Программа по логопедии 3кл.
календарно-тематическое планирование по логопедии (3 класс) на тему

Поиск и устранение причин затруднений в усвоении школьной программы, возникающих у определённой группы детей, являются одной из наиболее острой проблем образования. В последнее время  отмечается значительный рост учеников с речевыми нарушениями. В коррекционных школах учебный план предусматривает введение занятий по логопедии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_logopedii3kl.docx48.49 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по логопедии для учеников 3 классов

на 2017-2018 уч.г

Пояснительная записка.

Поиск и устранение причин затруднений, возникающих у определённой части детей при усвоении школьной программы, являются одной из наиболее острых проблем образования.

В последнее время отмечается значительный рост числа обучающихся, отстающих в учёбе.

Одной из причин, не позволяющей ребёнку успешно обучаться, является несформированность компонентов устной речи, которые в той или иной степени влияют на усвоение письма и чтения.

В результате логопедического обследования детей, поступающих  в коррекционную  школу, выявлено, что у многих детей имеются нарушения устной речи:

  • лексико-грамматическое недоразвитие,
  • недостатки звукопроизношения,
  • связной речи.

Эти речевые нарушения, как правило, препятствуют успешному усвоению программного материала и могут привести к общей школьной дезадаптации.

Многие дети испытывают большие трудности в овладении письмом и чтением, понятием числа и счётными операциями, в усвоении и понимании текстов, в логических мыслительных операциях, в понимании сложных устных и письменных речевых текстов.

Неуспеваемость в школе часто вызывает в этой группе детей негативное отношение к учёбе, к любому виду деятельности, создаёт трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями и родителями, приводит к конфликтным ситуациям.

Причины возникновения нарушений устной речи могут быть очень разнообразными. Этиология речевой патологии связывается с воздействием биологических и социальных факторов. Также они могут вызываться причинами органического и функционального характера.

Нарушения речи часто бывают обусловленными органическими повреждениями зон головного мозга, например, зоны Брокка, принимающей непосредственное участие в речевом высказывании.

Функциональные причины могут быть связаны с воздействием внутренних (например, длительные соматические заболевания) и внешних (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребёнка со стороны взрослых, дефицит речевых контактов) факторов, которые задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе речи.

Нарушения устной речи у школьников препятствует полноценному обучению грамоте.

Для предупреждения нарушений чтения и письма необходима профилактическая работа, включающая коррекцию имеющихся речевых нарушений и развитие психических функций, необходимых для успешного освоения программного материала.

Цели

Задачи

1.

Коррекция нарушений в устной речи.

-корригировать артикуляционные нарушения, формировать правильное звукопроизношение;

- развивать фонематическое восприятие, фонемный анализ, синтез;

- развивать понимание речи;

-расширять, уточнять и активизировать словарный запас;

-учить словоизменению и словообразованию различных

частей речи по грамматическим категориям и аффиксам,

различению грамматических форм;

- развивать диалогическую и монологическую речь.

2.

Предупреждение нарушений в письме, в развитии письменной речи. Коррекция нарушений в письме, в развитии письменной речи. Развитие и совершенствование мыслеречеязыковой деятельности.

-формировать правильный навык письма, чтения;

- развивать письменную речь как форму общения;

-способствовать усвоению языка как средства общения.

3.

Развитие познавательной деятельности.  Развитие мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое). Развитие восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, кинесте-тическое). Развитие памяти (двигательной, образной, словесно-логической).

Развитие произвольного внимания.

-учить соотносить условия задачи с их требованиями;

-формировать обобщенные и систематизированные представления об окружающей действительности;

-формировать понятия о причинно-следственных связях, временных отношениях, представления о количестве,

пространстве;

-учить выделять признаки предметов на основе цвета, формы,

величины;

-учить сравнению предметов по определенным признакам;

-учить классифицировать, обобщать предметы;

-развивать динамический и кинестетический праксис;

-развивать зрительный, слуховой контроль.

4.

Преодоление эмоционально-поведенческих расстройств.

-способствовать предупреждению негативизма, - эмоционального дискомфорта, тревоги;

-развивать словесную регуляцию поведения.

Рабочая программа по логопедии составлена на основе программ: под редакцией В.В. Воронковой,  Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации – М: «Просвещение» 2001

Рабочая программа рассчитана на общее по календарному графику учебных часов. 1час в неделю. Всего 34ч в год.

