Основные методы и приёмы работы с детьми с речевыми нарушениями
статья по зож

Мухаметханова Елена Анатольевна

В статье даются рекомендации о методах и приёмах работы с детьми с речевым нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ovz_muhamethanova_e.a.docx47.88 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Пользователь\Desktop\IMG_6233.jpg     Мухаметханова Елена Анатольевна

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №3 г. Мамадыш»

«Основные методы и приёмы работы с детьми с речевыми нарушениями»

     

         

      В последнии годы довольно  часто в школу приходят дети с речевыми нарушениями. У  детей с общим недоразвитием речи нарушены сразу несколько сторон речи: лексика, грамматика,  слоговая структура слова,  фонематический слух, связная речь и так далее.

       Но, как показывает практика, родители чаще всего обращают внимание именно на недостатки звукопроизносительной стороны речи, т.к это нарушение чаще всего первым «бросается в глаза».

     Основными компонентами речевой деятельности являются, общее звучание речи, активный словарь, грамматический строй речи, слоговая структура слова,  звукопроизношение, связная речь

Речевая система взаимосвязана со всеми психическими процессами: внимание, память, мышление.

Специализированную работу веду  по следующим направлениям:

- формирование правильного звукопроизношения;

-развитие артикуляционных движений, движений органов речи;

-совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

-совершенствование грамматического строя речи;

-обогащение, активизация словарного запаса речи;

-развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков; подготовка руки к письму;

-развитие связной речи, подразумевающее  умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;

-совершенствование просодической стороны речи.

Развитие артикуляционных движений

        Язык – главная мышца органов речи. И для него, как для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные  движения, обеспечивающие правильное звукопроизношение.

  1. «Кролик». Ребенок должен сильно сомкнуть зубки, приподняв верхнюю губу, чтобы приоткрыть резцы. В таком положении нужно замереть.
    Можно чередовать упражнения «Улыбка» и «Трубочка».

  1. «Пятачок». Нужно вытянуть губы трубочкой, как уточка, а затем плотно сомкнутыми губами вращать по кругу в разные стороны.

  1. «Рыбка». Ребенок должен имитировать движения губами рыб. Для этого он должен беззвучно хлопать губами.

  1. «Злая лошадка». Нужно изображать «фырканье» лошади. Для этого необходимо вдохнуть как можно больше воздуха и с силой выдохнуть его ртом, не раскрывая его. Губы начнут вибрировать, имитируя лошадку. Ребенок должен широко раскрыть рот, а затем втягивать губы внутрь как можно дальше.

  1. «Кошечка». Язычок ребенка должен изображать кошку, которая сердится и поэтому выгнула спинку. Для этого малыш должен приоткрыть ротик, кончик языка опереть о нижние зубки, чтобы спинка язычка смотрела вверх.

  1. «Покалывание». Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка покалывая то одну, то вторую щеку.

Развитие мелкой моторики пальцев рук

При некоторых речевых нарушениях у детей можно отметить выраженную в разной степени общую моторную недостаточность. А также отклонения в развитии движений пальцев рук.

Учёные в своих исследованиях показали тесную взаимосвязь между речью, моторной деятельностью рук и артикуляционного аппарата.

При некоторых речевых нарушениях у детей можно отметить выраженную в разной степени общую моторную недостаточность. А также отклонения в развитии движений пальцев рук.

Учёные в своих исследованиях показали тесную взаимосвязь между речью, моторной деятельностью рук и артикуляционного аппарата.

Двигательные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом, поэтому их стимулирование путём совершенствования точных движений рук и пальцев положительно воздействует на развитие речи.

Совершенно точно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности  мелкой моторики. Иными словами, если у малыша ловкие, подвижные, «послушные» пальчики, то и говорить он научится без труда.

Формирование фонематического восприятия

Работа по развитию фонематического восприятия имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и дальнейшего успешного обучения в школе.

Фонематическое восприятие характеризуется способностью определять: наличие или отсутствие определённого звука в составе слова; последовательность звуков в составе слова; позицию звука в составе слова; количество звуков в слове.

Дети с нарушением  фонематического восприятия плохо справляются в школе со звуковым анализом слов, что приводит к затруднениям в чтении, грубым нарушениям письма (пропуски, перестановки, замены букв) и служит причиной их неуспеваемости.

Дидактическая игра «Человек».

«Про что можно сказать у человека одна? (голова, шея). А про что у человека можно сказать два? (два уха, два глаза).

Упражняем в употреблении притяжательных местоимений: мой, моя, моё, мои: мой стул, моя книга, моё окно, мои игрушки. 

Учим правильно употреблять предлоги  (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед). 

Упражняем в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных и других суффиксов. Предлагаем ребенку назвать ласково всех членов семьи: «брат – братик, сестра – сестренка».

Учим образовывать глаголы с помощью приставок, показывая картинки, где выполняются действия. «Лисичка прибежала, убежала, перебежала, выбежала» 

Упражняем в образовании прилагательных от существительных. «Сумка из кожи – кожаная; варенье из клубники – клубничное». 

Конечно, невозможно рассказать об отработке всех грамматических категорий. Хотелось показать лишь некоторые образцы. И поверьте, такая кропотливая работа не пройдет даром. У ребят лучше сформируется «языковое чутье». Детям легче будет осваивать программу начальной школы.

Исправление речи - длительный процесс, требующий систематических занятий.

Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе!

Используемая литература:

  1. Бутусова, Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Бутусова. - СПб.: Детство Пресс, 2012. - 304 c.

  1.  Развитие навыков устной речи / Л.А. Зиновьева. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 239 c



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Развитие речевого дыхания при проведении коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"

В данном докладе вы узнаете о том, как  поэтапно сформировать у глухих детей правильное речевое дыхание...

Нетрадиционные логопедические технологии в работе с детьми с речевыми нарушениями

Личностные особенности детей сказываются на характере их отношений с окружающими, на понимании своего положения в обществе, поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её п...

Тема: «Использование методов арт-терапии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями»

Внутренний мир ребенка с проблемами в речевом  развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Проблема использования ар...

Совместная работа учителя и родителей как одно из условий успешной коррекционно -воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями.

Процесс письма тесно связан с устной речью. Причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики....

Использование специальных нетрадиционных методов и приёмов в ло-гопедической работе с детьми с речевыми нарушениями

Данные предложенные методы нетрадиционные методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и способствуют оздоровлению всего организма ребенка....

Презентация на тему "Особенности работы с детьми, имеющими речевые нарушения в условиях общеобразовательного класса"

В презентации даны рекомендации по работе в общеобразовательных классах с детьми нарушениями речи, не имеющих диагноза....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СРЕДСТВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

В данной работе автор рассматривает проблему использования музыкальных средств в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения ....