Главные вкладки

    О ЗНАЧЕНИИ ЗАНЯТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЛЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
    статья по изобразительному искусству (изо) на тему

    Воронина Ирина Анатольевна

    В статье раскрыто значение занятием изобразительной деятельностью для младших школьников с ОВЗ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл статья 21.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    О ЗНАЧЕНИИ ЗАНЯТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

    ДЛЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

    Воронина И. А., студентка 1 курса

    магистратуры

                                Уральский государственный

    Научный руководитель: Чебыкин Е. В.,

                                    педагогический университет,

    д.п.н., доцент

                            г. Екатеринбург, Россия

                Интерес к детскому рисунку возник в 80-х годах XIX века и ученые разных направлений продолжают его изучать по настоящее время. Анализируя детские рисунки, искусствоведы ищут подтверждение своим концепциям. Психологи, используя метод качественного и количественного анализа не только рисунка, но и самого процесса изображения, изучают общие и индивидуальные особенности детей.

               Изобразительная деятельность – деятельность, которая влияет на психофизическое развитие ребёнка. Ребенок рисует, создавая продукт – рисунок, по своему содержанию есть сообщение о действительности, передаваемое изобразительными средствами. Изобразительная деятельность имеет свои особенности и оказывает свое специфическое влияние на развитие ребёнка.

                О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с умственной отсталостью указывал Л.С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности как в развитии психических функции, так и в активизации творческих проявлений учащихся с нарушением интеллекта.

                Искусство, являясь своеобразной формой эстетического познания действительности и отражения ее в художественных образах, позволяет школьнику с интеллектуальной недостаточностью ощутить мир во всем его богатстве и через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать.

              Виды изобразительной деятельности школьника очень разнообразны, а особое место среди них принадлежит рисованию.

              Так, еще Э. Сеген обратил внимание на доступность для большинства обучаемых школьников с нарушением интеллекта занятий элементарным рисованием и на то, что эти занятия их развивают во многих отношениях. Система воспитания и обучения, разработанная Ж. Демором, включала ручной труд и рисование в число важных и обязательных занятий, эффективных в коррекционном отношении.

               Обучение учащихся рисованию было признано одним из важных коррекционных средств. Отмечалось также, что изобразительная деятельность является важным фактором познания школьником окружающего мира. Согласно взглядам Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и других видных отечественных психологов, психика человека наиболее активно изменяется, перестраивается в процессе деятельности.

               Рисование как форма деятельности включает в себя многие компоненты психических процессов и в связи с этим его следует считать важным фактором формирования личности.

                По мнению В.С. Мухиной детское рисование как целостная деятельность не может быть сведено к проявлению какой - либо одной психической способности. Оно имеет синтетический характер, выражая особенности зрительных восприятий и представлений ребенка, его двигательного развития, мышления и отношения к действительности.

               Ряд авторов рассматривает детский рисунок с точки зрения познавательной деятельности.

               Рисование помогает детям лучше усваивать знания по различным школьным дисциплинам, поскольку оно активизирует внимание.

               Вместе с тем, психотерапевты считают, что процесс рисования положительно влияет на центральную нервную систему, оказывает психокоррекционное воздействие на ребенка. Он тесно связан со зрительными, двигательными, мускульно-осязательными анализаторами, с кинестетическими ощущениями, мышечно-суставной работой руки и пальцев, механизмом зрительно-двигательной координации. При помощи зрения ребенок воспринимает цвет, форму, величину, положение предмета в пространстве, благодаря осязанию познает объем, фактуру. В тех случаях, когда предмет нельзя взять в руки, включается мускульное чувство: обведение в воздухе контура предмета помогает в дальнейшем при его изображении, так как данное движение сохраняется в памяти.

               Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, а также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения и т. п.

               Работая над рисунком, дети  учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей. Создание образа невозможно без обобщения, без целостного восприятия предметов. На основе умственных операций ребенок представляет результат своей работы, учится оперировать понятиями. У детей формируется умение  слушать и запоминать задание, выполнять его по определенному плану, укладываться в отведенное время, оценивать работу, находить и исправлять ошибки, планировать деятельность, доводить начатое до конца, содержать в порядке рабочее место, инструменты, материалы.

               Благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук. В изобразительной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима. 

               Процесс обучения рисованию формирует и развивает самостоятельность, активность и целенаправленность деятельности.

               И.А. Грошенков в своих работах отмечает, что  изобразительная деятельность имеет большое значение для развития речи умственно отсталых школьников. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы; развивается умение выражать свои суждения о предметах и явлениях, которые служат объектами изображения.

               Развитие речи детей осуществляется в нескольких направлениях:

    -происходит обогащение словаря учащихся терминами, которые первоначально ими используются  на уроках рисования, а затем постепенно входят в активный словарь;

    - совершенствуется регулирующая функция речи, являющаяся  мощным потенциальным источником коррекции и развития целенаправленной деятельности школьников;

    - осуществляется становление и развитие речи как средства общения.

               При рисовании с натуры у детей развивается внимание, а при рисовании по представлению - память.

               Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.

               В процессе изобразительной деятельности улучшаются эмоционально-волевые качества школьников.

               Одна из главных задач обучения рисованию – эстетическое развитие учащихся. Основой этого направления воспитания является формирование способности эстетически воспринимать окружающую действительность и произведения искусства. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма. Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

                По мнению В. Б. Косминской, на занятиях по изобразительной деятельности ребенок приобретает ряд практических умений и навыков, которые помогут ему в трудовой деятельности (пользование ножницами, молотком и другими инструментами).

               Исходя из вышесказанного, можно отметить, что являясь одним из важных видов детской деятельности, рисование не только выражает определенные результаты психического развития ребенка, но и само обеспечивает это развитие, ведет к обогащению и перестройке психических свойств  и способностей.

               Итак, изучив и проанализировав теоретические источники,  мы пришли к выводу, что изобразительная деятельность имеет большое значение для формирования психофизического развития ребёнка. Изобразительная деятельность детей обеспечивает  развитие психических свойств  и способностей. Детское рисование как целостная деятельность имеет синтетический характер, выражая особенности зрительных восприятий и представлений ребёнка, двигательного развития, мышления и отношения к действительности.

               Следует отметить, что решающую роль в развитии рисования играет обучение. Руководство изобразительной деятельностью детей младшего школьного возраста требует особой системы обучения, построенной с учётом своеобразия психики ребёнка данного возраста и этиологии заболевания, поэтому занятия изобразительной деятельностью в  образовательном учреждении служат важным средством всестороннего развития обучающихся  и эффективным способом коррекции.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта

    Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта...

    «Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных техник рисования у младших школьников с нарушением интеллекта».

    «Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных техник рисования у младших школьников с нарушением интеллекта»....

    Коррекционно-развивающая программа «Развитие мелкой моторики как основы формирования графических навыков письма у младших школьников с нарушением интеллекта »

    Цель программы – подготовить руку и скорректировать ручные умения учащегося с ОВЗ для дальнейшего успешного овладения графическим навыком письма....

    Пальчиковые упражнения и игры, способствующие развитию графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта.

    Данные упражнения подобраны и опробированы на собственном опыте с учашимися с интеллектуальным недоразвитием....

    Особенности развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта во внеурочное время.

    Процесс обучения требует от учащихся умение произвольно организовать свою деятельность, определенную сформированность основных мыслительных операций и достаточный уровень развития мелкой моторики рук....

    Реферат. Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта

    Согласно взглядам Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейн и других видных отечественных психологов, психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности ...