Сообщение на тему: «Методы и приёмы работы с детьми с нарушением интеллекта на уроке математики в ходе изучения чисел второго десятка».
консультация

Крылова Юлия Анатольевна

Сообщение на тему:

 

 

«Методы и приёмы работы с детьми с нарушением интеллекта на уроке математики в ходе изучения чисел второго десятка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_obucheniya_2_desyatka.docx30.48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Ефимовская школа- интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

Сообщение на тему:

«Методы и приёмы работы с детьми с нарушением интеллекта на уроке математики в ходе изучения чисел второго десятка».

Подготовила: Крылова Ю.А.

2024 - 2025 учебный год

В общей системе подготовки школьников с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни большое место занимают уроки математики, на которых учащиеся получают начальные математические знания, овладевают необходимыми вычислительными умениями, учатся логически мыслить. Однако усвоение математики для детей с умственной отсталостью представляет большие трудности. Дети в силу присущих им особенностей психического развития (интеллектуальная недостаточность, инертность мышления, рассеянность внимания, бедность представлений, нарушения речи и др.) слабо ориентируются в содержании математического задания, не могут его выполнить самостоятельно и поэтому нуждаются в постоянной помощи. Математика в коррекционной школе является одним из основных учебных предметов. Однако для многих ребят он является сложным, хотя при всем этом математика входит в число любимых предметов учащихся. 

Методика изучения чисел второго десятка

План

 

1.   Задачи изучения чисел второго десятка.

2.   Методика изучения устной и письменной нумерации чисел в пределах 20.

3.   Методика изучения сложения и вычитания чисел в пределах 20.

     Задачи изучения чисел второго десятка

  

1.       Закрепление понятия «десяток», соотношения: 1 десяток – это 10 единиц, использование десятка как новой счетной единицы, обозначение группы предметов из 10 штук различными способами: в виде пучка палочек, бруска, косточки на второй проволоке счетов и т.д.

2.       Знакомство с десятичным составом чисел второго десятка, их обозначением цифрами и принципом поместного значения цифр в числе.

3.       Дифференциация понятий «число» и «цифра», формирование представлений об однозначных и двузначных, четных и нечетных числах.

4.       Обучение счету в пределах 20 с использованием приемов присчитывания и отсчитывания по единице, по десятку и счету равными числовыми группами по 2, по 5, по 4

5.       Формирование умений выполнять действия сложения и вычитания чисел в пределах 20 без перехода через разряд и с переходом через разряд.

 

Изучение чисел второго десятка сопровождается использованием различных наглядных пособий:

1. Пособия, которые использовались при изучении чисел первого десятка, но количество предметов или их изображений увеличивается до 20.

2. Счетные палочки, предлагаемые россыпью и связанными в пучок – десяток.

3. Кубики и бруски.

3. Квадраты и полоски.

4. Демонстрационные и индивидуальные счеты, абаки, кассы цифр.

5. Монетные кассы.

6. Таблицы с числами от 1 до 20, записанными в один и два ряда, с изображением четных и нечетных чисел разным цветом.

7. Счетные таблицы (например, для счета равными числовыми группами).

 

 Методика изучения устной и письменной нумерации чисел в пределах 20

Изучение нумерации чисел второго десятка осуществляется поэтапно:

1.     Получение одного десятка.

2.     Получение чисел второго десятка от 11 до 19 путем присчитывания к одному десятку нескольких единиц.

3.     Получение числа 20 из двух десятков.

4.     Письменная нумерация чисел от 11 до 20.

5.     Получение чисел второго десятка путем присчитывания к предыдущему числу одной единицы и отсчитывания от последующего числа одной единицы. Счет в пределах 20. (Этот этап чаще всего следует за вторым этапом, поскольку дети должны усвоить место числа в числовом ряду, а это, в свою очередь, основано на знании свойств натурального ряда чисел).

 

В классах со слабыми детьми следует сначала ознакомить учащихся с устной нумерацией чисел 11-15, затем показать обозначение этих чисел на письме, а потом продолжить изучение чисел 16-19, 20.

