Рабочая программа «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» 2 класс по адаптированной образовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Мурашкина Светлана Викторовна

Рабочая программа "Ознакомление с окружающим миром и развитие речи" 2 класс  разработана в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4.-М.: издательство ПАРАДИГМА, 2010. (Первый  вариант). Авторы программ: Р.Г. Тригер,  Ю.А. Костенкова и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

педагога

Мурашкиной Светланы Викторовны

по учебному курсу

«Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»

2 класс

по адаптированной образовательной программе

начального общего образования

для детей с задержкой психического развития

2. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4.-М.: издательство ПАРАДИГМА, 2010. (Первый  вариант). Авторы программ: Р.Г. Тригер,  Ю.А. Костенкова и др.

3. Общая характеристика учебного предмета

 Программа учебного курса «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» рассчитана на один год обучения. Она обеспечивает активизацию познавательной деятельности и развитие речи на основе непосредственных наблюдений предметов и явлений, близких жизненному опыту учащихся.

     Программа позволяет решать связанные воедино образовательные, коррекционные и воспитательные задачи. В процессе ознакомления с миром природы и общества у детей развиваются наблюдательность, интеллектуальная активность, умение подметить сходство и различие в наблюдаемом, умение рассуждать, формируются навыки общения.

     При изучении курса «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» решаются следующие основные задачи:

- расширение кругозора детей путем формирования знаний и представлений о жизни общества и природном окружении;

- повышение адаптивных возможностей детей благодаря улучшению их социальной ориентировки;

- обогащение жизненного опыта детей путем организации предметно-практической и продуктивной деятельности;

- систематизация знаний и представлений, способствующая лучшему усвоению учебного материала по другим дисциплинам начальной ступени обучения;

- уточнение, расширение и активизация лексическогозапаса;

- улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти;

- активизация мыслительной деятельности (навыковпланомерного и соотносительного анализа, практической группировки и классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения ученика);

- развитие устной монологической речи;

- систематизация знаний и навыков в междисциплинарных областях (краеведение, экология, гигиена, обществознание, труд).

Формы организации урока: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах и самостоятельная работа детей.

Виды занятий: экскурсия, урок.

Материал курса «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» представлен в программе следующими содержательными линиями:

Ближайшее окружение человека;

Природа вокруг нас.

       

 Согласно календарному учебному графику на 2015-2016 учебный год, в котором 33 учебные недели, в данную рабочую  программу внесены следующие изменения:

Тема раздела

2 класс

Авторская программа

Рабочая программа

1

Ближайшее окружение человека 

44 ч

42 ч

2

Природа вокруг нас

24 ч

24 ч

Итого

68 ч

66 ч

4.Описание места учебного предмета в учебном плане.

Объем часов учебной нагрузки,   отведенных на освоение рабочей программы,  определенным учебным  планом образовательного учреждения 66 часов (2 часа в неделю).

Данное количество часов включает в себя, в том числе контрольные работы:

Количество часов

66

В том числе:

Контрольная работа

4

Комплексная работа

1

 5. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

 Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

  Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

Человечество как многообразие народов, культур, религий.

 Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

 Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родины, в осознанном желании служить Отечеству.

 Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

 Труд и творчество как отличительные черты духовного и нравственного развития личности.

 Здоровый образ единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко- культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

6. Планируемые предметные результаты к концу 2 класса.

К  окончанию курса обучающиеся должны знать:

  • своё полное имя, фамилию, возраст, свой домашний адрес;
  • имя и отчество учителя и воспитателя, имена одноклассников;
  • основные правила поведения на уроках и выполнять их;
  • элементарные правила личной гигиены и уметь их выполнять;
  • по четыре-шесть названий конкретных предметов, относящихся к игрушкам, настольным играм, одежде, обуви;
  • названия школьных предметов, относящихся к учебным вещам, школьной мебели, спортивным принадлежностям;
  • названия улиц и площади своего города (села);
  • точное название и назначение отдельных предметов мебели и посуды, бытовой техники;
  • названия главной площади и главной улицы своего села, названия других городов;
  • названия предприятий, на которых работают родители учащихся, продукции,                выпускаемой этими предприятиями, точные названия профессий родителей;

             названия конкретных предметов, относящихся к пассажирскому транспорту,  

             рабочим инструментам;

  • названия двух-трех городов, одной-двух рек;
  • название своей страны;
  • названия и последовательность времен года;
  • названия летних, осенних, зимних и весенних месяцев;
  • названия пяти-шести изученных видов растений и животных.

