. Развитие речи.
6. Совершенствование представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
7. Развитие зрительно – моторной координации и мелкой моторики руки.
Диагностика особенностей когнитивной и эмоционально – волевой сферы: входная и итоговая – 2 ч. Диагностика проводится на основе диагностической методики Л.А.Ясюковой (Часть 1) «Методика определения готовности к школе».
Программа состоит из 34 занятий. Продолжительность занятий 40 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Ожидаемые результаты реализации программы
положительная динамика личностного, эмоционального развития учащегося;
положительная динамика развития когнитивной сферы;
отсутствие отрицательной динамики психофизического развития учащегося с ОВЗ;
эффективное социальное взаимодействие здоровых детей и учащегося с ОВЗ, выражающееся в совместном участии в различных мероприятиях, толерантном отношении друг к другу.
Средства контроля программы
В целях отслеживания результатов работы, с учащимися проводится комплексная диагностика сформированности познавательной и эмоционально-волевой сфер. Диагностика состоит из 2х этапов – первичной и итоговой. Результаты исследований отмечаются в «Индивидуальной карте учащегося». Педагогом-психологом проводится анализ продуктивности совместной работы с ребенком и составляется дальнейший алгоритм коррекционно-развивающей деятельности с учётом выводов и рекомендаций проделанной работы, а также в целях преемственности психологического сопровождения ребенка.
2.2.3. «Программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для обучающегося 3 класса с ОВЗ» (Программа представлена в Приложении 3) разработана учителем – логопедом с целью предупреждения неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.
Программа способствует решению следующих задач:
1.Восполнить пробелы в развитии лексического запаса и грамматического строя речи
2.Закрепить навыки звукобуквенного анализа с установлением соотношения между буквами и звуками в слове
3.Обогащать словарный запас как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования
4.Подготовить к усвоению морфологического состава слова
5.Расширять словарный запас путём усвоения смысловых, эмоциональных оттенков речи, конструкций предложения
6.Развивать навыки построения связного высказывания, отбора языковых средств, адекватных смысловой концепции.
Формы организации учебного процесса: индивидуальная работа.
Программа рассчитана на 64 часа в год (2 часа в неделю). Продолжительность занятий 40 минут. Программой предусмотрено проведение 2 диагностических работ: диктант, списывание.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучающегося к концу коррекционного обучения
Ученик должен знать:
- слоговой анализ и синтез слова;
- мягкость согласных;
- морфологический состав слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
- предложения: повествовательные, вопросительные, восклицательные.
Ученик должен уметь:
- производить звукобуквенный анализ слов;
- устанавливать соотношения между буквами и звуками в слове;
- пользоваться различными способами словообразования;
- владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова;
- использовать в речи различные конструкции предложений.
- строить связное высказывание, устанавливать логику (связность, последовательность);
- точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания.
2.3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ цель которого: воспитание социально-активной, максимально адаптированной личности, проявляющей себя в Я-концепции, обучение самостоятельному поведению в разнообразных жизненных ситуациях, повышение уровня ее потребностей и интересов через создание оптимально комфортных условий самовыражения обучающегося путем согласованной коррекционно-развивающей работы педагогов школы, - представлен следующими направлениями:
Приоритетные направления воспитательной работы с обучающимся с ОВЗ.
