Главные вкладки

    Практико-ориентированный семинар "Организация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения"
    консультация

    Рипп Инна Валентиновна

    Материалы семинары рекомендованы учителям-логопедам, воспитателям, учителям ОУ, ДОУ, работающих с детьми с нарушением зрения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл praktiko-orientirovannyy_seminar.docx21.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Практико -ориентированный семинар

    «Организация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения».

    Провела: Рипп И.В., учитель начальных классов

    Мы рады, что вы нашли время приехать на семинар, вижу новых людей, предлагаю познакомиться – расскажите,  кто вы, откуда, с какими детьми работаете, с каким настроением приехали?

    - Начну  с себя, меня зовут Рипп И.В., учитель начальных классов, учитель-дефектолог, имею опыт работы с детьми с нарушением зрения 23 года

    Вед. Чтобы двигаться дальше ответьте на следующие вопросы:

    Что я ожидаю от данного семинара, от ведущих, от себя?

    Что мне может помочь, что помешать?

    Три минуты на обдумывание вопросов, можно говорить по мере готовности.

     (запись на 2-х ватманах:

    1.ожидаю от курса, ведущих, от себя

    2.что поможет, что помешает, проговаривается, все, что записывается на ватманах). Выводы: ваши ожидания от курса совпадают с тем, что мы готовим.

     Вед.: Итак, мы пригласили вас потому, что понимаем, что в учреждениях, в которых вы работаете, нет тифлопедагогов, а дети с нарушением зрения есть, пусть их небольшой процент, но определенные трудности в работе возникают. Назрела необходимость создание сообщества людей, которые обучают, воспитывают детей с нарушениями зрения.

     Не надо объяснять, что зрению принадлежит исключительно важная роль, так как оно несет ребенку наиболее полную информацию об окружающем мире. Известно, что количество детей с нарушением зрения растет от класса к классу и к окончанию школы более 30% имеют различные нарушения органов зрения.

    Использование материалов сегодняшнего семинара составлена для учителей-логопедов, учителей-дефектологов, учителей начальных классов, воспитателей ДОУ и других педагогов, работающих с детьми, имеющими нарушение

    зрения. Возможно использование материалов данного курса в работе с детьми с ДЦП, умственную отсталость, нарушения речи.

    Цель семинара:

    Практическое усвоение специальных методов и приемов работы, формирование общей концепции образования детей с нарушением зрения, освоение навыков работы с детьми данной категории. Думаю, что если вам никогда не придется работать с детьми, имеющими нарушение зрения, полученный опыт будет приобретен не зря, вы сможете его использовать в работе с детьми другой категории.

    Каждый возьмет для себя то, что ему нужно. Хочу  пояснить, что работать мы будем в активной форме, семинар  практико-ориентированный.

     

    Тема сегодняшнего семинара: «Организация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения».

    Рассмотрим методы и приемы обследования предметов, принципы коррекционно-развивающей работы, обменяться опытом работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Начнем с упражнения.

    Вед.: Упражнение «Знакомство». Предлагаю рассчитаться на 1,2. Теперь мы с вами познакомимся по-другому. Первые номера – зрячие, 2 – незрячие.

    Задание такое: нужно познакомиться как можно с большим количеством участников. (теперь поменяемся). Все с завязанными глазами.

    Вед.: Объединитесь в пары, запишите вопросы, которые будете обсуждать. 1. Как вы себя чувствовали с завязанными глазами? 2. Как вам было, когда вы выполняли упражнение с открытыми глазами? 3. Что чувствовали, когда все были с завязанными глазами? На это задание пять минут.

    Вед.: Сейчас мы снова вернулись в круг. Поделитесь тем, что хочется сказать.

    Комментарии:

    • Нам не запретили спросить: «Тебе помочь? Как я могу тебе помочь?»
    • К незрячим детям должны предъявляться такие же требования, как и к зрячим.
    • Когда ребенок учится ходить, мы не боимся, почему здесь боязнь?
    • На самом деле незрячие дети могут запросить такую помощь, какую им надо.
    • Замечали, когда незрячий говорит со зрячим – трогает руку.
    • Не все дети спокойно реагируют на физический контакт – ребенок должен быть готов к тому, что с ним будут делать. Нужно спросить разрешения , обо всем договориться. При обучении  дошкольника держите за руки, иначе будет трогать вас и забудет о чем разговор (сначала познакомить с пространством, взять за руки, начать разговаривать).
    • Незрячий ребенок всю информацию получает через сохранные анализаторы. Хорошо развит слух, хорошо поют. Запоминает ваш запах, голос, звук шагов.
    • У педагога не должно быть чувства жалости, иначе ничего не получится. Бывают моменты, когда нужно проявить твердость, вспомните, когда вы были детьми, какой педагог вас большему научил – требовательный или жалостливый. Необходимо преодолеть свой внутренний страх, чтобы деятельность была продуктивной.
    • Легкая грусть всегда возникает при первой встрече с незрячим ребенком. Продуктивный контакт – это одно, близкие отношения, любовь оставьте для своих близких людей, иначе вы сгорите.

