Доклад "Развитие речевого дыхания при проведении коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"
материал (1 класс) по теме

Митрофанова Мариана Исламовна

В данном докладе вы узнаете о том, как  поэтапно сформировать у глухих детей правильное речевое дыхание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_razvitie_rechevogo_dyhaniya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основной задачей обучения в специальной (коррекционной) школе-интернате I,II вида является формирование фонетически внятной, членораздельной выразительной устной речи учащихся. Если слышащий ребёнок уже в раннем возрасте может произносить слитно слова на одном выдохе, то необученный глухой ребенок не может на одном выдохе произнести и два слога.  Поэтому наша первоочередная задача – сформировать у детей правильное речевое дыхание. 

Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является более активной фазой дыхания чем выдох. При вдохе мышцы диафрагмы сокращаются, оттесняя органы брюшной полости в живот, увеличивая тем самым объем грудной клетки, что способствует наполнению легких воздухом. При выдохе мышца диафрагмы расслабляется. Диафрагма участвует в дыхании, являясь главной движущей силой в его обеспечении. Она задействована при любом типе дыхания (а их существует три: верхнерёберное, грудное, грудобрюшное), только доля её участия разная. У детей по мере физического развития постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания – грудобрюшной. Детям с нарушениями речи для развития грудобрюшного типа дыхания требуется обучение и активизация физиологической роли диафрагмальной мышцы с помощью специальных дыхательных упражнений.

Органы дыхания осуществляют и голосообразовательную функцию. Дыхание в процессе речи, так называемое речевое дыхание, по сравнению с физиологическим имеет существенные отличия. В норме перед началом речи делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Нормальный «речевой вдох» характеризуется наличием определенного количества воздуха, способного обеспечить поддержание подскладочного давления и правильного голосоведения. Большое значение для озвучивания связного высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Усвоение длительного, экономного выдоха для глухого ребенка представляет определенные трудности, что связано не только с тем, что он еще плохо управляет работой дыхательных мышц, но и с тем, что неплотно смыкает голосовые связки при фонации, образует недостаточно узкие щели или чрезмерно напряженные смычки речевыми органами при артикуляции. Всё это приводит к нарушению нормального расходования воздуха во время речи.

В 1 класс в 2010 г. поступило пять учащихся. У Андрея, Равиля и Саши IV степень тугоухости. Все ребята, за исключением Жени, пришли без речи. Подражание у них отсутствовало. У Жени звукопроизношение нарушено, но он проговаривает отдельные слова. У Зарины 3 степень тугоухости, но самостоятельной речи нет, звукопроизношение нарушено, по подражанию проговаривает лишь контур слова. На момент поступления в школу речевое дыхание у учащихся сформировано не было.

Поэтому на своих занятиях я активно использовала различные дыхательные упражнения. Например,

  1. «Снег». Я предлагаю ребенку подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки. Слежу, чтобы губы ребенка были округлены и слегка вытянуты вперед. Ни в коем случае нельзя надувать щеки.
  2. «Футбол». Предлагаю ребенку загнать в ворота шарики. При этом шарики  бывают разные по размеру. Для этого ребенок должен сам контролировать струю выдыхаемого воздуха. Обязательно слежу, чтобы щеки не надувались.
  3. «Губная гармошка». Предлагаю ребенку стать музыкантом и поиграть на губной гармошке. При этом моя задача состоит не в том, чтобы научить его играть, а важно проследить, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в неё же.
  4. «Свеча». Цель этого упражнения – делать медленный плавный выдох, а вдох не должен быть шумным. Нельзя надувать щеки.
  5. «Бульбульки». Ребенку даю два стакана с водой. В один наливаю много воды, почти до краев, а в другой чуть–  чуть. Ставлю перед ребенком задачу – дуть в трубочки так, чтобы не пролить воду. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Обращаю внимание на слова: слабо (тихо), сильно, много, мало.
  6. «Цветочный магазин». Ребенку предлагаю глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветок и т. д.

Эти упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Физиологическое дыхание наших ребят имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнерёберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке.

Если речевое дыхание в онтогенезе формируется у детей без отклонений в развитии спонтанно по мере становления речевой функции, то у глухих детей, у детей с речевыми нарушениями оно развивается патологически. В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи.

Поэтому наша задача – это формирование у детей грудобрюшного типа дыхания. А в дальнейшем перейти к развитию речевого дыхания, так как грудобрюшной тип дыхания является базой для формирования такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.

На своих занятиях я также использую дыхательные упражнения с элементами дыхательной гимнастики по методике Стрельниковой. Эта работа состоит из нескольких этапов, которые нужно выполнять последовательно

На 1 этапе ставлю задачу подготовить детей  к развитию грудобрюшного типа дыхания.