Задачи:
№ | Направление | Задачи | Формы работы |
1 | Обще интеллек туальное | создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей обучающегося средствами воспитательной работы; - создавать обучающемуся возможность проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее пределами; - изучить и влиять на кругозор обучающегося, его познавательный интерес, увлечения. | Выбор и посещение кружка; - Участие в предметных неделях; - Участие в школьных мероприятиях, направленных на интеллектуально-познавательную деятельность. |
2 | Спортивно – оздорови тельное | создание условий для сохранения и укрепления здоровья; - воспитание потребности о здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, воспитание позитивного отношения, обучающегося к урокам физической культуры и занятиям спорта; - формирование чувства ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих людей. | участие в спортивных соревнованиях, спортивных праздниках, в т.ч. и с привлечением к участию родителей; - организация и обеспечение обучающегося с ОВЗ бесплатным питанием; - посещение уроков ПДД, профилактических занятий «Полезные привычки», «Здоровое питание»; - тематические беседы, классные часы. |
3 | Обще Культур ное | воспитание основ эстетической культуры, способность различить и видеть прекрасное; - развитие художественных способностей; - воспитание чувства любви к прекрасному | - участие в конкурсах рисунков, выставках художественного труда, поделок из овощей, и др. - участие в праздниках класса, школы; - выполнение посильных ролей в сценках мероприятий. |
4 | Духовно - нравственное | воспитание волевых качеств обучающегося, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон; - развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им; - формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного заботливого отношения к старшим и младшим; - формирование основ морали, нравственного самосознания личности, способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала. | участие в месячнике военнопатриотического воспитания, концертах и праздниках (День матери, День Победы и др.); - привлечение к участию в благотворительных акциях помощи пожилым людям, инвалидам; -беседы о правилах поведения, мерах безопасного поведения в различных ситуациях, |
5 | Работа с родителями | - ознакомление с материальными условиями жизни семьи, психологическим климатом в семье, особенностями поведения ребенка в семье; - организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и собеседований; - совместное проведение досуга. | посещение на дому; - беседы – индивидуальные, профилактические, по запросу учителя или родителей; - привлечение родителей к участию в мероприятиях школы, внеклассных мероприятиях; - организация консультаций педагогом-психологом, учителем-логопедом по необходимости. |
:
«Азбука безопасности» | «Уроки нравственности» | Экскурсии | Социальные практики, проекты | Корреционно- развивающие занятия с психологом | Полезные привычки | Коррекционные занятия с логопедом | Индивидуальные занятия по математике(развивающие занятия) | Индивидуальные занятия по русскому языку (коррекционные занятия) | Шахматы | Занятость вне школы | Общее количество часов |
1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 0,5 | 1 | 10 |
Внеурочная деятельность обучающегося 3 класса
Сайтарлы Даниила
3. Оценка результатов реализации АОП НОО (вар.7.1.) - проводится на основе комплексной оценки индивидуального развития ребёнка, которая проводится ведущими специалистами не менее 2 раз в год и включает в себя:
- логопедическое обследование, которое проводит учитель-логопед на этапе начала работы по реализации АОП (октябрь), в середине учебного года (январь) с целью корректировки образовательных задач АОП и в конце учебного года (апрель-май). Задачи, для решения которых могут использоваться результаты логопедического обследования: индивидуализация образования, которая предполагает поддержку ребенка, построение его образовательной траектории и коррекцию его речевого развития. Итогом данного обследования является логопедическое заключение;
- психологическое обследование, которое проводит педагог-психолог на этапе начала работы по реализации АОП (октябрь), в середине учебного года (январь) с целью корректировки образовательных задач АОП и в конце учебного года (апрель-май). Итогом данного обследования является психологическое заключение;
- педагогическую диагностику уровня освоения ребёнком материала образовательной программы, которую проводит педагог на этапе начала работы по реализации АОП (октябрь), в середине учебного года (январь) с целью корректировки образовательных задач АОП и в конце учебного года (апрель-май). Педагогическая диагностика индивидуального развития ребёнка направлена, прежде всего, на определение наличия условий для развития ребёнка в соответствии с его возрастными особенностями, возможностями и индивидуальными склонностями. Итогом данной диагностики выступает педагогическая характеристика. Результаты обследования детей с ЗПР заносятся в протоколы обследования ребенка.
Результатом реализации АОП будет достижение обучающимся уровня обученности, соответствующего его психофизическим возможностям.
Список использованной литературы
1.«Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании». Хрестоматия. – М.: ООО «Аспект», 2005 г.
2.«Диагностика и коррекция ЗПР у детей». Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – М.: издательство «Аркти», 2004 г.
3.Концепция коррекционно – развивающего обучения ГНУ «ИКП РАО».http://logpres.narod.ru/_private/Kro.doc
4.Программа для общеобразовательных учреждений: Коррекционноразвивающее обучение. Начальные классы / сост. А.А. Вохмянина. 2-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2001 г.
5. Рабочие программы. Начальная школа. 1 класс. УМК «Школа Росии» - Методическое пособие с электронным приложением./Авт.-сост.С.А.Шейкина; под редакцией Е.С.Галанжиной. – М.: Планета, 2013. – 224 с. – (Образовательный стандарт).
6. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
7. Составление адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья : метод. пособие [Электронный ресурс] / сост. А. В. Цветкова; Мин-во образования Респ. Коми, Коми респ. ин-т развития образования. – Сыктывкар: КРИРО, 2015. – 86 с.
Приложение1
Тематическое планирование индивидуальных занятий по математике с обучающимся с ОВЗ
№ | Разделы, темы | Количество часов |
1 | Числа и величины | 8 |
2 | Арифметические действия | 5 |
3 | Работа с текстовыми задачами | 4 |
4 | Геометрические фигуры | 5 |
5 | Геометрические величины | 5 |
6 | Работа с информацией | 7 |
Всего | 34 |
Поурочно - тематическое планирование
Тематическое планирование индивидуальных занятий по русскому языку с обучающимся с ОВЗ
№п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
1. | Фонетика. | 1 |
й | Состав слова. | 5 |
3. | Синтаксис | 8 |
4. | Морфология | 10 |
5. | Правописание (формирование навыков грамотного письма | 7 |
6. | Развитие речи | 3 |
7. | Итого | 34 часа |
Поурочно - тематическое планирование
Приложение 3
Тематическое планирование индивидуальных занятий
с обучающимся с ОВЗ
№ | Разделы, темы | Количество часов |
1 | Предложение и слово. | 2 |
2 | Слоговой анализ и синтез слова. | 6 |
3 | Звуки и буквы | 4 |
4 | Обозначение мягкости с помощью мягкого знака. | 4 |
5 | Обозначение мягкости с помощью гласных. | 10 |
6 | Непарные согласные. Глухие и звонкие согласные. | 7 |
7 | Предложения. | 5 |
8 | Морфологический состав слова. | 8 |
9 | Безударный гласный. | 6 |
10 | Предлоги и приставки. | 6 |
11 | Связная речь. | 5 |
12 | Проверочная работа | 1 |
Всего | 64 |
Календарно - тематическое планирование
3 класс (2 часа в неделю, 64 часа)
№ | Тема | Количество часов | Коррекционная цель |
Предложение и слово. | 2 | ||
1,2 | Речь и предложение. Предложение и слово. | 2 | Развивать мыслительные операции |
Слоговой анализ и синтез слова. | 6 |
3,4 | Слово и слог. Уточнение понятий. Выделение первого слога в слове. | 2 | Развитие слухового внимания | ||
5,6 | Слогообразующая роль гласных букв. Определение количества слогов в слове. | 2 | Развивать устойчивость внимание | ||
7,8 | Составление слов из слогов. Деление слов на слоги. | 2 | Развивать зрительное восприятие | ||
Звуки и буквы | 4 | ||||
9 10 | Звуки и буквы. Уточнение понятий. Определение и сравнение количества звуков и букв в словах. Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. | 2 | Развивать логическое мышление. | ||
11, 12 | Согласные звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы. | 2 | Развивать устойчивость внимание | ||
Обозначение мягкости с помощью мягкого знака. | 4 | ||||
13, 14 | Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь. Мягкий знак в конце слова. Мягкий знак в середине слова. | 2 | Развивать логическое мышление. | ||
15, 16 | Разделительный мягкий знак. Сравнение по смыслу и произношению. | 2 | Развитие слухового внимания | ||
Обозначение мягкости с помощью гласных. | 10 | ||||
17, 18 | Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я. | 2 | Развивать фонематический слух | ||
19, 20 | Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О-Ё. | 2 | Развивать мыслительные операции | ||
21, 22 | Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У-Ю. | 2 | Развивать фонематический слух | ||
23, 24 | Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы-И. | 2 | Активизировать мыслительную деятельность | ||
25, 26 | Твердые и мягкие согласные звуки перед Е. | 2 | Развивать логическое мышление. | ||
Непарные согласные. Глухие и звонкие согласные. | 7 | ||||
27, 28 | Непарные глухие согласные X, Ц, Ч, Щ. | 2 | Развивать зрительное восприятие | ||
29, 30 | Непарные звонкие согласные Й, Л, М, Н. | 2 | Развивать зрительное восприятие | ||
31, 32 | Звонкие и глухие согласные. | 2 | Развитие слухового внимания | ||
33 | Дифференциация звонких и глухих парных согласных | 1 | |||
Предложения. | 5 | ||||
34 | Повествовательные предложения. Использование в речи притяжательных прилагательных. | 1 | Активизировать мыслительную деятельность | ||
35, 36 | Вопросительные предложения. Использование в речи относительных прилагательных. | 2 | Развитие слухового внимания | ||
37 | Восклицательные предложения. | 1 | Развивать фонематический слух | ||
38 | Использование в речи качественных прилагательных. | 1 | |||
Морфологический состав слова. | 8 | ||||
39, 40 | Корень как главная часть слова. Родственные слова. Однокоренные слова, не являющиеся родственными. Дифференциация родственных и однокоренных слов. | 2 | Развивать мыслительные операции | ||
41, 42 | Сложные слова. Соединительная гласная е или о в середине слова. | 2 | Развивать мыслительные операции | ||
43, 44 | Приставка. Префиксальный способ образования слов. | 2 | Развивать мыслительные операции | ||
45, 46 | Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Окончание. | 2 | Развивать функции самоконтроля | ||
Безударный гласный. | 6 | ||||
47, 48 | Безударные гласные в корне. | 2 | Развивать зрительное восприятие |
49, 50 | Безударные гласные в корне. Антонимы. | 2 | Развивать функции самоконтроля |
51, 52 | Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне. | 2 | Развивать зрительное восприятие |
Предлоги и приставки. | 6 | ||
53, 54 | Соотнесение предлогов и глагольных приставок. Слова-синонимы. | 2 | Развивать мыслительные операции |
55 | Слитное написание слов с приставками. Раздельное написание слов с предлогами. | 1 | Развивать логическое мышление |
56, 57 | Соотнесение предлогов с глагольными приставками. «Не» с глаголами. | 2 | Развивать мыслительные операции |
58 | Дифференциация предлогов и приставок. | 1 | |
Связная речь. | 5 | ||
59 | Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок. | 1 | Формировать коммуникативные навыки |
60 | Пересказ с опорой на сюжетную картинку. | 1 | Развивать зрительное восприятие |
61 | Пересказ по вопросам. | 1 | Формировать коммуникативные навыки |
62 | Пересказ текста по опорным словам. | 1 | Развивать логическое мышление |
63 | Пересказ текста по предметным картинкам. | 1 | Формировать коммуникативные навыки |
64 | Проверочная работа. | 1 | |
Всего: | 64 часа |
Приложение 4
Таблица успешности освоения обучающимся с ОВЗ учебного материала по адаптированной программе по предмету «Русский язык»
№ п/п | Тема урока. Раздел. | Дата | Результат усвоения |
1. | Повторяем фонетику | ||
2. | ВФ Мастерская слова. Вспоминаем правила написания заглавной буквы | ||
3. | Фонетический анализ слова | ||
4. | ВФ Мастерская слова Вспоминаем правило переноса слов. | ||
5 | Комплексная работа. Повторяем признаки и типы текста. | ||
6 | Фонетический анализ слов | ||
7 | Повторяем правила обозначения гласных после шипящих | ||
8 | ВФ Лаборатория слова Повторяем состав слова | . | |
9 | ВФ Клуб исследователей русского языка. Повторяем правописание безударных гласных в корне слова. | ||
10 | Повторяем признаки и типы текстов | ||
11 | АКС Вводный диктант по теме: "Орфограммы изученные во 2 классе " | ||
12 | Работа над ошибками. Повторяем правила правописания согласных в корне | ||
13 | Разбор слова по составу | ||
14 | ВФ Клуб исследователей русского языка. Повторяем словообразование | ||
15 | Повторяем правило правописание непроизносимых согласных в корне слова. | ||
16. | Текст и его заглавие. | ||
17 | Разбор слова по составу и словообразование. Словарный диктант | . | |
18 | ВФ Мастерская слова Повторяем правописание суффиксов. | ||
19 | Повторяем правописание приставок. Тест. | ||
20 | ВФ Клуб исследователей русского языка Заглавие и начало текста. | ||
21 | Предложение и его смысл. Слова в предложении | ||
22. | Контрольная работа на тему: "Фонетический анализ слова, разбор слова по составу" | ||
23 | Работа над ошибками. Виды предложения по цели высказывания и интонации | ||
24 | Последовательность предложений в тексте | ||
25 | Деление текста на абзацы | ||
26 | Главные члены предложения. | ||
27 | ВФ Мастерская слова. Повторяем написание разделительного твердого и разделительного мягкого знаков | ||
28 | Главные члены предложенияСловарный диктант. | ||
29 | ВФ Клуб исследователей русского языка Учимся писать приставки. | ||
30 | ВФ Мастерская слова. Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з/с | ||
31 | Подлежащее | ||
32 | Сказуемое | ||
33 | ВФ Проектная задача Учимся писать письма. «Письмо солдату» | ||
34 | Сказуемое | ||
35. | Р/Р Учимся писать письма « Письмо ветерану ВОВ» ВФ Проектная задача | ||
36 | Второстепенные члены предложения | . | |
37 | Второстепенные члены предложения. Обстоятельство | ||
38 | АКС Диктант по теме: "Повторение изученных орфограмм" | ||
39 | ВФ Клуб исследователей русского языка Учимся писать приставку с-. Работа над ошибками | ||
40 | ВФ Мастерская слова Обстоятельство | ||
41 | ВФ Клуб исследователей русского языка Учимся писать письма | ||
42 | Определение | ||
43. | ВФ Мастерская слова. Учимся писать слова с двумя корнями | . | |
44. | Определение | ||
45 | Запоминаем соединительные гласные о, е | ||
46 | ВФ Проектная задача Учимся писать письма | ||
47 | Дополнение | ||
48 | Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова | ||
49 | ВФ Мастерская слова. Дополнение | ||
50 | Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова | ||
51 | Учимся писать письма Словарный диктант | ||
