Методы и приёмы работы с детьми на уроке, испытывающие затруднения в процессе обучения математике
статья по математике (3 класс)

Григоренко Ирина Александровна

В докладе представлены методы и приёмы работы с детьми на уроках математики из личного опыта учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

г. Тарко-Сале Пуровского района

Ямало-ненецкого автономного округа

Методы и приёмы работы с детьми, испытывающими затруднения в процессе обучения на уроках математики.

                                                             Учитель  И.А. Григоренко

                                                      г. Тарко-Сале, 2018г.

Методы и приёмы работы с детьми, испытывающими затруднения в процессе обучения на уроках математики.

           Одной из главных проблем, которую приходится решать на уроке учителю - это работа со слабоуспевающими учащимися. 

Слабоуспевающими в современных школах называют тех детей, которые плохо подготовлены к учебному материалу, имеют низкий уровень интеллектуальных способностей.

Работа со слабоуспевающими детьми сложна во многом из-за того, что у таких школьников нет элементарного интереса к школьному предмету. У них отсутствует стимул хорошо учиться, а давление со стороны учителей лишь усугубляет ситуацию.

Как донести учебный материал до сознания учащихся?                                                                   Как вызвать их активную познавательную деятельность, чтобы дети могли овладеть знаниями, умениями и навыками?                                                                                                                 Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет?                                                             Эти вопросы учителю приходится решать каждый день при подготовке урока. Все они, так или иначе,  связаны с поисками наиболее продуктивных методов обучения.      

Что же принято понимать под методами обучения?
Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения.    Назначение метода состоит не в простой передаче знаний, а в том, чтобы пробудить познавательную потребность школьника, его интерес к решению той или иной задачи

В последнее время предложена классификация методов по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся:  объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский методы.

Наиболее принятой является классификация методов по источнику получения знаний.

1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой.

2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, кинофильмов.

3. Практические методы: устные и письменные упражнения, измерение,

вычерчивание геометрических фигур, моделирование,

нахождение значений числовых выражений.

         Если с помощью метода происходит овладение основным содержанием учебного материала, то те или иные методические приемы обеспечивают углубленное усвоение отдельных вопросов предмета или темы.

         Приём - составная часть или отдельная сторона метода.

В процессе обучения приёмы играют важную роль, поскольку они побуждают учащихся к активному участию в освоении учебного материала:  постановка вопросов при изложении учебной информации,  включение в него отдельных практических упражнений, ситуационных задач, обращение к наглядным и техническим средствам, побуждение к ведению записей.

К таким приёмам относят: дидактические игры, логические задачи, упражнения на сравнение и обобщение, самостоятельные работы и т.д.

            В практике можно встретить большое количество разнообразных методических приемов. Некоторые из них являются общими для многих предметов, а другие применимы только при обучении конкретному предмету.

Сегодня мы рассмотрим некоторые методы и приёмы, которые применяются на уроках математики, с целью повышения активности и интереса, для достижения обязательного уровня у слабоуспевающих учащихся.  

Остановимся на некоторых приёмах работы. К ним относятся: 
• Алгоритмизация  деятельности; 
• Отработка  вычислительных навыков; 
• Многократное проговаривание и закрепление материала урока; 
• Использование средств невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план); 
• Рациональное  распределение учебного материала. 

        Обучение алгоритмам даёт возможность достичь обязательного уровня обучения наиболее слабым учащимся и не приводит к стандартизации мышления и подавлению творческих  сил детей. 
Знакомство учащихся с
алгоритмами решения задач осуществляется на уровне – лекции и включает в себя три этапа.                                                                                                                           Первый этап: Схема к задаче, которая содержит условие и вопрос.                                                           Второй этап: Составление плана решений.                                                                                               Третий этап: Заключительный анализ решённой задачи (ученик ещё раз рассказывает, как он решал задачу и почему выбрал то или иное математическое действие). 

        Дальнейшая отработка алгоритма выполнения на практических занятиях при различных формах работы (фронтальной, групповой, индивидуальной).

      В целях оперативного контроля за усвоением  материала  можно проводить  небольшие самостоятельные работы, цель которых – не выставление оценок, а выявление тех учащихся, которые что–то  не поняли. Этим ребятам оказывается оперативная помощь.

Ребята имеют памятки, в которых записаны предписания и образцы выполнения заданий. Имея алгоритм, учащиеся могут без большого труда перейти к математической модели.

      Алгоритмы  встречаются в разделе  «Числа от 1 до 1000»  при делении чисел.                       Например, деление двузначного числа на однозначное. Алгоритм   помогает учащимся правильно выполнить вычисления.

