Главные вкладки

    Материал по теме:
    «Дидактические игры и игровые упражнения как средство формирования познавательного интереса у младших школьников к математике».

    Воронина Марина Александровна

    Опыт работы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл опыт работы126 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОПЫТ РАБОТЫ

    Ворониной Марины Александровны

    ТЕМА: «Дидактические игры и игровые упражнения как средство формирования познавательного интереса у младших школьников к математике».

                                               

    Оглавление

    Введение………………………………………………………………………3

    Глава 1. Дидактические игры в начальном курсе математики

    1.1 Сущность и содержание. Понятие игры. Виды игр……………………5

    1.2 Дидактические игры в обучении математике младших школьников...7

    1.3 Применение дидактических игр на уроках математики…………....12

    Глава ІІ. Опытно-экспериментальная работа по использованию дидактических игр в обучении математике младших школьников

    2.1 Состояние исследований по использованию дидактических игр на уроках математики………………………………………………………….18

    2.2 Исследование работы по использованию дидактических игр для активизации познавательной деятельности на уроках математики младших школьников…………………………………………………… ....20

    2.3 Опытно-экспериментальная работа по использованию дидактических игр на уроках математики в начальных классах……24

    Заключение…………………………………………………………………….38

    Приложения


    Введение

    Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: "Не каждый будет математиком", безнадежно устарела.

    Сегодня, и тем более в дальнейшем математика необходима людям различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления младших школьников, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

    Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для младшего школьника наиболее подходящей формой обучения. Младший школьник пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний.

    Проблема детской игры является одной из самых актуальных проблем. Именно потому я решила взять данную тему.

     Проблема исследования: как использовать дидактические игры для активизации познавательной деятельности младших школьников.

    Исходя из данной проблемы, я ставлю цель исследования: выявить эффективность использования дидактических игр в активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

    Объект исследования: процесс обучения математике младших школьников.

    Предмет исследования: роль использования дидактических игр в активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

    Гипотеза исследования: я предполагаю, что использование дидактических игр в процессе обучения математике поможет развивать:

    интерес к изучению математики и к самой математике;

    познавательный интерес детей;

    познавательную активность на уроках математики;

    развитие вышеуказанных предложений поможет развивать познавательную деятельность на уроках математики.

    Для достижения цели и гипотезы выделила следующие задачи:

    изучить, проанализировать теорию об использовании дидактических игр для активизации познавательной деятельности;

    изучить особенности формирования познавательной деятельности младших школьников на уроках математики;

    выявить возможности использования дидактических игр в развитии познавательной деятельности младших школьников на уроках математики;

    В ходе исследовательской работы использовала следующие

    методы исследования:

    анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы;

    наблюдение за учебным процессом в начальных классах;

    протоколирование;

    интервьюирование;

    анкетирование;

    экспериментирование;

    анализ и классификация результатов исследования работы;

    апробирование.

    Структура  работы: состоит из введения, 2 глав, выводов, заключения, списка литературы, приложения.


    Глава 1. Дидактические игры в начальном курсе математики

    1.1 Сущность и содержание. Понятие игры. Виды игр

    Проблемы методов обучения сегодня приобретают все большее значение. Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, так как учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала. И среди них особое значение уделяется дидактическим играм на уроках математики.

    В играх используется присущая каждому ребенку способность к воображению. Дети быстро и легко входят в игру со своим воображением, даже не подозревая о том, какие сложные задания они порой выполняют.

    Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

    Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другие.

    Играя, дети учатся применять свои знания, умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети выступают в общении со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

    Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связано обучением на занятиях, с наблюдением повседневной жизни. Они учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словами.

    Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны.

    Также игра - одна из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.

    Игра, учение и труд являются основными видами деятельности человека. При этом игра готовит ребёнка как к учению, так и к труду, сама являясь одновременно и учением и трудом. Глубоко ошибаются те, кто считает, что игра - лишь забава и развлечение.

    Игру можно назвать восьмым чудом света, т.к в ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах.

    И явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом, игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение. Известный французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой учёного. В игре привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем и радость открытия и ощущение преодоления препятствия.

    1.2 Дидактические игры в обучении математике младших школьников

    Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках применяются различные игровые моменты в начале, в середине, в конце урока. Для проверки домашнего задания необязательно опрашивать устно детей каждый урок, это можно сделать различными способами с помощью загадок, ребусов, кроссвордов.

    Дидактическая игра - средство активизации познавательной деятельности.

    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках - одно из наиболее существенных требований обеспечивающие качества обучения. Формирование интереса к учению - важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умения самостоятельно пополнять свои знания необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.

    Одним из важнейших факторов развития их интереса к учению является понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу, большое значение имеет методика преподавания данного материала.

    Дидактическая игра - одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их познавательную деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.

    В практике начальной школы дидактические игры могут выступать самостоятельно или взаимно дополнять друг друга. Использование каждого вида игры определяется целями, содержанием учебного материала, возрастными особенностями учащихся, умениями и навыками в проведении подобных игр.