52 | ВФ Проектная задача. Однородные члены предложения | ||
53 | Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц] | ||
54 | Однородные члены предложения | ||
55. | Знаки препинания при однородных членах предложения | ||
56 | ВФ Проектная задача. Учимся писать письма | ||
57 | Однородные члены предложения | ||
58 | Контрольная работа по теме: "Простое предложение, члены простого предложения" | ||
59 | Работа над ошибками. Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения | ||
60 | Однородные члены предложения | ||
61 | Проектная задача. Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения | ||
62 | Учимся писать письма. «Письмо поздравление ветерану ВОВ» | ||
63 | Повторяем фонетику и состав слова | ||
64 | Самостоятельная работа по теме:"Простое предложение, члены простого предложения" | ||
65 | Учимся писать письма. | ||
66 | Части речи. Словарный диктант. | ||
67 | ВФ Мастерская слова. Самостоятельные и служебные части речи. | ||
68 | Повторение. Подбор заголовка, составление плана. | ||
69 | Диктант по теме: "Повторение изученных орфограмм" | ||
70 | Работа над ошибками. Корневые орфограммы. | ||
71 | ВФ Мастерская слова. Имя существительное | ||
72 | Повторение изученных орфограмм. | ||
73 | Учимся писать изложение | ||
74 | Род имен существительных | ||
75 | Род имен существительных | ||
76 | АКС Контрольный диктант . | ||
77 | Работа над ошибками. Учимся применять орфографические правила. | ||
78 | Учимся писать изложение | ||
79 | Число имен существительных | ||
80 | Правописание мягкого знака после шипящих в именах существительных | ||
81 | Правописание мягкого знака после шипящих в именах существительных | ||
82 | Число имен существительных | ||
83 | Изменение имен существительных по числам ВФ Мастерская слова | ||
84 | Изменение имен существительных по числам | ||
85 | Учимся писать изложение Словарный диктант | ||
86 | Изменение имен существительных по падежам | ||
87 | ВФ Мастерская слова. Падеж имен существительных | ||
88 | Падеж имен существительных | ||
89 | Учим слова с удвоенными согласными в корне слова | ||
90 | Учимся писать письма. ВФ Клуб исследователей русского языка. | ||
91 | Падеж имен существительных | ||
92 | Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных | ||
93 | Падеж имен существительных | ||
94 | Учимся писать суффиксы -ец- и -иц- и сочетания ички ечк | ||
95 | Контрольная работа по теме: "Части речи, род и число имён существительных» | ||
96 | Работа над ошибками. Работа с текстом | ||
97 | Склонение имен существительных Словарный диктант | ||
98 | ВФ Мастерская слова. Учимся писать сочетания инк, енк | ||
99 | Склонение имен существительных | ||
100 | Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го склонения | ||
101 | Диктант по теме: "Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных | ||
102 | Работа над ошибками. Работа с текстом. | . | |
103 | ВФ Мастерская слова. Склонение имен существительных. | ||
104 | Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го склонения | ||
105 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | ||
106 | Правописание безударных окончаний имен существительных 2-го склонения | ||
107 | Учимся писать изложение | ||
108 | ВФ Мастерская слова. Имена существительные одушевленные и неодушевленные | ||
109 | Правописание безударных окончаний имен существительных 2-го склонения | ||
110 | Имена существительные собственные и нарицательные | . | |
111 | Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и ц | ||
112 | Учимся писать изложение | ||
113 | ВФ Мастерская слова. Способы образования имен существительных. | ||
114 | Правописание безударных окончаний имен существительных 3-го склонения | ||
115 | Проектная задача. Способы образования имен существительных. | . | |
116 | Правописание безударных окончаний имен существительных 3-го склонения | ||
117 | Учимся писать изложение | ||
118 | Повторяем фонетику и состав слова | ||
119 | Контрольная работа по теме: "Род, число и падеж имён существительных". | ||
120 | Работа над ошибками.Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения | . | |
121 | Имя прилагательное | ||
122 | Правописание окончаний имен существительных множественного числа | ||
123 | Комплексная работа по теме «Береги честь смолоду» | ||
124 | Имя прилагательное | ||
125 | АКС Диктант по теме: "Повторениеизученных орфограмм" | ||
126 | Имя прилагательное | ||
127 | ВФ Виртуальная экскурсия. Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных | ||