К  окончанию курса обучающиеся должны уметь:

  • использовать в речи предметно-образные названия цветов; определять цвет любого предмета с помощью « таблицы цветов»;
  • правильно выбирать подходящую геометрическую фигуру для определения простой формы реального предмета;
  • группировать предметы по цвету, форме, величине, материалу;;
  • различать группы и левую руку, правую и левую сторону тела и лица человека;
  • разместить и найти предмет по заданию учителя;
  • рассказывать по вопросам учителя о составе своей семьи и труде родителей, задавать такие же вопросы однокласснику;
  • рассказать о характере деятельности людей в связи с их профессиями;
  • рассказать о своём знаменитом земляке;
  • рассказать о погоде двух дней, характеризуя объекты в определенной последовательности;
  • соблюдать правила поведения на улице и других общественных местах;
  • охранять растения и животные;
  • составлять рассказ о погоде на основе одного дня на основе собственных наблюдений.

7. Содержание учебного предмета

Тематическое планирование

2 класс

№ темы

Название темы

Кол.

часов

I

Ближайшее окружение человека.

42

1

Предметы вокруг нас.

16

2

Наша улица, наш дом.

7

3

Наша школа, наш класс.

7

4

Наш город (село)

12

II

Природа вокруг нас.

24

1

Сезонные изменения в природе.

10

2

Растения.

7

3

Животные.

7

Итого:

66 ч

Знакомство с ближайшим окружением (42ч)

Предметы вокруг нас (16 ч)

Все предметы имеют цвет. Различение и называние основных и промежуточных цветов и их оттенков: красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый, коричневый, черный. Все предметы имеют форму. Нахождение в окружающей

действительности предметов определенной формы, полностью совпадающей с простейшими геометрическими фигурами. Размер предметов: большой — маленький, самый большой — самый маленький, больше, меньше, одинаковые по размеру. Составление групп предметов (их изображений), одинаковых по цвету, форме, размеру.

Расположение предметов в пространстве. Правая и левая стороны тела и лица человека. Понятия: «верх—низ», «справа—слева», «спереди—сзади». Правая, левая, верхняя, ниж-

няя стороны предмета на таблицах, схемах, рисунках. Воспроизведение пространственных отношений между предметами по образцу и словесному заданию. Активное употребление соответствующих слов в речи.

Наша улица, наш дом (7 ч)

Имя, фамилия, возраст, день рождения ребенка. Домашний адрес: название улицы, с чем оно связано, номер дома, квартиры.

Состав семьи: имя и отчество взрослых членов семьи, их труд на производстве и дома (где и кем работают). Уважение к труду взрослых. Использование техники в домашнем труде, участие ребенка в домашнем труде, умение рассказать о своих обязанностях по дому.

Понимание родственных отношений в семье: мать, отец, сын, дочь, брат, сестра, дедушка, бабушка, внук, внучка. Забота в семье о пожилых людях и детях. Внимательные и заботливые взаимоотношения между членами семьи. Праздники в семье.

Правила поведения дома. Режим дня. Определение времени по часам с точностью до часа. Утренняя гимнастика. Элементарные правила личной гигиены. Режим и гигиена питания; умения правильно сидеть за столом и пользоваться столовым прибором. Экономное от-

ношение к продуктам питания, особенно к хлебу.Соблюдение гигиены помещения (порядок, чистота, проветривание). Бережное отношение к вещам, которые нас ок-

ружают (к одежде, учебникам, книгам, игрушкам, обстановке в квартире). Соблюдение правил безопасности в обращении с бытовыми приборами. Правила противопожарной безопасности. Описание двух-трех игрушек, знание правил одной-двух настольных игр.