Для отработки вычислительных навыков могут помочь систематические задания устного характера, дидактические игры  и различные тренажёры. Я в своей работе использую рабочую  тетрадь «Устный счёт»,  автор Рудницкая Виктория Наумовна.                                                             При проверке устного счёта можно организовать  индивидуальную,  фронтальную работу  или  работу в парах, с последующей проверкой каждого учащегося.    Всем известны дидактические игры «Молчанка», «Лесенка», «Кто быстрее?», «Весёлый счёт», «Вычислительная машина», «Занимательные рамки» , «Круговые примеры», «Магические квадраты»  и другие.

Многократное проговаривание и закрепление материала.

При изложении нового материала, обращаясь к слабоуспевающим учащимся,  выясняю степень понимания ими учебного материала, привлекаю к высказыванию предложений, к выводам и обобщениям, к повторениям математических терминов, алгоритмов.
    При изучении нового  сначала решаю примеры определенного типа сама с подробным объяснением, потом вызываю к доске желающих трёх учащихся,   из них
один из слабоуспевающих. Каждому даю своё задание, подобное разобранному мной. Слабоуспевающим учащимся разрешаю пользоваться памятками, стимулирую самостоятельные действия, привлекаю помощников  или сама работаю с ними у доски. Стимулирую их ответы хорошей оценкой или похвалой.

Еще один важный нюанс, без которого невозможно проводить работу с такими  учениками — это непрерывный контроль их успеваемости и работа над ошибками.

   У многих слабоуспевающих учеников существуют проблемы с запоминанием.                         Работа с рисунками, схемами, чертежами, таблицами  способствует развитию зрительной памяти ребёнка.

Схемы - опоры - это, оформленные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка,  выводы, которые рождаются в момент объяснения.

От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли, опорами действия. Школьники строят свой ответ, пользуясь схемой, читают её, работают с ней. В своей работе я часто использую таблицы,  например, для решении задач, нахождения периметра и площади.

                     

                    Рациональное  распределение учебного материала

         Готовясь к уроку учителю  важно помнить о том, что учебный материал должен использоваться в определённой последовательности, с нарастающей степенью трудности.     На разных этапах урока различные порции учебного материала. Важно тщательно вести подбор упражнений для закрепления,  повторения, проверки знаний с учётом индивидуальных познавательных  возможностей  учащихся класса.

    Для слабоуспевающих  учащихся учителю необходимо планировать дифференцированную работу, с целью контроля усвоения материала и создания  ситуации успешной работы на уроке.

Метод и приём могут меняться местами. Но независимо от этого, учитель обязан включить в структуру своего урока тот или иной приём, метод.

      В результате у учащихся будет формироваться интерес к учебному процессу, повышаться активность, что имеет немаловажное значение для учителя в его работе.

      Со слабоуспевающим учеником очень важно действовать аккуратно, заботясь не только об интеллектуальном развитии ребенка, но и об его психологическом состоянии. Такого школьника нельзя осуждать, обсуждая его проблемы с успеваемостью во всеуслышание. Подобный подход вызывает  у школьника резкое отторжение по отношению к учителю, что только ухудшит проблему.  Преподавателю следует поговорить с учеником, попробовать выяснить, почему он не может успевать  за одноклассниками в деле усвоения материала. Если беседа не дает результата, то в ход идут индивидуальные задания.

Поставьте перед учеником такие доступные для него задачи, чтобы он мог достигнуть успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методы и приёмы работы с детьми в группе продленного дня".

Статья о методах  работы воспитателя с детьми в группе продленного дня....

Принципы.методы и приёмы работы с детьми с ОВЗ

Общие принципы и правила коррекционной работы: 1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование ум...

Методы и приёмы работы с детьми с низким уровнем развития.

В наше время очень остро обсуждается вопрос о реализации инклюзивного воспитания и образования. Рассмотрим этот вопрос несколько односторонне, касаясь лишь возможности воспитания и обучения детей с ум...

Исследовательская работа на тему "Использование дистанционных образовательных технологий в процессе обучения математике в начальной школе" (конкурсная работа)

Данная работа была подготовлена на Международную интеллектуальную конференцию «Студент XXI века: пробуем силы – проявляем способности», которая заняла 1 место по номинации "Профессиональная деятельно...

Эффективные методы и приёмы работы с детьми ОВЗ на уроках математики

Эффективные методы и приёмы работы с детьми ОВЗ на уроках математики     Математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается честность, критичность мышления, спос...

Методы и приёмы работы с детьми с ОВЗ,

Сообщение по теме работы с детьми с ОВЗ....

Основные методы и приёмы работы с детьми с речевыми нарушениями

В статье даются рекомендации о методах и приёмах работы с детьми с речевым нарушениями...