«Методы и приёмы работы на этапе УОНЗ «Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии» (из опыта работы).
презентация к уроку на тему

Юлия Леонтьевна Деменкова

Выступление

учителя начальных классов Деменковой Ю.Л. на  педагогическом совете «Современные подходы  к преподаванию в условиях   реализации ФГОС».

26.10.2017г.

Тема «Методы и приёмы работы на этапе УОНЗ «Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии» (из опыта работы).

Слайд 2

Урок – первая искорка, зажигающая факел любознательности.

                    В.А.Сухомлинский

Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, который умеет думать. Большая роль на уроке отводится этапу актуализации знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление

учителя начальных классов Деменковой Ю.Л. на  педагогическом совете «Современные подходы  к преподаванию в условиях   реализации ФГОС».

26.10.2017г.

Тема «Методы и приёмы работы на этапе УОНЗ «Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии» (из опыта работы).

Слайд 2

Урок – первая искорка, зажигающая факел любознательности.

                    В.А.Сухомлинский

Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, который умеет думать. Большая роль на уроке отводится этапу актуализации знаний.

Слайд 3

 Цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. А пробное действие позволит каждому зафиксировать свои, индивидуальные затруднения.

Упражнения для этого этапа  подбираю такие, чтобы ученики могли:

  • вспомнить, что они уже умеют и знают по данной теме;
  • активизировали мыслительные процессы, которые понадобятся для усвоения нового знания: анализ, сравнение, аналогия, классификация, синтез, обощение.
  • при попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли вычленить затруднения и зафиксировать их.

На данном этапе осуществляется подготовка мышления учащихся к самостоятельному построению нового знания.

На этапе подготовки к мышлению в своей работе я использую следующие приёмы мотивации учебной деятельности и актуализации знаний.

  • в начале урока высказываю добрые пожелания детям,  предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);
  • предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются; помогает девиз урока «С малой удачи начинается большой успех” и др.)

Внимание! Проверь, дружок,

 Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все в порядке?

Ручка, книжка и тетрадки.

На уроке не зеваем ,думаем и отвечаем.

Оглянитесь вокруг.

Есть у вас на свете друг?

У меня, к примеру, есть

Всех их и не перечесть

Без друзей ведь скучно жить.

Так давайте все дружить!

Слайд 4

Приемы для этапа актуализации:

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии актуален в уроке по ФГОС тем, что создаётся и используется проблемная ситуация. Для включения учащихся в активную деятельность использую разные приёмы создания проблемной ситуации на уроке. 

Проблемный вопрос или проблемная ситуация.

Тема урока: «Правописание букв о, ё после шипящих»

Слайд 5

- Запишите под диктовку: черный, шов, шепот, шорты. Поработайте в парах. Проверьте друг у друга запись. Задание было одно? (Да.) А как вы его выполнили? (По-разному, у кого в словах о, у кого ё.) Почему так получилось? Что вы еще не знаете? (Не знаем правописание букв о, е.) Обратите внимание, после каких букв стоят эти гласные? (После шипящих.) Какая тема урока? (Правописание букв о, ё после шипящих.) Какие цели поставим на урок? (Познакомиться с правилом правописания букв о, ё после шипящих и применять его на письме.)

Тема: «Счёт десятками»

Распределите в два столбика числовые выражения: 3-3, 50-40, 6-4, 40-10, 1+3, 8-3, 3+3, 90-20, 4+4, 2+7, 1-0, 10+10, 20+10. Расскажите, какие выражения в первом столбике, какие во втором? (В первом столбике выражения в пределах 10, а во втором столбике – сложные.) Найдите значение выражений. Проверьте с доски. Оцените свою деятельность: зелёный - сделал всё верно; жёлтый - допустил ошибку; красный - есть недочёты. (Ученики поднимают кружек одного из данных цветов.) Почему не все справились с заданием? Где возникли затруднения? (Не можем решить второй столбик, не умеем считать десятками.) Скажите, какая тема урока? (Считаем десятками.) Какую цель вы должны достичь на уроке? (Научиться считать десятками, опираясь на числовой луч.)

