Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему:
    Пальчиковые упражнения и игры, способствующие развитию графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта.

    Данные упражнения подобраны и опробированы на собственном опыте с учашимися с интеллектуальным недоразвитием.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл broshyura_palchikovye_uprazhneniya_i_igry.docx30.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пальчиковые упражнения и игры, способствующие развитию графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта

    Упражнение 1. 

    Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы по одному сначала одной руки, затем другой. Повторяют упражнение в обратном порядке.

    Упражнение 2.

    Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

    Упражнение 3.

    Дети зажимают ручку (или карандаш) средним и указательным пальцами. Сгибают и разгибают эти пальцы, следят, чтобы ручка (или карандаш) не опускались ниже большого пальца.

    Упражнение 4.

    На столе лежат 10-15 карандашей (палочек). Одной рукой (не помогая) надо собрать в кулак карандаши( палочки), беря их по одному, затем положить карандаши (палочки) на стол, кладя их по одному.

    Упражнение «Пружинка»

    Исходное положение:

    Взять ручку вертикально подушечками указательного и большого пальцев.

    Содержание упражнения:

    Сжимать ученическую ручку, с силой пружиня ее, как бы желая расплющить.

    Напряжение мышц при сжатии чередуется с их расслаблением.

    Перехватить ручку в вертикальном положении большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим пальцем и мизинцем. Снова делать пальцами пружинящие движения.

    После того как все пальцы попружинили, положить ученическую ручку на стол и стряхнуть кисть руки, расслабляя ее.

    Дозировка:

    2-3 раза для каждой комбинации пальцев.

    http://www.bestreferat.ru/images/paper/72/92/4299272.jpeg

    Упражнение «Спускаемся по лесенке»

    Исходное положение:

    Зажать верхний конец ученической ручки вертикально между ладонью и основанием большого пальца. Удерживать ученическую ручку в этом положении.

    Содержание упражнения:

    Перехватить ручку снизу другой рукой.

    Продолжать перехваты ученической ручки поочередно обеими руками вверх-вниз. Движения ладоней напоминают осторожный спуск и подъем по лесенке.

    Дозировка:

    2-3 раза с обязательным расслаблением кисти.

    http://www.bestreferat.ru/images/paper/73/92/4299273.jpeg

    Упражнение «Насос»

    Исходное положение:

    Зажать ученическую ручку в вертикальном положении четырьмя пальцами так, чтобы небольшая ее часть возвышалась над кистью руки.

    Содержание упражнения:

    Большим пальцем нажать на конец ученической ручки, которая чуть опустится, а другой рукой снизу подтолкнуть ее вверх и снова нажать на конец ручки большим пальцем. Двигающаяся вверх-вниз ручка похожа на работающий насос.

    Дозировка:

    До 5 раз с расслаблением кисти руки.

    http://www.bestreferat.ru/images/paper/74/92/4299274.jpeg

    Упражнение «Качели»

    Исходное положение:

    Зажать ученическую ручку в горизонтальном положении четырьмя пальцами.

    Содержание упражнения:

    Попеременно нажимайте то указательным пальцем, то мизинцем на концы ученической ручки. Это напоминает катание на качелях, устроенных из длинной доски.

    Дозировка: 2-3 раза.

    http://www.bestreferat.ru/images/paper/75/92/4299275.jpeg

    Упражнение «Прижми к ладошке»

    Исходное положение:

    Катушка удерживается за внешние стороны дисков в горизонтальном положении между большим пальцем и мизинцем. Три остальных пальца находятся над катушкой в свободном положении.

    Содержание упражнения:

    По команде взрослого прижать катушку к ладони. Затем, тоже по команде, выдвинуть ее вперед как можно дальше.

    Дозировка:

    Повторить 5-6 раз, после чего поставить катушку, стряхнуть кисть руки, расслабляя мышцы.

    http://www.bestreferat.ru/images/paper/77/92/4299277.jpeg 

    Упражнение «Штанга»

    Исходное положение:

    Ладонь с разведенными в стороны пальцами лежит на столе. Между средним и указательным пальцами одной руки зажата катушка.

    Содержание упражнения:

    Поднять катушку усилием мышц над столом как можно выше, как штангу. Большой, безымянный пальцы и мизинец плотно прижать к поверхности стола.

    Дозировка:

    Повторить подъем «штанги» (катушки) 4-5 раз, после чего поставить катушку, стряхнуть кисть руки, расслабляя мышцы.

    http://www.bestreferat.ru/images/paper/78/92/4299278.jpeg

    Упражнение «Подъемный кран»

    Исходное положение:

    Катушка лежит на столе. Средним и указательным пальцами одной руки захватить катушку по центру перекладины так, чтобы указательный палец был внизу, под катушкой, а средний – на ее перекладине.

