Рекомендации для формирования вычислительных навыков у младших школьников с ЗПР
статья (3 класс)

Рекомендации для формирования вычислительных навыков у младших школьников с ЗПР. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx15.56 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для формирования вычислительных навыков у младших школьников с ЗПР

Как показывают специально проведенные исследования и опыт практических работников, дети с задержкой психического развития нуждаются в организации специальной коррекционно-развивающей работы, включающей два основных направления: коррекция общего развития (познавательной, личностной сфер, речи и др.) и использование методических приемов в обучении и воспитании с учетом типических и индивидуальных характерных особенностей детей. Поскольку в общей и специальной литературе достаточно подробно рассмотрены принципы, формы, содержание, условия реализации первого направления, рассмотрим особенности использования приемов коррекционно-развивающей работы применительно к урокам математики. Наиболее важным в этом аспекте нам представляются следующие разделы работы – подготовка детей к обучении математике и обучение решению арифметических задач.[10]

К началу систематического обучения в силу особенностей познавательной деятельности практические знания, умения и навыки детей с ЗПР находятся на низком уровне развития (дети не владеют умением называть числа первого десятка в обратном порядке, счетом от одного заданного числа другого в прямом и обратном порядке, слабо дифференцируют порядковые и количественные числительные и т.д.).

Для предотвращения возникновения трудностей при обучении математике необходима особая подготовительная работа. Вслед за рядом методистов (М.А. Бантова, М.В. Ипполитова, Г.М. Капустина, М.И. Моро, М.Н. Перова, А.М. Пышкало и др.) целесообразно в качестве задач подготовительного пе матизация имеющихся у детей знаний; подготовка к изучению курса математики; формирование навыков учебной деятельности. [8]

В подготовке к изучению курса математики обычно выделяют разделы: размер предметов; пространственные и временные представления;

арифметические действия (сложение и вычитание); приемы вычислений. Эти разделы изучаются одновременно, поэтому каждый урок должен включать материал из разных разделов.

Обучение в подготовительный период носит наглядно-действенный характер, поскольку все математические понятия ребенок усваивает в процессе работы с реальными предметами, с дидактическим материалом, наблюдая за практическими действиями педагога.

Перед тем, как начать подготавливать ребенка к обучению математике, внимание нужно сконцентрировать на представлении детей о множестве. Это поможет осознать количественное значение числа и научит видеть его состав. Ребенок должен усвоить, что любое множество образуется их различных предметов. Когда ученик выполняет задание, нужно стимулировать его делать это самостоятельно. Чтобы детям было интереснее учиться, стоить привлечь к обучению игру. [10]

Когда дети овладевают знаниями о признаках предметов, нужно показать ребенку что множество может образоваться из разных предметов. Например одни и те же предметы группируются по разным признакам. Так дети учатся находить общий признак предметов, что в дальнейшем поможет им в изучении учебного предмета математика.

Ученики с ЗПР испытывают сложности в изучении ряда натуральных чисел. Хоть они и успешно называют числа первого десятка, они могут неверно сосчитать предметы. Поэтому на начальном этапе важно делать упражнения на счёт разных предметов.

Когда дети изучат числа, нужно научить их сравнивать. Сначала брать коробки с предметами, а потом переходить к числам первого десятка. Будет полезно, если ребенок свои действия будет сопровождать речью, а потом постепенно учить школьников считать про себя.

Внимание нужно уделить и формированию навыка измерительной деятельности, начиная с условных измерений. При этом нужно менять меру

измерения. Чтобы постепенно научить ребенка работать с математическими мерами.

Так же нужно обратить внимание, как ученик ориентируется в тетради. Учить его пользоваться пространством грамотно.

Используя такие приёмы в работе с детьми с задержкой психического развития можно значительно повысить качество усвоения ими программного материала по одному из важнейших учебных предметов – математике, в том числе повысить качество сформированности вычислительных навыков. [10]

Учителям рекомендуется использовать следующие методы работы по формированию вычислительных навыков у детей с задержкой психического развития:

1.Когда проводится корекционно-развививающее занятие по математике, стоит учитывать особенности детей с ЗПР.

2. Особое внимание нужно уделять пропедевтическому периоду.

3.Задачи программы лучше выполнять используя принцип от простого к сложному.

4. Занятия по одной и той же теме, с данной категорией детей, стоит проводить 2 и более раз.

5. В начале обучения, лучше использовать простые инструкции, задания выполнять поэтапно.

6. Научить детей устно отвечать о выполненных действиях.

7. Переходить к новым темам, только тогда, когда ученики усвоят предыдущие.

8. Использовать разные методы обучения, например наглядные, словесные, практические и не забывать про новационные подходы.

9. Использовать наглядность грамотно.

10. Использовать презентации в течении всего занятия.

11. При выполнении счётных операций, постараться задействовать как можно больше различных анализаторов.

12. На занятиях выполнять коррекционные задачи.

13. На занятиях использовать дидактические игры и задания.

14. Использовать индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

15. Уважительно относится к детям и их особенностям.

16. Использовать индивидуальный подход ко всем ученикам.

17. Чтобы ученики не утомлялись использовать разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

18. Использовать методы, которые помогут активизировать познавательную деятельность учащихся, и будут развивать их речь, как устную так и письменную.

19. Поощрять детей за их успехи, своевременно помогать, вселять в него чувство веры и создавать ситуации успеха.

20. Доброжелательно и уважительно относиться к каждому ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационных технологий при формировании вычислительных навыков у младших школьников»

Педагогический проект по курсам повышения квалификации. Презентация к данному проекту....

Формирование вычислительных навыков у младших школьников.

Вычислительный навык - это высокая ступень овладения вычислительными приёмами....

Дидактическая игра на уроках математики как средство формирования вычислительных навыков у младших школьников с нарушениями интеллекта.

Статья посвящена проблеме формирования вычислительных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями. В ней рассказывается о возможности применения дидактических игр на разных этапах урока математики...

Формирование вычислительных навыков у младших школьников

ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...

Рациональные приёмы вычисления как средство формирования вычислительных навыков у младших школьников

В статье раскрываются особенности формирования вычислительных навыков у младших школьников посредством использования рациональных приёмов вычисления. Даются рекомендации по организации уроков математи...

Методические рекомендации по формированию орфографического навыка у младших школьников с умственной отсталостью

В данной статье представлены методические рекомендации, которые могут широко использоваться учителями начальных классов при проведении уроков русского языка....