На изучение каждого числа отводится несколько уроков. Освоению нумерации в пределах 20 должно предшествовать повторение нумерации чисел первого десятка. Внимание детей обращается на то, что для обозначения каждого числа от 1 до 9 используется особый знак – цифра, а число 10 обозначается двумя цифрами – 1 и 0. Всего существует 10 цифр.

  

Устная нумерация

Получение одного десятка

 

Школьники с нарушением интеллекта с трудом усваивают соотношение:  1 десяток – 10 единиц. Поэтому изучение этого соотношения происходит путем практических действий с предметными пособиями.

Учитель берет 10 палочек и предлагает учащимся их сосчитать. Дети считают хором: 1, 2, …, 10. Далее проводится следующая работа:

Вопрос учителя: - Сколько всего палочек у меня?

- Свяжем 10 палочек в пучок (учитель связывает палочки). Это 1 десяток палочек.

- Сколько палочек в одном десятке?

Аналогичное задание выполняет каждый ребенок за партой: он отсчитывает 10 палочек и связывает их в пучок. Отношение: 1 десяток - 10 единиц закрепляется по вопросам:

- Сколько надо взять палочек, чтобы получить один десяток?

- Сколько получится палочек, если развязать пучок?

Учащиеся вспоминают, какие предметы считают десятками (яйца, цветы, конфеты и т.д.). Образование десятка из единиц и, наоборот, разложение десятка на 10 единиц закрепляется в процессе выполнения различных заданий с использованием брусков, абаков, счетов и т.д.

Школьники не только должны усвоить, что 1 десяток – это 10 единиц, но и научиться дифференцировать данные понятия. Десяток – это целое. Для того, чтобы взять из десятка единицу, его надо раздробить на 10 единиц (показать: развязать пучок).

Обращается внимание на запись числа 10: цифра один показывает, что в числе содержится 1 десяток, а цифра 0 – что в числе 10 нет ни одной отдельной единицы. Всего же в числе 10 десять единиц. 

Получение чисел второго десятка от 11 до 19 путем присчитывания к одному десятку нескольких единиц.

Получение чисел второго десятка можно показать на различных пособиях: палочках, кубиках и брусках, квадратах и полосках и т.д.

Учитель выкладывает на стол кубики (10 шт.) и задает учащимся вопросы:

- Сколько кубиков у меня на столе?

- Как по-другому можно назвать 10 кубиков? (1 десяток кубиков).

- Чем мы можем заменить 10 кубиков? (бруском).

- Почему? (потому что 10 единиц – это один десяток).

 

Далее учитель на брусок (десяток) кладет один кубик и говорит:

- К одному десятку добавим одну единицу.

- Что мы получили? (один десяток и одну единицу).

- Мы получили новое число. Оно состоит из 1 десятка и 1 единицы и называется одиннадцать.

Название нового числа произносится хором и индивидуально по слогам (один – на – дцать) и слитно. Учитель записывает название числа на доске и объясняет детям, что дцать – это десять, а один на дцать – это один положили на десять (на десяток), т. е. добавили к десятку (демонстрирует еще раз при помощи бруска и кубика). Новое число получается и на других пособиях.

Аналогичная работа проделывается при получении каждого числа второго десятка. Например, число 14 получается из 1 десятка и 4 единиц.

 

Получение чисел второго десятка путем присчитывания к предыдущему числу одной единицы и отсчитывания от последующего числа одной единицы.

Прежде чем определить место числа в числовом ряду, следует еще раз получить число, но теперь уже путем прибавления к предыдущему числу одной единицы. Учитель выкладывает на стол, например, 1 десяток палочек и еще 4 отдельные палочки. Он уточняет, что получено число 14. Педагог добавляет еще одну единицу (палочку). Теперь получилось число, состоящее из одного десятка и пяти единиц – число 15. Оно получено путем прибавления к числу 14 одной единицы.

 

Получение числа 20 из двух десятков

 

Перед учащимися 1 брусок и 9 кубиков (число 19). Учитель добавляет еще одну единицу (кубик) и задает вопросы:

- Сколько всего кубиков на бруске?

- Чем можно заменить 10 кубиков? (одним бруском).

Учитель заменяет 10 кубиков бруском:

- Что же теперь получилось? (получилось 2 бруска или 2 десятка).

