Главные вкладки

    Рабочая программа «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» 2 класс по адаптированной образовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР
    рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

    Мурашкина Светлана Викторовна

    Рабочая программа "Ознакомление с окружающим миром и развитие речи" 2 класс  разработана в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4.-М.: издательство ПАРАДИГМА, 2010. (Первый  вариант). Авторы программ: Р.Г. Тригер,  Ю.А. Костенкова и др.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    педагога

    Мурашкиной Светланы Викторовны

    по учебному курсу

    «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»

    2 класс

    по адаптированной образовательной программе

    начального общего образования

    для детей с задержкой психического развития

    2. Пояснительная записка

    Рабочая программа учебного предмета «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4.-М.: издательство ПАРАДИГМА, 2010. (Первый  вариант). Авторы программ: Р.Г. Тригер,  Ю.А. Костенкова и др.

    3. Общая характеристика учебного предмета

     Программа учебного курса «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» рассчитана на один год обучения. Она обеспечивает активизацию познавательной деятельности и развитие речи на основе непосредственных наблюдений предметов и явлений, близких жизненному опыту учащихся.

         Программа позволяет решать связанные воедино образовательные, коррекционные и воспитательные задачи. В процессе ознакомления с миром природы и общества у детей развиваются наблюдательность, интеллектуальная активность, умение подметить сходство и различие в наблюдаемом, умение рассуждать, формируются навыки общения.

         При изучении курса «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» решаются следующие основные задачи:

    - расширение кругозора детей путем формирования знаний и представлений о жизни общества и природном окружении;

    - повышение адаптивных возможностей детей благодаря улучшению их социальной ориентировки;

    - обогащение жизненного опыта детей путем организации предметно-практической и продуктивной деятельности;

    - систематизация знаний и представлений, способствующая лучшему усвоению учебного материала по другим дисциплинам начальной ступени обучения;

    - уточнение, расширение и активизация лексическогозапаса;

    - улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти;

    - активизация мыслительной деятельности (навыковпланомерного и соотносительного анализа, практической группировки и классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения ученика);

    - развитие устной монологической речи;

    - систематизация знаний и навыков в междисциплинарных областях (краеведение, экология, гигиена, обществознание, труд).

    Формы организации урока: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах и самостоятельная работа детей.

    Виды занятий: экскурсия, урок.

    Материал курса «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» представлен в программе следующими содержательными линиями:

    Ближайшее окружение человека;

    Природа вокруг нас.

           

     Согласно календарному учебному графику на 2015-2016 учебный год, в котором 33 учебные недели, в данную рабочую  программу внесены следующие изменения:

    Тема раздела

    2 класс

    Авторская программа

    Рабочая программа

    1

    Ближайшее окружение человека 

    44 ч

    42 ч

    2

    Природа вокруг нас

    24 ч

    24 ч

    Итого

    68 ч

    66 ч

    4.Описание места учебного предмета в учебном плане.

    Объем часов учебной нагрузки,   отведенных на освоение рабочей программы,  определенным учебным  планом образовательного учреждения 66 часов (2 часа в неделю).

    Данное количество часов включает в себя, в том числе контрольные работы:

    Количество часов

    66

    В том числе:

    Контрольная работа

    4

    Комплексная работа

    1

     5. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

     Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

      Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

    Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

    Человечество как многообразие народов, культур, религий.

     Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

     Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родины, в осознанном желании служить Отечеству.

     Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

     Труд и творчество как отличительные черты духовного и нравственного развития личности.

     Здоровый образ единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

    Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко- культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

    6. Планируемые предметные результаты к концу 2 класса.

    К  окончанию курса обучающиеся должны знать:

    • своё полное имя, фамилию, возраст, свой домашний адрес;
    • имя и отчество учителя и воспитателя, имена одноклассников;
    • основные правила поведения на уроках и выполнять их;
    • элементарные правила личной гигиены и уметь их выполнять;
    • по четыре-шесть названий конкретных предметов, относящихся к игрушкам, настольным играм, одежде, обуви;
    • названия школьных предметов, относящихся к учебным вещам, школьной мебели, спортивным принадлежностям;
    • названия улиц и площади своего города (села);
    • точное название и назначение отдельных предметов мебели и посуды, бытовой техники;
    • названия главной площади и главной улицы своего села, названия других городов;
    • названия предприятий, на которых работают родители учащихся, продукции,                выпускаемой этими предприятиями, точные названия профессий родителей;

                 названия конкретных предметов, относящихся к пассажирскому транспорту,  

                 рабочим инструментам;

    • названия двух-трех городов, одной-двух рек;
    • название своей страны;
    • названия и последовательность времен года;
    • названия летних, осенних, зимних и весенних месяцев;
    • названия пяти-шести изученных видов растений и животных.

