Выступление на "Ярмарке идей в секции работа с отстающими по теме: "Формирование познавательных УУД у младших школьников с задержкой психического развития"
методическая разработка

Юртайкина Ольга Александровна

Выступление на "Ярмарке идей  в секции работа с отстающими по теме: "Формирование познавательных УУД у младших школьников с задержкой психического развития"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost_temy_proekta.docx46.87 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение……………………………………………………………….........

  2

1.Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития

2. Технология формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития

Заключение…………………………………………………………………...

Список использованных источников………………………….……………

5

9

15

16

Введение

Актуальность темы проекта.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей на этапе школьного обучения. Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, которые отражают переход России от индустриального к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

В связи со стихийностью и зачастую не прогнозируемостью результатов развития детей со своей остротой встаёт задача целенаправленного управляемого формирования системы познавательных универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. На важность формирования у младших школьников общеучебных умений указывали Ю. К. Бабанский, JI. C. Выготский, П. Я. Гальперин, H. A. Лошкарева, A. A. Люблинская, К Д. Ушинский, С. Т. Шацкий. Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали Д. В. Воровщиков, Г. К. Селевко, Д. В. Татьянченко, A. B. Усова.

Программа, формирующая общеучебные умения и навыки учащихся, впервые была предложена Д. Б. Элькониным и его учениками: В. В. Давыдовым, Л. Е. Журовой, B. В. Репкиным, Г. А. Цукерманом. Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, O. A. Карабановой.

Анализ литературы по теме проекта показал, что, несмотря на то, что педагогикой и психологией накоплено достаточное количества материала, характеризующегося своим многообразием научных подходов в изучении проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий, и позволяющих сделать его обобщение, и произвести переоценку сложившихся теоретических взглядов и технологических подходов, нельзя сказать, что научная проблематика внутри этой сложной проблемы исчерпана. Нужно отметить, что, наряду с наличием научных и практических наработок, и признанием необходимости формирования познавательных универсальных учебных действий, учителя сталкиваются с недостаточностью практических наработок при формировании компонентов познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе.

Формирование способности и готовности учащихся реализовать познавательные универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно – воспитательного процесса в начальной школе. Безусловно, материалы всех учебных предметов обеспечивают формирование познавательных универсальных учебных действий, ностепень их сформированности у учащихся с задержкой психического развития остается нанизком уровне. Все это и обусловило актуальность темы проекта.

Цель проекта: представить программу, направленную на формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе.

Объект проекта: процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития.

Предмет проекта: познавательные универсальные учебные действия у младших школьников с задержкой психического развития.

Цель, объект и предмет исследования позволили сформулировать гипотезу, которая заключается в том, что осуществление коррекционно – педагогической работы по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников с задержкой психического развития посредством специально разработанной программы, будет способствовать развитию и формированию указанных действий данной категории детей.

В соответствии с целью и гипотезой проекта были определены следующие задачи:

  1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
  2. исследовать уровень сформированностипознавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития;

3. разработать и представить программупо формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития;

4. выявить динамику формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития по результатам проведенных коррекционно-развивающих занятий, в рамках данной программы.

Практическая значимость проекта состоит в разработке и апробировании программы, направленной на целенаправленное развитие познавательных универсальных действий у учащихся, имеющих задержку психического развития. Данная программа будет полезна для использования учителями начальных классов, а также педагогами-психологами образовательных учреждений.  

1.Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития

С каждым годом в обычную общеобразовательную школу приходит все больше детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также дети с аутизмом, задержкой психического развития, детским церебральным параличом. Особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья занимают учащиеся с задержкой психического развития. Эта категория детей наиболее многочисленно представлена в общеобразовательных школах.

Под термином «задержка психического развития» понимается отставание в психическом развитии, которое с одной стороны, требует специального коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой – дает (как правило, при наличии этого специального подхода) возможность обучения ребенка по общей программе усвоения им государственного стандарта школьных знаний. Проявления задержки психического развития включают в себя и замедленное эмоционально-волевое созревание в виде того или иного варианта инфантилизма, и недостаточность, задержку развития познавательной деятельности, при этом проявления этого состояния могут быть разнообразные.