- Если взять один десяток и прибавить еще один десяток, то получится 2 десятка или число 20. Итак, мы получили новое число, которое состоит из двух десятков. Это число 20.

Далее работа осуществляется аналогично вышеописанной (палочки, счеты, абак и т.д.).

 

Счет в пределах 20

Овладевая счетом, учащиеся считают различные предметы, их изображения, хлопки, прыжки, разные звуки и т.д.

Сначала счет ведется путем присчитывания и отсчитывания по одной единице, т.е. закрепляется свойство натурального ряда чисел. Счет ведется не только от 1 до 20, но и от заданного числа до заданного. Особую трудность вызывает обратный счет. Он вводится на основе навыков счета чисел первого десятка.

При обучении счету проводится аналогия с называнием чисел 1 и 2 десятков: 5, 6, 7 - 15, 16, 17. Работа ведется и по формированию навыков счета равными числовыми группами и навыков порядкового счета.

Приемы работы по формированию навыков счета описаны в лекции «Методика изучения чисел первого десятка».

 

Закрепление знаний десятичного состава числа

 

Подготовкой к изучению письменной нумерации является закрепление умений составлять число из десятка и единиц и раскладывать число на десяток и единицы. Учащимся предлагаются различные задания:

1.     Возьмите пучок палочек и еще 5 палочек. Какое число у вас получилось? Сколько в нем десятков? единиц?

2.     Возьмите одну полоску и еще 2 квадратика. Сколько всего квадратиков? Сколько в числе 12 десятков и единиц?

3.     Отложите на счетах (абаке) число 17. Сколько в этом числе десятков? единиц?

4.     Возьмите 2 бруска. Сколько всего кубиков содержится в двух брусках?

5.     Отложите число 20 на абаке (на счетах). (2 способа).

6.     Возьмите гривенник (10 к.) и еще 3 копейки. Сколько у вас всего денег?

 

Письменная нумерация

 

Для изучения письменной нумерации используется абак. Работе с абаком предшествует работа с палочками:

- Представьте число 15 при помощи палочек (учащиеся откладывают пучок палочек – 1 десяток и еще 5 палочек – 5 единиц).

- Сколько в числе 15 десятков? Единиц?

Далее формулируется вывод: число 15 состоит из 1 десятка и 5 единиц. Предлагается это число отложить на абаке. Предварительно учитель должен уточнить у школьников, какими кругами необходимо обозначать десятки и единицы (красными и синими соответственно).

- Сколько надо взять синих кругов? (5). Почему? (потому что в числе пятнадцать 5 единиц)

- Сколько надо взять красных кругов? (1). Почему? (потому что в числе пятнадцать 1 десяток).

Далее учащиеся находят нужные цифры и вставляют их в кармашки абака под соответствующими разрядами (цифру 1 под десятками и цифру 5 под единицами).

Число записывается в числовой ряд после предыдущего и уточняется его место:

- После какого числа идет число 15?

- Запишем его в числовой ряд после числа 14.

Для усвоения образования числа, его десятичного состава и правильной записи используется пособие с кармашками в виде разрядной таблицы.

Необходимо объяснить учащимся, что числа второго десятка записываются в две клетки: первая клетка слева для десятков, а вторая – для единиц, причем запись начинается с десятков слева направо.

С использованием абака и рассмотренной таблицы проводится работа по анализу десятичного состава чисел второго десятка. Учащимся следует предлагать и обратное задание. Например: «Составьте число, в котором 1 десяток и 5 единиц». Соответствующие цифры вставляются в кармашки абака, затем вешаются круги. Число считывается.

Можно предложить заполненные кармашки абака. Учащиеся должны назвать число, разложить его на десятки и единицы и повесить соответствующее количество кругов.

После усвоения обозначения чисел, следует вести работу по анализу десятичного состава числа не только на пособиях, но и без них. Числа раскладываются на десятки и единицы и составляются из десятков и единиц: 15 = 1 дес. 5 ед.; 1 дес. 5 ед. = 15; 15 = 10 + 5; 10 + 5 = 15.

Необходимы и такие задания: «Какое число получится, если из числа 15 вычесть все единицы? Один десяток?»

