Рациональные приёмы вычисления как средство формирования вычислительных навыков у младших школьников
методическая разработка по математике на тему

Яхина Регина Рафаиловна

В статье раскрываются особенности формирования вычислительных навыков у младших школьников посредством использования рациональных приёмов вычисления. Даются рекомендации по организации уроков математики, на которых решаются задачи формирования данных навыков. По данному направлению предлагается методика работы, состоящая из трёх последовательных этапов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ratsionalnye_priyomy_vychisleniya.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Важнейшая задача обучения математике младших школьников –

формирование вычислительных навыков, основой которых является осознанное использование вычислительных приёмов.

В федеральных государственных образовательных стандартах особое место

отведено «универсальным учебным действиям», что означает умение учиться, или способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. На этом положении должно основываться формирование вычислительных навыков, но систематической и органически связанной работы по поиску рациональных приёмов вычисления на основе изучаемого программного материала, не всегда удаётся выстроить в силу существующих объективных и субъективных причин, одной из которых, по мнению Клецкиной А.А., является то, что задача формирования прочных и осознанных вычислительных умений и навыков в учебниках развивающего обучения отодвинута на второй план. Нередко при формировании вычислительных навыков на уроках используется традиционный поход, при котором дети лишь заучивают преподнесённые факты и выводы. Таким образом, проблема разработки методики формирования вычислительных навыков на современном этапе развития образования является актуальной и приобретает новый аспект, когда существующие методики необходимо рационализировать и приводить к соответствию ФГОС.

Вычислительная культура – этот запас знаний и умений, являющийся

фундаментом изучения математики и других учебных дисциплин, который формируется у учащихся на всех этапах изучения курса математики, но основа закладывается в первые 5-6 лет обучения, когда школьники обучаются умению осознанно использовать законы математических действий. В последующие годы, полученные умения и навыки совершенствуются и закрепляются [1].

Вычислительный навык - это высокая степень овладения вычислительными

приёмами, выполнение которых приводит к нахождению результата требуемого арифметического действия над этими числами. Выбор операций в каждом приёме определяется теоретическими положениями, используемыми в качестве теоретической основы, в соответствии с которой выделяют различные группы приёмов [2]. Навык характеризуется такими качествами как правильность, осознанность, рациональность, обобщённость, автоматизм,  прочность.

Изучив теоретическую основу формирования вычислительных навыков, я

провела опытно – экспериментальную работы по изучению уровня сформированности данных навыков у учащихся вторых классов, в ходе которой выяснила, что навыки у детей сформированы на среднем уровне, большинство из них способны объяснить логику выполнения операций, обосновать выбор вычислительного приёма, но допускают ошибки при вычислениях на сложение и вычитание с переходом через разряд, устно не могут объяснить решение того или иного примера.

Исходя из результатов обследования, я разработала модель системы работы

по формированию вычислительных навыков, основанную на традиционной системе обучения М.А. Бантовой и включающую в себя три этапа:

  • первый этап – осознание положений, лежащих в основе выполнения

операций, создание алгоритма ее выполнения. Так создаётся готовность к усвоению вычислительного приёма - учащиеся разбирают теоретические положения, на которых основывается вычислительный приём, овладевают каждой операцией, составляющей его.

  • второй этап - формирование правильного выполнения операции, каждую

из которых важно сопроводить пояснениями вслух, которые сначала выполняются под руководством учителя, а затем самостоятельно учащимися. В пояснении указывается, какие выполняются операции, в каком порядке, называется результат каждой из них, при этом не поясняются ранее изученные приёмы, входящие в качестве операций в рассматриваемый приём.

  • третий этап - достижение высокого темпа выполнения операции.

На каждом этапе рекомендуется включать задания, направленные на

улучшение качества сформированных знаний и увеличение количества усвоенных вычислительных приёмов. Например, на уроке по теме «сложение трёхзначных чисел с переходом через разряд» рекомендуется использовать задания на классификацию.

Вся работа должна быть основана на принципах системности, доступности

и последовательности изложения учебного материала, комплексности и принципа среды. Важным является соблюдение гигиенических правил при организации работы по формированию вычислительных навыков.

Для осуществления работы предлагается следующая модель занятия: первая

часть занятия, проводимая согласно плану работы начинается с отработки навыков беглого устного счёта, что активизирует мыслительную деятельность и занимает от 5 до 10 минут. Учитель должен сочетать различные виды работ: фронтальные, групповые и индивидуальные, носящих творческий характер, что будет способствовать сознательному усвоению знаний, умений и навыков. Рекомендовано применение основных типов заданий, способствующих формированию данного навыка: использование сравнений, классификация и систематизация знаний, выявление общего и различного, задания с многовариативным решением и с элементами занимательности и задания на нахождение значений математических выражений.

На каждом этапе выполнения должно присутствовать действие контроля.

Контроль по результату (продукту) осуществляется на основании того, выполнено задание или нет, насколько качественно оно выполнено. Контроль по процессу предполагает выяснение тех операций, способов, действий, с помощью которых получен результат. Взаимоконтроль по процессу вырабатывает умение осуществлять самоконтроль. Умение осознано контролировать выполняемые операции позволяет формировать вычислительные навыки более высокого уровня, чем без наличия этого умения [3].

При выборе способов организации вычислительной деятельности

необходимо ориентироваться на развивающий характер работы, отдавать предпочтение обучающим заданиям, в которых познавательная мотивация выступает на первый план.

Используемые вычислительные задания должны характеризоваться

вариативностью формулировок, неоднозначностью решений, выявлением разнообразных закономерностей и зависимостей, использованием различных моделей (предметных, графических, символических), что позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт, предметно-действенное и наглядно-образное мышление и постепенно вводить ребёнка в мир математических понятий, терминов и символов

Библиографический список:

  1. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения

эффективности учения школьников [Текст] / Ю.К.Бабанский. - Ростов-н/Д., 2004.- 125 с.

  1. Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Методика преподавания математики в

нач. классах [Текст]: Учеб. пособие для уч-ся школ. отделений пед. уч-щ / Под ред. М. А. Бантовой. - 3-е изд. - М.: Просвещение,1984. - 335 с.

  1. Дубровина И.В. Психология [Текст] / изд. Академия, 1999. – 135 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационных технологий при формировании вычислительных навыков у младших школьников»

Педагогический проект по курсам повышения квалификации. Презентация к данному проекту....

Формирование вычислительных навыков у младших школьников.

Вычислительный навык - это высокая ступень овладения вычислительными приёмами....

Дидактическая игра на уроках математики как средство формирования вычислительных навыков у младших школьников с нарушениями интеллекта.

Статья посвящена проблеме формирования вычислительных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями. В ней рассказывается о возможности применения дидактических игр на разных этапах урока математики...

Формирование вычислительных навыков у младших школьников

ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...

Выступление "Лэпбуки – эффективное средство формирования устойчивых навыков чтения младших школьников на занимательном материале математического содержания"

Опыт работы по формированию устойчивых навыков чтения на основе математического материала,  организованного на разных уровнях: в ходе учебной и внеклассной деятельности, с применением лэпбуков....

Рекомендации для формирования вычислительных навыков у младших школьников с ЗПР

Рекомендации для формирования вычислительных навыков у младших школьников с ЗПР....