    Вед.: есть два вопроса: зачем именно сейчас было проведено это упражнение,

     И второй вопрос – на что направлено?

    Дать возможность побыть на месте незрячего ребенка, сплотить группу, т.е. подготовить к следующему этапу работы.

    Чтобы освободиться от образа можете сказать – я не тот незрячий человек, я…

    Предлагаю в форме мозгового штурма вспомнить и перечислить принципы коррекционно-развивающей работы. (наглядности, доступности, систематичности, научности, от простого к сложному, учет зоны ближайшего развития). Хочу добавить: сознательности и активности – постоянное творческое участие детей, преемственности – многоступенчатое обучение, дифференцированного и личностно-ориентированного подхода.

    Предлагаю проранжировать и выделить основные принципы, в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями зрения. Хочу задать вопрос, можем ли мы придерживаться данных принципов в работе с детьми, имеющими другие нарушения?

    Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность. Эта работа не подменяет собой обучение ребенка с особыми образовательными потребностями, которое тоже носит коррекционно-развивающий характер, а включена в психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе. В коррекционно-развивающей работе значительное место занимает психологическая и педагогическая коррекция. Коррекционно-развивающее направление осуществляет систему специальных занятий со специалистами разного профиля (тифлопедагог, логопед, психолог); реализацию мероприятий по формированию компенсаторной системы слабовидящего ребенка (осязания, слуха, обоняния, сенсомоторных навыков, ориентировки в пространстве); комплекс мероприятий по гигиене, охране и развитию неполноценного зрения; разработку системы коррекционно-развивающих игр и упражнений и их четкое планирование; подготовку к аппаратному лечению; организацию во время занятий разнообразных тренировочных упражнений для зрения; формирование способности адаптироваться в коллективе здоровых детей.

    Вед.: упражнение «Нарисуй под диктовку»

    Раздаются планшетки, бумаге, рисуют под диктовку квадрат, круг и т.д. (пространственная ориентация).

    Вед.: Продолжаем работу. Рассмотрите предмет и опишите его письменно, как можно подробнее. (все рассматривают один предмет – мягкая игрушка – пирамидка «Жираф»)

    Сейчас надо завязать глаза, вам в руки дадут предмет, определите, что это? Кто определил, вытяните руку с предметом вперед. Откройте глаза, опишите предмет в тетради.

    Вед.: Что можете сказать о проделанной работе?

    Вывод: первое задание – посмотрели минутку и начали писать, второе задание  - ощупывали дольше, характеристика короче, но более чувственная.

    Значит, в работе с детьми с нарушениями зрения необходимо давать больше времени на обследование предмета.

    Вед.: Будем двигаться дальше, рассчитайтесь на 1,2,3. объединитесь в три группы. Задание будет такое: разработайте методическое пособие или рекомендации, памятку (назвать можете как угодно) для молодого специалиста, который начинает работать с ребенком, имеющим нарушения зрения, под названием «Способы обследования предмета», включить в пособие методы, приемы. Подумайте, какие принципы коррекционной работы необходимо учитывать. Первая группа: животное, вторая: цветок, третья: овощ.

    Оформите все на ватмане и презентуйте. На работу в группе 15 минут.

    На презентацию по 3 минуты.

    Вед.: Хочется отметить, что все группы подошли к работе творчески, получились интересные презентации. Хочу кое-что добавить (теоретический материал)

    Вед.:  Мы подошли к завершению сегодняшнего семинара, заполните обратную связь.

     Последний вопрос: что полезного вы сегодня получили?

    Раздаточный материал – распечатка:

    К слабовидящим относятся дети с остротой зрения на лучше видящем глазу     от 0.05 до 0.4 в очках, до 0,2 без очков.

    Распространенные заболевания.

    Близорукость (миопия) – снижение зрения вдаль (очки на минус). Чаще приобретенное заболевание, у школьников в возрасте с 10 до 12 лет. В механизме развития близорукости определяют три звена: 1.Зрительная работа (в 1 классе), 2.Наследственная обусловленность, 3. Внутриглазное давление, хронические заболевания (тонзиллит, ревматизм).                        Дальнозоркость (гипермитропия) – нарушение остроты зрения вблизи (вдаль видят хорошо). Различают три степени: 1.Слабая, до 2 диоптрий, 2.Средняя, до 5 диоптрий, 3.Высокая, свыше 5 диоптрий (диоптрии – преломляющая сила линз).