128 | Правописание имен существительных на -ий, -ия, -ие. | ||
129 | Правописание имен существительных на -ий, -ия, -ие | ||
130 | ВФ Мастерская слова. Повторение правил правописания безударных окончаний имен существительных. | ||
131 | Качественные имена прилагательные | ||
132 | Изложение с элементами сочинения | ||
133 | Степени сравнения качественных прилагательных | ||
134 | Правописание окончаний имен прилагательных | ||
135 | Учимся писать изложение | ||
136 | Степени сравнения качественных прилагательных | ||
137 | Правописание окончаний имен прилагательных | ||
138 | Краткая форма качественных прилагательных | ||
139 | Правописание окончаний имен прилагательных | ||
140 | Учимся писать сочинение | ||
141 | Относительные имена прилагательные | ||
142 | Правописание относительных прилагательных | ||
143 | Проектная задача. Как образуются относительные имена прилагательные | ||
144 | Правописание относительных прилагательных | ||
145 | Учимся писать сочинение | ||
146 | Относительные имена прилагательные | ||
147 | Контрольная работа по теме: "Имя прилагательное и его грамматические признаки" | ||
148 | Правописание относительных прилагательных | ||
149 | Притяжательные имена прилагательные | ||
150 | Правописание притяжательных прилагательных | ||
151 | Повторение. Работа с текстом. | ||
152 | Повторяем фонетику и состав слова | ||
153 | Правописание сравнительной степени качественных прилагательных | ||
154 | Правописание превосходной степени качественных прилагательных | ||
155 | Правописание краткой формы качественных прилагательных | ||
156 | Контрольная работа по темам блока "Как устроен наш язык", | . | |
157 | Работа над ошибками. Местоимение | ||
158 | ВФ Мастерская слова Обобщение по теме «Имя прилагательное» | ||
159 | Личные местоимения | ||
160 | Личные местоимения | ||
161 | Правописание местоимений с предлогами | ||
162 | Комплексная работа | ||
163 | Правописание местоимений | ||
164 | Как изменяются местоимения | ||
165 | Как изменяются местоимения | ||
166 | АКС Контрольная работа (годовая промежуточная аттестация) | ||
167 | ВФ Лаборатория слова Повторение. Работа с текстом. | ||
168 | Повторение (Фонетика) | . | |
169 | ВФ Мастерская слова Повторение (Орфография) | ||
170 | Повторение (Пунктуация) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Таблица успешности освоения обучающимся с ОВЗ учебного материала по адаптированной программе по предмету «Математика»
№ п/п | Тема урока. Раздел | дата | Результат усвоения | |||
Числа от 100 до 1000. Счет сотнями, чтение и запись цифрами чисел, оканчивающихся нулями. | ||||||
Числа от 100 до 1000. Чтение и запись трехзначных чисел. | ||||||
Числа от 100 до 1000. Вспоминаем пройденное. | ||||||
Проектная задача Сравнение трехзначных чисел. Знаки «<» и «>». | ||||||
Мастерская числа. Сравнение чисел. Неравенства | ||||||
Числа от 100 до 1000. | ||||||
Текущая проверочная работа по теме « Чтение и сравнение трехзначных чисел». | ||||||
8. | Экскурсия на школьный плац Километр. Миллиметр их обозначение | |||||
9 | Практическая работа. Соотношения между единицами длины. | |||||
10 | АКС Входная контрольная работа. | |||||
11 | Работа над ошибками. Единицы длины. Измерение длины в метрах,сантиметрах и миллиметрах. | |||||
12 | Моделирование фигур Ломаная линия. Элементы ломаной: вершины, звенья. | |||||
13 | Ломаная линия. И ее элементы | |||||
14 | Моделирование Ломаная линия и ее элементы. Единицы измерения длины. | |||||
15 | Длина ломаной | |||||
16 | Виртуальная экскурсия. Построение ломаной и вычисление ее длины. | |||||
17 | Длина ломаной линии. Решение задач на построение геометрических фигур. | |||||
18 | Проектная задача Масса и ее единицы. Килограмм. Грамм. | |||||
19 | Масса. Килограмм. Грамм. Соотношение между единицами массы. | |||||
20 | Измерение массы с помощью весов (практическая работа). Решение задач на нахождение массы. | |||||
21 | Масса. Килограмм. Грамм. Решение задач с величинами. | |||||
22 | Вместимость и ее единица-литр | |||||
23 | Измерение вместимости с помощью мерных сосудов ( практическая работа). | |||||
24 | Урок-исследование Вместимость. Литр. Решение задач с величинами. | |||||
25 | Сложение в пределах 1000 | |||||
26 | Устные и письменные приемы сложения трехзначных чисел. | |||||
27 | Письменные приемы сложения. | |||||
28 | Письменные приемы сложения. | |||||
29 | Решение задач по теме «Сложение в пределах 1000» Математический диктант | |||||
30 | Сложение трехзначных чисел. Самостоятельная работа. Решение задач. | |||||