Следует предлагать упражнения на соотношение предметных совокупностей, чисел и обозначением их на письме при помощи цифр. Например, один ученик должен показать число 15 на палочках, другой – на абаке, третий – на счетах, четвертый – на линейке, пятый – записать число на доске, шестой - найти число 15 в числовом ряду.

Для формирования представлений о месте числа в натуральном ряду используется таблица. 

Эта таблица заполняется по мере изучения чисел. Она может быть изготовлена в виде наборного полотна. Цифры, обозначающие десятки и единицы, могут быть записаны двумя цветами.

По таблице следует проводить сравнение чисел верхнего и нижнего рядов. Устанавливается сходство и различие чисел первого и второго десятков:

1.     Единицы в числах нижнего ряда повторяются в той же последовательности, что и единицы верхнего ряда.

2.     Все числа нижнего ряда содержат десяток, а числа верхнего ряда его не имеют (кроме числа 10).

3.     Если к каждому числу верхнего ряда прибавить 10, то получится число нижнего ряда (и наоборот).

Используя таблицу, легко объяснить понятия «однозначное» и «двузначное» число, а затем провести работу их по дифференциации.

Для закрепления знаний места каждого числа в числовом ряду также используется таблица и готовый числовой ряд (по аналогии с числами первого десятка). Необходимо добиваться усвоения правила: все числа, которые стоят слева от данного числа, меньше его, а числа, стоящие справа от данного числа, больше его.

Целесообразно предлагать упражнения на нахождение пропущенных чисел и соседей числа (11, …, 13, 14, …, …, 17, …;    … 14 …), запись чисел по порядку от меньшего к большему или наоборот, определение наибольшего и наименьшего однозначного и двузначного числа.

Для счета и сравнения чисел следует использовать вышеописанную незаполненную таблицу или незаполненный числовой ряд:

- Поставьте в таблицу число 8. Посчитайте от 8, присчитывая (отсчитывая) по 1 (по 2 и т.п.).

- Поставьте в таблицу числа 5 и 15. Назовите все числа, которые больше 5, но меньше 15.

Сначала счет ведется с опорой на предметные совокупности, таблицу и числовой ряд, а затем – без них. Сопоставляется количественный и порядковый счет.

Необходимо предлагать задания и на сравнение чисел:

-Сравните числа 12 и 15 (Оба числа двузначные, содержат 1 десяток. Но в числе 12 – 2 единицы, а в числе 15 – 5 единиц. Так как 2<5, то 12<15).

Отношения между числами записываются с помощью знаков >, <, =.

Сложение и вычитание чисел в пределах 20

Данная тема изучается в 1-2 классах. В 1 классе вводится сложение десятка и единиц, соответствующие случаи вычитания. Во 2 классе изучаются все остальные случаи сложения и вычитания чисел в пределах 20.

Сложение и вычитание изучаются параллельно, обращается внимание на их взаимосвязь. Во 2 классе учащиеся должны употреблять в речи названия компонентов и результатов этих действий. 

                 10                       +                        5                           =                    15

       1-е слагаемое                            2-е слагаемое                                  сумма

 

              15                          -                        5                            =                      10

     уменьшаемое                              вычитаемое                                   разность

 

Введение случаев сложения и вычитания осуществляется на основе предметно-практической деятельности с наглядным материалом: палочками, брусками и кубиками, абаком, счетами. 

Этапы изучения сложения и вычитания чисел в пределах 20

 

1.     Приемы сложения и вычитания, основанные на знаниях десятичного состава числа (10 + 5, 15 - 5, 15 - 10) и нумерации чисел в пределах 20 (14 + 1, 15 – 1)

На данном этапе закрепляется взаимосвязь сложения и вычитания, переместительное свойство сложения, названия компонентов и результатов действий.

 

2.     Сложение и вычитание без перехода через десяток. Выполнение действий основано на разложении компонентов на десятки и единицы.

 

а) прибавление к двузначному числу однозначного. Вычитание из двузначного числа однозначного;

Сначала рассматриваются случаи, когда количество единиц в двузначном числе больше, чем в однозначном: 15 + 4, 16 + 2 и т.п. далее предлагаются примеры вида: 12 + 5, 13 + 6 и т.п.

