Методы и приёмы работы над дисграфией
консультация по логопедии на тему

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priyomy_raboty_nad_disgrafiey.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы работы над дисграфией

Упражнение  «Корректурная  правка»         Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п/т", "п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б" (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и т.д. Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим учеником. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же всё понятно без объяснений. Внимание: лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной! или двух, - и работать только с ними.

Упражнение "Пишем вслух".         
Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием:
всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.
То есть, "Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём" (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде "ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ"). Пример попроще: "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (на стале стаял куфшын с малаком). Под "слабыми долями" здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа "зу*п", или перед глухим согласным, типа «ло*шка».

Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка "ставить палочки", т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить выработал ли ваш дисграфик такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!

"Вглядись и разберись" - пунктуация для дисграфиков и не только.
Материал для работы - сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтоб не было опечаток). Задание: внимательно вчитываясь, "фотографируя" текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет звучать так: "Запятая между прилагательным "ясным" и союзом "и", во-первых, закрывает деепричастный оборот "...", а во-вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая "...", вторая "..."), соединенные союзом "и"". Такое объяснение, конечно, мечта педагога, но к её воплощению надо стремиться..!

Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма.
НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК. Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно эти самые ошибки допускать. Текст с ошибками лишний раз показывает ребенку, что ошибки возможны, даже, пожалуй, полезны в чем-то. Давайте забудем об этом...

Почерк дисграфика - выражение всех его трудностей.


Как правило, у дисграфика выделяется достаточно резко два типа почерка: один мелкий, бисерный и "красивый"; буква вполовину меньше тетрадной клеточки; другой - огромный, корявый, неуклюжий, "уродливый".
Так вот:
За красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама. Как показывает опыт, как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем работать ребенок. Этот почерк - его настоящее лицо, лицо честного первоклассника, который хочет и может учиться (нашему первокласснику, к слову сказать, может быть и 10 и 16 лет, речь идет о психологическом возрасте обучения письму).
Итак, ДОЛОЙ бисерную цепочку буковок, ДА ЗДРАВСТВУЕТ размашистый почерк, на всю строку, а может и на полторы!

КАК  НАУЧИТЬ.

Здесь всё достаточно просто.

В течение некоторого времени (обычно двух-трех недель на это хватает) в тетради  в КЛЕТОЧКУ переписывается КАЖДЫЙ ДЕНЬ абзац текста из любого художественного произведения или упражнения из учебника НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА. Текст, что ОЧЕНЬ ВАЖНО, переписывается ПО КЛЕТОЧКАМ, ПО ОДНОЙ БУКВЕ В КЛЕТКЕ, БУКВА ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬ КЛЕТКУ ЦЕЛИКОМ!

Немаловажна здесь и психологическая подготовка ребенка к занятиям При неблагоприятной психологической атмосфере, занятиям "из-под палки", результатов может не быть.

Объем текста, подчеркиваю еще раз, должен быть небольшим, для ребенка до десяти лет это может быть всего одна строка в день, но как следует, отчетливо переписанная. Общая цель - не допустить ни малейшего отвращения, усталости, даже недовольства собой!

Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма.
НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК. Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно эти самые ошибки допускать. Текст с ошибками лишний раз показывает ребенку, что ошибки возможны, даже, пожалуй, полезны в чем-то. Давайте забудем об этом...   Диктанты надо писать!   Только по-особому.          

1.  Чрезвычайно медленно!

На написание диктанта объемом 150 слов на начальной стадии ликвидации дисграфии у дисграфика-абитуриента должно затрачиваться не менее часа времени.
Почему так долго? Это видно из следующих пунктов:
2. Текст прочитывается целиком.  Можно спросить, на какие орфограммы/пунктограммы этот текст (ваш подопечный вряд ли ответит, поскольку он уже решил, что это "не для него", так вспомните и слегка укажите на них сами, выясните заодно известны ли понятия "безударные гласные" и "причастный/деепричастный оборот").
Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех-, четырех- кратного прочтения)

3. Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания

Пособия для дисграфиков должны быть НАГЛЯДНЫМИ в полном смысле слова. То есть ПРАВИЛЬНЫМИ. В них не должно быть ошибок и пропущенных букв. Поэтому идеальными пособиями в этом случае являются сборники диктантов. С них можно списывать тексты, а это, как вы помните, начальный и основной прием устранения дисграфии.
Неадаптированные художественные тексты несколько хуже, поскольку расстановка авторских знаков и какая-нибудь устаревшая или нестандартная, подчиненная художественным целям, орфография, могут сбить с толку, дезориентировать. Дезориентация даже в одном слове - губительна. Задача преподавателя - её избежать. Текст должен быть понятен и кристально чист от первой прописной буквы до последней точки.

Предлагаются выходные данные и краткая рецензия к пособиям, проверенным практикой:

Богданова Г.А. Сборник диктантов повышенной сложности: книга для учителя. М., 1998.
В книге более 115 качественных текстов диктантов, большая часть созданы искусственно и рассчитаны на определенный вид орфограмм. Некоторые даже имеют подзаголовок, говорящий о содержащихся в них орфограммах. У каждого текста указано количество слов. Сборник полезен в качестве материала для диктантов старшеклассникам, а также для заданий типа "Вглядись и разберись" (см. отдельно в разделе Упражнения). NB: Для переписывания текст мелковат.

2) Базжина Т.В. Крючкова Т.Ю. Русская пунктуация: Пособие-справочник для старшеклассников, абитуриентов и студентов. М., 2000.
Серьезный анализ и обобщение правил пунктуации. Тексты диктантов и ключи к ним. NB: 1.Почему-то не указано количество слов в текстах. 2.Упражнения с пропущенными знаками препинания при работе с дисграфиками лучше не использовать! (см. раздел Чего делать НЕЛЬЗЯ)

3) Штильман С.Л. Как научить писать грамотно. М., 2002. (Материалы книги охраняются Законом РФ "Об авторском праве". Полагаю, что ссылка на книгу не является нарушением этого Закона. Если это не так, прошу заинтересованных лиц мне об этом сообщить.) Автор предлагает систему работы по индивидуальной методике коррекции грамотности.

4) Мисаренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе: Учебное пособие в двух частях. М., 2000.
Пособие с крупным шрифтом, для работы над техникой чтения с детьми 7-8 лет. Организовано по нарастающей сложности слогов и буквосочетаний.
Удобно для всех возрастов для выполнения упражнения "Корректурная правка» по текстам пособия (см. раздел «Упражнения»).

5)  Книга по коррекции нарушений чтения и письма. Авторы М.Л. Лукашенко и Н.Г. Свободина.

http://www.logopedplus.ru/images/tp.gifhttp://www.logopedplus.ru/images/tp.gifЛогопед плюс - речевой центр в Москве: лечение заикания, коррекция речи детей и взрослых \ Дисграфия и дислексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы работы с книгой.

Уметь читать - это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам. При чтении слово должно играть, трепетать и переливаться всеми красками и мелодиями окружающего мира....

Использование новых форм, методов и приёмов работы с родителями.

Использование новых форм,  методов  и приёмов работы с родителями в начальной школе...

Методические рекомендации на тему: ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ.

Чеченкова Е.В.     учитель ГБСКОУ школы №439Петродворцового района СПб Методические рекомендации на тему:ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ  ГРАФИЧЕСКИХ  НА...

Особенности письменной речи у детей с детским церебральным параличом - методы и приёмы коррекции. (Взаимодействие и интеграция методов и приёмов работы учителя-логопеда и учителя начальных классов.)

Представленные в этой статье методы и приемы являются плодом многолетнего совместного сотрудничества учитель-логопед, что позволяет наиболее успешно обучать детей с ДЦП...

«Методы и приёмы работы на этапе УОНЗ «Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии» (из опыта работы).

Выступление учителя начальных классов Деменковой Ю.Л. на  педагогическом совете «Современные подходы  к преподаванию в условиях   реализации ФГОС».26.10.2017г.Тема &laq...

Доклад "Методы и приёмы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе"

Данный доклад был подготовлен для участия в учительской конференции. Развитие речи ребенка один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием ...