"Основы правильной речи" (программа лектория)
материал по логопедии по теме

Консультативно-просветительская работа с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_lektoriya_osnovy_pravilnoy_rechi.docx37.13 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Целевой раздел.

Пояснительная записка.

   Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Одни из них касаются только звукопроизношения (искаженное произношение фонем); другие затрагивают процесс фонемообразования (несформированность фонематических процессов, недостаточное различение звуков, не улавливание акустической  и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками). Третьи выражаются в недоразвитии  как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех его компонентов (недоразвитие фонематических и лексико-грамматических средств языка). Как правило, во втором и третьем случаях недостатки устной речи сопровождаются нарушениями чтения и письма.
Эффективность коррекционного процесса во многом зависит от взаимосвязанной работы педагогов с родителями. «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье» говорил В.А. Сухомлинский.

   Рабочая программа лектория «Основы правильной речи» предназначена для родителей (законных представителей) младшего школьного возраста. Реализация программы логопедического клуба для родителей позволяет оказывать специализированную помощь родителям обучающихся, направленную на профилактику и преодоление речевых нарушений у младших школьников.

Нормативно-правовое обеспечение

Данная рабочая программа разработана на основе документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
    от 29.12.2012 № 273-ФЗ
  2. Федеральный компонент Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утвержден Министерством образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089) в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427
  3. Основная образовательная программа МБОУ «СОКШ № 4» (утверждена приказом от 28.05.2014 №407)
  4. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов в МБОУ «СОКШ №4» (утверждено приказом от 30.05.2013г. №242)

5. Инструктивное письмо Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»

6. «Об утверждении Положения о логопедических пунктах в общеобразовательных учреждениях г.Нефтеюганска» (приказ от 16.08.2001 №482)

7. Инструктивно- методическое письмо «О работе учителя- логопеда при общеобразовательной школе» (А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова,  М., 1996).

Цель программы «Основы правильной речи»: 

  • Создание условия для профилактики и преодоления речевых нарушений у младших школьников через организацию взаимодействия учителя - логопеда с родителями в условиях МБОУ «СОКШ №4».
  • Установление сотрудничества образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания и развития детей.

Задачи:

  • Формирование и совершенствование педагогических компетенции родителей в  развитии устной и письменной речи своих детей.
  • Оказание консультативно – методической помощи родителям в коррекции речевых нарушений младших школьников, в правильной организации логопедических занятий дома.
  • Способствовать повышению логопедической грамотности родителей.
  • Побуждение родителей к сознательной деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье.

Содержание программы построено с учетом совокупности принципов:

  • Принцип доступности предполагает соответствие организации и осуществление работы клуба (форма проведения родительских встреч, их содержание, предлагаемые родителям материалы, пособия) с учетом подготовленности и информированности родителей.
  • Принцип сознательности и активности основывается на развитии у участников «логопедического клуба» внутренней потребности в ознакомлении, изучении того или иного материала. Реализация принципа подразумевает активное освоение родителями приемов и методов коррекции речевых нарушений и применения их в процессе взаимодействия со своим ребенком.
  • Принцип наглядности предполагает использование целого комплекса средств, приемов и методов которые обеспечивают формирование более четкого и ясного восприятия сообщаемых знаний.
  • Принцип активного привлечения ближайшего окружения к работе с ребенком. Важным условием повышения коррекционного эффекта является готовность ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

II. Предполагаемые результаты.

Повышение логопедической компетентности родителей, активизация их сознательного взаимодействия с ребенком по преодолению речевых нарушений и как следствие частичная коррекция речевых дефектов школьников.

Возрастание авторитета школы среди родителей воспитанников, увеличение доли участия семьи в воспитательно-развивающем процессе.

Ш. Содержательный раздел.

Темы консультативно-просветительской  и профилактической работы  определяются учителем-логопедом на основе запросов учителей, родителей. С согласия большинства педагогов, родителей в содержание тематического планирования могут быть внесены изменения.

