Ключевые особенности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ.
статья

Кочетова Элла Геннадьевна

ВЫстуаление на педсовете по теме"Ключевые особенности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ.                         "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_2018.rar385.76 КБ

Предварительный просмотр:

Ключевые особенности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ.                         (Кочетова Э.Г.)

Основные цели введения стандартов:

-введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем;

-оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучатся в условиях массовой школы;

-развитие жизненного опыта, выделение взаимодополняющих компонентов: «академический» и «жизненной компетенции».

Детям с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания.

Содержание стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью также включает два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции». Для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития школа должна разработать специальную индивидуальную образовательную программу (СИОП), учитывающую специфические образовательные потребности обучающихся.

Из Концепции Федерального Государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в неё входят дети с различными нарушениями:

слуха;

зрения;

речи;

опорно-двигательного аппарата;

задержкой психического развития;

интеллекта;

расстройствами аутистического спектра;

множественными нарушениями развития.

Также неоднородна группа детей с нарушениями интеллектуального развития. Понимание существующих актуальных различий и различий перспектив развития детей этой категории принципиально для выбора их образовательного маршрута.

В связи с этим, для каждой категории обучающихся с ОВЗ разработан набор вариантов стандарта, отвечающих их общим и особым образовательным потребностям, диапазону возможных различий в уровне развития поступающего в школу ребёнка. 

Что изменилось с введением ФГОС для детей с ОВЗ?

Уже закончилась I четверть, в школе вовсю идет учебный процесс, но для большинства педагогов он не совсем обычный потому, что с 2016 года начали действовать новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и отдельно ФГОС для детей с умственной отсталостью (УО). Согласно закону об инклюзивном образовании больные дети теперь могут учиться в одной школе вместе со здоровыми. Для этого необходимо соблюсти определенные условия реализации стандартов в систему школьного образования.

Ни для кого не секрет, что больных детей сейчас рождается в разы больше, чем здоровых. В нашей школе в этом учебном году обучается 34 учащихся по специальной (коррекционной) программе 7 вида и 18 учащихся по специальной (коррекционной) программе 8 вида. А также 8 детей-инвалидов. Для 8 учащихся организовано обучение на дому.

         Для общества становится актуальной задача: как и где их обучать. В связи с признанием ценности любого человека, независимо от его достижений и способностей, школы переходят на инклюзивное образование, где ребенок-инвалид вовлечен в социум наравне со здоровым ребенком. Но инклюзия в школе тоже нуждается в существенных изменениях, поэтому возникла острая потребность в стандартизации и систематизации обучения, развития и воспитания подрастающего поколения.

Для каждого обучающегося ребенка с ОВЗ школа разработала индивидуальную адаптированную основную общеобразовательную программу (АООП). К каждой категории школьников с нарушениями здоровья могут быть применены до 4 вариантов программ.

Для детей с умственной отсталостью разработаны отдельные варианты АООП, предусмотренные ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями. Здесь учитывается тяжесть и глубина умственной отсталости, а также сочетание различных нарушений развития, и как следствие уровень готовности ученика к включению в образовательный процесс. Предусмотрены два варианта АООП для детей с УО.

 1 вариант. Ребенок с легкой степенью умственной отсталости получает образование, которое не соответствует по итогам планируемым результатам, применимым к нормально развивающемуся сверстнику. Следовательно, сроки обучения продлеваются в зависимости от показателей на несколько лет.

2 вариант. Учащийся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, а также имеющий другие нарушения в развитии, получает базовые знания, которые не соответствуют по итоговой оценке планируемым результатам, достигнутым его сверстником, не имеющим отклонений в развитии, по окончании школьного обучения. Срок обучения продлевается. Отличительной чертой данного варианта является множественность нарушений развития ребенка, сочетание УО с  (НОДА), нарушением слуха, зрения, расстройствами аутистического спектра. Для большинства детей предусмотрено домашнее обучение.