    Игра только внешне кажется развлечением, в действительности она требует серьезной предварительной подготовки со стороны учителя и учащихся. В процессе игры от детей требуется выдержка, большое умственное напряжение, проявление самостоятельности. Но игра всегда приносит удовлетворение и радость и не нужно бояться, что она нанесет ущерб научности. Сделав материал доступным, интересным, игра создает богатые возможности для выявления у учащихся общих знаний, понятий, установлений межпредметных связей. Кроме того, она способствует сплочению детского коллектива, формированию у учащихся взаимного уважения и понимания, влияет на отношения учителя и ученика, делая их более доброжелательными. Но надо предостеречь начинающих учителей: злоупотребление игрой в учебном процессе, несмотря на активность детей, может привести к пробелам в их знаниях.

    Активизация деятельности учащихся на уроке - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

    Из всего существующего многообразия различных видов игр дидактические игры используются в качестве одного из способов обучения. Дидактическая игра - это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. "Двойственная природа игры - учебная направленность и игровая форма - позволяет стимулировать овладение в непринуждённой форме конкретным учебным материалом.

    Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличаете от другой деятельности. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.

    В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком - наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

    Игровой замысел - первый структурный компонент игры - выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придаёт игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определённые требования в отношении знаний.

    Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учётом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворённости, успеха.

    Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

    Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Очень часто игровые действия предваряются устным решением задачи.

    Учитель, как руководитель игры, направляет её в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует её ход разнообразными приёмами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих.

    Основой дидактической игры, которая пронизывает собой её структурные элементы, является познавательное содержание.

    Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

    Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Сюда также относятся различные средства наглядности: таблицы, модели, а также дидактические раздаточные материалы, флажки, которыми награждаются команды-победители.

    Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, могут или в их применении.

    Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности учащихся, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.

    Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности в связи с этим можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.).

    В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафаретных фраз ("воспитывать внимание, мышление, память и др.). Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, развитию памяти, в других - мышления, в третьих - внимания. Воспитатель заранее должен знать и соответственно определять дидактическую задачу. Так игру "Что изменилось?" использовать для упражнений в запоминании, "Магазин игрушек" - для развития мышления, "Отгадай что задумали" - наблюдательности, внимания.

    Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие основных из них, разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил дидактическая игра или невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений. Поэтому при подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, необходимо составить краткую характеристику хода игры (сценарий), указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся, реализовать межпредметные связи.

    Сочетание всех этих элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры. Её эффективность, приводят к желаемому результату. Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.

    Математическая сторона содержания игры всегда должна отчётливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса их к математике.

    1.3 Применение дидактических игр на уроках математики

    Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между учениками и преподаватели, отдельными учениками, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер.

    Практика показывает, что дидактические игры применяется на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Использование дидактических игр оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока.

    В практике начальной школы имеется опыт использования игр на этапе повторения и закрепления учебного материала и крайне редко применяются игры для получения новых знаний.

    Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от ее места в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока каждого типа.

    При объяснении нового материала необходимо использовать такие игры, которые содержат существенные признаки изучаемой темы. Также в ней должны быть заложены практические действия детей с группами предметов или действий.

    При изучении раздела "Нумерация чисел первого десятка" используются прежде всего такие игры, с помощью которых дети осознают приемы образования каждого последующего и предыдущего числа.

    На этом этапе можно применять различные игры, на основе которых дети наглядно убеждаются, что каждое следующее число образуется путем прибавления единицы к предыдущему числу, а каждое предыдущее число получается путем вычитания единицы из последующего числа. Такие игры можно использовать на этапе объяснения нового материала.

    В ходе игры "Составим поезд" учитель предлагает сосчитать число вагонов слева-направо и справа-налево и подводит их выводу: считать можно в любом направлении, но при этом важно не пропускать ни одного предмета и не сосчитать его дважды.

    При изучении первого десятка одним из трудных вопросов, является состав числа. При изучении нумерации в пределах 10 необходимо довести до понимания детей, что последнее названное при счете число обозначает общее количество предметов группы. С этой целью можно проводить игры "Лучший счетчик", "Хлопки", "Найди себе пару", "Войди в ворота", "Лесенка" и другие. С помощью этих игр дети устанавливают соответствие между числом, числовой фигурой и цифрой.

    Приведем пример игры "Курица и цыплята", используемой при изучении нумерации чисел первого десятка.

    Учитель вызывает к доске девочку, надевает на нее маску курицы. Девочка изображая курицу наседку, стучит карандашом по столу (клюет), дети-цыплята (все остальные ученики) должны по сигналу (хлопку) учителя пропищать (пи-пи-пи) столько раз, сколько наседка постучала клювом. Дети вслух пищат, а про себя считают так: "Пи-один, пи-два, пи-три"…

    По теме "Сложение и вычитание в пределах 10" можно использовать большое число игр, направленных на формирование вычислительных навыков.

    На уроках закрепления нового материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приемов и т.д. В этом случае следует ограничить использование средств наглядности, а усилить внимание к громкому проговариванию правила, свойства, вычислительного приема. При закреплении материала форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой, индивидуальной. Целесообразно проводить игры в группах и в виде соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения математике. Для проведения соревнования учитель в таблице на доске звездочками отмечает дружную работу команд в течение урока. Если активность и интерес детей какой-либо команды ослабевает (например, из за того, что команда набрала меньше очков, учитель должен спросит такого ученика из этой команды, который ответит правильно и заработает звездочку). В конце урока учитель вместе с детьми подводя итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям допустившим ошибки. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать общего впечатления от игры.

    Для закрепления устной нумерации в пределах 100 используется игра "Цепочка", при проведении которой дети каждого ряда (команды) на основе иллюстративного материала образуют числа в пределах 100, соревнуясь друг с другом.

