Представление педагогического опыта "Использование метода сенсорной интеграции в психокоррекционной работе с детьми с умеренными и тяжелыми интеллектуальными нарушениями."
материал
Образование является фундаментальным правом каждого человека. В российской системе образования особое внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья. По мере увеличения числа детей с умеренными и тяжелыми интеллектуальными нарушениями, становится критически важным поддерживать культуру инклюзивного образования и внедрять инклюзивные практики.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
В ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
С УМЕРЕННЫМИ И ТЯЖЁЛЫМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Бурдинская Ирина Владимировна
ГКОУШИ г. Поронайска
учитель начальных классов
Образование является фундаментальным правом каждого человека. В российской системе образования особое внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья. По мере увеличения числа детей с умеренными и тяжелыми интеллектуальными нарушениями, становится критически важным поддерживать культуру инклюзивного образования и внедрять инклюзивные практики.
С самого начала обучения в школе такие дети сталкиваются с существенными трудностями. У большинства из них наблюдается недостаточное развитие или отсутствие речевых навыков, проблемы с двигательной активностью, слабая мелкая моторика и недостаток навыков самообслуживания. Практически у всех детей снижен интерес к окружающему миру, они не проявляют любопытства к новым людям и предметам.
В ходе работы с детьми с умеренными и тяжёлыми интеллектуальными нарушениями столкнулась с рядом трудностей. Организация образовательной деятельности требует особого подхода, важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка так, как кроме основного диагноза эти дети имеют сопутствующие нарушения. У таких детей наблюдались неадекватные реакции на тактильные контакты, повышенная или пониженная двигательная активность, апраксия (трудности в использовании повседневных предметов), боязнь тактильных материалов (песка, пластилина, красок) и избегание неизвестных объектов. Шумная обстановка вызывала избыточную двигательную активность, а взаимодействие со сверстниками было затруднено.
Основной причиной комплекса трудностей, с которыми сталкиваются дети с нарушениями сенсорной интеграции, является нарушение самой этой системы. Это осложняет процесс обучения, коррекционной работы и социальной адаптации.
Именно этот объективный фактор побудил меня к поиску и внедрению нетрадиционных методов, приемов и дидактических материалов и остановилась на методе сенсорной интеграции.
Проанализировав труды американского эрготерапевта, психолога и педагога Энн Джин Айрес, а также немецкого психо-энерготерапевта Уллы Кислинг, автора книги «Сенсорная интеграция в диалоге», можно сделать вывод о значимости метода сенсорной интеграции для коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития. Данный метод позволяет педагогам распознать проблемы ребенка, определить их причины и своевременно скорректировать сенсорные нарушения.
Основной целью применения метода сенсорной интеграции в работе с детьми, имеющими нарушения интеллектуального развития, является улучшение их способности к организации и интерпретации сенсорной информации. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
- Обучение ребенка адекватно реагировать на различные сенсорные стимулы;
- Развитие способности контролировать свое тело и движения;
- Создание благоприятной атмосферы для обучения и взаимодействия;
- Улучшение взаимодействия ребенка с окружающей средой.
Для дальнейшей работы необходимо было найти эффективные методы сенсорной интеграции, наиболее приемлемой стала онлайн-платформа «Прошкола» (институт нейропсихологии и нейрофизиологии развития ребёнка). Часть изученного материала адаптировала под каждого ребёнка.
В психокоррекционной работе с детьми с интеллектуальными нарушениями использую различные методы сенсорной интеграции:
- Сенсорные игры и упражнения.
- Использование различных сенсорных материалов (мягкие ткани, шарики, песок, вода, пластилин и тр.)
- Применение специальных сенсорных инструментов (сенсорные дорожки, тактильные плиты, балансировочные доски).
- Организация сенсорной среды (сенсорная комната, уголок с различными сенсорными элементами).
В своем выступлении хотела бы поделиться опытом использования машинки для обнимания в коррекционной работе, подчеркнуть ее эффективность на различных этапах коррекционного процесса.
