Экскурсия как форма внеурочной деятельности при работе с детьми с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями.
статья (1, 2 класс)

Петрова Наталья Валерьевна

Организация внеклассной деятельности для детей с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями представляет собой существенную составляющую образовательного и воспитательного процессов, а также одну из важных форм досуга учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnaya_deyatelnost_-_ekskursiya.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия как форма внеурочной деятельности при работе с детьми с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями.

Организация внеклассной деятельности для детей с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями представляет собой существенную составляющую образовательного и воспитательного процессов, а также одну из важных форм досуга учеников. Сегодня внеурочную работу понимают главным образом как форму занятий, проводимую после уроков и направленную на удовлетворение образовательных и досуговых потребностей учащихся, развитие их самоуправления и участие в социально значимых мероприятиях.

Основная цель внеурочной деятельности: Создание благоприятных условий для приобретения детьми жизненно важного социального опыта, становления приемлемых общественных ценностей, полноценного развития и успешной интеграции в общество детей с нарушением зрения и умственной отсталостью посредством специально организованной воспитательной среды.

Основные задачи внеурочной деятельности:

  1. Коррекционная работа: Преодоление недостатков физического, психологического, интеллектуального и личностного развития детей с учетом индивидуальных особенностей.
  2. Развивающая активность: Формирование самостоятельности, инициативности и уверенности в повседневных делах.
  3. Самореализация: Развитие потенциала ребенка путем вовлечения в различные сферы деятельности.
  4. Нравственно-эмоциональное воспитание: Укрепление морального сознания, способность объективно воспринимать окружающих и собственную личность.
  5. Эстетическое воспитание: Привитие художественного вкуса, чувства прекрасного и любви к искусству.
  6. Трудовая дисциплина: Воспитание терпеливости, целеустремленности и готовности преодолевать трудности ради поставленных целей.
  7. Социальное просвещение: Расширение кругозора, приобретение жизненного опыта и представление о своем месте в обществе.
  8. Аксиологическое ориентирование: Формирование позитивного восприятия базовых общественных норм и ценностей.
  9. Коммуникативное развитие: Овладение навыками эффективного взаимодействия с людьми разного возраста и статуса.
  10. Общечеловеческие ценности: Обучение взаимодействию в коллективе и сотрудничеству.
  11. Психосоциальная адаптация: Способствование доверительным отношениям между участниками образовательного процесса.
  12. Этико-психологическая культура: Развитие чуткости, доброты и эмпатии к окружающим.

Одной из форм внеурочной образовательной деятельности, является – экскурсия. Экскурсия повышает познавательный интерес обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их кругозор, интеллектуальный уровень, выступает как ценнейший мотив учебной деятельности.

Организация экскурсий для детей с нарушениями зрения и интеллектуальными нарушениями.

Дети, испытывающие сложности с восприятием зрительной информации, нуждаются в особенном подходе к процессу познания. Специально подготовленные экскурсии позволяют таким ребятам глубже чувствовать мир, активно осваивать пространство и развивать чувство ориентации.

  • Во-первых, экскурсия становится настоящим путешествием, полным ярких эмоций и приятных ощущений.
  • Во-вторых, это шанс пообщаться с новыми друзьями, научиться самостоятельно ориентироваться в пространстве и доверять собственным ощущениям.
  • В-третьих, экскурсии помогают развить навыки самостоятельного поведения, социальные навыки и творческое мышление.

Какие экскурсии подходят детям с подобными особенностями?

Можно предложить несколько вариантов экскурсий:

  • Прогулка по безопасным тропинкам парка или сада, где особое внимание уделяется тактильным ощущениям и звукам природы.
  • Посещение специализированных мастерских, где можно создавать изделия из глины, дерева или ткани, чувствуя текстуру материалов и экспериментируя с формами.
  • Тематические встречи в специальных центрах, оборудованных аудиоматериалами и предметами, доступными для осязания.

Важнейшей задачей любой экскурсии является обеспечение безопасности и комфорта ребят. Опытные сопровождающие (учитель, тьютор) обязательно присутствуют на каждом мероприятии, следя за каждым ребёнком и оказывая необходимую помощь.

Подобные экскурсии способствуют улучшению качества жизни детей с особыми потребностями, давая им ощущение радости и счастья, даря незабываемые впечатления и полезные навыки.

Рассмотрим этапы подготовки и проведения экскурсии:
Подготовительный этап.

1.1. Знакомство и изучение темы;

1.2. Обсуждение маршрута экскурсии;

1.3. Обсуждение правил речевого этикета

1.4. Обсуждение правил безопасности.

Основной этап. Проведение экскурсии.

2.1.Движение по маршруту;

2.2.Применение примерных диалогов на практике;

2.3.Встреча с экскурсоводом.  Поведение экскурсии экскурсоводом;

2.4.Ответы на вопросы учителя.

2.5.Движение по маршруту.

Заключительный этап.

3.1.Обсуждение экскурсии;

3.2.Выполнение заданий;

3.3.Обсуждение результатов экскурсии (что мы узнали с помощью экскурсии?);

3.4.Определение домашнего задания.