СанПиН для детей с ОВЗ

Государством также разработаны и утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПиН 2.4.2.3286-15)для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые вводятся также с 1 сентября текущего года. Согласно этим нормам школы должны быть снабжены специальным оборудованием для обучения лиц с ОВЗ. Предусмотрено оборудование санузлов, раковин, крыльца, входных дверей и подъездов к школе, классных кабинетов для детей с тем или иным видом нарушения. Например, для слепых и слабовидящих детей необходимо устанавливать парты ближе к классной доске, а для детей с НОДА расстояние между партами необходимо значительно увеличить. Оговаривается в СанПиНе также местонахождение учебного заведения, как должны быть оборудованы прилегающие к зданию территории, рекреации, переходы между зданиями, гардеробы, кабинки для хранения одежды. Отдельными главами прописано, каким должно быть освещение, водоснабжение, канализация, а также режим дня и питания.

 Работа со здоровыми школьниками

Здоровые дети не всегда готовы понять и принять детей, не таких, как они сами, в свой коллектив, поскольку их социальный стереотип человека основывается на личном опыте. Они не имеют достаточных представлений о том, что может быть как то иначе, поэтому в школе необходимо разрабатывать направления работы по преодолению стереотипов и изменению отношения здоровых детей к детям категории «инвалид». Для этого возможно использование материалов СМИ, где рассказывается об уникальности каждого человека, проведение просветительской работы в семьях, детских садах и школах. На уроках в игровой форме возможно использование моделирования различных ситуаций, рассказывающие о жизни инвалидов, показ видеофильмов, проведение конкурсов, объясняющих, что эти дети такие же люди, но только с ограниченными возможностями.

Работа с родителями

ФГОС для детей с ОВЗ ориентирован, в первую очередь, на семью. Учителя и родители выступают в качестве партнеров, поэтому необходимо планировать организационные формы работы с семьей ребенка. Для воспитания школьника с особыми образовательными потребностями в семье близким людям необходимо, прежде всего, заняться самовоспитанием. Каждому родителю нужно учиться принимать своего ребенка таким, каков он есть, и быть немного педагогом. Но далеко не все родители хотят заниматься обучением и развитием такого ребенка, поэтому коллективу школы необходимо проводить большую просветительскую работу, привлекая мам, пап, бабушек и дедушек к решению коррекционно-развивающих задач, реализации индивидуальных программ. Учитель, логопед и психолог должны оказывать профессиональную помощь в вопросах воспитания и выборе стратегии взаимоотношений с учетом структуры дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей школьника. А также вести профилактическую работу по предупреждению вторичных и третичных отклонений в развитии ребят с ОВЗ, выбору оптимального режима труда и отдыха во избежание перегрузок.

Проблема  обучения  детей с ограниченными возможностями здоровья  в  условиях  массовой общеобразовательной  школы -  одна  из  актуальных  проблем  современного российского  общества.  Очень  важным  является  решение вопросов,  связанных  с  обеспечением  тех  необходимых условий,  которые  позволят данной  категории  детей  включиться  в  полноценный  процесс  образования наряду  со  здоровыми  детьми.  Естественно,  что  не  все  категории  детей с ОВЗ  могут  обучаться  в  условиях  массовой  общеобразовательной школы, но большая часть могут.

Учитель – основное действующее лицо, но один учитель в классе, в котором учится ребенок с ОВЗ, не может создать необходимые условия для обучения и развития. Важнейшее условие – наличие команды специалистов, осуществляющих коррекционно-развивающую работу: психолог, логопед и другие специалисты, которые должны помогать учителю, составлять адаптированную программу обучения, учитывающую индивидуальные особенности каждого ребенка с ОВЗ, организовать образовательную среду в соответствии с его реальными возможностями.

        Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ должны осуществлять психолог, классный руководитель, учитель-предметник. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся.

Содержание и формы работы

  • наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
  • поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;
  • составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка:
  • составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями- предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
  • контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;
  • формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно;
  • ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.);
  • организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассмотрена роль преподавания основ безопасности жизнедеятельности в начальных классах средней школы. Приведена методика преподавания основбезопасности жизнедеятельности в начальных классахв условиях ...

Доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования».

Краткий доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовател...

О реализации ФГОС начального общего образования в 2011-12 учебном году и мероприятия по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2012-2013 учебном году

Одним из важнейших преобразований в системе начального образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подго...

Ключевые вопросы, раскрывающие суть федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Ключевые вопросы, раскрывающие суть федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

План мероприятий («дорожная карта») по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного станда

Дорожная карта - как наглядное средство введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО в МБОУ «СШ№21»Алибекова Мадинат Исаевнаучитель физической культуры МБОУ «СШ№21»г. Нижнева...