Главные вкладки

    Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения темпо – ритмической организации речи на занятиях логопедической ритмики в начальной школе
    статья по логопедии на тему

    Иванова Анна Петровна

    В этой статье представлены практические методы и приемы работы с млашими школьниками по коррекции заикания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл preodolenie_zaikaniya.docx30.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения темпо – ритмической организации речи

    на занятиях логопедической ритмики в начальной школе

    Основными известными методиками для преодоления заикания младшими школьниками являются: методика Нины Алексеевны Чевелёвой и методика Аллы Васильевны Ястребовой.

    Мы применяем разнообразные приёмы для преодоления заикания, частично взятые из данных методик.

    В методике, предложенной Н. А. Чевелёвой, реализован принцип последовательного усложнения речевых упражнений в процессе одного из видов деятельности ребенка.

    На наших занятиях по ходу упражнений, например, «Отхлопай ритмический рисунок», «Выложи букву (или слово) из палочек», «Составь предложение из вырезанных слов и пропой его», «Расскажи, что ты сейчас делал?» реализуется данный принцип и осуществляется применение методики.

    В основе системы А.В. Ястребовой лежит идея о преодолении заикания путем работы над интонацией, над развитием умения вслушиваться в чужую речь и передавать в своей речи соответствующую интонацию.

    Методика полностью реализуется в нашей работе с обучающимися, так как она предусмотрена для заикающиеся с элементами общего недоразвития речи, когда у них имело место недостаточное фонетико-фонематическое и лексико-грамматическое развитие, т. е., речь таких детей, помимо расстройства темпа, сопровождалась ограниченным запасом слов, представлений, понятий, недостаточным навыком звукового состава слова, специфическими недостатками произношения, явлениями аграмматизмов в устной и письменной речи.

    Одной из эффективных форм работы с детьми по нормализации речи заикающихся в условиях нашего ОУ являются занятия по логопедической ритмике, основанные на тесной связи слова, движения и музыки.

    Движение помогает осмыслить слова, слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу обучающихся, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, а также помогает адаптации к условиям внешней и внутренней среды.

    Целью логопедической ритмики является коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии младшего школьника посредством ритмо – музыкальных упражнений в сопровождении речи.

    Основными задачами по нормализации темпо – ритмической организации речи являются:

    1. Коррекционно – образовательные задачи:

    - формировать двигательные умения и навыки;

    - формировать пространственные представления;

    - знакомить с приемами мелодекломации (чтение стихов под музыку);

    - формировать грамматический строй речи.

    1. Коррекционно – развивающие задачи:

    - развивать речевое дыхание;

    - развивать артикуляционный аппарат;

    - развивать связную речь;

    - развивать слуховое и зрительное внимание и память;

    - развивать координацию, переключаемость движений.

    1. Воспитательные задачи:

    - воспитывать умение вслушиваться в свою речь и речь окружающих;

    - воспитывать умение следить за правильным произношением поставленных звуков в спонтанной речи;

     -совершенствовать положительные личностные качества;

     -воспитывать чувство коллективизма.

    На логоритмических занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.

    Наглядные методы– обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений.

    Словесные методы – помогают осмысливанию поставленной задачи.

    Практические методы – обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно – моторных ощущениях.

    Разновидностями практических методов являются: игровой и соревновательный.

    Логопедическая ритмика строится на дидактических и специфических принципах. Они связаны между собой и определяют единство воспитания, развития и коррекции функциональных систем младших школьников с нарушениями темпо – ритмической организации речи.

    К проведению логоритмического занятия, как и к любой другой урочной и внеурочной деятельности, предъявляются определенные требования:

    • занятия по логоритмике проводит учитель – логопед совместно с музыкальным руководителем 1 раз в неделю;
    • составляются с опорой на лексические темы;
    • содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков;
    • желательно, чтобы каждое занятие представляло собой тематическую и игровую целостность;
    • в сюжете занятий используется художественно – литературные произведения.

            На логоритмических занятиях применяются следующие виды деятельности:

    • упражнения на регуляцию мышечного тонуса;
    • упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям;
    • артикуляционная гимнастика и вокально – артикуляционные упражнения;
    • упражнения на развитие мимических мышц;
    • дыхательная гимнастика;
    • пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движение рук;
    • музыкальные и музыкально – ритмические игры с «телесными» и муз. инструментами;
    • чистоговорки и фонопедические упражнения;
    • упражнения на развитие словотворчества;
    • коммуникативные игры и танцы;
    • релаксация.

    Рассмотрим каждый вид деятельности.

    Упражнения на регуляцию мышечного тонуса (способность напрягать и расслаблять мышцы). Такие упражнения предлагаются после ходьбы и маршировки. Большая или меньшая сила мышечного напряжения соотносится с более громким или более тихим звучанием музыки.

    Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям, преследуют цель: развитие мышечно – дыхательной и координационной сферы. 

    Для решения поставленных целей используются общеразвивающие упражнения, которые можно проводить с предметами (флажками, скакалками, лентами и др.) и без них.

    Многие дети с нарушениями темпо – ритмической стороны речи имеют недостаточное физическое развитие в целом и развитие двигательного аппарата. Общеразвивающие упражнения разучивают сначала без музыки, затем с музыкальным сопровождением.

    Артикуляционная гимнастика и вокально – артикуляционные упражнения направлены на укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности.

    Целью данных упражнений является: развитие эмоциональной сферы, ассоциативно – образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения.

    Задачи дыхательной гимнастики: освоить технику диафрагмального дыхания с активизацией мышц брюшного пресса, сознательно регулировать его ритм, а также правильное соотношение вдоха и выдоха.

              Регулярные занятия дыхательной гимнастикой (особенно детей с заиканием) способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет произносить различные по длине речевые отрезки. Используются упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, а также упражнения на развитие фонационного дыхания, которые способствуют выработке сильного, продолжительного и постепенного выдоха.

    Упражнения на развитие мелкой моторики развивают движения пальцев рук, координацию, их взаимодействие, способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся первоначально под речевое сопровождение, а позднее на музыкальном материале.

    Данные игры направленны на развитие чувства ритма, умения ориентироваться пространстве, развитие речи и внимания. Педагог декламирует речевой зачин, а затем исполняет ритмы с одновременным их слоговых проговариванием на всех «телесных» инструментах по очереди: в хлопках, шлепках, притопах. Темп игры должен быть таким, чтобы обучающиеся могли следить за вами глазами.

    Следующий вид деятельности это чистоговорки и фонопедические упражнения, целью которых является укрепление гортани, привитие навыков речевого дыхания, воспитание мягкой низкой голосоподачи, закрепление артикуляции гласных звуков, развитие артикуляционной и мимической моторики, практика фонетического восприятия.

    Предлагаем вашему вниманию фрагмент логоритмического занятия, на котором представлена «распевка» на гласных звуках и пропевание чистоговорки со звуком [з].

    Упражнения на развитие словотворчества обогащают пассивный и активный словарный запаса обучающихся.

    Технология релаксации направлена на регуляцию мышечного тонуса и дыхания. Эти упражнения позволяют разумно организовать чередование деятельности организма в ритме «напряжение – расслабление», что формирует у младших школьников с заиканием навык регулирования мышечным тонусом, способствует восстановлению ритмичного дыхания, развивают их творческую фантазию и воображение, а также корректируют отклонения в личностной и поведенческой сфере.

    Упражнения, которые мы используем на логоритмике, обогащают жизнь младших школьников, приносят им радость, создают хорошее настроение. А также дают корригирующий эффект. Используя их в урочной и внеурочной деятельности, мы добиваемся устойчивых результатов в развитии речи заикающихся.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад "Развитие речевого дыхания при проведении коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"

    В данном докладе вы узнаете о том, как  поэтапно сформировать у глухих детей правильное речевое дыхание...

    Формы и методы коррекционной работы с детьми, имеющими различные недостатки в развитии».

    Хрупкое и чуткое существо входит в этот мир, делает свои робкие, неуверенные шаги, складывает из забавных сочетаний звуков первые слова. Сколько неожиданностей и неприятных событий ожидает его уже в н...

    «Использование метода образовательной кинезиологии в работе с детьми, имеющими нарушения речи»

      Развитие мозга -  это увлекательнейший детектив. Написанный природой и неразгаданный до конца. Действительно, как из крошечной пластинки формируется орган невероятной сложности, исс...

    Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения темпо – ритмической организации речи на занятиях логопедической ритмики в начальной школе

    Одной из эффективных форм работы с детьми по нормализации речи заикающихся в условиях нашего ОУ являются занятия по логопедической ритмике, основанные на тесной связи слова, движения и музыки...

    Практико-ориентированный семинар "Организация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения"

    Материалы семинары рекомендованы учителям-логопедам, воспитателям, учителям ОУ, ДОУ, работающих с детьми с нарушением зрения....

    Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения темпо – ритмической организации речи на занятиях логопедической ритмики в начальной школе

    Одной из эффективных форм работы с детьми по нормализации речи заикающихся в условиях нашего ОУ являются занятия по логопедической ритмике, основанные на тесной связи слова, движения и музыки.Движение...

    Методическая разработка "Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения"

    Методическое пособие, направленное на первичную диагностику и начальную коррекцию нарушений зрения....