Годовой план работы учителя-логопеда с родителями

Месяц

Форма работы

Тема

Цели

Сентябрь

Анкетирование родителей

«Я и мой ребенок»

  • Собрать анамнестические данные о ходе развития ребенка;
  • проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье;
  • изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту.

Родительское собрание

«Речевое развитие детей 7-летнего возраста»

  • Познакомить родителей с критериями речевой готовности ребёнка к школе, нормами речевого развития,
  • привлечь внимание родителей к проблемам речевого характера, уровню речевой культуры семьи.

Индивидуальные консультации

«Речевая готовность к школе»

  • Познакомить родителей с  результатами диагностического обследования учащихся;
  • наметить пути преодоления речевого дефекта;
  • рассказать о требованиях, предъявляемых к учащимся, посещающим логопедические занятия.

Октябрь

Оформление информационного стенда «Логопедическая гостиная»

«Значение артикуляционной гимнастики для формирования у детей правильных речевых звуков»

Оказать профессиональную помощь родителям детей нуждающихся в логопедической помощи

Индивидуальные консультации

«Результаты диагностики»

  • Познакомить родителей с  результатами диагностического обследования учащихся;
  • наметить пути преодоления речевых нарушений

Публикации на сайте школы

Речевая готовность к школе.

Советы учителя-логопеда

  • Познакомить родителей с нормами речевого развития детей
  • привлечь внимание родителей к проблемам речевого характера

ноябрь

Семинар –практикум с участием детей

«Наш веселый язычок»

Познакомить родителей со способами выполнения артикуляционных упражнений

Оформление информационногостенда «Логопедическая гостиная»

«Артикуляционная гимнастика»

Оказать консультативную помощь родителям

Беседа с родителями

«Родительские пятиминутки»

Оказать кратковременную консультацию по запросу учителя, по инициативе родителей

декабрь

Индивидуальные консультации

«Звуки [л], [л`] -

трудности обучения произношению»

Оказать консультативную помощь родителям

Круглый стол

«Готов ли ваш ребенок к чтению?»

Дать рекомендацию родителям по обучению детей навыкам чтения

Логопедический тренинг

«Игры с буквами»

Повысить уровень компетентности родителей в развитии устной и письменной речи своих детей при организации совместной игровой деятельности с детьми.

Январь

Оформление информационной корзины

«Шкатулка вопросов»

Выявить круг вопросов, которые для родителей актуальны

Беседа с родителями

«Родительские пятиминутки»

Оказать кратковременную консультацию по запросу учителя, по инициативе родителей

Индивидуальные консультации

«Профилактика нарушений письменной речи»

Познакомить родителей игровыми приемами и упражнениями по профилактике нарушений письменной речи

Февраль

Круглый стол

«Как обучить навыкам письма?»

Дать рекомендацию родителям по обучению детей навыкам письма

Публикации на сайте школы

Развитие мелкой моторики

Советы учителя-логопеда

  • Познакомить родителей с развитием мелкой моторики.
  • Привлечь внимание родителей к проблемам письменной речи

Оформление информационного стенда «Логопедическая гостиная»

«Пальчиковая гимнастика»

Познакомить родителей с видами, способами выполнения пальчиковой гимнастики

Март

Оформление информационного стенда «Логопедическая гостиная»

Готовность ребенка к школе

Советы родителям будущих первоклассников.

Познакомить родителей о речевой готовности ребенка к школе. Дать советы родителям будущих первоклассников.

Консультация-всеобуч (для родителей будущих первоклассников)

«Как подготовить ребенка к школе»

Оказать профессиональную помощь родителям будущих первоклассников по подготовке ребенка к школе.

Анкетирование родителей будущих первоклассников

«Готов ли ваш ребенок в школу»

Дать рекомендации родителям по подготовке ребенка в школу.

Апрель

Оформление папки-передвижки

«Советы логопеда»

Привлечь родителей по оформлению папки-передвижки.

Консультация-всеобуч

«Как заниматься с детьми дома»

Донести до родителей о необходимости занятий по закреплению имеющихся знаний и умений детей на летних каникулах.

