РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА НА ЗАНЯТИЯХ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
статья
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА НА ЗАНЯТИЯХ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Крамарова Эвелина Сергеевна, учитель-дефектолог
kramarova.94@bk.ru
Заикина Евгения Дмитриевна, учитель-логопед
zaikina.e.61@bk.ru
ГКОУ школа №22 г. Армавир
Краснодарский край
Коррекционная работа учителя-дефектолога и учителя-логопеда является важной частью в обучении детей с нарушениями интеллекта. При работе с детьми, имеющими нарушения интеллектуального развития, стараемся помогать ребёнку реализовать то, что в нём заложено природой, на что он, в принципе, способен сам и по возможности восполняем то, чего он лишён.
Л.С. Выготский отмечал, что процесс компенсации, вызываемый дефектом, может иметь различный исход, который зависит от тяжести самого дефекта, компенсаторного фона, т.е. богатства органов и функций организма, привлекаемых для компенсации дефекта и, наконец, от воспитания, т.е. от того или иного сознательного направления, придаваемого этому процессу.
Проблема нарушений интеллектуального развития в настоящее время является актуальной. Это связано прежде всего с последними достижениями медико-биологических наук, которые способствуют всё более тонкой клинической дифференциации различных форм нарушений интеллекта у детей.
У детей с нарушениями интеллекта отмечается недоразвитие всех форм познавательной деятельности, замедленное развитие речи, её качественное своеобразие, незрелость эмоционально-волевой сферы.
В.Г. Петрова, анализируя особенности речи детей с нарушениями интеллекта, отмечает, что основная причина нарушений речевого развития у детей с интеллектуальными нарушениями это недоразвитие познавательной деятельности.
Основная задача при проведении коррекционных занятий это организация практической деятельности детей с нарушениями интеллекта. Работа строиться на основе предметно-практической деятельности учащихся. Она должна сопровождаться речью и наглядными материалами, быть направлена на выработку правильных представлений и практических умений.
При работе по развитию речи у детей с нарушениями интеллекта используем игровую форму, которая рассматривается как средство обучения и коррекции. Это могут быть тематические занятия со сказочными персонажами, на которых у детей может быть одна из ролей; применение настольных развивающих игр; игры с мячом и другими предметами.
Использование эмоций является важной частью в коррекционной работе. Они способствуют пробуждению познавательных потребностей и повышения мотивации общения. Эмоциональная оценка достижений ребёнка является важным фактором при коррекционной работе с детьми с нарушениями интеллекта.
Работа ведётся от простого к сложному с постепенным усложнением материала. Когда одни простейшие элементы будут усвоены, можно переходить к другим более сложным, сохраняя при этом систематичность и логику построения элементов. Постепенно дети переходят от подражательных действий к действиям по образцу, причём речевая инструкция должна быть чётко сформулированна педагогом.
На коррекционно-развивающих занятиях учим понимать детей обращённую к ним речь; обучаем вопросно-ответной форме общения, диалогической речи; развиваем связную речь, активный словарь учащихся. Вместе с этим дети усваивают элементарные представления о природе и окружающем мире. Для этого на занятиях применяем доступный восприятию материал по различным темам: «Человек. Части тела человека», «Транспорт», «Времена года», «Овощи. Огород», «Фрукты.Сад», «Домашние животные», «Дикие животные» и другие.
Коррекционно-развивающая работа занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребенка с интеллектуальными нарушениями. Нарушения речи у наших учащихся являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Своевременное и системное устранений нарушений речи способствуют развитию мыслительной деятельности, усвоению программы и социальной адаптации.
Умственное и речевое развитие тесно связаны между собой. Формирование речи основывается на развитии познавательной деятельности, но эти два процесса являются относительно автономными.
Нарушения речи у детей с интеллектуальным недоразвитием характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, иногда сохраняясь до старших классов.
Специфика нашей работы обусловлена как характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями, снижение уровня аналитико-синтетической деятельности, так и особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта.
Всю свою деятельность стараемся направлять на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
В нашей работе очень важно ориентировать ребенка «на успех», важна помощь педагога; доступно пояснять цель занятия, а также тщательно дозировать учебный материал.
При систематической работе немало важным фактором является установление доверительных отношений с родителями. При необходимости ведутся консультации и профилактические беседы о системе коррекционной помощи в нашей школе.
Мы попытались немного поделиться своим опытом, своей работой – работой учителя-дефектолога и учителя-логопеда в коррекционной школе. В нашей работе есть успехи, есть и неудачи – но без этого не может быть педагогической деятельности.
С.Я. Рубинштейн: «……От знания особенностей психики умственно отсталого ребенка, от умения подойти к нему часто зависит судьба ребенка».
Список литературы
1. Выготский Л.С. Основы дефектологии . – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.
2. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208 с.
3. Черепкова Н.В., Савельева О.А. Особенности логопедической работы с детьми с умственной отсталостью // Science Time.2014. №12(12)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта
Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта...
О ЗНАЧЕНИИ ЗАНЯТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЛЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
В статье раскрыто значение занятием изобразительной деятельностью для младших школьников с ОВЗ...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Языковое образование и речевое развитие младших школьников – одна из центральных проблем в современной начальной школе. Успех в развитии речи определяет результативность усвоения других школьных...
Реферат. Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта
Согласно взглядам Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейн и других видных отечественных психологов, психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности ...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В статье обозначены особенности развития речи слабовидящих школьников. Раскрыты специальные методические приемы и способы работы над новыми словами....
Развитие связной устной речи у младших школьников с нарушением интеллекта
Методическое пособие для учителей-логопедов, работаюших с младшими школьниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями....
Изложения и требования к ним в системе развития речи младших школьников с нарушениями зрения
В статье рассматривается особенности проведения изложения у детей с нарушениями зрения...