Цель этого этапа: развитие ощущений движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания.

Этап включает 4 упражнения, которые последовательно выполняются  в положении лежа, затем сидя и стоя.

Упражнение 1. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладу на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Работа диафрагмы по опусканию и подниманию игрушки, лежащей на животе, воспринимается ребенком зрительно. Упражнение можно сопровождать рифмовкой, например, «Качели – вверх, качели – вниз, крепче, куколка, держись!» Во время упражнения контролирую дыхание ребенка и даю ему самому ощутить силу своего выдоха.

Упражнение 2. Предлагаю ребенку  в положении лежа положить ладонь на область диафрагмы. Работа диафрагмы воспринимается ребенком  не только зрительно, но и тактильно.

Упражнение 3. Ребенок в положении сидя кладет ладонь на область диафрагмы.

Упражнение 4. Ребенок в положении стоя, кладет ладонь на область диафрагмы. Это упражнение мы выполняем перед зеркалом, чтобы дети не только тактильно, но и визуально контролировали выполнение упражнений.

Важно помнить, что внимание ребенка на этом этапе сосредоточивается не на длительности вдоха и выдоха, а на работе диафрагмы, т. е. на ощущениях сокращений этой мышцы.

На 2 этапе передо мной стоит задача -  развитие грудобрюшного типа дыхания с включением элементов дыхательной гимнастики.

Цель которую я преследую – это дальнейшее развитие сократительной активности диафрагмальной мышцы, а также развитие координаторных отношений между двумя функциями: дыханием и движениями туловища или конечностей.

Этап состоит из трёх комплексов упражнений, в которых осуществляется последовательное усложнение двигательных задач.

У детей при углубленном дыхании легко возникает гипервентиляция. Учитывая эту особенность, разработана методика дозированных «быстрых вдохов», которые осуществляются через нос. Вырабатывается навык осуществлять подряд два «быстрых вдоха». Прохождение воздуха через носовые ходы сопровождается примыканием ноздрей к носовой перегородке и наибольшим шумом. Вырабатывается навык осуществлять подряд два «быстрых вдоха». Я визуально и на слух (двойной шум) контролирую выполнение «быстрых вдохов» детьми. Внимание детей привлекаю к движению ноздрей, т.е. сокращению мышц.

Задача 3 этапа  – развитие фонационного (озвученного выдоха).

Здесь внимание детей я обращаю не на «быстрый вдох», а на звучание голоса в процессе выдоха.

На этом этапе на выдохе мы пропеваем гласные звуки с изменением силы голоса, с изменением высоты голоса и с разной интонацией.

4 этап – развитие речевого дыхания.

Цель этого этапа: развитие собственного речевого дыхания.

Данный этап является базовым. Он тесно сопряжен с работой по формированию планирования речевого высказывания. Дети обучаются в процессе выдоха произносить сначала слоги и отдельные слова, затем фразы из двух, а далее 3-4 слов.

В результате проделанной работы, на конец первого полугодия Саша научился произносить на одном выдохе слова из 2-3 слогов. Если на момент поступления в первый класс Женя мог прочитать побуквенно некоторые слова, то сейчас не сложные, легкие по произношению слова он читает слитно на одном выдохе.

Вижу дальнейшую перспективу в работе, потенциал, имеющийся у детей, и ставлю задачу – продолжить работу над данной темой. Изучая различные методики целенаправленно применять их в своей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Использование методов арт-терапии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями»

Внутренний мир ребенка с проблемами в речевом  развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Проблема использования ар...

Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими речевую патологию

Представлены рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи...

Презентация на тему "Особенности работы с детьми, имеющими речевые нарушения в условиях общеобразовательного класса"

В презентации даны рекомендации по работе в общеобразовательных классах с детьми нарушениями речи, не имеющих диагноза....

Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения темпо – ритмической организации речи на занятиях логопедической ритмики в начальной школе

Одной из эффективных форм работы с детьми по нормализации речи заикающихся в условиях нашего ОУ являются занятия по логопедической ритмике, основанные на тесной связи слова, движения и музыки...

Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения темпо – ритмической организации речи на занятиях логопедической ритмики в начальной школе

В этой статье представлены практические методы и приемы работы с млашими школьниками по коррекции заикания....

Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения темпо – ритмической организации речи на занятиях логопедической ритмики в начальной школе

Одной из эффективных форм работы с детьми по нормализации речи заикающихся в условиях нашего ОУ являются занятия по логопедической ритмике, основанные на тесной связи слова, движения и музыки.Движение...

Методическая разработка "Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения"

Методическое пособие, направленное на первичную диагностику и начальную коррекцию нарушений зрения....