Главные вкладки

    Дидактическая игра на уроках математики как средство формирования вычислительных навыков у младших школьников с нарушениями интеллекта.
    статья по математике по теме

    Светлана Владимировна Сумкина

    Статья посвящена проблеме формирования вычислительных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями. В ней рассказывается о возможности применения дидактических игр на разных этапах урока математики в начальных классах специальной школы 8 вида.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дидактическая игра на уроках математики как средство формирования вычислительных навыков у младших школьников  с интеллектуальными нарушениями

    Сумкина Светлана Владимировна

    Село Малышево, Селивановский район

    Я работаю с младшими школьниками, имеющими интеллектуальные нарушения,  более 17 лет. Практика работы в специальной (коррекционной) школе 8 вида указывает на то, что учащиеся слабо овладевают устными вычислительными приёмами, для многих из них устные вычисления оказываются вообще недоступными. Но ведь в начальных  классах закладываются основы математических знаний и умений, без которых дальнейшее продвижение учащихся в усвоении математики   затруднено. Таким образом, передо мной встала проблема: как повысить уровень сформированности вычислительных навыков у младших школьников?

    Сознательное усвоение учебного материала  возможно лишь при активности учащихся в обучении. Познавательная активность умственно отсталых школьников в большинстве случаев сама по себе не возникает,  её необходимо   активизировать.  Этой цели   служат дидактические игры,  использование которых на уроках математики решает противоречие между многократным повторением одних и тех же учебных действий и созданием положительной мотивации у учащихся к этим действиям; а также противоречие между программными требованиями и реальным уровнем обучения.

     При подготовке к уроку я подбираю дидактические игры, сюжет и движения  которых доступны детям, представляют для них интерес, подготавливают к дальнейшей работе. Содержание дидактических игр тесно связываю с программным материалом, учитываю психофизические и возрастные особенности учащихся. Перед их проведением осуществляю подготовительную работу, направленную на уяснение правил игры, сюжетной линии, конечной цели. На уроке руковожу игрой, оказываю дифференцированную помощь детям, при необходимости совместно с учениками исполняю игровые действия.          

    Дидактические игры применяются мною на разных этапах урока.

    Объяснение нового материала – первый шаг в формировании понятия, умения, поэтому так важно осмысление школьниками нового материала. Учитывая наглядно-действенный характер мышления умственно отсталых школьников, на этом этапе я применяю игры, с  помощью  которых сообщаю новые знания на основе наглядных средств и беседы. Учащиеся слушают, смотрят, воспринимают, осознают и запоминают сообщённые знания. К таким играм относятся «Математический бег по числовому ряду», «Числа, бегущие навстречу друг другу» и др. На этапе объяснения новых знаний мною применяется также частично-поисковый метод обучения, когда ученики осуществляют поиск новых знаний на чувственной основе с помощью действий с различными средствами наглядности: предметами, рисунками, схемами. Я руковожу всем действием игры,  задавая вопросы,  приводящие детей к правильным выводам. («Угадай-ка», «Было – стало», «Карусель»)

    Этап закрепления полученных знаний. Закрепление осуществляется в процессе систематического возвращения к ранее усвоенному материалу. Оно организуется таким образом, чтобы учащиеся были активны в припоминании знаний для приобретения ими соответствующих умений и навыков. С помощью игр я организую деятельность учащихся по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний или способов деятельности. При проведении таких игр  ученики воспроизводят вычислительные приёмы в развёрнутой форме.

     Например, в игре «Забей гол в числовые ворота», предназначенной для учащихся 3 класса, ученики, «прогоняя мяч» через трое числовых ворот, воспроизводят приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток в развёрнутом виде. Для проведения этой игры я рисую на доске трое числовых ворот, слева от которых записываю примеры вида: 5+7, 8+7, 6+7 и т.д.

    Правила игры: направление удара мяча зашифровано примером. Способ решения каждого примера можно отыскать на воротах. Дети должны правильно «загнать мяч» в числовые ворота, показав путь его движения, соединяя линией пример с той парой числовых ворот, на которых записан приём решения примера, а затем «провести» мяч к третьим числовым воротам, где записан ответ. Учащиеся-футболисты поочерёдно выходят к доске и «загоняют мяч» в числовые ворота, воспроизводя развёрнутый приём прибавления числа 7.

    Самая многочисленная группа игр, применяемых на этапах  повторения, обобщения и систематизации математических знаний. Повторение пройденного имеет целью углубить, обобщить и систематизировать материал, связать его с жизнью и практической деятельностью учащихся, использовать знания в новых ситуациях. Повторение провожу непрерывно в течение всего учебного года, включая в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления связи между пройденным и новым. Чтобы обобщение и систематизация знаний проходили более продуктивно, я использую игры, которые требуют активизации мыслительных операций. В играх «Сбрось лишний груз», «Восстанови слово», «Собери рассыпанные примеры» ребята устанавливают сходство и различие между признаками двух объектов, что лежит в основе приёма сравнения. В играх «Лучший лодочник», «Собери поезд» учащиеся разделяют объекты на группы на основе определённых признаков (приём классификации).

            Качество усвоения знаний учащимися по каждой теме выясняю при осуществлении контроля и проверки, которые позволяют выявить пробелы в знаниях и умениях детей и наметить пути их устранения.  При проверке знаний учащихся также использую дидактические игры. Ведь ребята с большим интересом  выполняют самостоятельные работы, предложенные им в форме игр: «Лучший счётчик», «Кто скорее, кто вернее» - и задания, в которых после решения примеров нужно раскрасить картинку в соответствии с инструкцией.

              Проанализировав ЗУН  учащихся двух выпусков, я убедилась в повыше-нии их качества. Следовательно, правильно организованная дидактическая игра, положительно влияя на познавательную активность учащихся, способствует формированию у них прочных вычислительных навыков.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Система работы по формированию социальной компетентности у младших школьников с нарушением интеллекта"

    В статье прдставлен тематический план и описание  средств технологии, с помощью которых  формировали и развивали социальную компетентность у младших школьников с нарушением интеллекта. Доказ...

    «Использование информационных технологий при формировании вычислительных навыков у младших школьников»

    Педагогический проект по курсам повышения квалификации. Презентация к данному проекту....

    Формирование познавательной активности у младших школьников с нарушением интеллекта на уроках математики через дидактическую игру

    Для более успешного вовлечения умственно отсталого ребенка в серьезную учебную деятельность необходима дидактическая игра и упражнения занимательного характера. ...

    Пальчиковые упражнения и игры, способствующие развитию графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта.

    Данные упражнения подобраны и опробированы на собственном опыте с учашимися с интеллектуальным недоразвитием....

    Дидактические игры на уроках математики, как средство развития познавательной деятельности младших школьников

    Активизация познавательной деятельности  младших школьников посредством  дидактических игр на уроках математики. Определение наиболее эффективных методов использования дидактических игр на у...

    Рациональные приёмы вычисления как средство формирования вычислительных навыков у младших школьников

    В статье раскрываются особенности формирования вычислительных навыков у младших школьников посредством использования рациональных приёмов вычисления. Даются рекомендации по организации уроков математи...