31 | Вычитание в пределах 1000. | |||||
32 | Мастерская числа Письменные и устные приемы вычислений. | |||||
33 | Решение задач на вычитание в пределах 1000 | |||||
34 | Сложение и вычитание трехзначных чисел. Вычитание величин. | |||||
35 | АКС Контрольная работа по теме « Сложение и вычитание трехзначных чисел. | |||||
36 | Работа над ошибками. Сложение и вычитание трехзначных чисел. | |||||
37 | Сочетательное свойство сложения. | . | ||||
38 | Проектная задача Сочетательное свойство сложения. | |||||
39 | Сравнение выражений на основе сочетательного свойства сложения. | |||||
40 | Сумма трех и более слагаемых | |||||
41 | Сумма трёх | |||||
42 | Закрепление пройденного по теме «Сложение и вычитание в пределах 1000» | |||||
43 | Сочетательное свойство умножения | |||||
44 | Сочетательное свойство умножения. | |||||
45 | Вспоминаем пройденное по теме «Сложение и вычитание в пределах 1000». | |||||
46 | Произведение трёх и более множителей. | |||||
47 | Произведение трёх и более множителей | |||||
48 | Произведение трёх и более множителей. | |||||
49 | Контрольная работа по теме «Законы сложения и умножения». | |||||
50 | Работа над ошибками. Произведение трех и более множителей. | |||||
51 | Упрощение выражений, содержащих в скобках умножение или деление. | |||||
52 | Упрощение выражений. | |||||
53 | Вспоминаем пройденное по теме «Упрощение выражений» | |||||
54 | ВФ Урок- моделирование Симметрия на клетчатой бумаге. | |||||
55 | Задачи на построение симметричных фигур. | |||||
56 | Текущая проверочная работа по теме «Симметрия на клетчатой бумаге». | |||||
57 | Проектная задача. Порядок выполнения действий в выражениях без скобок. | |||||
58 | Правило порядка выполнения действий в выражениях без скобок. | |||||
59 | Правило порядка выполнения действий в выражениях без скобок. Решение задач. | |||||
60 | АКС Итоговая контрольная работа. | |||||
61 | Работа над ошибками. Правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками | |||||
62 | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками. | |||||
63 | Правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками | |||||
64 | Самостоятельная работа «Порядок выполнения действий в выражениях со скобками» | |||||
65 | Правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками. |
66 | Урок-исследование Уравнения неравенства. | ||
67 | Проектная задача. Верные и неверные предложения (высказывания). | ||
68 | Вспоминаем пройденное по теме « Верные и неверные предложения». Математический диктант | ||
69 | Числовые равенства и неравенства. | ||
70 | Проектная задача. Свойства числовых равенств. | ||
71 | Числовые равенства и неравенства, их свойства». | ||
72 | Текущая контрольная работа по теме « Числовые равенства и неравенства» | ||
73 | Решение задач и примеров. | ||
74 | Проектная задача. Деление окружности на равные части. | ||
75 | Моделирование Деление окружности на равные части. | ||
76 | Вспоминаем пройденное по теме «Деление окружности на равные части» Практическая работа | ||
77 | Умножение суммы на число. | ||
78 | Умножение суммы на число. | ||
79 | Проектная задача. Умножение суммы на число. | ||
80 | Умножение на 10 и на 100. | ||
81 | Умножение на 10 и на 100 | ||
82 | Вспоминаем пройденное по теме «Умножение на 10 и на 100» | ||
83 | Умножение вида 50 × 9 и 200 × 4. | ||
84 | Умножение вида 50*9,200*4. Математический диктант | ||
85 | Прямая. Умножение вида 50х9 200х4. | ||
86 | Текущая контрольная работа«Прямая» | ||
87 | Умножение двузначного числа на однозначное число. Алгоритм умножения | ||
88 | Переместительное свойство умножения. | ||
89 | Урок-исследованиеУмножение двузначного числа на однозначное число. Решение задач. | ||
90 | Умножение трехзначного числа на однозначное число. Алгоритм вычисления в столбик. | ||
91 | Умножение трехзначного числа | ||
92 | Текущая контрольная работа «Умножение двухзначных и трехзначных чисел на однозначное число» | ||
93 | Анализ ошибок, допущенных в работе. «Умножение на однозначное число в пределах 1000». | ||
94 | Умножение двухзначных и трехзначных чисел на однозначное число. Закрепление пройденного материала. | ||
95 | Проектная задача.Измерение времени. Единицы времени. | ||
96 | Виртуальная экскурсия Измерение времени. Задачи на определение продолжительности времени. | ||
97 | Измерение времени. Задачи на определение продолжительности времени. | ||
98 | Виртуальная экскурсия. Измерение времени. Задачи на построение геометрических фигур. | ||