Машинка для обнимания – это устройство, которое имитирует объятия человека, создавая мягкое, комфортное давление, способствующее расслаблению, снижению тревожности и повышению уровня комфорта у ребенка.
Использование машинки для обнимания в сенсорной интеграции
Машинка для обнимания, по моему мнению, является ценным инструментом для обеспечения сенсорной стимуляции у детей с нарушениями развития.
Внедрение машинки для обнимания должно проходить в несколько этапов, направленных на создание комфортной и позитивной среды для ребенка.
Этап 1: Адаптация. Начальный этап предполагает кратковременные сессии с машинкой, позволяющие ребенку привыкнуть к тактильным ощущениям. Важно использовать мягкую речь, успокаивающую музыку или звуки природы и внимательно наблюдать за реакцией ребенка. При возникновении дискомфорта сеансы следует прекратить и постепенно увеличивать их продолжительность.
Этап 2: Интеграция в игры и занятия. Машинку для обнимания можно использовать в различных играх и занятиях, таких как сенсорные игры с различными текстурами, ролевые игры, моделирование социальных взаимодействий (приветствие, прощание) и упражнения на развитие речи.
Этап 3: Эмоциональная поддержка. Машинка для обнимания может служить источником эмоциональной поддержки, помогая ребенку справиться со стрессом и выразить свои эмоции.
Этап 4: Мониторинг и адаптация. Регулярно оценивала реакцию ребенка на использование машинки и адаптировала ее применение в соответствии с индивидуальными потребностями.
Преимущества использования машинки для обнимания:
- Снижение тревожности и беспокойства.
- Повышение уровня комфорта и безопасности.
- Стимуляция сенсорного развития.
- Повышение мотивации к обучению.
- Улучшение социальных навыков.
Таким образом, использование машинки для обнимания в контексте сенсорной интеграции способствует развитию моторно-двигательных функций, коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств.
Ожидаемые результаты от регулярных занятий по сенсорной интеграции у обучающихся с УО:
- Повысился уровень концентрации внимания и фокусировки.
- Улучшилась координация движений.
- Развивается мелкая моторики и координация глаз-рука.
- Улучшилась социальная адаптация и взаимодействие.
- Улучшилась развитие речи и коммуникативных навыков.
Применение сенсорной интеграции в психокоррекционной работе с детьми с умеренными и тяжёлыми интеллектуальными нарушениями – это комплексный подход, направленный на улучшение качества жизни и максимальную реализацию потенциала каждого ребёнка.
Данный опыт можно использовать в образовательных организациях при наличии сенсорного оборудования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с элементами методики Монтессори
В статье отражаются элементы Монтессори-педагогики, позволяющие более эффективно организовать коррекционно-образовательный процесс на логопедических занятиях с детьми, имеющих умеренную и тяжелую степ...

Логопедическая работа с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с элементами методики Монтессори
В статье отражаются элементы Монтессори-педагогики, позволяющие более эффективно организовать коррекционно-образовательный процесс на логопедических занятиях с детьми, имеющих умеренную и тяжелую степ...

Тема: «Использование методов арт-терапии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями»
Внутренний мир ребенка с проблемами в речевом развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Проблема использования ар...

Особенности коррекционной логопедической работы с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
ull;Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью являются наиболее сложной группой аномальных детей. •На фоне глубокого нарушения всей познавательной деятельности особенно отчетливо в...

Использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и или множественными нарушениями физического и или психического развития
В этом пособии содержатся рекомендации по коррекции сенсорных нарушений у детей с ОВЗ...

Программа воспитательной работы с обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа воспитательной работы разработана для класса со сложной структурой дефекта. Она служит основой построения воспитательной работы в классе, помогает согласовать действия классного руководителя...

Использование методов сенсорной интеграции в работе учителя- дефектолога и учителя – логопеда.
статья о проведенном мастер-классе с родителями...