Видеосюжет.

Видео из «Смешариков» (герой хвастался собственным изобретением скоростного легк. транспорта,демонстрировал скорость, а о последствиях своего изобретения не задумался. Видео останавливается и ребятам предлагается порассуждать над последствиями изобретения. Учитель подводит к мысли о загрязнении окр.среды, а дети формулируют тему урока. «Влияние человека и природы»

Слайд 6

Прием "Лови ошибку".

Использовать такую хитрость, как ознакомление ребят с заведомо ложной информацией, содержащей неточности, искаженные факты.

Русский язык «Найди ошибки в словах»

Окружающий мир

Рассказ мальчика-фантазера: «И тут на меня налетела пчела, ужалила меня 100 раз, и полетела дальше» (Пчела жалит только однажды, после этого умирает)

Мозговой штурм.

На уроке литературного чтения:

  1. Шёл долговяз в сыру землю увяз. (дождь)
  2. Весной веселит, летом холодит, осенью облетает, а зимой засыпает. (лес)
  3. Я бел, как снег, в чести у всех,
  4. Я нравлюсь вам во вред зубам. (сахар)

_ О чём пойдёт речь на уроке? ( о загадках)

Слайд 7

Инсёрт — прием технологии критического мышления или «Пометки на полях» 

Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

+        — я это знаю;

V — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Данный приём удобен при самост. или групповом изучении темы в учебнике и подготовке сообщения.

«Яркое пятно»

В качестве “яркого пятна” могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной  литературы, случаи из истории, науки,   культуры и повседневной жизни, словом любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание, но при этом связанный с темой урока.

Урок русского языка1 класс.

 Тема: "Согласные звуки [л], [л'], [м], [м']".

Учитель: Послушайте стихотворения, которые я вам приготовила. Определите, какие звуки произносятся чаще?

Лохматый лев увидел сон:

Летит с горы на лыжах он.

Луна и снег - быстрей, быстрей.

Вот это лев - краса зверей.

Ученики: Чаще слышатся звуки [л], [л'].

Учитель: Мяч летает полосатый.

                 В мяч играют медвежата. 

                 -Можно мне? - спросила мышка.

                 -Что ты, ты еще малышка!

Ученики: Чаще слышатся звуки [м], [м'].

Учитель: Так какая тема сегодняшнего урока?

Ученики: Согласные звуки [л], [л'], [м], [м']. (Учитель фиксирует тему на доске.)

Урок русского языка 4 класс.

Тема «Учимся правильно говорить»

Сказка о несклоняемых им.сущ. (кино, пальто, кофе и т. д)

Кластер

(Изучая тему «Наречие» подбираем наречия и делаем вывод о какой части речи пойдёт речь на уроке.)

Слайд 10

Приём «Верите ли вы?»

Закончить своё выступление хотелось бы девизом «Настоящий учитель-творческий учитель»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Приёмы работы на этапе самоопределения к деятельности, в рамках деятельностного подхода.

Эти приёмы помогают детям настроиться на учебную деятельность. Могут использоваться на уроках по любому предмету....

Организация учителем этапа «открытия» нового знания обучающимися на уроках в начальной школе (из опыта работы)

Организация учителем этапа «открытия» нового знания обучающимися на уроках в начальной школе (из опыта работы)...

Методы и приёмы работы с детьми на уроке, испытывающие затруднения в процессе обучения математике

В докладе представлены методы и приёмы работы с детьми на уроках математики из личного опыта учителя....

Доклад "Методы и приёмы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе"

Данный доклад был подготовлен для участия в учительской конференции. Развитие речи ребенка один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием ...

Организация учителем этапа «открытия» нового знания обучающимися на уроках в начальной школе (из опыта работы)

laquo;Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс с...

Обобщение педагогического опыта по теме «Формирование орфографической грамотности через нестандартные методы и приёмы работы со словами с непроверяемыми написаниями»

В практике обучения письму в настоящее время привлекается огромный развивающий и образовательный потенциал словарной работы как один из этапов работы. Одной из условий проблем методики преподавания пи...