Использование методов сенсорной интеграции в работе учителя- дефектолога и учителя – логопеда.
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Елена Викторовна Быкова

статья о проведенном мастер-классе с родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование методов сенсорной интеграции в работе учителя- дефектолога и учителя – логопеда.

     15.04.2025 прошел мастер-класс на тему: «Использование методов сенсорной интеграции в работе учителя- дефектолога и учителя логопеда».

    Педагоги познакомили родителей с методами и элементами своих коррекционных занятий, рассказали как и чем оснащены  кабинеты команды педагогов (дефектолога, логопеда, психолога, адаптивной физкультуры), которые работают по общему коррекционному маршруту в индивидуальном порядке  с каждым ребенком, с учётом нарушений сенсорной системы ( точные движения, поведения и чувства, основные движения, осязания, речь, вкус, слух, запах, зрительное узнавание, зрение). Были даны ответы на вопросы – как работать с детьми, у которых трудности с письмом, захватом ладошки, ручки, почему при снижении вестибулярной и проприоцептивной чувствительности ребенок быстро утомляется и зачем ему нужны перерывы в учебном процессе, как убрать поведенческие проблемы при правильном выборе формы взаимодействия с ребенком на коррекционном занятии.

          Мы живем в большом и разнообразном мире. Важно понимать, как видит и воспринимает мир ребенок, на какой орган восприятия он опирается.

        Сенсорная интеграция – это и есть обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание, формирование знания. Чем правильнее работает сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг , выдает больше адекватных  ответов.

Работа над улучшением сенсорной интеграции осуществляется по нескольким направлениям, а именно:

1.В процессе специальных дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на развитие восприятия пространственных и качественных свойств предметов и формирование перцептивных действий.

2.В ходе игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка социального восприятия: восприятия человека, его действий, движений, в том числе мимических и экспрессивных, восприятие самого себя и окружающих его сверстников.

3. В продуктивной деятельности – рисовании, аппликации, лепке, конструировании, ручном труде, играх с водой.

4. Использование в занятиях различных утяжелителей,  игольчатых мячей, массажных рукавичек, губок и других материалов с различной текстурой.

5. В повседневной жизни в процессе непосредственного общения с ребенком.

6. На занятиях по развитию речи (развитие слухового внимания и сосредоточения, ориентировка на лицо говорящего, речевое подражание), по музыкальному воспитанию, развитию элементарных математических представлений, в ходе физического и моторно-двигательного развития.

7. Работа по развитию сенсорного восприятия осуществляется, как в процессе уроков, так и на внеурочных занятиях.

Педагоги обсудили с родителями - как работать с ребенком при высокой сенсорной чувствительности -  следует проводить занятия в отдельно отведённом уголке, за ширмой. Избегать излишней зрительной стимуляции, яркого света. Не предъявлять ребенку сразу много предметов, задание давать дозированно.

Все эти игры и материалы используются для улучшения зрительного восприятия свойств и качеств предметов, цвета, формы, размера. Развивают зрительно-моторную координацию глаз-рука, глаз-нога. Значительно улучшают пространственные представления, осознание себя в пространстве и окружающем мире.

НАМ НУЖНО РАЗВИВАТЬ СПОСОБНОСТЬ СЕНСОРНОЙ ОБРАБОТКИ ДЛЯ:

  • СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
  • - ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАВЫКОВ
  • - РАЗВИТИЯ МОТОРНЫХ НАВЫКОВ
  • - УМЕНИЯ КОНЦЕНТРИРОВАТЬСЯ
  • Цель применения методов сенсорной интеграции в работе дефектолога и логопеда – предоставление головному мозгу ребёнка такого количества соответствующих сенсорных стимулов, чтобы создать условия для нормальной работы центральной нервной системы.

С родителями провели мастер-класс учитель – дефектолог А.С.Торощина  и учитель – логопед Е.В.Быкова.

15.04.2025.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-дефектолога (воспитателя) с детьми с задержкой психо-речевого развития

Дошкольный возраст – основной период развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сферы, становлением основ самосто...

Использование нейропсихологических методов и приемов в работе в коррекционной работе учителя- логопеда.

Нейропсихологические методы в настоящее время успешно применяются для диагностики и коррекции трудностей в обучении [1, 2]. На наш взгляд, эти методы могут быть продуктивны и в работе с детьми с систе...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Информационно-комуникационные технологии – это широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения, управления и обработки данных, в том числе, с прим...

«Копилка игр и заданий для коррекции устной и письменной речи» публикация в сборнике методических материалов для учителей- дефектологов и учителей-логопедов общеобразовательных учреждений города Тулуна «От идей к практике» Выпуск № 3 г. Тулун,

Обучение навыкам чтения и письма обучающихся по основной общеобразовательной программе имеет свои сложности, а обучение детей с ограниченными возможностями здоровья тем более, и является наибол...

Представление педагогического опыта "Использование метода сенсорной интеграции в психокоррекционной работе с детьми с умеренными и тяжелыми интеллектуальными нарушениями."

Образование является фундаментальным правом каждого человека. В российской системе образования особое внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья. По мере увеличения числа детей с ...