Статья на тему формирования самоконтроля как средство преодоления трудностей в обучении младшими школьниками с задержкой психического развития.
методическая разработка (4 класс)

В настоящее время уровень качества образования терпит значительные изменения вследствие ухудшения уровня школьной успеваемости как детей с относительной возрастной нормой, так и детей с ОВЗ. Данный факт подтверждает значительный рост детей с задержкой психического развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_samokontrolya_kak_sredstvo_preduprezhdeniya.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование самоконтроля как средство преодоления трудностей в обучении младшими школьниками с задержкой психического развития.

Губарева Л. И.

В настоящее время уровень качества образования терпит значительные изменения вследствие ухудшения уровня школьной успеваемости как детей с относительной возрастной нормой, так и детей с ОВЗ. Данный факт подтверждает значительный рост детей с задержкой психического развития.

Особую группу составляют учащиеся с задержкой психического развития различного этиопатогенеза, в структуру дефекта которых входит стойкие нарушения процесса овладения письменной речью.

Задержка развития психический процессов у данной категории детей ведет к нарушению овладения письменной речи, что неблагоприятно отражается на процессе всего обучения в целом. Вследствие постоянных, стойких трудностей в усвоении письма у младших школьников с ЗПР формируется школьная дезадаптация и отказ от всего образовательного процесса [2].

Изучением особенностей развития данной категории детей занимались отечественные и зарубежные ученые и исследователи (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, Т.Б. Глезерман, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, У. В. Уленкова, Ю. Г. Демьянов, Г. Е. Сухарева, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго).

В отечественной и современной литературе процесс овладения письменной речью рассматривается с точки зрения психолингвистики, нейропсихологии, педагогики и логопедии (А. Р. Лурия, Т. В. Ахутина, М. И. Хватцев, Л. Н. Ефименкова, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Л. Г. Парамонова, И. Н. Садовникова, А. В. Ястребова, Е. А. Логинова, О. В. Елецкая, А. Н. Корнев и др.).

По мнению Е. А. Логиновой, дисграфия – это стойкое нарушение процесса реализации письма на этапе школьного обучения, когда овладение «техникой» письма считается завершенным вследствие недостаточного развития психических процессов, участвующих в овладении данного процесса [3].

В современной литературе описаны ряд факторов, влияющих на благополучное овладение учащимися письмом, а именно:

  1. задержка познавательных функций;
  2. нарушение содружественной работы различных анализаторов;
  3. отсутствие мотивации к обучению;
  4. низкий уровень волевых процессов, регуляции, саморегуляции и самоконтроля.

В данной работе речь пойдет об влиянии уровня развития самоконтроля на темп усвоения письменной речи младшими школьниками с ЗПР, так как в настоящее время важность сформированности данной функции часто упускается педагогами и другими специалистами.

Как утверждает Е. А. Логинова, у детей с ЗПР наблюдаются как языковые нарушения, так и неполноценность слухо-моторных и зрительно-моторных координаций, а также недостаточное развитие памяти. Сюда стоит отнести и особенности протекания речемыслительной деятельности, низкий уровень состояния внимания, а также нарушение формирования произвольной регуляции деятельности и самоконтроля [3].

Самоконтроль можно охарактеризовать как процесс сопоставления собственных действий с результатом, намеченной целью, образцом и последующая их оценка.

Нарушение взаимодействия между компонентами письменной речи, а также недостаточность программирования, регуляции и контроля могут обусловить наличие в письме ребенка ошибок, ничем не отличающихся от тех, которые традиционно принято считать дисграфическими (за исключением их непостоянного присутствия в письменных работах). Низкий самоконтроль при письме приводит к тому, что дети не замечают ошибок ни по ходу записи, ни при ее проверке [3].

При моторной организации процесса письма одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль. По мере написания букв, слов кинестетический контроль подкрепляется зрительным контролем, чтением написанного. Отличительная особенность детей с низким самоконтролем - резко выраженная недостаточность произвольного внимания. Такая недостаточность обусловливает повышенную отвлекаемость детей, трудность сосредоточения на процессе деятельности, неполноценность концентрации и распределения внимания [3].

Из вышеизложенного следует сделать вывод о том, что для формирования самоконтроля необходима сформированность компонентов общей произвольной деятельности [4].

В исследовании И. Ф. Марковской определены приоритетные направления коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития, которые выражаются в коррекции регуляции познавательной деятельности в звене организации, контроля и программирования деятельности [5].

Работа по формированию произвольной регуляции деятельности и самоконтроля состоит из трех блоков: 

- формирование умения определять цель, составлять план действий и организовывать работу по выполнению плана;

- формирование умения организовывать свои действия во времени;

- формирование умения осуществлять мониторинг своей деятельности и ее результатов [1].

Таким образом, у детей с задержкой психического развития наблюдается дефицит произвольной регуляции деятельности, что не дает должным образом формироваться навыкам контроля за собственными действиями, в том числе орфографическими. Следовательно, формирование самоконтроля необходимо для данной категории детей уже на этапе изучения первой орфограммы.

Список использованной литературы:

  1. Елецкая О. В., Пионтек А. В., Черевичная Н. Н.
    РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. – М. : Школьная Пресса, 2003. – 64 с.
  2. Леонтьев а.А. Основы психолингвистики уч. М., 1997. 287 с.
  3. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. —— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 208 с.
  4. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития [Текст]: клинико-нейропсихологическая диагностика / И.Ф. Марковская. - М. : Компенс-центр, 1993. -198 с.: рис., табл.
  5. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»—— М.: Просвещение, 1979. — 431 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Внеклассная работа как средство развития основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития"

Статья представлена в сборнике:  // Materialy X Mezinarodni vedecko-practicka konference, Veda a Vznik, Dill 19 Pedagogika, Praha Publishing House “Education and Science” s.r.o., 27.12.2013. – 05...

Статья: "Экологический проект, как средство формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития."

Статья представлена в сборнике:Актуальные проблемы образования: позиция молодых, часть 2, Челябинск, 2014....

Методы и приёмы коррекционно-развивающего обучения младших школьников с задержкой психического развития.

Теоретический и практический материал для учителей, работающих с младшими школьниками с заключением ЗПР по АООП НОО (Вариант 7.1)...

Методы и приёмы коррекционно-развивающего обучения младших школьников с задержкой психического развития. Презентация

Методы и приёмы коррекционно-развивающего обучения младших школьников с задержкой психического развития....

Статья по теме: «Самомассаж кистей рук как средство стимуляции развития речевых зон коры головного мозга у младших школьников с задержкой психического развития»

В статье приводится два комплекса самомассажа кистей рук, адаптированных для учащихся начальной школы с задержкой психического развития, для применения их элементов на различных занятиях в качестве ал...

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Цель выступления: познакомить с активными методами обучения и рассмотреть их применение в работе с детьми с ЗПР....

Методы и приёмы коррекционно-развивающего обучения младших школьников с задержкой психического развития.

При организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся с ЗПР необходимо исходить из особенностей данной категории детей и их образовательных потребностей....