    К  окончанию курса обучающиеся должны уметь:

    • использовать в речи предметно-образные названия цветов; определять цвет любого предмета с помощью « таблицы цветов»;
    • правильно выбирать подходящую геометрическую фигуру для определения простой формы реального предмета;
    • группировать предметы по цвету, форме, величине, материалу;;
    • различать группы и левую руку, правую и левую сторону тела и лица человека;
    • разместить и найти предмет по заданию учителя;
    • рассказывать по вопросам учителя о составе своей семьи и труде родителей, задавать такие же вопросы однокласснику;
    • рассказать о характере деятельности людей в связи с их профессиями;
    • рассказать о своём знаменитом земляке;
    • рассказать о погоде двух дней, характеризуя объекты в определенной последовательности;
    • соблюдать правила поведения на улице и других общественных местах;
    • охранять растения и животные;
    • составлять рассказ о погоде на основе одного дня на основе собственных наблюдений.

    7. Содержание учебного предмета

    Тематическое планирование

    2 класс

    № темы

    Название темы

    Кол.

    часов

    I

    Ближайшее окружение человека.

    42

    1

    Предметы вокруг нас.

    16

    2

    Наша улица, наш дом.

    7

    3

    Наша школа, наш класс.

    7

    4

    Наш город (село)

    12

    II

    Природа вокруг нас.

    24

    1

    Сезонные изменения в природе.

    10

    2

    Растения.

    7

    3

    Животные.

    7

    Итого:

    66 ч

    Знакомство с ближайшим окружением (42ч)

    Предметы вокруг нас (16 ч)

    Все предметы имеют цвет. Различение и называние основных и промежуточных цветов и их оттенков: красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый, коричневый, черный. Все предметы имеют форму. Нахождение в окружающей

    действительности предметов определенной формы, полностью совпадающей с простейшими геометрическими фигурами. Размер предметов: большой — маленький, самый большой — самый маленький, больше, меньше, одинаковые по размеру. Составление групп предметов (их изображений), одинаковых по цвету, форме, размеру.

    Расположение предметов в пространстве. Правая и левая стороны тела и лица человека. Понятия: «верх—низ», «справа—слева», «спереди—сзади». Правая, левая, верхняя, ниж-

    няя стороны предмета на таблицах, схемах, рисунках. Воспроизведение пространственных отношений между предметами по образцу и словесному заданию. Активное употребление соответствующих слов в речи.

    Наша улица, наш дом (7 ч)

    Имя, фамилия, возраст, день рождения ребенка. Домашний адрес: название улицы, с чем оно связано, номер дома, квартиры.

    Состав семьи: имя и отчество взрослых членов семьи, их труд на производстве и дома (где и кем работают). Уважение к труду взрослых. Использование техники в домашнем труде, участие ребенка в домашнем труде, умение рассказать о своих обязанностях по дому.

    Понимание родственных отношений в семье: мать, отец, сын, дочь, брат, сестра, дедушка, бабушка, внук, внучка. Забота в семье о пожилых людях и детях. Внимательные и заботливые взаимоотношения между членами семьи. Праздники в семье.

    Правила поведения дома. Режим дня. Определение времени по часам с точностью до часа. Утренняя гимнастика. Элементарные правила личной гигиены. Режим и гигиена питания; умения правильно сидеть за столом и пользоваться столовым прибором. Экономное от-

    ношение к продуктам питания, особенно к хлебу.Соблюдение гигиены помещения (порядок, чистота, проветривание). Бережное отношение к вещам, которые нас ок-

    ружают (к одежде, учебникам, книгам, игрушкам, обстановке в квартире). Соблюдение правил безопасности в обращении с бытовыми приборами. Правила противопожарной безопасности. Описание двух-трех игрушек, знание правил одной-двух настольных игр.