Ребенок с задержкой психического развития как бы соответствует по своему психическому развитию более младшему возрасту, однако это соответствие является только внешним. Тщательное психическое исследование показывает специфические особенности его психической деятельности, в основе которой лежит чаще всего негрубая органическая недостаточность тех мозговых систем, которые отвечают за обучаемость ребенка, за возможности его адаптации к условиям школы.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем. Но обнаружить свои дарования и способности, развить их ему мешает неравенство возможностей. В связи с этим, основной задачей современной образовательной системы является предоставление ребенку возможности естественного и гармоничного существования в едином школьном пространстве со здоровыми детьми.

Многие современные авторы говорят о том, что формирование у учащихся познавательных универсальных учебных действий является одной из приоритетных целей образования. В связи с этим актуальным становится вопрос определения наиболее благоприятного периода для формирования познавательных универсальных учебных действий. Долгое время психологи и педагоги недооценивали познавательные возможности младших школьников, излишне регламентируя их учебно-познавательную деятельность. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как все виды деятельности, в том числе и учебная деятельность, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей произвольности. Ребенок осваивает способы самостоятельного управления ими. Более того, в умственном плане осваиваются классификации, сравнения, аналитико–синтетический тип деятельности, действия моделирования, становящиеся предпосылками формирования в будущем познавательных универсальных действий.

Многие авторы отмечают, что прохождение этапов формирования универсальных учебных действий в ситуации обучения детей с задержкой психического развития будет затруднительно, так как задержка психического развития  нарушение (замедление) нормального темпа психического развития.

Для высшей нервной деятельности детей с задержкой психического развития характерно снижение силы нервных процессов, повышенная склонность к иррадиации, некоторые проявления инертности, обозначающие в целом недостаточность нейродинамики. Все выделенные варианты задержки психического развития характеризуются сниженной обучаемостью детей, задержанным темпом развития, недостаточной сформированностью познавательной деятельности. Общим в своеобразии всех психических функций и процессов у детей с задержкой психического развития является замедленный темп развития, быстрая истощаемость психических функций, их низкая продуктивность и произвольная регуляция, неравномерность проявления недостаточности, которая приобретает наибольшую выраженность в интеллектуальной деятельности.

Умения, приобретенные обучающимися с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы, не удовлетворяют требованиям школьной программы. Особенно слабо усвоенными (или вовсе не усвоенными) оказываются те разделы программы, которые требуют значительной умственной работы или последовательного многоступенчатого установления зависимости между изучаемыми объектами или явлениями. Следовательно, принцип систематичности обучения, предусматривающий усвоение детьми с задержкой психического развития основ наук в виде системы знаний, умений и навыков, остается нереализованным. Столь же нереализованным остается для них и принцип сознательности и активности в обучении. Отдельные правила, положения, законы дети часто запоминают механически и поэтому не могут применить их при самостоятельной работе.

При соблюдении специфических условий обучения дети с задержкой психического развития способны овладеть учебным материалом значительной сложности, рассчитанным на нормально развивающихся обучающихся общеобразовательной школы. Это подтверждается опытом обучения детей в специальных классах и успешностью последующего обучения большинства из них в общеобразовательной школе.

Для формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития целесообразно использовать дидактические игры, коррекционно-развивающие задания, направленные на формирование способности анализировать, сравнивать, обобщать. Так как особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития проявляются в виде несформированности этих важнейших мыслительных операций. Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Таким образом, все обучающиеся с задержкой психического развития испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи), общими для всех обучающихся с задержкой психического развития являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Однако формирование познавательных универсальных учебных действий может происходить гораздо легче и продуктивнее, если в учебном процессе использовать разнообразные технологии. Это подготавливает учеников не только к дальнейшему процессу обучения, но к дальнейшей жизни в обществе.

2.Технология формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития

Данная программа была рассмотрена на методическом объединении учителей начальных классов и утверждена для работы директором школы № 28, активно внедряется и используется учителями данного учебного заведения.