    При изучении нумерации чисел в пределах 100 задача состоит в том, чтобы научить считать и записывать числа.

    Уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки-игры в основном способствуют закреплению и расширению знаний и представлений, полученных на уроках, проходящих в классе с использованием заданий учебника.

    На уроке математики игра играет роль волшебной палочки, превращая трудные примеры в препятствия на пути к разгадке тайны. А сказочные герои из задач просят о помощи…Разве можно им отказать!

    Ничуть не утомляют детей и проходят на одном дыхании уроки-сказки; когда сюжет развивается все 40 минут, дети принимают участие в рассказывании, и все задания выполняются с большим удовольствием.

    В настоящее время все настойчивее выдвигается задача подлинного развивающего обучения, которое не только бы давало сумму готовых знаний и навыков, но и формировало бы обобщенные умения и способности, дающие возможность овладевать неизвестными ранее способами практической и теоретической деятельности.

    Искусство обучения на современном этапе состоит в том, чтобы подводить учащихся к выполнению все более и более усложняющихся задач. Важно, чтобы обучение вызывало напряжение мысли, давало возможность сделать пусть маленькое, но открытие: найти самостоятельно правило, ответ, решить новую для учеников задачу.

    При обучении математике в начальных классах существуют разные пути поиска новых знаний.

    На этапе объяснения новых знаний ученики осуществляют его на чувственной основе с помощью действий с различными средствами наглядности: предметами, рисунками, схемами, моделями. Преобразуя один вид наглядности в другой, ученики переводят информацию, заложенную в средствах наглядности, на язык математики и словесно описывают подмеченную закономерность, формулируя ее в виде правила, свойства, алгоритма действия.

    Умелое руководство игрой требует мастерства от учителя. Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, продумать методику проведения игры, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске. Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми учитель должен обратить на нее внимание.

    В игре (в этой или иной роли) должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски осуществляет игровую деятельность часть учащихся, то все остальные дети должны выполнять роль контролеров, судей, учителя и т.д. Характер игровой деятельности учащихся зависит от места игры на уроке или в системе уроков (надо сказать, что она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке любого типа).

    Игре свойственны определенный темп, ритм; в процессе ее недопустимы пространные объяснения; правила должны излагаться кратко, доступно, лаконично. Снижает интерес обилие замечаний дисциплинарного характера, пассивное ожидание ребенком своего участия в игре.

    Учитель должен сам показать живой интерес к игре, увлечь учащихся. В некоторых играх он создает ситуацию ожидания, загадочности. Успех игры зависит от того, как учитель ее проводит. Вялость, безразличие улавливается даже младшими школьниками, и интерес детей к игре быстро угасает.

    В игре дети должны себя чувствовать свободно, непринужденно, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности и полноценности.

    В большинстве игр целесообразно вносить элементы соревнования, что повышает активность детей в процессе обучения. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатления. К разбору ошибок надо привлекать слабых учащихся. Форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной.

    При объяснении нового материала или его первичном закреплении целесообразно проводить игру со всем классом.

    В работе со слабыми учащимися целесообразно проводить индивидуальные игры с раздаточным материалом. В своей работе я почти на каждом уроке использую дидактические игры.

    Итак, дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает донести учителю до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на данном конкретном уроке.


    Глава ІІ. Опытно-экспериментальная работа по использованию дидактических игр в обучении математике младших школьников

    2.1 Состояние исследований по использованию дидактических игр на уроках математики

    Использование дидактических игр на уроках математики в начальных классах является одним из важнейших факторов, когда закладываются прочные знания, умения, навыки в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес.

    Я ознакомилась со статьями из журналов "Учитель Башкортостана", "Начальная школа", из различных книг и взяла оттуда интересные данные.

    В своей практике каждый учитель начальных классов применяет дидактические игры на уроках математики. Я сделала обзор журналов.

    Учитель начальных классов, школы № 180 г. Минска, Галина Федоровна Гулякевич считает, что включение в урок дидактических игр и игровых ситуаций делает процесс обучения интересным, создает у ребят бодрое настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снижает утомляемость и поддерживает внимание.

    Уже на первых уроках при ознакомлении с порядковыми отношениями, порядковыми значениями Галина Федоровна широко использует иллюстрации к сказкам "Терем-теремок", "Рукавичка", "Колобок", "Три медведя", "Репка".

    Рассмотрим одну из сказок, которые она предлагает, например, "Репка".

    "Сегодня, мы побываем в гостях у сказки "Репка", - сообщает учитель. - Посмотрим сказку и поможем главным героям". Дети рассматривают иллюстрацию к сказке и одновременно отвечают на вопросы: котогрый по счету, кто первый, второй и т.д., кто последний, кто пришел тянуть репку сначала, кто потом.

    Заканчивая игру, учитель обобщает знания детей: "Вы молодцы, ребята! Вы не только вспомнили, но и закрепили понятия "раньше", "позже", "перед", "за…" (простейшие временные представления), познакомились с порядковым счетом".

    Чтобы игра помогала в овладении знаниями, умениями и навыками, а не просто в выполнении требований учителя, Галина Федоровна планирует ее проведение так, чтобы она не предшествовала обучению ("поиграем, а потом начнем учиться"), не чередовалась с ним (поучимся - поиграем), а стала формой коллективной учебной деятельности.