    Умение правильно распределить 12—15 предметов (предметных картинок) по группам, называть их обобщающими словами: игрушки, елочные украшения, настольные игры, спортивные принадлежности, обувь, одежда, головные уборы.

    Наша школа, наш класс (7 ч)

    Адрес школы. Вид здания снаружи: сколько этажей, подъездов, цвет стен. Названия и назначения комнат: класс, спальня, кабинет врача, зал, библиотека, столовая и др.

    Труд взрослых в школе. Профессии работников школы: учитель, воспитатель, директор, врач, медсестра, уборщица и др. Уважение к труду работников школы. Оказание по-

    сильной помощи взрослым. Правила поведения в школе (вежливое обращение к

    старшим и сверстникам). Употребление при обращении имен одноклассников, имени и отчества учителей и воспитателей. Основные формы обращения: приветствие, просьба, извинение, благодарность. Дружеские и приветливые взаимоотношения между детьми. Ответственное отношение к поручениям учителя и воспитателя, к просьбам товарищей.

    Правила поведения во время занятий (внимательно слушать объяснения учителя и ответы одноклассников, соблюдать порядок на рабочем месте). Учебные принадлежности для уроков математики, чтения, письма, рисования, труда, спортивный инвентарь и одежда для уроков физкультуры, их названия и назначение. Школьная мебель. Бережное отношение к школьному помещению, учебным принадлежностям, школьному имуществу.

    Растения в классе (в групповой комнате). Названия двух-трех комнатных растений. Основные отличительные признаки (к примеру, вьющийся стебель, мелкие листочки и т.д.). Уход за растениями. Животные, содержащиеся в биологическом кабинете

    и в классах. Участие в уходе за ними.

    Наш город (село) (12 ч)

    Название своего города (села), других городов Российской Федерации. Москва — столица Российской Федерации. Главная площадь и улица столицы и родного города.

    Ближайшая к школе улица. Здания, находящиеся на этой улице, их назначение (магазин, почта, аптека, школа, библиотека, кинотеатр). Правила поведения в общественных местах (как вести себя в библиотеке, магазине, кинотеатре). Названия профессий людей, работающих в этих учреждениях. Правила пользования услугами этих учреждений.

    Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, перекресток. Правила поведения детей на улице. Правила перехода улиц. Сигналы светофора. Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Пешеходное движение запрещено». Строительство в городе (селе): жилые дома, магазины, школы, детские сады и др. Транспорт города (села): пассажирский транспорт — автобус, троллейбус, трамвай и др. Правила поведения

    в транспорте. Профессии людей, занятых на строительстве зданий, обслуживающих транспорт. Машины, облегчающие труд людей (трактор, подъемный кран, экскаватор и др.).

    Озеленение города (села). Парки, скверы, другие места отдыха. Назначение зеленых посадок в городе (селе). Деятельность взрослых и детей по охране природы.

    Природа вокруг нас (24 ч)

    Сезонные изменения в природе (10 ч)

    Воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Изменения в природе в зависимости от времен года. Осень. Названия осенних месяцев. Наблюдение характерных признаков: похолодание, продолжительные дожди, первые заморозки, изменение окраски листьев, увядание трав, листопад, отлет птиц, исчезновение насекомых. Зима. Названия зимних месяцев. Наблюдение характерных признаков: мороз, снегопады и метели, постоянный снеговой покров, замерзание водоемов, растения и животные зимой. Весна. Названия весенних месяцев. Наблюдения характерных признаков: потепление, таяние снега, ледоход, разлив рек, распускание листьев на деревьях и кустарниках, появление первых цветов и зеленой травы, прилет птиц, по-

    явление насекомых. Труд людей в разные времена года: уборка урожая, расчистка дорог от снега, посадка деревьев, кустарников, цветов, овощей. Бережное отношение к окружающей природе.

    Растения (7 ч)

    Деревья, кустарники и травянистые растения пришкольного участка (ближайшего сквера). Узнавание и называние трех-четырех видов деревьев, одного-двух видов кустарников, двух-трех видов цветковых растений по основным отличительным признакам (по листьям, цветку, форме и величине плодов, коре). Бережное отношение к растениям; участие в работах на пришкольном участке: уборка сухих листьев и веток осенью и весной и др.