Проект программы по формированию у детей с задержкой психического развития познавательных универсальных учебных действий включает в себя следующиеэтапы:

  1. «Формирование общеучебных универсальных учебных действий»

Цель: сформировать у детей общеучебные универсальные учебные действия.

Задачи:

  1. развитие умения ставить познавательные цели;
  2. развитие умения выделять нужную информацию из всего потока информации;
  3. формирование умения выбора эффективных способов решения задач, в зависимости от конкретных условий.

Содержание работы в рамках данного этапа. Развить у детей умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; поиска и выделения необходимой информации; применения методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; моделирования (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексии способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности; смыслового чтения как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;извлечения необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определения основной и второстепенной информации; свободной ориентации и восприятия текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимания и адекватной оценки языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).

Формы: специально организованные коррекционно-развивающие занятия.

Приемы: игры и упражнения, направленные на развитие общеучебных универсальных учебных действий.

  1.  «Формирование логических универсальных учебных действий»

Цель: сформировать у детей логические универсальные учебные действия.

Задачи:

  1. развитие умения анализировать объекты;
  2. развитие умения синтеза как составление целого из частей;
  3. формирование умения установления причинно-следственных связей и построения логической цепи рассуждений.

Содержание работы в рамках данного этапа. Развить у детей умение анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтеза как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбора оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведения под понятия, выведение следствий; установления причинно-следственных связей, построения логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижения гипотез и их обоснование.

Формы: специально организованные коррекционно-развивающие занятия.

Приемы: игры и упражнения, направленные на развитие логических универсальных учебных действий.

  1. «Формирование действий постановки и решения проблем».

Цель: сформировать у детей действия постановки и решения проблем.

Задачи:

  1. развитие умения формулирования проблемы;
  2. формирование умения самостоятельного создания способов решения данных проблем.

Содержание работы в рамках данного этапа. Развить у детей умениеформулировать проблемы и самостоятельного создания способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формы: специально организованные коррекционно-развивающие занятия.

Приемы: игры и упражнения, направленные на развитие действий постановки и решения проблем.

В качестве основной формы работы по данной программеиспользуются специальные коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательных процессов, проводимые в соответствии с требованиями программы один раз в неделю, на которых осуществлялось целенаправленное и систематическое формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития.

Программа работы по формированию универсальных учебных действий в начальной школе предполагает, что в сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты, использовать знаково символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения различного рода задач. Реализация экспериментального обучения осуществлялась в соответствии с программой обучения школьников и носила интегративный характер, охватывая весь процесс коррекционно – педагогического воздействия.  

Условия, способствующие формированию познавательных универсальных учебных действий учащихся:

1. Первое условие состоит в том, чтобы осуществить максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных возможностей учащихся, как и для развития познавательной активности, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.

2. Второе условие предполагает обеспечение формирования познавательной активности и личности в целом. Оно состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся.

Коррекционно-педагогическая работа по формированиюпознавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития, велась в ходе групповой и индивидуальной коррекционно-педагогической работы, внеурочной и урочной деятельности.

Средствами развития познавательных универсальных учебных действий детей являются: самостоятельная работа, игровая деятельность, интеграция, наблюдение, учебная деятельность,

Методы формирования познавательных универсальных учебных действий: создание проблемных ситуаций, метод сравнения, метод моделирования, дискуссия,  метод повторения, наглядные методы, частично–поисковый метод, экспериментирование, опыты, игровые приемы.

В результате обучения по данной программе, у детей появилось стремление и желание учиться, они готовы принимать помощь со стороны педагога, вникать в задания, предлагаемые им на уроках и стараться их выполнять. Появилась также и познавательная потребность, дети стремятся «научиться учиться». Этим самым мы формируем познавательные универсальные учебные действия у учащихся с задержкой психического развития. Следовательно, коррекционно-развивающая работа должна проводиться систематически, охватывать весь учебный процесс, тем самым, обеспечивая непрерывность, последовательность и целостность работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития. Проводя такую работу, как на уроках, так и во внеурочной деятельности, возможно, добиться того, что у учащихся существенно повысится интерес к занятиям, возрастет их познавательная активность, наметятся положительные сдвиги в  уровне познавательного развития.