Умение правильно распределить 12—15 предметов (предметных картинок) по группам, называть их обобщающими словами: игрушки, елочные украшения, настольные игры, спортивные принадлежности, обувь, одежда, головные уборы.

Наша школа, наш класс (7 ч)

Адрес школы. Вид здания снаружи: сколько этажей, подъездов, цвет стен. Названия и назначения комнат: класс, спальня, кабинет врача, зал, библиотека, столовая и др.

Труд взрослых в школе. Профессии работников школы: учитель, воспитатель, директор, врач, медсестра, уборщица и др. Уважение к труду работников школы. Оказание по-

сильной помощи взрослым. Правила поведения в школе (вежливое обращение к

старшим и сверстникам). Употребление при обращении имен одноклассников, имени и отчества учителей и воспитателей. Основные формы обращения: приветствие, просьба, извинение, благодарность. Дружеские и приветливые взаимоотношения между детьми. Ответственное отношение к поручениям учителя и воспитателя, к просьбам товарищей.

Правила поведения во время занятий (внимательно слушать объяснения учителя и ответы одноклассников, соблюдать порядок на рабочем месте). Учебные принадлежности для уроков математики, чтения, письма, рисования, труда, спортивный инвентарь и одежда для уроков физкультуры, их названия и назначение. Школьная мебель. Бережное отношение к школьному помещению, учебным принадлежностям, школьному имуществу.

Растения в классе (в групповой комнате). Названия двух-трех комнатных растений. Основные отличительные признаки (к примеру, вьющийся стебель, мелкие листочки и т.д.). Уход за растениями. Животные, содержащиеся в биологическом кабинете

и в классах. Участие в уходе за ними.

Наш город (село) (12 ч)

Название своего города (села), других городов Российской Федерации. Москва — столица Российской Федерации. Главная площадь и улица столицы и родного города.

Ближайшая к школе улица. Здания, находящиеся на этой улице, их назначение (магазин, почта, аптека, школа, библиотека, кинотеатр). Правила поведения в общественных местах (как вести себя в библиотеке, магазине, кинотеатре). Названия профессий людей, работающих в этих учреждениях. Правила пользования услугами этих учреждений.

Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, перекресток. Правила поведения детей на улице. Правила перехода улиц. Сигналы светофора. Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Пешеходное движение запрещено». Строительство в городе (селе): жилые дома, магазины, школы, детские сады и др. Транспорт города (села): пассажирский транспорт — автобус, троллейбус, трамвай и др. Правила поведения

в транспорте. Профессии людей, занятых на строительстве зданий, обслуживающих транспорт. Машины, облегчающие труд людей (трактор, подъемный кран, экскаватор и др.).

Озеленение города (села). Парки, скверы, другие места отдыха. Назначение зеленых посадок в городе (селе). Деятельность взрослых и детей по охране природы.

Природа вокруг нас (24 ч)

Сезонные изменения в природе (10 ч)

Воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Изменения в природе в зависимости от времен года. Осень. Названия осенних месяцев. Наблюдение характерных признаков: похолодание, продолжительные дожди, первые заморозки, изменение окраски листьев, увядание трав, листопад, отлет птиц, исчезновение насекомых. Зима. Названия зимних месяцев. Наблюдение характерных признаков: мороз, снегопады и метели, постоянный снеговой покров, замерзание водоемов, растения и животные зимой. Весна. Названия весенних месяцев. Наблюдения характерных признаков: потепление, таяние снега, ледоход, разлив рек, распускание листьев на деревьях и кустарниках, появление первых цветов и зеленой травы, прилет птиц, по-

явление насекомых. Труд людей в разные времена года: уборка урожая, расчистка дорог от снега, посадка деревьев, кустарников, цветов, овощей. Бережное отношение к окружающей природе.

Растения (7 ч)

Деревья, кустарники и травянистые растения пришкольного участка (ближайшего сквера). Узнавание и называние трех-четырех видов деревьев, одного-двух видов кустарников, двух-трех видов цветковых растений по основным отличительным признакам (по листьям, цветку, форме и величине плодов, коре). Бережное отношение к растениям; участие в работах на пришкольном участке: уборка сухих листьев и веток осенью и весной и др.

