Экскурсия как форма внеурочной деятельности при работе с детьми с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями.
статья (1, 2 класс)
Организация внеклассной деятельности для детей с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями представляет собой существенную составляющую образовательного и воспитательного процессов, а также одну из важных форм досуга учеников.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Экскурсия как форма внеурочной деятельности при работе с детьми с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями.
Организация внеклассной деятельности для детей с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями представляет собой существенную составляющую образовательного и воспитательного процессов, а также одну из важных форм досуга учеников. Сегодня внеурочную работу понимают главным образом как форму занятий, проводимую после уроков и направленную на удовлетворение образовательных и досуговых потребностей учащихся, развитие их самоуправления и участие в социально значимых мероприятиях.
Основная цель внеурочной деятельности: Создание благоприятных условий для приобретения детьми жизненно важного социального опыта, становления приемлемых общественных ценностей, полноценного развития и успешной интеграции в общество детей с нарушением зрения и умственной отсталостью посредством специально организованной воспитательной среды.
Основные задачи внеурочной деятельности:
- Коррекционная работа: Преодоление недостатков физического, психологического, интеллектуального и личностного развития детей с учетом индивидуальных особенностей.
- Развивающая активность: Формирование самостоятельности, инициативности и уверенности в повседневных делах.
- Самореализация: Развитие потенциала ребенка путем вовлечения в различные сферы деятельности.
- Нравственно-эмоциональное воспитание: Укрепление морального сознания, способность объективно воспринимать окружающих и собственную личность.
- Эстетическое воспитание: Привитие художественного вкуса, чувства прекрасного и любви к искусству.
- Трудовая дисциплина: Воспитание терпеливости, целеустремленности и готовности преодолевать трудности ради поставленных целей.
- Социальное просвещение: Расширение кругозора, приобретение жизненного опыта и представление о своем месте в обществе.
- Аксиологическое ориентирование: Формирование позитивного восприятия базовых общественных норм и ценностей.
- Коммуникативное развитие: Овладение навыками эффективного взаимодействия с людьми разного возраста и статуса.
- Общечеловеческие ценности: Обучение взаимодействию в коллективе и сотрудничеству.
- Психосоциальная адаптация: Способствование доверительным отношениям между участниками образовательного процесса.
- Этико-психологическая культура: Развитие чуткости, доброты и эмпатии к окружающим.
Одной из форм внеурочной образовательной деятельности, является – экскурсия. Экскурсия повышает познавательный интерес обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их кругозор, интеллектуальный уровень, выступает как ценнейший мотив учебной деятельности.
Организация экскурсий для детей с нарушениями зрения и интеллектуальными нарушениями.
Дети, испытывающие сложности с восприятием зрительной информации, нуждаются в особенном подходе к процессу познания. Специально подготовленные экскурсии позволяют таким ребятам глубже чувствовать мир, активно осваивать пространство и развивать чувство ориентации.
- Во-первых, экскурсия становится настоящим путешествием, полным ярких эмоций и приятных ощущений.
- Во-вторых, это шанс пообщаться с новыми друзьями, научиться самостоятельно ориентироваться в пространстве и доверять собственным ощущениям.
- В-третьих, экскурсии помогают развить навыки самостоятельного поведения, социальные навыки и творческое мышление.
Какие экскурсии подходят детям с подобными особенностями?
Можно предложить несколько вариантов экскурсий:
- Прогулка по безопасным тропинкам парка или сада, где особое внимание уделяется тактильным ощущениям и звукам природы.
- Посещение специализированных мастерских, где можно создавать изделия из глины, дерева или ткани, чувствуя текстуру материалов и экспериментируя с формами.
- Тематические встречи в специальных центрах, оборудованных аудиоматериалами и предметами, доступными для осязания.
Важнейшей задачей любой экскурсии является обеспечение безопасности и комфорта ребят. Опытные сопровождающие (учитель, тьютор) обязательно присутствуют на каждом мероприятии, следя за каждым ребёнком и оказывая необходимую помощь.
Подобные экскурсии способствуют улучшению качества жизни детей с особыми потребностями, давая им ощущение радости и счастья, даря незабываемые впечатления и полезные навыки.
Рассмотрим этапы подготовки и проведения экскурсии:
Подготовительный этап.
1.1. Знакомство и изучение темы;
1.2. Обсуждение маршрута экскурсии;
1.3. Обсуждение правил речевого этикета
1.4. Обсуждение правил безопасности.
Основной этап. Проведение экскурсии.
2.1.Движение по маршруту;
2.2.Применение примерных диалогов на практике;
2.3.Встреча с экскурсоводом. Поведение экскурсии экскурсоводом;
2.4.Ответы на вопросы учителя.
2.5.Движение по маршруту.
Заключительный этап.
3.1.Обсуждение экскурсии;
3.2.Выполнение заданий;
3.3.Обсуждение результатов экскурсии (что мы узнали с помощью экскурсии?);
3.4.Определение домашнего задания.
Пример внеурочного занятия – экскурсии: посещение Зоопарка с детьми с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями в сопровождении учителя и тьютора.
Экскурсия: посещение зоопарка.
Тема: вводная лекция о животных средней полосы России.
Цель: познакомить подопечную с животными средней полосы России.
Задачи:
- формировать коммуникативные навыки;
- стимулировать речевое общение;
- активизировать двигательные навыки;
- развивать слуховое внимание;
- способствовать развитию мышления и памяти;
- развивать тактильную и кинестетическую чувствительность;
- расширять представления об окружающем мире;
- стимулировать развитие навыков самоконтроля;
- воспитывать познавательный интерес.
Педагогические технологии:
- индивидуальный подход;
- игровая деятельность;
- развивающее обучение.
Ход мероприятия:
Подготовительный этап.
- Ознакомление с темой экскурсии: «Сегодня мы поговорим о животных, которые живут рядом с нами, в российских лесах и полях. Мы называем этот район средней полосой России. Здесь много интересных животных: медведь, белка, зайчик, ёжик, лиса и многие другие».
- Маршрут: «Для того, что бы узнать побольше о животных, мы с Вами поедем на нашем школьном автобусе в городской Зоопарк».
- «В Зоопарке нас встретит экскурсовод. Экскурсовод - это человек, который проводит экскурсию. Во время экскурсии и знакомства с животными надо хорошо вести себя как взрослые дети, настоящие школьники экскурсовода.»
- «Ребята, в ходе экскурсии, нужно внимательно слушать экскурсовода, не убегать. Нельзя разговаривать с незнакомыми людьми, уходить, куда- либо без разрешения, тоже нельзя.»
Основной этап.
2.1 Посадка в школьный автобус. По ходу движения детям рассказывается, что они могут увидеть за окном. «Посмотрите, сейчас мы проезжаем по мосту, через реку Нева. Дети мы с вами едем по набережной. Слева от нас течет река Нева…»
2.2 По приезду в Зоопарк. «Вот ребята мы вами находимся в зоопарке . Что нам сейчас нужно сделать? Кто подскажет?» Дети отвечают: «ожидать экскурсовода.» При встрече с экскурсоводом педагог просит применить диалог. «Ваня, спроси, как долго будет длиться экскурсия?» После окончания экскурсии, дети благодарят экскурсовода за интересную экскурсию.
2.4 Учитель спрашивает: «Вам понравилась экскурсия? Почему? Что вам понравилось больше всего?».
2.5 «А теперь наше время подошло к концу, и мы с вами поедем обратно в школу на нашем автобусе. Вспоминаем правила поведения в автобусе.» Дети отвечают.
Заключительный этап.
3.1 Учитель- Где мы с вами вчера побывали? Мы познакомились с замечательными животными, которые населяют наши российские леса и поля. Все они разные, каждый имеет свою особенность и важен для природы.
3.2 Что мы делали в зоопарке? Что вам понравилось? Что вы еще запомнили? (Дети устно отвечают на вопросы).
Что мы с вами ребята узнали, нового?
Учитель - показывает макеты животных, о которых рассказывал экскурсовод. Дети вспоминают животных и интересные факты связанные с ними.»
3.4 Домашнее задание – слепить фигуру любого животного, с которым познакомились в зоопарке.
Таким образом, экскурсии помогают формированию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ. Кроме того, способствует развитию навыков поведения в общественных местах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формы внеурочной деятельности. Опыт работы. Проблемы и пути их решения»
При организации внеурочной деятельности школьников педагогу необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности. В сфере школьного воспитания имеет место серьёзная путаниц...