    Содержание упражнения:

    Поднять катушку усилием мышц над столом как можно выше, не меняя положения пальцев. Большой, безымянный пальцы и мизинец соединить в щепоть.

    Дозировка: Повторить подъем 4-5 раз, после чего поставить катушку, стряхнуть кисть руки, расслабляя мышцы.


    Пальчиковые игры

    «Пальчики»

    Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой. Затем - большой палец левой руки с указательным пальцем правой руки и проговаривают стишок:

    - Наши пальчики, как ноги,

    - Побежали по дороге.

    - Очень быстро мы бежали,

    - Но споткнулись и упали.

    ***

     «КОЛЬЦА»
    Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия — синхронные движения на обеих руках.
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Вышли пальчики гулять.
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Будем пальчики считать.

    ***

    «ЗАМОК»
    Сцепить пальцы в замок и встряхивая «замком», произносить

    На двери висит замок,
    Кто его открыть бы смог?

    Постучали, постучали, (не расцепляя пальцев, постучать ладонями)
    Покрутили, покружили (покрутить сцепленными пальцами),
    Потянули, потянули
    И открыли! (расцепить пальцы, развести руки в стороны).

    ***

    «ПАЛЬЧИКИ-ТРУЖЕНИКИ»

    На моей руке пять пальцев,
    Пять хватальцев, пять держальцев.
    Чтоб строгать и чтоб пилить,
    Чтобы брать и чтоб дарить.
    Их нетрудно сосчитать:
    Раз, два, три, четыре, пять!

    ***

    « ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯЮТ»

    Пошли пальчики гулять,
    А  вторые – догонять.
    Третьи пальчики – бегом,
    А четвертые пешком.
    Пятый пальчик поскакал
    И в конце пути упал.

    ***

    «В ГОСТИ К БОЛЬШОМУ ПАЛЬЧИКУ»

    В гости к пальчику большому
    Приходили прямо к дому
    Указательный и средний,
    Безымянный и последний
    Сам мизинчик-малышок
    Постучался об порог.
    Вместе пальчики-друзья,
    Друг без друга им нельзя.

    ***

    «УТЯТА»

    Поочередно сгибать сначала все пальцы правой, а затем левой руки, начиная с большого. Со звуков «пи-пи-пи» ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

    Раз-два — шли утята.
    Три-четыре — за водой.
    А за ними плелся пятый.
    Позади бежал шестой.
    А седьмой от них отстал.
    А восьмой уже устал.
    А девятый всех догнал.
    А десятый испугался —
    Громко-громко запищал:
    —  Пи-пи-пи!
    — Не пищи!
    Мы тут рядом, поищи!

    ***

    «БАРАНЫ»

    Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.

    Захотели утром рано
    Пободаться два барана.
    Выставив рога свои,Бой затеяли они.
    Долго так они бодались,
    Друг за друга все цеплялись.
    Но к обеду, вдруг устав,
    Разошлись, рога подняв.

    ***

    «КАПИТАНЫ»

    Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговария стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.

    Я плыву на лодке белой
    По волнам с жемчужной пеной.
    Я - отважный капитан,
    Мне не страшен ураган.

    Чайки белые кружатся,
    Тоже ветра не боятся.
    Лишь пугает птичий крик
    Стайку золотистых рыб.

    И, объездив чудо-страны,
    Посмотрев на океаны,
    Путешественник-герой,
    К маме я вернусь домой.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Система работы по формированию социальной компетентности у младших школьников с нарушением интеллекта"

    В статье прдставлен тематический план и описание  средств технологии, с помощью которых  формировали и развивали социальную компетентность у младших школьников с нарушением интеллекта. Доказ...

    Дидактическая игра на уроках математики как средство формирования вычислительных навыков у младших школьников с нарушениями интеллекта.

    Статья посвящена проблеме формирования вычислительных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями. В ней рассказывается о возможности применения дидактических игр на разных этапах урока математики...

    «Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных техник рисования у младших школьников с нарушением интеллекта».

    «Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных техник рисования у младших школьников с нарушением интеллекта»....

    Коррекционно-развивающая программа «Развитие мелкой моторики как основы формирования графических навыков письма у младших школьников с нарушением интеллекта »

    Цель программы – подготовить руку и скорректировать ручные умения учащегося с ОВЗ для дальнейшего успешного овладения графическим навыком письма....

    Формирование познавательной активности у младших школьников с нарушением интеллекта на уроках математики через дидактическую игру

    Для более успешного вовлечения умственно отсталого ребенка в серьезную учебную деятельность необходима дидактическая игра и упражнения занимательного характера. ...

    Развитие графомоторных навыков у младших школьников

    Современная начальная школа, опираясь на принцип развивающего обучения, находится в поиске модели общего развития ребёнка.Одной из сторон общего развития младших школьников является развитие речи. Реч...