    Для сознательного, уверенного овладения операцией счета Галина Федоровна считает, что дети должны уверенно знать название и последовательность чисел натурального ряда. Поэтому в подготовительный период использует игры, с помощью которых дети осознают приемы образования каждого последующего и предыдущего числа. На этом этапе применяет такие игры, как "Составим поезд", "Звездное небо", "Почтальон" и т.д.

    При изучении первого десятка одним из трудных вопросов, считает Галина Федоровна, является состав числа. Для закрепления этого материала, она проводит игры: "Угадай", "Открой форточку", "Арифметический лабиринт", "Найди пару", "Войди в ворота", "Лесенка", "Эстафета", "Карусели".

    Ю.М. Колягин, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент АПН; Т.К. Авдеева, кандидат педагогических наук, старший преподаватель Орловского госпединститута, считают, что дидактической игрой полезно пользоваться, так как с помощью них можно сделать учебу "веселым делом". Вместе с тем, все известные дидактические игры, задачи (со спичками, с монетами, задачи-шутки, задачи на разрезание и складывание и т.п.) обладают занимательностью внешней, они полезны не столько сами по себе, сколько будучи "привязанными" к конкретному программному материалу.

    Авторы считают, что в отличие от "внешней" занимательности есть занимательность "внутренняя", тесно связанная с изучаемым материалом. Она вызывает (в связи с изученным) дополнительное напряжение "мысли ребенка", которое дает ему возможность проявить истинный интерес к тому, что он изучает. Внутренняя занимательность - это появление необычных, нестандартных ситуаций с уже знакомыми понятиями, возникновение новых "почему" там, где все казалось бы ясно и понятно (но только на первый взгляд).

    Дружбина Светлана Викторовна, учитель начальных классов МОУ СОШ №1 пгт Серышево Амурской области, считает, что одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету дидактическая игра. Она вызывает у детей интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче понять учебный материал.

     Я использую очень многие игры, например: "Определи маршрут самолета", "Десантники", "Помоги белке найти свое дупло" и др. Они очень известны, но, тем не менее, хочу напомнить, помогают учащимся быть внимательными и незаметно для себя добиваться хороших результатов. Игровые и занимательные задачи способствуют воспитанию интереса к математике, развитию внимания, мышления.

    2.2 Исследование работы по использованию дидактических игр для активизации познавательной деятельности на уроках математики младших школьников

    Для исследования игровой деятельности в процессе обучения, я воспользовалась методами научно-педагогического исследования и для изучения практической стороны нашей работы я обратилась к методам изучения опыта. При изучении педагогического опыта я использовала следующие методы:

    беседа

    анкетирование

    интервьирование

    протоколирование

    Исследование по использованию игровой деятельности в учебном процессе проходили в Тимашевской средней школе.

    Для выяснения целей и задач игры как метода обучения, в каких случаях и на каких этапах она проводится, было проведено анкетирование учителей этой школы. На вопросы анкеты ответили 4 учителя начальных классов: Артамкина Ирина Валерьевна (стаж работы 23 года), Подопригора Елена Владимировна (стаж работы 24 года), Галкина Галина Анатольевна (стаж работы 26 лет), Ермакова Оксана Юрьевна (стаж работы 10 лет).

    Учителям были предложены вопросы анкеты (приложение 1).

    Анализ анкетирования учителей начальных классов показал, что только 2 из 4 постоянно используют постоянно дидактические игры в учебном процессе. От учителей начальных классов, которые никогда не использовали дидактические игры были получены следующие ответы:

    одни считают, что у них уже отработаны свои методы обучения и нет необходимости менять;

    другие полагают, что организовать процесс обучения, используя дидактические игры довольно сложно и более приемлимо организовывать педагогический процесс в форме урока и использовать устоявшиеся методы обучения.

    На  взгляд Артамкиной И.В, использовать игру предпочтительнее на этапе проверки или закрепления учебного материала. По ее словам, анализ результатов проведенных игр показывает, что происходит закрепление и улучшение знаний, развитие психологических качеств учеников, воспитание у учеников правильной речи, умение правильно и логично излагать свои мысли, развитие умения находить оптимальные решения.

    Исходя из своего опыта, Ирина Валерьевна делает вывод, что дети любят игры на уроках, но не всегда выполняют правила. Чаще всего это бывает в групповой игре, где дети пытаются помощь друг другу. В этом случае она не прекращала игровой интерес детей в процессе обучения, но делала более жесткими правила игры.

    По ее мнению, игру нельзя применять в следующих случаях:

    если игра не соответствует уровню развития учащихся, т.е. даже при четком объяснении правил вызывает определенную трудность при их выполнении. На ее взгляд это не способствует закреплению знаний, рассеивает внимание на решение отвлеченных от темы задач;

    если не хотят играть;

    если игра новая - новые игры должны быть проверены.

    Артамкина считает, что игра помогает учащимся развиваться в личностном плане. Это и умение сотрудничать со сверстниками, умение выслушать и принять мнение других и т.д.

    У других сложилось мнение, что математику изучать играя не возможно. У этих учителей видимо не выработано система выявления обучающей роли использования дидактических игр.

    Для того, чтобы понять, как сделать использование игр более эффективным для обучения и воспитания учащихся, как использовать игры и на каких этапах предпочтительнее, мы провели исследование среди учащихся 2 класса Тимашевской средней школы предложив им ответить на вопросы анкеты (приложение 2).

    Анализ ответов учащихся этого класса дал следующие результаты:

    Игра на уроках нравится всем без исключений.

    Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта игра им интересна.

    Дети больше всего любят групповую форму игр. По-видимому это объясняется стремлением к общению со сверстниками, стремлением поделиться с ними своими мыслями, фантазиями, а также утвердить свой авторитет среди товарищей.

    Учащимся может не нравиться игра, в случае, если при организацииигры не учитываются интересы учащихся, содержание игры не соответствует теме урока или увлечением учеников.

    Желание учеников участвовать в игре очень часто зависит от их взаимоотношений с учителем вследствии чего учиетлю необходимо четко продумывать свои действия, прослеживать реакцию учеников на эти действия и выводы.

    Большинству учеников нравится в игре побеждать. По-моему мнению, это стремление к победе обеспечивает обучение и развитие учащихся в игровой деятельности.

    Таким образом, анализ опыта работы учителей начальных классов и исследование игровой деятельности учащихся на уроке позволили мне обнаружить следующие негативные стороны в использовании игр в процессе обучения:

    Во-первых, нередко объяснение правил и демонстрация игры занимает много времени (особенно у учителей с небольшим опытом организации и т.д.). Часто это приводит к тому, что дети не успевают за оставшиеся время изучить или закрепить материал;

    Во-вторых, нередко нарушается механизм игры, т.е. нарушается строгий порядок выполнения игровых действий. Чаще всего это наблюдается в групповых и коллективных формах игр, что приводит к путаницам, а главное к сомнительным результатам;

    В-третьих, после проведения игр (и это особенно касается младших и средних классов) бывает трудно восстановить дисциплину в классе, на что жалуются учителя, к которым приходят дети на следующий урок;

    В-четвертых, при проведении парных, групповых, коллективных форм игры соревнования между детьми, бывает, перерастает в нездоровое соперничество, что не всегда успевают заметить учителя, а тем более предотвратить. Это приводит к испорченным взаимоотношениям между детьми вне игры. Таким образом, анализ наблюдений за игровой деятельностью и ее результатов позволил выявить, что использование игровых форм обучения не всегда является эффективным методом для укрепления или расширения знаний.

    2.3 Опытно-экспериментальная работа по использованию дидактических игр на уроках математики в начальных классах

    Мною был проведен эксперимент, главной целью которого было выяснение, как дидактические игры развивают познавательную деятельность.

    Для экспериментальной работы была выбрана база исследования МБОУ СОШ №1 г.Тимашевска. Экспериментальная работа проводилась во 2 «Д» классе по программе М.И. Моро (1 - 4). Учитель – Федорченко Марина Александровна. В экспериментальную вошли 6 человек.

    Экспериментальная работа состоит из 3 этапов:

    констатирующий этап

    формирующий этап

    контрольный этап

    Каждый из этапов имели свои цели:

    Целями констатирующего этапа эксперимента явились:

    Выявить пробелы в знаниях младших школьников;

    Выявить, насколько учащиеся смогут самостоятельно решить задачи.

    При проведении констатирующего этапа эксперимента младшим школьникам предложена была следующая работа:

    Иванушке 5 лет, он младше Аленушки на 4 года. Сколько лет Аленушке?

    "Одуванчик".

    Жил-был на свете грустный одуванчик. Грустил он оттого, что лепестки у него опали, а пушинки, как у других, никак не вырастали. Мы можем помочь.

    После решения примеров пушинки вставляются в прорези - получается пушистая голова одуванчика.

    ☼ 7 + 3 - ☼ 23 + 2

    ☼ 2 - 2 - ☼ 13 - 2

    ☼ 5 + 5 - ☼ 15 + 6

    ☼ 4 - 1 - ☼ 17 + 2

    Поведет Ивана-царевича волшебный клубочек, но до него нужно добраться по лабиринту чисел (по возрастанию).

    38 + 2 65 + 5 28 + 2

    46 - 4 87 - 3 39 - 6

    46 + 40 87 + 10 39 + 30

    82 + 8 56 + 6 76 + 4

    100 - 20 50 + 30 90 - 40

    75 - 5 91 - 90 83 - 3

    59 - 30 36 - 2 49 - 3

    59 - 3 36 - 20 49 - 30

    Текст письменной работы составили по учебнику, рассмотрим результаты констатирующего этапа исследования.

    По результатам письменной работы ученики получили оценки:

    "5" - 2 ученика - 33,3%

    "4" - 1 ученик - 16,6%

    "3" - 2 ученика - 33,3%

    "2" - 1 ученик - 16,6%

    Диаграмма 1.

    Только 2 из учеников смогли решить задания правильно без ошибок. По результатам констатирующего этапа эксперимента заметно, что ученики слабо решают задания, они не достаточно подготовлены.

    На формирующем этапе проводим дидактические игры для развития интереса, активности, деятельности.

    Интерес - это форма проявления познавательной потребности обеспечивающая направленность личности на осознавшие целей деятельности и тем самым способствующие ориентировке, ознакомлению с новыми фактами более полному и глубокому отображению действительности. Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. Различают непосредственный интерес вызываемый привлекательностью объекта и опосредствованный интерес к объекту как к средству достижения целей деятельности. Устойчивость интереса выражается в длительном его сохранении и интенсивности. В педагогике проблема интереса воспитанника в процессе его обучения и воспитания всегда была и остается актуальным. Пробуждение и сохранение интереса у учащихся в учебно-воспитательном процессе способствует его гуманизации и продуктивности.

