Статья "Развитие познавательного интереса у младших школьников с задержкой психического развития посредством дидактических игр на уроках русского языка"
статья (2 класс) на тему

Бабикова Екатерина Юрьевна

   Проблема развития познавательного интереса у младших школьников разрабатывалась в трудах философов, педагогов и психологов – А. С. Белкина, Х. Ж. Ганеева, В. А. Гусева, В. А. Крутецкого, И. Я. Ланиной, Л. М. Фридмана, Г. И. Щукиной и др.

   Альтернативным решением данного вопроса является использование дидактических игр в учебном процессе, оказывающих благотворное влияние на развитие личностно-мотивационной сферы учащихся, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает её, и учащихся, требующих, специальной коррекционной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е.Ю. Бабикова,

Г. Челябинск

Развитие познавательного интереса у младших школьников с трудностями в обучении посредством дидактических игр на уроках русского языка

   В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность, в процессе которой происходят наиболее значимые достижения в развитии младших школьников.

В основе учебной деятельности лежит развитие познавательного интереса обучающихся.

 Г. И. Щукина писала: «Познавательный интерес – глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов».

Развитие познавательного интереса особенно актуально в системе коррекционно–развивающего обучения, как личностно–ориентированного, субъективного образования.

Наблюдения физиологов, психологов показывают, что среди детей младшего школьного возраста есть дети, которые в силу индивидуальных и психофизиологических особенностей трудно адаптируются к условиям школьной жизни, частично справляются (или не справляются вовсе) с учебной программой. Таких детей называют   «дети с трудностями в обучении».

 Дети с трудностями в обучении - это основной контингент стойко неуспевающих учеников начальной школы. К категории детей с трудностями в обучении относятся дети, имеющие все варианты задержки психического развития (конституционного генеза, соматогенного генеза, психогенного генеза, церебрально – органического генеза).Для таких детей характерна ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности,  наблюдается низкий уровень развития познавательного интереса.

             Альтернативным решением данного вопроса является использование дидактических игр в учебном процессе.    Дидактическая игра – это занимательная для субъекта учебная деятельность в условных ситуациях.   Она  оказывает благотворное влияние на развитие личностно-мотивационной сферы учащихся, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает её, и учащихся, требующих, специальной коррекционной работы.

              Проблема исследования заключается в обосновании и систематизации дидактических игр, применение которых на уроках русского языка гарантирует развитие познавательного интереса у младших школьников с трудностями в обучении.

              Постановка проблемы определило тему исследования: «Развитие познавательного интереса у младших школьников с трудностями  в обучении посредством дидактических игр на уроках русского языка».

              Исходя из темы  исследования, я ставила перед собой следующую цель: подобрать, систематизировать, апробировать комплекс дидактических игр, способствующих развитию познавательного интереса у младших школьников с трудностями в обучении на уроках русского языка.  

               На основании цели исследования мною выдвинута гипотеза исследования: предполагаем, что систематическое, использование дидактических игр на уроках русского языка способствует развитию познавательного интереса у младших школьников с трудностями в обучении.

                Объектом исследования является: развитие познавательного интереса младших школьников с трудностями в обучении на уроках русского языка.

                Задачи, которые необходимо было решить в ходе исследования следующие:

  1. Подобрать, изучить, проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
  2. Раскрыть особенности познавательного интереса у младших школьников с трудностями в обучении.
  3. Определить роль дидактических игры как средства развития познавательного интереса у младших школьников с трудностями в обучении.
  4. Реализовать методы диагностического инструментария определения уровня развития познавательного интереса у младших школьников с трудностями в обучении.
  5. Экспериментально проверить эффективность и целесообразность использования дидактических игр на уроках русского языка, способствующих развитию познавательного интереса.

         Мною была проведена опытно-экспериментальная работа.   Эксперимент проводился на базе МОУ СОШ № 39 в специальном (коррекционном) классе VII вида (2 класс).

          Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенный комплекс дидактических игр может быть использован учителем и учащимися с трудностями в обучении на уроках русского языка.

            Исходя из этого, я выдвинула следующие задачи экспериментального исследования:

  1. Определить уровень развития познавательного интереса у младших школьников с трудностями в обучении посредством дидактических игр;
  2. Провести формирующий эксперимент, направленный на развитие познавательного интереса у младших школьников с трудностями в обучении;
  3. Определить уровень развития познавательного интереса у  младших школьников с трудностями в обучении после проведения формирующего эксперимента;
  4. Провести сравнительный анализ полученных результатов.

            Работая над выбранной темой, я применяла следующие методы исследования:

  • Метод педагогического анкетирования;
  • Метод обработки данных;
  • Метод педагогического наблюдения.

           Для определения уровня развития познавательного интереса у младших школьников с трудностями в обучении использовались следующие методики:

  1. Методика «Познавательный интерес».
  2. Методика «Что нам интересно».
  3. Методика выявления влияния возможностей развития познавательных интересов у учащихся (методика успеха).

        Для определения уровня развития познавательного интереса у младших школьников с трудностями в обучении для каждой методики мною были разработаны критерии.

   Методика: «Познавательный интерес»

Уровни развития познавательного интереса

Критерии характера познавательного интереса

Высокий

Характер познавательного интереса широкий

Средний

Характер познавательного интереса связан со школьной программой

Низкий

Характер познавательного интереса развлекательный

Методика: «Что нам интересно?»

Уровни развития познавательного интереса

Критерии уровня развития познавательного интереса

Высокий

Ответил на все вопросы, полный ответ

Средний

Ответил на 3-4 вопроса, неполный ответ

Низкий

Ответил на 1-2 вопроса, неполный ответ

Методика успеха

Уровни развития познавательного интереса

Критерии уровня развития познавательного интереса

Высокий

Проявили интерес при выполнении третьей серии задач и справились с их решением

Средний

Проявили интерес к третьей серии задач, но не справились с их решением из-за недостатка в знаниях или сообразительности

Низкий

К третьей серии задач остались равнодушными

    На основе проведённого исследования выделились пятеро учащихся, которые находятся на низком уровне развития познавательного интереса(45,5%); пятеро учащихся находятся на среднем уровне развития познавательного интереса(45,5%); один учащийся находятся на высоком уровне развития познавательного интереса(9,1%).

С целью повышения познавательного интереса на уроках русского языка я использовала дидактические игры. Дидактические игры были систематизированы по темам. Например, тема: «Слова, отвечающие на вопросы кто? что?» («Пиши – не спеши», «Живой – неживой», «Наборщики»); тема: «Правописание слов с безударными гласными» («Помогите Незнайке», «Быстрый ответ», «Е и Ё»).

В ходе эксперимента наблюдала, что у всех учащихся появилась положительная мотивация. У двух детей уровень познавательного интереса повысился с низкого на средний (18%).            

Следовательно, если систематически и целенаправленно использовать дидактические игры на уроках русского языка, то это будет способствовать развитию познавательного интереса у младших школьников с трудностями в обучении.

Таким образом, дидактические игры развивают познавательный интерес у младших школьников с трудностями в обучении и способствуют лучшему усвоению знаний, умений, навыков.

Библиографический список

1.Кумарина Г. Ф. Дети группы риска. Современная педагогика  [Текст] / Кумарина Г. Ф.  – 1991 - № 11.

2.Кумарина Г. Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании. [Текст] / Кумарина Г. Ф.  – Москва - 2001.