ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Склярова Нина Константиновна

Использование новых технологий при обучении в школе является объективной потребностью, продиктованной требованиями современного общества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_vkr_sklyarova.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Склярова Н.К.,

Язык – это  один из носителей культуры каждого народа. Поскольку именно с помощью языка культура передаётся из поколения в поколение.

Русский язык принадлежит не только к числу наиболее распространенных, но и наиболее развитых языков мира, отличаясь богатством и разнообразием словаря, яркой способностью передавать тончайшие оттенки мыслей и эмоций человека.

Состояние русского языка в настоящее время представляет собой глобальную проблему для всего общества. Люди перестают задумываться о том, как правильно употреблять слова в своей письменной и устной речи, пренебрегают постановкой  знаков препинания или вовсе не знают правил их использования.

Результат такого халатного обращения с родным языком мы можем видеть и слышать во всех СМИ. Это следствие того, что люди не заинтересованы в изучении русского языка, как предмета, начиная со школьной скамьи.

Можно предположить, что частично решить проблему возможно, применяя интерактивные задания на уроках русского языка. По нашему мнению, интерактивные задания являются неотъемлемой частью современного образовательного процесса, так как информационно-коммуникационные технологии прочно вошли во все сферы жизни человека. [2, c.85]

С помощью визуализации информации, её намного легче донести до младших школьников. Одним из наиболее эффективных приемов повышения познавательного интереса к учебному предмету можно считать использование интерактивных заданий. Это и стало основой для нашего  исследования на примере уроков русского языка. Основным предметом исследования стал познавательный интерес младших школьников. Так как, младший школьник находится в новых для него условиях – он включен в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой высоко или низко оцениваются учителем. От школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика непосредственно зависит в этот период развитие его личности.[1, c.78]

Яркие различия у младших школьников наблюдаются в области познавательных интересов. Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко, обычно он сочетается с ранним развитием специальных способностей. Формирование познавательных интересов у младших школьников происходит в форме любопытства, любознательности с включением механизмов внимания. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется у младших школьников интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания. [3, c.45]

На этой основе и могут сформироваться у младшего школьника мотивы к изучению данной дисциплины и ответственное отношение к учебному процессу. Учитель должен воспитывать именно такие мотивы учения, добиваться осознания обучающимися общественного значения учебной деятельности.

Использование новых технологий при обучении в школе является объективной потребностью, продиктованной требованиями современного общества. Обучающийся находится в ситуации, когда он только читает, слышит, говорит об определенных областях знания, занимая лишь позицию воспринимающего.

Китайская притча гласит:

«Скажи мне – и я забуду;

покажи мне – и я запомню;

дай сделать – и я пойму»

Можно сделать следующий вывод – для обучающихся более эффективным методом познания будет наглядное представление нового материала или закрепление данного материала  с помощью включения обучающегося в процесс деятельности. Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения.[4, c.26]

Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо  или чем-либо. Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, обучение в форме диалога, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося.  Одним из примеров интерактивных технологий является внедрение в процесс обучения интерактивных заданий. Они  позволяют разнообразить фронтальную форму работы на уроках. Они также помогает сочетать фронтальную работу с индивидуальной в рамках традиционной классно-урочной системы,  помогают донести информацию до каждого ученика  в классе. Этот визуальный ресурс способствует изложению нового материала очень живо и увлекательно, предоставляет возможность работы с текстом при его разборе или анализе, а так же с отдельными предложениями помогает на уроках русского языка. При изучении правил, для достижения результата запоминания их, есть возможность также деформировать предложения или допускать пропуски в них, при заполнении, которых мы добиваемся результата закрепления правила.

Проводя уроки с использованием интерактивной доски,  видны восхищённые глаза учащихся, с её помощью легко вовлечь ребят в образовательный процесс. Применение на уроках интерактивной доски помогает создать действие и динамику. Интерактивность – это дополнительный инструмент, при умелом пользовании которым можно добиться глобальных результатов.