Презентация "Особенности организации внеурочной деятельности при работе с детьми с повышенной мотивацией "
Презентация содержит в себе основные понятия работы с одарёнными детьми.Содержит множество иллюстраций....

Актуальные аспекты внедрения ФГОС НОО ОВЗ для обучающихся с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями
Данная статья имеет целью представить мнение педагогов, работающих с учащимися с сочетанными патологиями и умственной отсталостью (легкая и умеренная степень интеллектуальных нарушений, ва...

Презентация к проекту "Комплексные экскурсии как формы организации эколого - краеведческой работы с детьми"
Данный проект предназначен для учителей начальных классов, воспитателей , по ознакомлению с окружающим миром, при проведении экскурсий в природу по теме "Изменения в природе по сезонам года"...

Приемы формирования читательской деятельности обучающихся с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями
Статья. Приемы формирования читательской деятельности обучающихся с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями...

Особенности работы тьютора с детьми с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями.
Тьютор, сложности с детьми с нарушением зрения и умственной отсталостью, основные задачи, методы работы, индивидуальная работа тьютора....

Представление педагогического опыта "Использование метода сенсорной интеграции в психокоррекционной работе с детьми с умеренными и тяжелыми интеллектуальными нарушениями."
Образование является фундаментальным правом каждого человека. В российской системе образования особое внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья. По мере увеличения числа детей с ...