    "Познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности".

    Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них.

    Познавательный интерес представляет собой сплав, важнейший для развития личности, психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных интересов, проявляется:

    активный поиск;

    догадка;

    исследовательский поиск;

    готовность к решению задачи.

    Познавательный интерес - один из самых значимых мотивов учения. В общей структуре мотивации познавательной деятельности этот мотив раньше других осознается учеником, который, не задумываясь, может указать на интересный и неинтересный ему школьный предмет, на интересный или неинтересный урок.

    Действие познавательного интереса как мотива учения бескорыстно. Если это реально действующий мотив, то ему подчиняется деятельность на уроке, досуг, общение. Познавательная деятельность становится воодушевленной, свободной и легкой. Снимается проблема школьной перегрузки.

    Развитие познавательного интереса способствует росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, сознательно их регулировать.

    Одним из средств поддержания и развития познавательного интереса на ранних стадиях его становления является игра. Игра служит активному обучению, нейтрализует перегрузки, способствует разрядке напряженности, создает благоприятную атмосферу учебной деятельности, повышает эффективность процесса обучения. Игра может иметь место на различных этапах урока: в его начале - для концентрации внимания, в середине - для не­большой разрядки, в конце - для повторения. Игры могут быть различными как по содержанию предлагаемого материала, так и по форме их проведения: игры-соревнования, игры - математические бои, игры-эстафеты, лото, кроссворды.

    Дидактические игры вызывают детей живой интерес к процессу познания, и помогает им усвоить любой учебный материал.

    Познавательная активность - деятельное состояние личности, которая характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. Физиологические основы познавательной активности является рассогласовывание между сегодняшней ситуацией и прошлым опытом. Различают 3 уровня познавательной активности - воспроизводящая, интерпретирующая, творческая.

    В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение учителя активно руководить ею. Активно управляемый учебный процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей школьников, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого учащегося. Одни считают, что "познавательная активность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении". Другие считают, что активизация познавательной деятельности сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями и навыками. Во втором случае речь идёт о самостоятельной деятельности учителя и учащихся, а в первом случае в понятие познавательной активности автор включил интерес, самостоятельность и волевые усилия школьников.

    Познавательная активность включает:

    1. Мотивы и цели деятельности.

    2. Интерес к предмету.

    3. Внимание к изучаемому объекту.

    4. Волевые усилия.

    5. Положительные эмоции.

    6. Творческую самостоятельность.

    7. Владение необходимыми способами и приёмами познавательной деятельности.

    8. Оптимальный ритм и режим работы, обеспечивающей полное овладение нужными знаниями, умениями и навыками.

    Среди приёмов и методов обучения, применяемых в школьном курсе математике, репродуктивный путь усвоения знаний обеспечивает информационно-рецептивное (объяснительно-иллюстрированное), алгоритмизированное и программированное обучение, а продуктивный путь - проблемное обучение, эвристический и исследовательский методы.

    Первые способствуют развитию познавательной активности при условии сочетания их со вторыми. Остановимся на характеристике вторых методов.

    Метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание проблемных ситуаций, формулировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Её задача - направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.

    Активная мыслительная деятельность всегда связана с решением определённого задания. Мыслить человек начинает, если у него возникла потребность что-то понять, что-то осуществить. Мышление начинается с проблемы или вопроса, удивления противоречия. Проблемной ситуацией определяется привлечение личности к мыслительному процессу, который всегда направлен на решение некоторой задачи.

    Основой познавательной активности является:

    1. Адаптация, приспособление детской психологии к созданным на уроке условиям.

    2. Стимулирование учебной деятельности учащихся.

    3. Преодоление противоречий между познавательными и практическими заданиями, выдвигаемыми ходом обучения.

    Некоторые ученые определяют процесс познавательной активности младших школьников как целенаправленную деятельность, ориентированную на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе. Понятие "развитие" общепризнанно в педагогике и психологии. Д.Б. Эльконин отмечает: "развитие характеризуется, прежде всего, качественными изменениями психических функций, возникновением в ней определенных новообразований. Развитие состоит в качественных преобразованиях различных системных процессов, что приводит к возникновению отдельных структур, когда одни из них отстают, другие забегают вперед".

    Основой развития познавательной активности служит целостный акт познавательной деятельности - учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта.

    Фрагмент 1.

    Тема: Письменные приёмы вычитания двузначных чисел вида 50 - 32.

    Цель:

    1. Закреплять приёмы письменного вычитания двузначных чисел вида 50-32; отрабатывать вычислительные навыки;

    Повторение устной и письменной нумерации чисел в пределах 100;

    Развивать умение решать задачи изученных видов; навыки логического мышления; воспитывать познавательную активность.

    Сегодня на уроке мы закрепляем приёмы письменного вычитания, когда надо от круглого числа отнять двузначное число, отрабатывать вычислительные навыки и решать задачи изученных видов.

    1. Устный счёт.

    уменьшаемое 40, вычитаемое 5. Найти разность. (35)

    увеличить 36 на 15. (51)

    уменьшить 70 на 14. (56)

    найти сумму чисел 26 и 16. (42)

    первое слагаемое 40, второе 21. Сумма. (61)

    2. Задача: Маша гостила у бабушки 4 недели и 5 дней. Сколько дней гостила Маша у бабушки? (33)

    3. Тестирование.