Игротека

(Гимнастика для пальчиков)

«Наши пальчики играют»

Познакомить родителей с пальчиковыми играми

май

Логопедический тренинг

«Игры со словами»

Повысить уровень компетентности родителей в развитии устной и письменной речи своих детей при организации совместной игровой деятельности с детьми.

Индивидуальные консультации

«Звуки [р], [р`] -

трудности обучения произношению»

Оказать консультативную помощь родителям

Родительское собрание

«Итоги коррекционного обучения»

Подвести итоги коррекционного обучения. Дать рекомендации родителям на летний период.

По итогам каждого мероприятия родители получают  рекомендации по организации коррекционной работы с ребенком по обсужденной теме, с практическими упражнениями, играми, заданиями для школьников для осуществления коррекции, развитие и совершенствование речи ребенка в домашних условиях.

Организационный раздел

Организационно-педагогические условия реализации программы.

Консультативно-просветительская  и профилактическая работа  с родителями проводится 1, 2 раза в месяц, в удобное для родителей время. Длительность встреч не ограничена. Проводятся преимущественно в форме семинаров – практикумов, мини-практикумов, круглых столов, бесед и др. Организация детско-взрослого проекта  в форме практикумов, тренингов, соревнований, открытых занятий с детьми, логопедических гостиных позволит родителям увидеть проблемы в речевом развитии своего ребенка и на практике овладеть приемами и методами их коррекции в домашних условиях. Общение родителей между собой во время заседаний клуба позволит обогатить их опыт коррекционной работы, распространить наиболее удачный опыт семейного воспитания, организации коррекционной работы, психологически настроить на работу по преодолению речевого нарушения в домашних условиях.

Для побуждения участников лектория к более осознанному и активному участию в проводимых мероприятиях в конце каждой встречи целесообразно предложить родителям высказать или написать обратную связь, используя метод незаконченных предложений. Полученная таким образом информация позволит вносить коррективы в содержание последующих встреч.

Оценка результативности реализации программы.

С целью оценки результативности реализации программы проводится анкетирование родителей в начале и в конце учебного года (по плану школы).

Список литературы и источников информации:

  1. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
  2. Детско – родительский клуб «Веселая семейка». Практические материалы. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  3. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей. / авт. – сост. Н. М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2014.
  4. Микляева Н. Г., Лагутина Н. Ф. Содружество: программа взаимодействия семьи и детского сада. – М.: Мозиака – синтез, 2011.
  5. Поваляева М. А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. - М.: АСТ: Астрель, 2010.
  6. Степанова О. А. Организация логопедической работы в ДОУ. - М.: Творческий центр, 2003.
  7. http://vospitateljam.ru/rabochaya-programma-logopedicheskogo-kluba-dlya-roditelej-domashnij-logoped/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Основы правильного питания- залог здоровья"

Викторина расчитана на детей 2 класса, способствуетзакреплению знаний о правилах здорового питания, о пользе продуктов....

Методическая разработка воспитательно-игрового занятия с воспитанниками начальных классов « Здоровый образ жизни и основы правильного питания»

Цель: формирование мотиваций здорового образа жизниЗадачи игры.Образовательные: познакомить обучающихся с основами здорового образа жизни;Развивающие: продолжить формирование навыков са...

"Основы правильного питания младшего школьника"

Презентация  "Основы правильного питания младшего школьника" по программе "Разговор о правильном питании"....

Эффективность обучения младших школьников основам правильного питания и здорового образа жизни

         В обществе всегда существует проблема снижения уровня показателей здоровья детей и подростков. Сегодня самое важное - научить человека быть здоровым с детства....

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ

Нарушение речевого развития ребенка — серьезная проблема, с которой сталкиваются все больше и больше родителей. Одной из причин нарушения звукопроизношения у детей являются несформированность ил...

Основы правильного питания младших школьников

Актуальность проблемы сохранения здоровья детей .Среда существования современного человека становится все более техногенной, экологическая обстановка ухудшается, изменяются привычки людей. Поэтому зад...

Консультация для родителей на тему: «Фонематический слух – основа правильной речи»

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (зв...