99 | Деление на 10 и на 100 | ||
100 | Деление на 10 и на 100 | ||
101 | АКС Итоговая контрольная работа. | ||
102 | Работа над ошибками. Нахождение однозначного частного. | ||
103 | Нахождение однозначного частного. Выражения со скобками. | ||
104 | Нахождение однозначного частного. Единицы времени. | ||
105 | Деление с остатком. Практическая работа. | ||
106 | Деление с остатком вида 6:12. Задачи с величинами. | ||
107 | Урок-путешествие. Деление с остатком. | ||
108 | Самостоятельная работа Деление с остатком. Решение задач. | . | |
109 | Деление на однозначное число. Решение задач. | ||
110 | Деление на однозначное число. Выражения со скобками. | ||
111 | Деление на однозначное число. | ||
112 | Деление на однозначное число. Решение задач. Математический диктант. | ||
113 | Мастерская фигур. Деление на однозначное число. Задачи на построение геометрических фигур. | ||
114 | Контрольная работапо теме «Деление на однозначное число». | ||
115 | Работа над ошибками. Деление на однозначное число. | ||
116 | Умножение вида 23 × 40 | ||
117 | Умножение вида 23 × 40. | ||
118 | Умножение вида 23 × 40. Составные задачи. | ||
119 | Умножение на двузначное число. | . | |
120 | Умножение на двузначное число. Выражения со скобками. | ||
121 | Умножение на двузначное число. Решение задач. | ||
122 | Умножение на двузначное число. Площадь прямоугольника | ||
123 | Умножение на двузначное число. Задачи на построение геометрических фигур. | ||
124 | Деление на двузначное число. | ||
125 | Деление на двузначное число. Решение задач. | ||
126 | Текущая контрольная работа. «Деление на двузначное число. Единицы времени» | ||
127 | Деление на двузначное число. Периметр и площадь прямоугольника | ||
128 | Деление на двузначное число. Решение задач. | ||
129 | Деление на двузначное число. | ||
130 | Деление на двузначное число. Задачи на построение геометрических фигур. | ||
131 | Повторение по теме «Умножение и деление». Решение задач. | ||
132 | Повторение по теме «Сложение и вычитание в пределах 1000». |
133 | ВФ Мастерская числа Повторение по теме «Умножение и деление в пределах 1000». | |||
134 | АКС Контрольная работа за курс 3-го класса (промежуточная аттестация). | |||
135 | Работа над ошибками. «Умножение и деление на двузначное число» | |||
136 | Игра-путешествие. «В одной математической стране» | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Данные рекомендации адресованы работникам образовательных учреждений (административным работникам, педагогам, психологам, классным руководителям, логопедам, тьюторам, и др. специалистам), ответственны...
курсова работа «Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы».
Инклюзивное образование, особенно инклюзия вдошкольном образовании являясь достаточно новой формой получения образования, поэтомуимеет ещёмало опыта, недостаточно подготовленную нормативную базу.Счита...
Программа индивидуального логопедического сопровождения ребёнка с ЗПР как часть адаптированной образовательной программы
В последнее время наблюдается рост различных отклонений психического развития, в том числе и задержка психического развития (ЗПР), которая проявляется, прежде всего, в замедлении темпа пс...
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Проектирование программы индивидуального сопровождения детей с расстройствами аутистической сферы, как части адаптированной образовательной программы по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования города Москвы«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ У...
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА."Часть адаптированной образовательной программы" , Государственное бюджетное образовательное учреждение,Министерство образования и науки Российской Федерации. Сизых Елена Викторовна .
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования города Москвы«МОСКОВСКИЙ ГО...
Рабочая программа «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» 2 класс по адаптированной образовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР
Рабочая программа "Ознакомление с окружающим миром и развитие речи" 2 класс разработана в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Н...
Адаптированная образовательная программа – основа проектирования индивидуальной образовательной траектории развития детей с ОВЗ
В данной статье я рассмотрела основные направления адаптированной образовательной программы, её структуру, достоинства и недостатки индивидуального обучения, поделилась опытом работы в этом направлени...