    Заболевания нервно-зрительного аппарата.

    Атрофия зрительного нерва (следствие различных воспалительных процессов, повреждение волокон зрительного нерва – травмы черепа, опухоль головного мозга, отравление метиловым спиртом, авитоминозы, невриты, гипертоническая болезнь). Влияет на поле зрения и цветовосприятие.                       Дегенеративные и дистрофические изменения сетчатки (незрячие).

    Заболевания сосудистого тракта.

     Увеит. Причины: невриты, тонзиллиты, травма глаза.

    Патология хрусталика.

    Катаракта – помутнение хрусталика (частичное, полное), сейчас хорошо лечится.                                                                                                                Афатия – отсутствие хрусталика.                                                        

      Приобретенная аномалия хрусталика – подвывих (подъем тяжести), вывих (сотрясение). Глаукома – повышение внутриглазного давления – отмечается атрофия зрительного нерва, снижение зрительных функций (может тянуться годами, человек может не замечать). Повышение давления способствует заболеванию.

    Заболевания сетчатки.

    Возникают вследствие нарушения кровообращения. При поражении центральной части сетчатки нарушается формо и светоощущение, периферической – снижается ориентация в пространстве, может произойти отслойка. В начальной стадии – искры в глазах, блестки.

    Патологии глазодвигательного аппарата

    Косоглазие – отклонение одного из глаз от общей точки фиксации. Условно разделяют на содружественное (может быть постоянным или периодическим, может быть сходящимся – к носу, или расходящимся – к виску) и паралитическое. Бывает односторонним (отклоняется один глаз), альтернирующим или перемежающимся. Причины: заболевания центральной нервной системы, врожденное. Паралитическое характеризуется отсутствием подвижности глаза (травмы, опухоли, инфекции). Вначале отмечается косоглазие при утомлении. Острота косящего глаза снижается – ребенок не может определить расстояние от себя до объекта.

    Нистагма – характеризуется самопроизвольным движение глаза. Бывают физиологические, естественные (едем в поезде, смотрим в окно) – это не патология.

    Зрительный анализатор обеспечивает выполнение 5 сложнейших      зрительных функций:

     1).Центральное зрение требует яркого света и предназначено для восприятия цветов и объектов малых размеров. Узнавание формы предмета у ребенка появляется раньше (5 месяцев), чем узнавание цвета.

    2). Бинокулярное зрение — способность пространственного восприятия, объема и рельефа предметов, видение двумя глазами. Его развитие начинается на 3—4 месяце жизни ребенка, а формирование заканчивается к 7—13 годам

    3).Периферическое зрение действует в сумерках, оно предназначено для восприятия окружающего фона и крупных объектов, служит для ориентировки в пространстве.

    4). Светоощущения - способность сетчатки воспринимать свет и различать его яркость. Различают световую и темновую адаптацию. Нормально видящие глаза обладают способностью приспосабливаться к разным условиям освещения.

    5). Цветоощущения.  Быстрее всего ребенок начинает узнавать красный, желтый, зеленый цвета, а позднее — фиолетовый и синий. При изготовлении наглядных пособий для детей с нарушением зрения используются преимущественно красный, желтый, оранжевый и зеленый цвета.

    Коррекция – от лат. исправленный, улучшенный; система педагогических мероприятий, направленных на преодоление недостатков  психического и физического развития людей с особыми образовательными потребностями.

    Коррекционное развитие – это преодоление недостатков психофизического развития учащегося, в результате активного действия социальных и биологических факторов и формирование нейродинамических механизмов компенсации дефектов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекционная направленность уроков математики с детьми, имеющими нарушения зрения.

    В данной статье сообщается о коррекционной направленности уроков математики в начальной школе для детей с ослабленным зрением....

    Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи

    Консультация - Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи...

    Рекомендации дефектологу по работе с детьми, имеющими нарушения слуха и интеллекта.

    В данном материале изложены рекомендации учителю-дефектологу коррекционной школы, которые помогут ему взаимодейтсвовать с ребенком,имеющим нарушение слуха и интеллекта. Эти рекомендации помогут педаго...

    ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

    Здоровьесберегающие технологии – это комплекс средств и мероприятий, направленных на укрепление психофизического и психологического здоровья детей.  В современной России проблема сохранения...

    Коррекционно-развивающие занятия психолога с детьми, имеющими комплексные тяжелые нарушения развития

    Главная цель данной работы психолога, это создание условий для успешной адаптации и социализации детей с УО....

    Методическая разработка "Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения"

    Методическое пособие, направленное на первичную диагностику и начальную коррекцию нарушений зрения....