    Умение рассказать о внешних отличительных признаках при сравнении двух растений (например, липы и березы, ели и сосны, мать-и-мачехи и одуванчика). Умение отнести конкретные виды растений к обобщающим названиям: цветы, деревья, кустарники.

    Животные (7 ч)

    Птицы, встречающиеся на пришкольном участке (в ближайшем парке, сквере). Названия трех-четырех видов птиц и их птенцов. Внешние отличительные признаки (окраска

    оперения, характерные повадки). Подкормка птиц зимой. Домашние животные. Детеныши домашних животных. Узнавание и называние пяти-шести видов животных и их

    детенышей, распространенных в данной местности. Домашние птицы. Внешние отличительные (опознавательные) признаки. Узнавание и называние пяти-шести видов птиц и птенцов. Забота человека о домашних животных.Дикие животные. Узнавание и называние пяти-шести видов животных и их детенышей, распространенных в данной местности. Деятельность взрослых и помощь детей по охране природы. Правила обращения с домашними животными (не подходить к чужим собакам, не брать на руки и не гладить чужих кошек и т.п.).

    8. Описание материально-технического, учебно-методического обеспечения

    № п/п

    I . Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

    Кол-во на кабинет

    1

    Магнитная доска

    Д

    2

    Ноутбук

    Д

    3

    Проектор мультимедийный

    Д

    4

    Экспозиционный экран

    Д

    5

    Принтер лазерный

    Д

    6

    Пособие для учителей общеобразовательных школ «Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе.

    Окружающий мир. 1-4кл.»

    Д

    II. Демонстрационные пособия

    1

     Школьный гербарий для начальной школы.

    Д

    2

    Начальная школа.  Фенологический календарь.

    Д

    3

    Набор предметных картинок (оружие, военная техника, инструменты)  

    Д

    4

    Модель-аппликация «Природные зоны России» (ламинированная)

    Д

    5

    Модель-аппликация «Здоровье человека» (ламинированная)

    Д

    6

    Модель-аппликация «Уход за комнатными растениями» (ламинированная)

    Д

    7

    Фенологические наблюдения.

    Д

    8

    Модель теллурий (Солнце-Земля-Луна)

    Д

    9

    Модель Глобус ПК «Глобусный мир»

    Д

    10

    Модель «Гигиена зубов»                      

    Д

    11

    Модель «Строение Земли»

    Д

    III. Комплект таблиц

    1

    Праздники России

    Д

    2

    Природные явления

    Д

    3

    Луна. Поверхность луны.

    Д

    4

    Природные зоны. Пустыня.

    Д

    5

    Грибы.

    Д

    6

    Водоёмы. Река .

    Д

    7

    Тела и вещества.

    Д

    8

    Формы земной поверхности.

    Д

    9

    Неживая и живая природа. Зима.

    Д

    10

    Круговорот воды в природе.

    Д

    11

    Части тела животных.

    Д

    12

    Живые организмы.

    Д

    13

    Природные зоны. Арктическая пустыня.

    Д

    14

    Сообщества. Водоём.

    Д

    15

    Времена года. Лето.

    Д

    III. Раздаточный материал

    1

    Комплект таблиц раздаточных «Съедобные грибы»

    Д

    2

    Компас

    Д

    3

    Лупы

    К

    Основная литература:

    1. Мир вокруг нас: учебник для 2 класса начальной школы. А.А. Плешаков. - М. Просвещение, 2012

    2. Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса «Мир вокруг нас»/ А.А.Плешаков. -  М. Просвещение, 2008

    3. Шевченко С.Г., Капустина Г.М. Предметы вокруг нас, в 2 частях / изд-во «Ассоциация

    XXI век», 1998.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание в 1 классе «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»

    Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени школьного образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Задачи:·...

    Календарно-тематическое планирование "Ознакомление с окружающим миром и развитие речи" 2 класс для детей с ЗПР

    Календарно-тематическое планирование составлено по программе «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»  в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных шко...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей с ОВЗ

    Занятие предназначено для учащихся 1 класса с ОВЗ. Занятие позволяет  расширить  и активизировать  словарь ребенка по теме "Овощи"....

    Ключевые особенности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ.

    ВЫстуаление на педсовете по теме"Ключевые особенности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ.          ...