Пример внеурочного занятия – экскурсии:  посещение Зоопарка с детьми с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями в сопровождении учителя и тьютора.

Экскурсия: посещение зоопарка.

Тема:  вводная лекция о животных средней полосы России.

Цель: познакомить подопечную с животными средней полосы России.

Задачи: 

  • формировать коммуникативные навыки;
  • стимулировать речевое общение;
  • активизировать двигательные навыки;
  • развивать слуховое внимание;
  • способствовать развитию мышления и памяти;
  • развивать  тактильную и кинестетическую чувствительность;
  • расширять представления об окружающем мире;
  • стимулировать развитие навыков самоконтроля;
  • воспитывать познавательный интерес.

Педагогические технологии:

  • индивидуальный подход;
  • игровая деятельность;
  • развивающее обучение.

Ход мероприятия:

Подготовительный этап.

  1. Ознакомление с темой экскурсии: «Сегодня мы поговорим о животных, которые живут рядом с нами, в российских лесах и полях. Мы называем этот район средней полосой России. Здесь много интересных животных: медведь, белка, зайчик, ёжик, лиса и многие другие».  
  2. Маршрут: «Для того, что бы узнать побольше о животных, мы с Вами поедем на нашем школьном автобусе в городской Зоопарк».
  3. «В Зоопарке нас встретит экскурсовод.  Экскурсовод - это человек, который проводит экскурсию. Во время экскурсии и знакомства с животными надо хорошо вести себя как взрослые дети, настоящие школьники экскурсовода.»
  4. «Ребята, в ходе экскурсии, нужно внимательно слушать экскурсовода, не убегать. Нельзя разговаривать с незнакомыми людьми, уходить, куда- либо без разрешения, тоже нельзя.»

Основной этап.

2.1 Посадка в школьный автобус. По ходу движения детям рассказывается, что они могут увидеть за окном. «Посмотрите, сейчас мы проезжаем по мосту, через реку Нева. Дети мы с вами едем по набережной. Слева от нас течет река Нева…»

2.2 По приезду в  Зоопарк.  «Вот ребята мы вами находимся в зоопарке . Что нам сейчас нужно сделать? Кто подскажет?» Дети отвечают: «ожидать экскурсовода.» При встрече с экскурсоводом педагог просит  применить диалог. «Ваня, спроси, как долго будет длиться экскурсия?» После окончания экскурсии, дети благодарят экскурсовода за интересную экскурсию.

2.4 Учитель спрашивает: «Вам понравилась экскурсия? Почему? Что вам понравилось больше всего?».

2.5 «А теперь наше время подошло к концу, и мы с вами поедем обратно в школу на нашем автобусе. Вспоминаем правила поведения в автобусе.» Дети отвечают.

Заключительный этап.

3.1 УчительГде мы с вами вчера побывали? Мы познакомились с замечательными животными, которые населяют наши российские леса и поля. Все они разные, каждый имеет свою особенность и важен для природы.

3.2 Что мы делали в зоопарке? Что вам понравилось? Что вы еще запомнили?  (Дети устно отвечают на вопросы).

Что мы с вами ребята узнали, нового?

Учитель -  показывает макеты  животных, о которых рассказывал экскурсовод. Дети вспоминают животных и интересные факты связанные с ними.»

3.4 Домашнее задание – слепить фигуру любого животного, с которым познакомились в зоопарке.  

Таким образом, экскурсии помогают формированию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ. Кроме того, способствует развитию навыков поведения в общественных местах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формы внеурочной деятельности. Опыт работы. Проблемы и пути их решения»

При организации внеурочной деятельности школьни­ков педагогу необходимо понимать различие между результатами и эф­фектами этой деятельности. В сфере школьного воспитания имеет мес­то серьёзная путаниц...

Презентация "Особенности организации внеурочной деятельности при работе с детьми с повышенной мотивацией "

Презентация содержит в себе основные понятия работы с одарёнными детьми.Содержит множество иллюстраций....

Актуальные аспекты внедрения ФГОС НОО ОВЗ для обучающихся с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями

Данная  статья  имеет целью представить мнение педагогов, работающих с учащимися с сочетанными патологиями и умственной отсталостью (легкая и умеренная степень интеллектуальных нарушений, ва...

Презентация к проекту "Комплексные экскурсии как формы организации эколого - краеведческой работы с детьми"

Данный проект предназначен для учителей начальных классов, воспитателей , по ознакомлению с окружающим миром, при проведении экскурсий в природу по теме "Изменения в природе по сезонам года"...

Приемы формирования читательской деятельности обучающихся с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями

Статья. Приемы формирования читательской деятельности обучающихся с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями...

Особенности работы тьютора с детьми с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями.

Тьютор, сложности с детьми с нарушением зрения и умственной отсталостью, основные задачи, методы работы,  индивидуальная работа тьютора....

Представление педагогического опыта "Использование метода сенсорной интеграции в психокоррекционной работе с детьми с умеренными и тяжелыми интеллектуальными нарушениями."

Образование является фундаментальным правом каждого человека. В российской системе образования особое внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья. По мере увеличения числа детей с ...