Умение рассказать о внешних отличительных признаках при сравнении двух растений (например, липы и березы, ели и сосны, мать-и-мачехи и одуванчика). Умение отнести конкретные виды растений к обобщающим названиям: цветы, деревья, кустарники.

Животные (7 ч)

Птицы, встречающиеся на пришкольном участке (в ближайшем парке, сквере). Названия трех-четырех видов птиц и их птенцов. Внешние отличительные признаки (окраска

оперения, характерные повадки). Подкормка птиц зимой. Домашние животные. Детеныши домашних животных. Узнавание и называние пяти-шести видов животных и их

детенышей, распространенных в данной местности. Домашние птицы. Внешние отличительные (опознавательные) признаки. Узнавание и называние пяти-шести видов птиц и птенцов. Забота человека о домашних животных.Дикие животные. Узнавание и называние пяти-шести видов животных и их детенышей, распространенных в данной местности. Деятельность взрослых и помощь детей по охране природы. Правила обращения с домашними животными (не подходить к чужим собакам, не брать на руки и не гладить чужих кошек и т.п.).

8. Описание материально-технического, учебно-методического обеспечения

№ п/п

I . Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во на кабинет

1

Магнитная доска

Д

2

Ноутбук

Д

3

Проектор мультимедийный

Д

4

Экспозиционный экран

Д

5

Принтер лазерный

Д

6

Пособие для учителей общеобразовательных школ «Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе.

Окружающий мир. 1-4кл.»

Д

II. Демонстрационные пособия

1

 Школьный гербарий для начальной школы.

Д

2

Начальная школа.  Фенологический календарь.

Д

3

Набор предметных картинок (оружие, военная техника, инструменты)  

Д

4

Модель-аппликация «Природные зоны России» (ламинированная)

Д

5

Модель-аппликация «Здоровье человека» (ламинированная)

Д

6

Модель-аппликация «Уход за комнатными растениями» (ламинированная)

Д

7

Фенологические наблюдения.

Д

8

Модель теллурий (Солнце-Земля-Луна)

Д

9

Модель Глобус ПК «Глобусный мир»

Д

10

Модель «Гигиена зубов»                      

Д

11

Модель «Строение Земли»

Д

III. Комплект таблиц

1

Праздники России

Д

2

Природные явления

Д

3

Луна. Поверхность луны.

Д

4

Природные зоны. Пустыня.

Д

5

Грибы.

Д

6

Водоёмы. Река .

Д

7

Тела и вещества.

Д

8

Формы земной поверхности.

Д

9

Неживая и живая природа. Зима.

Д

10

Круговорот воды в природе.

Д

11

Части тела животных.

Д

12

Живые организмы.

Д

13

Природные зоны. Арктическая пустыня.

Д

14

Сообщества. Водоём.

Д

15

Времена года. Лето.

Д

III. Раздаточный материал

1

Комплект таблиц раздаточных «Съедобные грибы»

Д

2

Компас

Д

3

Лупы

К

Основная литература:

1. Мир вокруг нас: учебник для 2 класса начальной школы. А.А. Плешаков. - М. Просвещение, 2012

2. Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса «Мир вокруг нас»/ А.А.Плешаков. -  М. Просвещение, 2008

3. Шевченко С.Г., Капустина Г.М. Предметы вокруг нас, в 2 частях / изд-во «Ассоциация

XXI век», 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 1 классе «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»

Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени школьного образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Задачи:·...

Календарно-тематическое планирование "Ознакомление с окружающим миром и развитие речи" 2 класс для детей с ЗПР

Календарно-тематическое планирование составлено по программе «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»  в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных шко...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей с ОВЗ

Занятие предназначено для учащихся 1 класса с ОВЗ. Занятие позволяет  расширить  и активизировать  словарь ребенка по теме "Овощи"....

Ключевые особенности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ.

ВЫстуаление на педсовете по теме"Ключевые особенности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ.          ...