Объяснение: 15 + 4.

                      Первое слагаемое 15 состоит из 1 десятка и 5 единиц:

1 десяток (пучок) палочек и еще 5 палочек. Второе слагаемое 4 состоит только из единиц – 4 палочки. К чему легче прибавлять единицы? (к единицам). Прибавляем: 5 палочек и 4 палочки – 9 палочек. Всего 9 палочек и 1 десяток палочек.  Получилось: 1 десяток (палочек) и 9 единиц (палочек) – это число 19. Значит 15 + 4 = 19.

Действие иллюстрируется на брусках и кубиках, счетах, абаке.

Аналогично рассматриваются случаи вычитания.

Внимание учащихся акцентируется на том, что в описанных примерах складываются и вычитаются единицы. При записи примеров единицы и десятки могут выделяться разным цветом, единицы могут обводиться или подчеркиваться: 15 + 4 = 19, 19 – 4 = 15.

Школьники учатся использовать приемы рациональных вычислений - переместительный закон сложения при решении примеров вида 3 + 16 (16 + 3), 2 + 17 (17 + 2) и т.п. Они усваивают, что легче к большему числу прибавить меньшее.

Целесообразно сопоставлять примеры на сложение и вычитание в пределах 10 и 20:

5 + 4 = 9               9 – 4 = 5

4 + 5 = 9               9 – 5 = 4

15 +4 = 19            19 – 4 = 15

14 + 5 = 19           19 – 5 + 14

 

б) получение суммы 20(16 + 4 и т.п.). Вычитание из 20 однозначного числа.

 

Данные примеры вызывают затруднения у учащихся. Они не осознают разбиение числа 20 на два десятка, забывают прибавить десяток к числу, получившемуся при вычитании из 10 однозначного числа.

Объяснение: 16 + 4.

Рассматривается аналогично вышеописанному, кроме       образования одного десятка.: 6 + 4 = 10 (или 1 десяток).       1 дес. + 1 дес. = 2 дес. = 20.

 

20 – 4

В числе 20 - 2 десятка и 0 единиц. Из нуля единиц мы не можем вычесть 4 единицы. Занимаем 1 десяток, заменяем его 10 единицами (развязывается пучок палочек или брусок заменяется 10 кубиками). Из 10 единиц вычитаем 4 единицы, получаем 6 единиц. Всего остается 1 десяток и 6 единиц, или число 16.   10

Вводится запись:    20 – 4 = 16.

На данном этапе сопоставляются действия сложения и вычитания (13 + 7 = 20, 20 – 7 = 13), решаются примеры на перестановку слагаемых, составляются по образцу, аналогии:

16 + 4         12 + 8         13 + 7 = 20           14 + 6         20 – 5

4 + 16         8 + …         … + … + 20         20 – 6          15 + 5

 

в) вычитание из двузначного числа двузначного (17 – 13, 20 – 14)

Существует два приема решения примеров данного вида:

1)    разложить уменьшаемое и вычитаемое на десятки и единицы и вычитать десятки из десятков, а единицы – из единиц;

2)    разложить вычитаемое на десяток и единицы. Вычитать из уменьшаемого десяток, а из полученного числа – единицы.

Учащихся с нарушением интеллекта следует знакомить лишь с одним из этих приемов.

Объяснение: 17-13.

 - Какое действие надо выполнить?          

- Прочитайте пример.

- Назовите уменьшаемое. Вычитаемое.

- Сколько знаков имеют эти числа?

- Как они называются?

- Из чего состоит уменьшаемое 17? (из 1 дес. и 7 ед.)

- Представим его при помощи брусков и кубиков.

- Из чего состоит вычитаемое 13? (из 1 дес. и 3 ед.)

- Вычитать будем так: из 1 десятка вычтем 1 десяток. Какое число осталось? (7)

- Из 7 единиц вычтем 3 единицы. Какое число получилось в остатке? (4)

- Значит, 17 – 13 = 4.

При вычитании двузначного числа из 20 у уменьшаемого занимается 1 десяток, дробится на 10 единиц, а далее проводится работа, аналогичная вышеописанной.