    Даны цифры 35 51 56 42 61 33. Сделайте следующую задачу.

    1. Отметьте число, в котором 5 ед. (35)

    2. Отметьте число, которое стоит между числами.35 и 56 (51)

    3. Отметьте число, которое следует за числом 51 (56)

    4. Отметьте число, в котором количество единиц на 2 меньше, чем десятков. (42)

    5. Отметьте число, в котором 6 дес. (61)

    6. Отметьте число, наименьшее в данном ряду. (33)

    7. Отметьте число, наибольшее в данном ряду. (61)

    8. Отметьте число, в котором 4 дес.2 ед. (42)

    9. Отметьте число, в котором 5 дес.6 ед. (56)

    10. Отметьте число, в котором количество дес. равно количеству ед. (33)

    4. - Давайте послушаем историю колоска.

    Колосок знаний.

    Однажды мне знакомый подарил мне маленькое зернышко. Из него вырос тоненький высокий стебелек, а вот колоска не было Волшебник рассказал, что это - колосок знаний. Он заполняется зернами, если кто-то выполнит задание. Интересно посмотреть на это (колосок заполняется зернами).

                                                                  Вырос в поле колосок:

                                                                 Он и тонок, и высок.

                                                                 Что-то новое узнаешь –

                                                             

        Полный колос получаешь.

    Молодцы, что помогли колоску наполнится зернами.

    5. а) В одной корзине 37 лимонов, а в другой 33 лимона. Продали 24 лимона. Сколько лимонов осталось?

    1) 37 + 33 = 70 (л)

    2) 70 - 24 = 46 (л)

    Проверка фронтально:

    Что узнали в 1-ом действии? Каким действием?

    Во втором? Каким действием?

    б) В парке 90 деревьев. Из них 37 лип, 36 клёнов, а остальные - дубы.

    Сколько дубов в парке?

    1) 37 + 36 = 73 (лип и клёнов)

    2) 90 - 73 = 17 (дубов)

    Проверка: один ученик рассказывает условие и решение задачи.

    Поднимите руку, кто так же решил задачу.

    Деятельность - форма психической активности личности, направленное на познание и преобразование мира и самого человека. Деятельность состоит из более мелких единиц - действий, каждому из которых соответствует своя частная цель или задача. Деятельность включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат.

    Для активизации познавательной деятельности учащихся учителя используют проблемные и игровые ситуации, поощрения, стимулирование, эмоциональное воздействие, усиление требовательности и контроля, внедрение оптимального ритма и режима работы для каждого учащегося, приёмы снятия усталости, рассказы о способах и приёмах запоминания и усвоения материала из истории развития науки, об особенностях творчества учёных-математиков, о возможных путях применения на практике данной отрасли знаний.

    Тема: Числа от 1 до 100.

    Цель:

    Закрепить вычислительные навыки учеников;

    Развивать познавательную активность;

    Воспитывать внимательность, смекалку.

    1. "Веселый счет".

    Чтоб на славу нам сегодня отдохнуть,

    Начинаем занимательный наш путь!

    Ждет забава - не дождется храбрецов,

    Вызываю добровольцев - удальцов!

    Задание: показать числа от 1 до 20.

    В порядке увеличения;

    В порядке уменьшения.

    Вам понравилась задача?

    Да.

    Давайте поиграем в игру "Угадай". Я вам называю числа, а вы говорите из каких слагаемых состоит это число. Выигрывает тот, кто больше предложить вариантов. Например: число 7?

    5 + 2

    3 + 4

    1 + 6

    Правильно. Число 10?

    5 + 5

    2 + 8

    3 + 7

    1 + 9

    6 + 4 …

    Молодцы. Правильно.

    3. Цифры вышли веселиться,

    Пляшет двойка с единицей

    К ним четверка подошла,

    Тройку за руку взяла.

    Вслед за ней спешат пятерка

    И с шестеркою семерка.

    А восьмерка, взяв девятку,

    Вместе с ней пошла в присядку.

    124351689

    Какое число получается, если все цифры сложить? (45)

    Поудобнее садитесь,

    Не шумите, не вертитесь.

    И внимательно считайте,

    А спрошу вас - отвечайте!

    3 0 1 2 7 8

    Какое из чисел надо отнять от суммы этих чисел, чтобы получилось 21 (9; 30 - 9 = 21).

    "Хитрые задачки".

    Пусть острей кипит борьба,

    Сильней соревнование.

    Успех решает не судьба,

    А только ваши знания.

    У семерых братьев по одной сестре. Сколько детей в семье? (8).

    У Вали было три яблока. Она съела все, кроме двух. Сколько яблок осталось у Вали? (2)

    У паука 4 пары ног. Сколько всего ног у паука? (8)

    Коля выше Пети, но ниже Васи. Кто из них самый высокий? (Вася)

    Два сына два отца съели 3 яйца. Сколько яиц съел каждый? (1)

    "Волшебные примеры".

    Приучайтесь думать точно!

    Все исследуйте до дна!

    Вместо точек на листочке

    Цифра верная нужна!

    Я подсказывать не буду

    Никаких ее примет.

    Но ОДНА и ТА ЖЕ ВСЮДУ

    Даст вам правильный ответ.