Коррекционная работа проводится в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий с использованием технологии личностно- ориентированного развивающего обучения.

Содержание учебного материала рабочей программы способствует решению следующих основных задач:

  • ликвидировать проявления речевой патологии;
  • содействовать усвоению программы по родному языку;
  • сформировать коммуникативные и лингвистические компетенции обучающихся;
  • сформировать когнитивные и общеучебные навыки.

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий в 3 классе 
2017-2018 учебного года

Наименование

раздела

Содержание учебного материала

Ожидаемый результат

Звуковая сторона речи. Фонематические процессы

Развитие артикуляционного праксиса, речевого дыхания. Постановка и автоматизация звуков, коррекция слоговой структуры. Последовательная отработка правильной артикуляции звуков, их характеристика (параллельно с их усвоением на уроке обучения грамоте):- гласные звуки [а], [у], [о], [ы], [и], [э]. Их обозначение буквами;-гласные буквы е, ё, ю, я в различных позициях (в начале слова, после гласного, после согласных);- согласные звуки обозначение звуков буквами.

Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза. Формирование прочных звуко-буквенных связей. Автоматизация слогослияния, развитие навыка осознанного чтения.

Выделять звуки из слова, правильно их произносить, проводить анализ артикуляции. Различать гласные и согласные звуки и буквы. Правильно обозначать буквы на письме. Обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком.

Обозначать на письме буквами звонкие и глухие.
Проводить слоговой анализ, выделять ударный слог, переносить слова по слогам.

Проводить звукобуквенный анализ доступных слов.

Правильно писать сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Лексико-грамматический строй речи

Уточнение и расширение словаря по основным лексическим темам: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Времена года», «Овощи», «Фрукты». Домашние и дикие животные». Ознакомление со словами, обозначающими предметы, признаки, действия. Практическое усвоение грамматических категорий (через игровые задания и упражнения, без усвоения языковедческой терминологии).

Знать словарь, обобщающие понятия по основным лексическим темам. Активизировать через речевую практику, усвоенную лексику. Понимать, подбирать и называть слова, обозначающие название предметов, их признаки, действия.

Согласовывать существительные с прилагательными и глаголами, образовывать новые слова (практические навыки).

Понимать назначение речи: слово, предложение,

текст – единицы речи.

Работа над предложением и связной речью

Интонация в предложении. Усвоение модели простого двусоставного предложения: существительное + глагол. Главные слова в предложении: Кто? Что делает? Распространение простого двусоставного предложения по моделям и вопросам (р.п., д.п., т.п., п.п). Их анализ – постановка вопросов. Установление связи между словами. Обучение первоначальному навыку связного высказывания. Пересказ по вопросам, частям, выборочный. Рассказ по личным наблюдениям, сюжетным картинкам, серии картинок.

Усвоить понятие: предложения из двух или нескольких слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль. Составлять модель простого двусоставного предложения. Уметь распространять предло-жение по моделям и вопросам. Правильно оформлять предло-жение на письме (большая буква в начале, точка – в конце).

Пересказывать сказку, рассказ. Составлять простой текст из 2-4 предложений на заданную

тему.

Неречевые процессы

Развитие всех форм восприятия, слухового и зрительного внимания. Развитие свойств внимания (переключение, устойчивость, концент-рация, распределение). Закрепление временных и пространственных представлений. Развитие общей и мелкой моторики, мыслительных операций (анализ, классификация, сравнение, обобщение).

Знать времена года, дни недели, части суток. Определять пространственные направления и обозначать их вербально. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать предметы и явления. Классифицировать предметы по заданному признаку

Развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование учебно-организа-ционных умений (подготовка рабочего места, материала, обязанности дежурного). Развитие умения воспринимать инструкции и действовать четко и последовательно в соответствии с ее указаниями. Учить выделять главное. Формирование умения вести диалог с учителем.

Готовить свое рабочее место и материал к занятию. Убирать рабочее место по окончании занятия. Воспринимать инструкции логопеда и действовать последовательно по их выполнению. Уметь выделять главное. Вести учебный диалог. Отвечать на вопросы полным предложением. Выполнять обязанности дежурного.

Тема занятия

Навыки овладения звуковым анализом и синтезом

Кол-во часов

Сроки проведения

1

Лексическое значение слова. Слово, как часть предложения.

Составление простых предложений. Антонимы

1

2 четверть

2

Слова, обозначающие предметы.

Слова, обозначающие действия предметов.

Придумывание предложений. Схемы предложений.

1

2 четверть

3

4

Лето. Предложение.

Составление предложений про лето.

1

2 четверть

5

Предложение. Развитие лексического словаря.

Дифференциация понятий «слово» и «предложение». Работа по картине «Осень»

1

2четверть

6

Гласные звуки. Согласные звуки

Узнавание и вычленение гласного на слух. Различение гласных и согласных звуков по способу образования.

1

2 четверть

7

Пространственная ориентировка.

Определение схемы тела и основных направлений в пространстве.

1

2четверть

8

Предложение.

Замена 2-х предложений одним, состоящим из 2-х и более слов.

1

3 четверть

9

Предложение. Осенний сбор урожая.

Работа по картине« Огород». Начертить схему предложения. Составление предложений  по2-ум картинкам и графическому изображению слова.

1

3 четверть

10

Предложение.

Составление предложения по опорному слову и картинке. Составление графического изображения предложений.

1

3 четверть

11

Звуки, буквы. /А/,/У/, /М/,/Х/.

Определение места звука в слове (начало, середина или конец).

1

3 четверть

12

Слово. Звуковой анализ

Различие на слух длинных и коротких слов.

1

3 четверть

13.

Занятие по зрительному вниманию.

Игра «Что изменилось?» (фрукты, овощи) с опорой на предметные картинки.

1

3 четверть

14

Домашние птицы.

Составление мини-рассказа на тему «Домашние птицы».

1

3 четверть

15

Предложение. Диктант

Определение количества предложений в рассказе.

1

3 четверть

16

Дикие животные.

Составление предложений по опорным картинкам.

1

3 четверть

17

Звук и буква /М/.Три медведя.

Выделение согласного [м] из потока звуков.

1

3 четверть

18

Грибы, ягоды.

Ответы на вопросы логопеда.
Расширение лексики на тему: «Грибы, ягоды». Лото.

1

3  четверть

19

Звуки, буквы. Зрительный диктант

Чтение и письмо слов с буквами С,М,Ш.

1

3 четверть

20

Звуки, буквы.
Нахождение звука [ л]

Определение наличия или отсутствия звуков [л], [л’]в словах.

1

21

Звуковой анализ слов.

Выделение ударного звука.
Выделение начального согласного и гласного после согласного.

1

22

Звукобуквенный анализ и синтез.

Определение наличия и последовательности звуков в слове.

1

23

Слоговой анализ и синтез. Ударение в слове.

Определение количества и последовательности звуков в слове. Выделение ударного звука.

1

24

  Развитие связной устной речи.

Развитие связной устной речи. Работа над рассказом « Цапля и лиса»

1

25

Грамматический строй речи.

Уменьшительно – ласкатель-ные  слова. Состав слова.

1

26

Слово. Диктант

Дифференциация слов, обозначающих предметы и слов, обозначающих действие.

1

27

Гласные буквы, дающие  твердость согласным. Буквы А,О,У.

Звуко – буквенный анализ слов.

1

28

Гласные звуки 2 ряда: я,е,ё,ю,и. Составление слов. Словарный диктант

Определение количества звуков в слове.

1

29

Игры с загадками.

Обогащение словаря.

1

30

Слог. Дифференциация одно, двух, трёхсложных слов.

Развитие слогового анализа.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы логопеда в общеобразовательной школе.

В программе описаны основные направления работы учителя-логопеда на логопункте в общеобразовательной школе. Содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочие программы по логопедии

В работе представлены рабочие программы для 1-4 классов...

Рабочая программа по логопедии( коррекции дисграфии, обусловленной недоразвитием фонематического восприятия) 2 кл

Представлена рабочая программа по логопедии, 2 кл., дисграфия, обусловленная недоразвитием фонематического восприятия. В программе имеется пояснительная записка, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по логопедии

Данная программа предназначена для логопедической работы с группой учащихся с ОНР  с 1-го, испытывающих трудно­сти формирования  устной и письменной речи (письма и чтения)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению и коррекции недостатков устной и письменной речи у учащихся 1 – 3 классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам учителя – логопеда

Программа направленна на оказание логопедической помощи детям с речевыми нарушениями, обучающихся в классах по адаптированной программе с ОВЗ, у которых выявлены недостатки чтения и письма, обусловлен...