На практике нами был проведён эксперимент в виде 8 занятий в 3 классе.

На первом занятии было проведена диагностика  с целью выявления у обучающихся уровня познавательного интереса к урокам русского языка. Проанализировав полученные результаты, мы выявили, что 36 % обучающихся проявили познавательный интерес к русскому языку, а остальные 64% проявили познавательный интерес к другим дисциплинам.
Результаты данной диагностики показали, что в данном классе имеются обучающиеся, у которых  уровень познавательного интереса к урокам русского языка низкий. Данные обучающиеся и вошли в группу опытно-экспериментальной работы.

Далее, на уроках русского языка, с учетом полученных результатов, были использованы интерактивные задания для повышения уровня познавательного интереса к этой дисциплине.

Для  исследования были созданы интерактивные задания  к урокам русского языка разных видов: «Найди пару», «Кроссворд», «Мозаика», «Выбор одного верного ответа», «Заполни пропуски» и т.д. Каждое задание было тщательно подобрано к каждой теме урока и направлено на отработку правил и закрепление нового материала  в системе знаний.
            Применение необычной подачи материала и его закрепления на уроках вызвало у обучающихся неподдельный интерес. Благодаря данным заданиям нам удалось сосредоточить внимание обучающихся на данном предмете и повысить уровень их интеллектуальной активности, так как  они выполняли упражнения с удовольствием, и возникала потребность в дополнительных заданиях.

На последнем занятии мы проверили контрольную диагностику.
Результаты данной диагностики показали, что  уровень познавательного интереса у учащихся 3-2 класса к урокам русского языка возрос, так как уроки русского языка с использованием интерактивных заданий у учащихся вызвали интерес и положительные эмоции. Интерактивные задания облегчили учащимся период закрепления нового материала. А это свидетельствует о положительной динамике.

Рисунок 1. Результаты контрольной оценки познавательного интереса учащихся 3 класса к русскому языку

В заключении хочется отметить, что обучение с помощью интерактивной доски мало чем отличается от привычных методов преподавания. Основы успешного проведения урока одни и те же, независимо от технологий и оборудования, которое использует педагог. Однако, прежде всего, любой урок с применением интерактивной доски должен иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех проблем моментально. Использование интерактивной доски на уроке помогает решить такие задачи, как мобилизация психической активности учащихся, введение новизны в учебный процесс, повышение интереса к уроку, увеличение возможности непроизвольного запоминания материала, выделение в материале главного и его систематизации.

Для более успешного обучения младших школьников были изобретены интерактивные доски. Использование интерактивных досок на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Применение интерактивных досок на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся, формирует навык исследовательской деятельности, способствует повышению качества образования.

Список использованной литературы:

1. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А. К. Маркова. - М.: Просвещение, 2013. – с. 96

2. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. - М.: Издательский центр «Академия», 2013.- с. 130

3. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: 1971; он же. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 2013.- с. 85

4. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. – М.: Триада, 2013, - 142 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у младших школьников" и конспекты уроков математикис применением дидактических игр.

Данная курсовая работа показывает эффективность применения дидактических игр на уроках математики, а конспекты подтверждают практическое применение игр на уроках в начальной школе. ...

Статья "Развитие познавательного интереса у младших школьников с задержкой психического развития посредством дидактических игр на уроках русского языка"

 Проблема развития познавательного интереса у младших школьников разрабатывалась в трудах философов, педагогов и психологов – А. С. Белкина, Х. Ж. Ганеева, В. А. Гусева, В. А. Крутецкого, ...

«Современное образование. Игра на уроках русского языка как средство развития орфографической зоркости у младших школьников»

Формирование орфографической грамотности - главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников....

Лингвистические задания по русскому языку, как средство развития познавательного интереса учащихся.

В презентации представления примеры упражнений на уроках русского языка....

Дидактические игры как средство развития познавательного интереса у младших школьников с ОВЗ.

Чтобы повышать качество знаний по предмету, необходимо, чтобы уроки вызывали у детей интерес. А как этого добиться?...