На данном этапе примеры на получение числа 20 и вычитание из 20 сопоставляются:

16 + 4                   20 - 4

4 + 16                   20 - 16

Целесообразно предлагать детям составлять четверки примеров с данными числами (например, 3, 17, 20) или три примера по одному данному (данный: 17 + 3 = 20; составленные: 3 + 17 = 20; 20 – 3 = 17; 20 – 17 = 3).

Сложение и вычитание с переходом через десяток

Для успешного овладения новыми приемами вычислений школьники должны знать таблицы сложения и вычитания чисел первого десятка, состав чисел первого десятка (все возможные варианты); уметь раскладывать двузначные числа на десятки и единицы, дополнять однозначные числа до десяти, вычитать из 10 однозначные числа, решать примеры вида 16 – 6, 13 – 3. Перед введением приемов сложения проводится подготовительная работа по закреплению этих знаний и умений. Кроме того, закрепляется умение решать примеры в два действия:

 

7 + 3 = 10                                15 – 5 = 10

10 + 5 = 15                              10 – 3 = 7

7 + 3 + 5 = 15                          15 – 5 – 3 = 7

 

При сложении однозначных чисел с переходом через десяток необходимо выполнить следующие операции (8 + 7):

1.      Второе слагаемое разложить на два числа таким образом, чтобы одно из них дополняло первое слагаемое до 10 (7 = 2 + 5).

2.      Дополнить первое слагаемое до 10, т. е. прибавить к нему одно из чисел, на которые разложили второе слагаемое (8 + 2 = 10).

3.      К полученному числу (10) прибавить оставшееся число (10 + 5 = 15).

 

Объяснение: 8 + 7.

                   Представим первое и второе слагаемое при помощи палочек.

- Сколько единиц надо прибавить к 8, чтобы получилось 10? (2).

- Возьмем из 7 единиц (палочек) 2 единицы и прибавим к 8 единицам (палочкам).

- Сколько получилось единиц (палочек)? (10)

- Чем можно заменить 10 единиц (палочек)? (одним десятком).

- Сколько единиц (палочек) осталось от второго слагаемого? (5 единиц)

- К одному десятку прибавим оставшиеся 5 единиц (палочек).

- Что мы получили? (1 десяток и 5 единиц или число 15)

- Какое число мы прибавляли к числу 8, чтобы дополнить его до десятка? (2).

- Какое число оставалось от второго слагаемого 7? (5).

- Так на какие числа мы разложили второе слагаемое (на 2 и 5)

https://fs.znanio.ru/8c0997/92/49/0530bee91271578d38307f5a0e69c8e48e.gifhttps://fs.znanio.ru/8c0997/b8/78/e6c4cb05227ea247ad2d8d284da7fb52ce.gif- Давайте запишем: 8 + 7 = 8 + 2 + 5 = 10 + 5 = 15.

                                   2   5

Следует показать и запись в виде столбца:

8 + 7 = …

7 = 2 + 5

8 + 2 = 10

10 + 5 = 15

По мере усвоения приема запись постепенно сворачивается: 8 + 7 = 8 + 2 + 5 = = 10 + 5 = 15.

При изучении сложения однозначных чисел с переходом через десяток учащиеся с нарушением интеллекта затрудняются в:

- установлении количества единиц, дополняющих первое слагаемое до 10;

- разложении второго слагаемого;

- удержании в памяти числа, оставшегося от второго слагаемого после дополнения первого слагаемого до десятка.

 

При вычитании однозначных чисел с переходом через десяток необходимо выполнить следующие операции (14 – 6):

1.     Уменьшаемое разложить на десяток и единицы (14 = 10 + 4).

2.     Вычитаемое разложить на два числа таким образом, чтобы одно из них равнялось числу единиц уменьшаемого (6 = 4 + 2).

3.     Вычесть единицы (14 – 4 = 10).

4.     Из десятка вычесть оставшееся число единиц (10 – 2 = 8).

 

Объяснение: 14 – 6

 - Из чего состоит уменьшаемое? (из 1 десятка и 4 единиц)

- Представим его при помощи брусков и кубиков. Возьмем один брусок (1 десяток) и 4 кубика (4 единицы).

- Чему равно уменьшаемое?

