Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения темпо – ритмической организации речи на занятиях логопедической ритмики в начальной школе
статья по логопедии на тему

Иванова Анна Петровна

В этой статье представлены практические методы и приемы работы с млашими школьниками по коррекции заикания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preodolenie_zaikaniya.docx30.26 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения темпо – ритмической организации речи

на занятиях логопедической ритмики в начальной школе

Основными известными методиками для преодоления заикания младшими школьниками являются: методика Нины Алексеевны Чевелёвой и методика Аллы Васильевны Ястребовой.

Мы применяем разнообразные приёмы для преодоления заикания, частично взятые из данных методик.

В методике, предложенной Н. А. Чевелёвой, реализован принцип последовательного усложнения речевых упражнений в процессе одного из видов деятельности ребенка.

На наших занятиях по ходу упражнений, например, «Отхлопай ритмический рисунок», «Выложи букву (или слово) из палочек», «Составь предложение из вырезанных слов и пропой его», «Расскажи, что ты сейчас делал?» реализуется данный принцип и осуществляется применение методики.

В основе системы А.В. Ястребовой лежит идея о преодолении заикания путем работы над интонацией, над развитием умения вслушиваться в чужую речь и передавать в своей речи соответствующую интонацию.

Методика полностью реализуется в нашей работе с обучающимися, так как она предусмотрена для заикающиеся с элементами общего недоразвития речи, когда у них имело место недостаточное фонетико-фонематическое и лексико-грамматическое развитие, т. е., речь таких детей, помимо расстройства темпа, сопровождалась ограниченным запасом слов, представлений, понятий, недостаточным навыком звукового состава слова, специфическими недостатками произношения, явлениями аграмматизмов в устной и письменной речи.

Одной из эффективных форм работы с детьми по нормализации речи заикающихся в условиях нашего ОУ являются занятия по логопедической ритмике, основанные на тесной связи слова, движения и музыки.

Движение помогает осмыслить слова, слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу обучающихся, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, а также помогает адаптации к условиям внешней и внутренней среды.

Целью логопедической ритмики является коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии младшего школьника посредством ритмо – музыкальных упражнений в сопровождении речи.

Основными задачами по нормализации темпо – ритмической организации речи являются:

  1. Коррекционно – образовательные задачи:

- формировать двигательные умения и навыки;

- формировать пространственные представления;

- знакомить с приемами мелодекломации (чтение стихов под музыку);

- формировать грамматический строй речи.

  1. Коррекционно – развивающие задачи:

- развивать речевое дыхание;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать связную речь;

- развивать слуховое и зрительное внимание и память;

- развивать координацию, переключаемость движений.

  1. Воспитательные задачи:

- воспитывать умение вслушиваться в свою речь и речь окружающих;

- воспитывать умение следить за правильным произношением поставленных звуков в спонтанной речи;

 -совершенствовать положительные личностные качества;

 -воспитывать чувство коллективизма.

На логоритмических занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы– обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений.

Словесные методы – помогают осмысливанию поставленной задачи.

Практические методы – обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно – моторных ощущениях.

Разновидностями практических методов являются: игровой и соревновательный.

Логопедическая ритмика строится на дидактических и специфических принципах. Они связаны между собой и определяют единство воспитания, развития и коррекции функциональных систем младших школьников с нарушениями темпо – ритмической организации речи.

К проведению логоритмического занятия, как и к любой другой урочной и внеурочной деятельности, предъявляются определенные требования:

  • занятия по логоритмике проводит учитель – логопед совместно с музыкальным руководителем 1 раз в неделю;
  • составляются с опорой на лексические темы;
  • содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков;
  • желательно, чтобы каждое занятие представляло собой тематическую и игровую целостность;
  • в сюжете занятий используется художественно – литературные произведения.

        На логоритмических занятиях применяются следующие виды деятельности:

  • упражнения на регуляцию мышечного тонуса;
  • упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям;
  • артикуляционная гимнастика и вокально – артикуляционные упражнения;
  • упражнения на развитие мимических мышц;
  • дыхательная гимнастика;
  • пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движение рук;
  • музыкальные и музыкально – ритмические игры с «телесными» и муз. инструментами;
  • чистоговорки и фонопедические упражнения;
  • упражнения на развитие словотворчества;
  • коммуникативные игры и танцы;
  • релаксация.

Рассмотрим каждый вид деятельности.

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса (способность напрягать и расслаблять мышцы). Такие упражнения предлагаются после ходьбы и маршировки. Большая или меньшая сила мышечного напряжения соотносится с более громким или более тихим звучанием музыки.

Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям, преследуют цель: развитие мышечно – дыхательной и координационной сферы. 

Для решения поставленных целей используются общеразвивающие упражнения, которые можно проводить с предметами (флажками, скакалками, лентами и др.) и без них.

Многие дети с нарушениями темпо – ритмической стороны речи имеют недостаточное физическое развитие в целом и развитие двигательного аппарата. Общеразвивающие упражнения разучивают сначала без музыки, затем с музыкальным сопровождением.

Артикуляционная гимнастика и вокально – артикуляционные упражнения направлены на укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности.

Целью данных упражнений является: развитие эмоциональной сферы, ассоциативно – образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения.

Задачи дыхательной гимнастики: освоить технику диафрагмального дыхания с активизацией мышц брюшного пресса, сознательно регулировать его ритм, а также правильное соотношение вдоха и выдоха.

          Регулярные занятия дыхательной гимнастикой (особенно детей с заиканием) способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет произносить различные по длине речевые отрезки. Используются упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, а также упражнения на развитие фонационного дыхания, которые способствуют выработке сильного, продолжительного и постепенного выдоха.

Упражнения на развитие мелкой моторики развивают движения пальцев рук, координацию, их взаимодействие, способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся первоначально под речевое сопровождение, а позднее на музыкальном материале.

Данные игры направленны на развитие чувства ритма, умения ориентироваться пространстве, развитие речи и внимания. Педагог декламирует речевой зачин, а затем исполняет ритмы с одновременным их слоговых проговариванием на всех «телесных» инструментах по очереди: в хлопках, шлепках, притопах. Темп игры должен быть таким, чтобы обучающиеся могли следить за вами глазами.

Следующий вид деятельности это чистоговорки и фонопедические упражнения, целью которых является укрепление гортани, привитие навыков речевого дыхания, воспитание мягкой низкой голосоподачи, закрепление артикуляции гласных звуков, развитие артикуляционной и мимической моторики, практика фонетического восприятия.

Предлагаем вашему вниманию фрагмент логоритмического занятия, на котором представлена «распевка» на гласных звуках и пропевание чистоговорки со звуком [з].

Упражнения на развитие словотворчества обогащают пассивный и активный словарный запаса обучающихся.

Технология релаксации направлена на регуляцию мышечного тонуса и дыхания. Эти упражнения позволяют разумно организовать чередование деятельности организма в ритме «напряжение – расслабление», что формирует у младших школьников с заиканием навык регулирования мышечным тонусом, способствует восстановлению ритмичного дыхания, развивают их творческую фантазию и воображение, а также корректируют отклонения в личностной и поведенческой сфере.

Упражнения, которые мы используем на логоритмике, обогащают жизнь младших школьников, приносят им радость, создают хорошее настроение. А также дают корригирующий эффект. Используя их в урочной и внеурочной деятельности, мы добиваемся устойчивых результатов в развитии речи заикающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование метода образовательной кинезиологии в работе с детьми, имеющими нарушения речи»

  Развитие мозга -  это увлекательнейший детектив. Написанный природой и неразгаданный до конца. Действительно, как из крошечной пластинки формируется орган невероятной сложности, исс...

Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения темпо – ритмической организации речи на занятиях логопедической ритмики в начальной школе

Одной из эффективных форм работы с детьми по нормализации речи заикающихся в условиях нашего ОУ являются занятия по логопедической ритмике, основанные на тесной связи слова, движения и музыки...

Практико-ориентированный семинар "Организация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения"

Материалы семинары рекомендованы учителям-логопедам, воспитателям, учителям ОУ, ДОУ, работающих с детьми с нарушением зрения....

Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения темпо – ритмической организации речи на занятиях логопедической ритмики в начальной школе

Одной из эффективных форм работы с детьми по нормализации речи заикающихся в условиях нашего ОУ являются занятия по логопедической ритмике, основанные на тесной связи слова, движения и музыки.Движение...

Методическая разработка "Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения"

Методическое пособие, направленное на первичную диагностику и начальную коррекцию нарушений зрения....

Презентация «Коррекционная работа учителя-логопеда по устранению нарушений темпо-ритмической организации речи (заикание) в условиях школьного логопедического пункта»

Заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое ...

Сенсорная интеграция как метод коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития. (выступление на Форуме "Осенние встречи")

Ребенок, в силу тяжести двигательных, интеллектуальных и сенсорных нарушений, не имеет возможности получать сенсорные стимулы извне. И задачей педагога является создать специальные оптимальные условия...