    +         2 0

    2 2

    На формирующем этапе ученики активно включались в работу и старались не ошибаться, каждый хотел говорить правильный ответ.

    На третьем, на контрольном этапе, мы даем задания для развития познавательной деятельности.

    Математический ребус.

    + * * + * 3 7 + 5 8

    2 0 * _2 3 _* *

    2 * 2 2 * 0 8 5

    В квартире живут живут 2 мамы, 2 дочки и бабушка с внучкой. Сколько человек живет в квартире? (3)

    Заполни пропуски.

    9 =  +  10 =  +  17 =  + 

    Когда Винни-Пух подарил ослику Иа 1 горшочек с медом, то у него осталось 5 горшочков с медом. Сколько горшочков с медом у Винни-Пуха было?

    Рассмотрим результаты контролирующего этапа исследования.

    По результатам письменной работы ученики получили оценки:

    "5" - 3 ученика - 49,8%

    "4" - 2 ученика - 33,3%

    "3" - 1 ученик - 16,6%

    На контрольном этапе видно, что результаты улучшились. С помощью дидактических игр мы активизировали младших школьников, у них повысился интерес к математике, желание решать все новые и новые задания.

                                                    Заключение

    В процессе работы  на основе рассмотренной психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, а также исследования, я пришла к выводу, что в педагогической работе большое внимание уделяется дидактической игре на уроке и выявлено ее существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся начальных классов.

    Проведя и проанализировав  исследования, я выявила, что дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на данном конкретном уроке.

    В ходе проделанной  работы, я сделала вывод, что дидактическая игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основой ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.

    Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удается сконцетрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

    Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой дети успешно усваивают математические понятия и решают данные задания.

                                         

    Пиложения

    Приложение 1

    Предложенные учителям вопросы анкеты:

    Используете ли вы игры в педагогическом процессе?

    Какие формы игры вы считаете наиболее успешными в учебном процессе?

    В каких случаях вы используете игру?

    На каких этапах урока предпочтительнее на авш взгляд использовать игру или ее элементы?

    Какую цель вы чаще всего преследуете, используя дидактическую игру?

    Считаете ли вы целесообразным использовать игру на уроке?

    Каких результатов чаще всего вы хотите добиться и удается ли вам это сделать?

    Любят ли дети все правила игры?

    В каких случаях не нужно применять игры?

    Какие психологические качества ребенка развивает игра?

    Целесообразно ли использовать игру для развития качеств личности учащегося?


    Приложение 2

    Вопросы анкеты предложенные ученикам:

    Нравиться ли тебе, когда учитель использует на уроке игру?

    Как часто ты бы хотел, чтобы игра использовалась на уроке?

    Какую форму игры ты любишь больше: индивидуальную, групповую или парную?

    Бывают ли случаи, когда тебе не нравится игра и почему?

    Зависит ли твое желание от учителя, использующего игры?

    Что тебе больше нравится в игре?


    Конкурс "Реши кроссворд".

    По горизонтали:

    2. Ha руке и на стене

    И на башне в вышине

    Ходят с боем и без боя,

    Всем нужны, и нам с тобою.

    3. Двенадцать братьев

    Друг за другом ходят,

    Друг друга не обходят.

    4. Что за птицы прилетают -

    По семерке в каждой стае,

    Вереницею летят,

    Не торопятся назад?

    По вертикали:

    1. Годовой кусточек

    Каждый день роняет листочек.

    Год пройдет -

    Весь лист опадет.

    Ответы:

    По горизонтали: 2. Часы.3. Месяцы.4. Дни.

    По вертикали:

    1. Календарь.

    Конкурс "Осколки".

    Учитель прикрепляет на доску рисунок аптечного пузырька и разнообразные "осколки". Некоторые из них совпадают по форме с пронумерованными частями…

    Учитель.

    Найдите к каждому осколку точно такую же по форме часть на пузырьке. Запишите пары одинаковых частей. Какие два осколка не имеют пары и остались лишними?

    Конкурс "Числовые ребусы". За разгаданный ребус - 1 балл.

    (Листок)

    (Стрижи)

    (Семья)

    (Пятница)

    (Постовой)

    (Родина)

    Подведение итогов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактическая игра на уроках математики как средство формирования вычислительных навыков у младших школьников с нарушениями интеллекта.

    Статья посвящена проблеме формирования вычислительных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями. В ней рассказывается о возможности применения дидактических игр на разных этапах урока математики...

    Специфика работы учителя по формированию познавательных интересов у младших школьников на уроках

    Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не являе...

    Презентация "Формирование познавательного интереса у младших школьников на уроках математики"

    Презентация "Формирование познавательного интереса у младших школьников на уроках математики"...

    Курсовая работа "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у младших школьников" и конспекты уроков математикис применением дидактических игр.

    Данная курсовая работа показывает эффективность применения дидактических игр на уроках математики, а конспекты подтверждают практическое применение игр на уроках в начальной школе. ...

    Выступление на ШМО «Интерактивные игры на уроках, как средство развития познавательной активности у младших школьников»

    Выступление на ШМО «Интерактивные  игры на уроках, как средство развития познавательной активности у младших школьников»...

    Буклет " Игры и развивающие упражнения - как средство формирования УУД младших школьников"

    Работа в рамках ФГОС предполагает развитие у учащихся, воспитанников универсальных учебных действий, то есть умения учиться  (способность  субъекта к саморазвитию  и самосовершенствован...