- Как вы думаете, сколько единиц надо вычесть из 14, чтобы получить 1 десяток? (4 единицы)

- Вычтем из 14 4 единицы (отсчитаем 4 палочки)

- Какое число осталось? (1 десяток)

- Чему было равно вычитаемое? (6)

- Сколько единиц мы вычли? (4)

- Сколько единиц осталось вычесть? (2)

- Вычтем из 1 десятка оставшееся число единиц. Что надо сделать с десятком, чтобы можно было вычитать единицы? (заменить 1 десяток 10 единицами – 10 кубиками)

- Вычтем из 10 единиц 2 оставшиеся единицы.

- Сколько единиц осталось? (8)

- Какое число мы вычитали из уменьшаемого 14, чтобы получился 1 десяток? (4)

- Какое число оставалось от вычитаемого 6? (2)

 

- Так на какие два числа мы раскладывали вычитаемое 6? ( на 4 и 2)

https://fs.znanio.ru/8c0997/50/3d/7c36ac0449357bf33be04ebeef539d87ad.gifhttps://fs.znanio.ru/8c0997/18/b2/78c82078f6f106e23240e37d36b98656a9.gif- Давайте запишем: 14 – 6 = 14 – 4 – 2 = 8

                                      4   2

Запись в виде столбца:

                   14 – 6 = …

                   6 = 4 + 2

                   14 – 4 = 10

                   10 – 2 = 8

При выполнении вычитания чисел с переходом через разряд учащиеся испытывают трудности, связанные с операциями, описанными выше.

Последовательность предъявления примеров на сложение и вычитание может быть следующей:

1.     Перовое слагаемое и уменьшаемое постоянны, а второе слагаемое и вычитаемое увеличиваются на 1:

9 + 2           8 + 3           7 + 4  …      11 – 2          12 – 3           13 - 4        

9 + 3           8 + 4           7 + 5           11 – 3          12 – 4           13 – 5

2.     Первое слагаемое и уменьшаемое увеличиваются на единицу, а второе слагаемое и вычитаемое остаются постоянными:

6 + 5           11 – 5

7 + 5           12 – 5

Таблицы сложения и вычитания заучиваются наизусть. Некоторое время (особенно слабым учащимся) следует позволять пользоваться наглядными средствами для представления второго слагаемого и вычитаемого и их разложения на два необходимых числа.

Целесообразно сопоставлять примеры на сложение и вычитание:

8 + 3           8 – 3

8 + 4           8 – 4

Таблицы сложения и вычитания в пределах 20 также заучиваются наизусть.

Но т.к. детям это дается трудно, следует им чаще напоминать при решении примеров обращаться к такой таблице, которая обычно висит в классе.

Таким образом, к концу 2 класса учащиеся овладевают приёмами вычислений, предусмотренными программой обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики «Запись и чтение чисел второго десятка».

                                 Урок математики в 1 классе. УМК "Школа России" «Запись и чтение чисел ...

Конспект урока математики "Запись и чтение чисел второго десятка" 1 класс по программе "Школа России"

Урок математике по теме "Запись и чтение чисел второго десятка"Цель: учить записывать числа второго десятка; проверить знание табличных случаев сложения и вычитания в пределах 10.Задачи урок...

Методы и приёмы работы с детьми на уроке, испытывающие затруднения в процессе обучения математике

В докладе представлены методы и приёмы работы с детьми на уроках математики из личного опыта учителя....

Конспект урока по математике 1 класс на тему: "Изучение чисел второго десятка"

Конспект урока по математике 1 класс на тему: "Изучение чисел второго десятка"...

Эффективные методы и приёмы работы с детьми ОВЗ на уроках математики

Эффективные методы и приёмы работы с детьми ОВЗ на уроках математики     Математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается честность, критичность мышления, спос...

Открытый урок по математике «Запись и чтение чисел второго десятка»

Открытый урок по математике «Запись и чтение чисел второго десятка» ​Цели урока: учить записывать и читать числа второго десятка, проверить знания табличных случаев сложения и вы...

Основные методы и приёмы работы с детьми с речевыми нарушениями

В статье даются рекомендации о методах и приёмах работы с детьми с речевым нарушениями...