В рамках работы по данному проекту подтверждена возможность формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы с задержкой психического развития при создании специальной программы, а также проведения специальных коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие и совершенствование познавательных универсальных учебных действий у учащихся.

По результатам проделанной работы были получены следующие уровни развития познавательных универсальных учебных действий учащихся.

1 класс

Название

методики

Категории детей

Дети с задержкой психического развития

Дети с нормой интеллекта

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

Методика «Исключение лишнего»

0

0

2

67

1

33

3

38

4

62

0

0

Методика «Парные аналогии»

0

0

1

33

2

67

4

56

3

44

0

0

Методика «Сюжетные картинки»

0

0

2

67

1

33

5

78

2

22

0

0

Методика «Обобщение»

0

0

2

67

1

33

5

78

2

22

0

0

Методика «Общая осведомленность»

0

0

2

67

1

33

4

56

3

44

0

0

Сравнительные результаты сформированности познавательных УУД у учащихся с ЗПР до обучения и после обучения

Уровни (%)

Высокий

Средний

Низкий

До

После

До

После

До

После

До обучения

0

70

30,5

30

69,5

0

После обучения

0

70

51,4

30

48,6

0

Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Положительная динамика в среднем составила 18,7 %.

Заключение

Таким образом, проводя планомерную работу по всем направлениям в рамках формирования познавательных универсальных учебных действий, можно сделать вывод, что обучение детей не ограничивается только коррекционно-развивающими занятиями, значительную часть умений и действий ребенок усваивает без специального обучения – на уроках общеобразовательного цикла, в ходе игр, наблюдений, опытным путем. Главная задача педагога: помочь ребенку приобрести полноценные знания, умения и действия не только на занятиях, но и во внеурочной деятельности. Во внеурочной деятельности, в ходе проведения коррекционно-развивающих занятий формируются, отрабатываются, закрепляются и расширяются знания детей, упрочиваются познавательные интересы, способности. Учитывая индивидуальные особенности учащихся, варианты заданий продумывались таким образом, чтобы их выполнение происходило с постепенным усложнением предлагаемых заданий и требовало усилий мысли, воли, напряжение сил, ибо без преодоления трудностей нет полноценного развития. Организуя деятельность детей на занятиях, педагог заботится о том, чтобы каждый ребенок эмоционально переживал успешность обучения. Для этого необходимо создавать искусственные ситуации успеха, например, положительно подкреплять намерения ребенка, акцентируя внимание на положительных чертах личности учащегося.  

Таким образом, подводя итог можно сказать о том, что обучение детей не ограничивается только коррекционно – развивающими занятиями, но под влиянием специально созданных условий (коррекционно-развивающие занятия) наблюдаются значительные сдвиги и положительная динамика в формировании познавательных универсальных учебных действий.

Список использованных источников

  1. 1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова, – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
  2. 2. Балуева, Е. Б. Психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития / Е. Б. Балуева – М. : Просвещение, 2000. – 121 с.
  3. 3. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 11. – С. 59.
  4. 4. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / Андреева А. Д., Данилова Е. Е, Дубровина И. В / под ред. Дубровиной И. В.  М. : Просвещение, 2003. – 211 с.
  5. 5. Осмоловская, И. М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. – № 10. – С. 6– 13.
  6. 6. Петерсон, Л. Г. «Мир деятельности»: программа надпредметного курса по формированию УУД действий и умения учиться / Л. Г. Петерсон – М. : Педагогика, 2009. – 127 с
  7. 7.Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. / под ред. И. В. Дубровиной. – М. : Академия, 1998. – 224 с.
  8. 8. Цукерман, Г. А. Как младшие школьники учатся учиться / Г. А. Цукерман. – М., Рига : Педагогический центр «Эксперимент»,

2006.– 354 с.

  1. 9. Шведова, Л. М. Развитие логического мышления и интеллекта / Л. М. Шведова. – М. : БАО, 2006. – 354 с.