Главные вкладки

    Курсовая работа "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у младших школьников" и конспекты уроков математикис применением дидактических игр.
    методическая разработка по математике (1 класс) по теме

    Вагапова Наиля Низаметдиновна

    Данная курсовая работа показывает эффективность применения дидактических игр на уроках математики, а конспекты подтверждают практическое применение игр на уроках в начальной школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon didakticheskaya_igra.doc173 КБ
    Файл kilogramm.docx20.59 КБ
    Файл litr.docx29.58 КБ
    Файл summa_i_slagaemye_iz_uch-ka.docx19.38 КБ
    Microsoft Office document icon proverochnaya_rabota.doc48.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Челябинской области

    ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

    Вагапова Наиля Низаметдиновна

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    Специальность 44.02.02.

    Преподавание в начальных классах

     

    Челябинск,  2015

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    стр

    ВВЕДЕНИЕ

    3

    ГЛАВА 1.  РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ

    1.1. Интерес, его особенности и уровни

    5

    1.2. Виды интереса

    8

    1.3. Особенности развития интереса младших школьника

    9

    Выводы по 1 главе

    11

    ГЛАВА 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

    2.1. Развитие познавательного интереса через игру

    12

    2.2. Виды дидактических задач

    15

    2.3. Методика использования игр на уроках математики

    20

    Выводы по 2 главе

    26

    ГЛАВА 3. АПРОБАЦИЯ чего ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

    3.1. Задачи и практическая методика апробации

    3.2. Метод инструментального отслеживания результатов апробации

    3.3. Характеристика базы апробации

    3.4. Ход и динамика результатов апробации

    Выводы по 3 главе

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    ПРИЛОЖЕНИЕ

                                                     

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность проблемы исследования: Основной формой учебно-воспитательной работы в начальной школе, как известно, является урок. Именно на уроке усваивают учащиеся знания и приобретают навыки использования их в практической учебной работе. На уроке же закладываются основы формирования каждого учащегося как личности, деятельного участника жизни нашего общества.

    Математика в начальных классах является основным учебным предметом.

    Известный политик и философ Карл Маркс говорил: «Наука только тогда достигает совершенства, когда она начинает пользоваться математикой».  Младшие школьники усваивают систему важнейших математических понятий, овладевают умениями и навыками в области счета, письма, речи, без чего невозможно успешное обучение в школе. Велико воспитательное значение математики: она открывает младшим школьникам дидактические игры занимательного характера. [6]

    С каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе. В частности понижается познавательный интерес учащихся начальных классов к такому предмету как математика. Этот предмет воспринимается учащимися как скучный и совсем не интересный. В связи с этим учителями ведется поиск эффективных форм и методов обучения математике, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательного интереса.

    Познавательный интерес в трудах психологов и педагогов изучен достаточно тщательно. Но все-таки остаются не решенными некоторые вопросы. Главный из них – как вызвать устойчивый познавательный интерес. В современную эпоху существенно возрастает роль математики, математическое образование приобретает особую значимость. Хорошая математическая подготовка нужна всем выпускникам школы. Тем же учащимся, которые в школе проявляют выраженный интерес к математике, необходимо предоставить  дополнительные возможности, способствующие их математическому развитию.

    Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Игры разнообразят виды деятельности на уроке, воспитывают интерес к предмету, развивают внимание, память и мышление учащихся, ведут к систематизации жизненного опыта, являются разрядкой для нервной системы, развивают инициативу и находчивость, приучают к труду, точности, аккуратности и к настойчивости в преодолении препятствий.

    В.А. Сухомлинский писал: "Игра - широкое и многократное понятие. Дети играют не только тогда, когда бегают, соревнуются в быстроте и резвости. Игра может заключаться и в большом напряжении творческих способностей, воображения. Без игры умственных сил, без творческого воображения невозможно представить полноценное обучение. Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества окружавший детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью. Присмотримся внимательно, какое место игра занимает в жизни ребенка.  Для него игра- это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, развиваются творческие способности личности. Без игры и не может быть полноценного умственного развития". [9]  

    На основе актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования: «Развитие познавательного интереса у младших школьников путем применение дидактических игр на уроках математики».

    Цель исследования: на основе анализа современных методических подходов отобрать дидактические игры для формирования познавательного интереса у младших школьников и экспериментальным путем доказать целесообразность их использования.

    Объект исследования: процесс обучения математике учащихся первого класса начальной школы.

    Предмет исследования: методика проведения дидактических игр в начальной школе и выявление их влияния на познавательный интерес.

    Гипотеза исследования: процесс развития познавательного интереса будет эффективным, если:

    · учитываются возрастные особенности младших школьников;

    · используется комплекс специально подобранных дидактических игр на уроках математики.

    Задачи исследования:

    1. На основе анализа научной, психолого-педагогической литературы описать возможности для развития познавательного интереса.
    2. Путем изучения методической литературы систематизировать дидактические игры  для работы на уроке, повышающие познавательный интерес.
    3. Выполнить планирование блока уроков для экспериментальной работы по математике в 1-м классе.
    4. Провести экспериментальную работу по проблемам ВКР.
    5. Сделать выводы о проведенной работе по проблемам ВКР.

    Методы исследования:

    Теоретические:  -изучение и анализ научной литературы по теме;

                                -отбор из учебников примеров дидактических игр.

    Эмпирические:  -измерение (тестирование учащихся в начале и в конце практики);

                                -сравнение результатов тестирования;

                                -выводы о целесообразности применения дидактических игр для

                                 развития познавательного интереса на уроках.

    Практическая значимость исследования: практическим путем доказать повышение познавательного интереса к уроку математики с помощью применения дидактических игр у учащихся первого класса.

    ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ

    1.  Интерес, его особенности и уровни

    Интерес - мотив или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности. В условиях формирования познавательной деятельности содержание интереса может все более обогащаться.   Именно интересы определяют направление деятельности субъекта, формируют мотивы его поступков и социального поведения.

    К. Гельвеций рассматривал интерес как основу деятельности людей, всех их нравов и представлений. «Если мир физический, - полагал он, - подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета». «Интерес, - говорил К. Гельвеций, - есть начало всех наших мыслей и всех наших поступков». [2]

    Интерес - это особая форма проявления познавательной потребности. Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели. Интересы бывают различными по содержанию (например, интерес к литературе, музыке, технике, животным, цветам, компьютерным играм, др), по глубине, по деятельности. Устойчивые интересы делают жизнь человека яркой, насыщенной. Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развиваются в склонности.

    Сегодня разработка содержания понятия интереса по-прежнему актуальна, так как и по сей день нет, достаточной ясности и единства в понимании природы интереса. Среди авторов, рассматривающих понятие интереса с психологических позиций, получило распространение несколько точек зрения: одни сводят понимание интереса к осознанным потребностям, другие - к направленности внимания, третьи - к познавательному интересу личности. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

    Что такое познавательный интерес?

    Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность.

    Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.  Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

    Во многих работах интерес определяется как потребность человека к познанию мира, реализуемая чаще всего в познавательной деятельности. А.Н. Леонтьев писал, что интерес это «познавательная специфическая направленность на предметы и явления действительности», приводящая к накоплению знаний об интересующем предмете. [4]

    Познавательный интерес- особый вид интереса к познанию, фигурирующем в процессе обучения. Его область - познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик погружается в сферу образования.

    Общеизвестно, что учить приятней того, кто хочет учиться, кто испытывает удовлетворение от своего учебного труда, кто проявляет интерес к знаниям. И наоборот, труднее обучать тех, кто не испытывает желания узнать «новое»; кто смотрит на учение, как на бремя, сопротивляясь каждому начинанию учителя.

    У учащихся одного класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития (низкий, средний, высокий) и разный характер проявления в силу различного имеющегося у школьников опыта, особых путей индивидуального развития.

     Низкий уровень познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке.

    Средним его уровнем является интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую их суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами.

    Высокий уровень характеризуется интересом ученика к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в различных условиях. Этот уровень сопряжен с элементами исследовательской творческой деятельности, с приобретением новых и совершенствованием прежних способов учения.

    Признавая познавательный интерес значительным фактором обучения, целесообразно остановиться и на проблеме его проявления в ходе учебно-воспитательного процесса, выявлений признаков, по которым можно судить о наличии его у учащихся, его направленности. К таким показателям необходимо отнести интеллектуальную активность, эмоциональные и волевые проявления.

    Об интеллектуальной активности как проявлении интереса к учению можно судить по многим действиям.

    Во-первых, это вопросы учеников, выражающие их стремление постичь еще неясное, глубже познать предмет своего исследования. Самостоятельно заданный вопрос выражает поиск и активное стремление найти первопричину. Стремление к заданию вопросов - это не только проявление, но важный шаг на пути укрепления познавательного интереса.

    Во-вторых, об интеллектуальной активности свидетельствуют желание и стремление учащихся по собственной инициативе участвовать в учебной деятельности, в обсуждении сложных вопросов и дискуссиях, в дополнении ответов и исправлении ошибок своих товарищей, в высказывании субъективной точки зрения по выдвинутой теме.

    Показателем интеллектуальной активности является также желание учащегося поделиться с другими информацией, почерпнутой из разных источников за пределами обучения.

    Другим показателем познавательного интереса учащихся является эмоциональные проявления. По наблюдениям можно установить такие эмоциональные проявления познавательного интереса, как удивление, гнев, сопереживание, радость. У младших школьников этот ясно видимый и бурно протекающий процесс находит отражение в репликах, мимике, жестах, обмене впечатлениями, а иногда - в полной тишине. Данные эмоциональные проявления могут быть связаны с успехом выполнения задания, с процессом озарения, с уверенностью в своих силах.

    «К волевым проявлениям познавательного интереса следует отнести, прежде всего, сосредоточенность внимания и слабую отвлекаемость. Ярким показателем познавательного интереса является поведение ученика при затруднениях. Устойчивый и достаточно глубокий интерес сопряжен со стремлением, преодолеть свои трудности, пробовать различные пути для решения предложенной задачи. Ученики с таким интересом, в отличие от тех, у кого познавательный интерес слаб и ситуативен, не бросают решение задачи. Если же задача осталось нерешенной, то такой ученик обязательно заберет ее с собой, чтобы подумать на досуге. Показателем является и реакция на звонок с урока».

    1. Виды интереса

    Познавательный интерес может быть:

    -широким, распространяющимся на получение информации вообще.

    - углубленным в определенную область познания.

    Познавательный интерес школьников направлен на овладение знаниями, которые представлены в школьных предметах. При этом он обращен не только к содержанию данного предмета, но и к процессу добывания этих знаний, к познавательной деятельности.

     Познавательный интерес можно классифицировать по возрасту:

    1) С 3 до 7 лет-наиболее активный возраст. Интересы разнообразные,но поверхностные

    2) Начальная школа -7-12 лет. Ведущая деятельность-учение. Интересы лежат в области изучаемых предметов. Самый благодатный период для развития познавательного интереса

    3) Подростковый возраст-ведущая деятельность-общение. Характерное явление -попробовать себя во всех областях. Учителя оказывают наименьшее влияние.

    4) Старший подростковый возраст - человек определяется с интересами. Четкий круг интересов, часто направленный на будущую деятельность.

    По природе: внутренние и внешние интересы.

    Внутренние интересы. Основаны на способности к той или иной деятельности, на образе жизни.

    Внешние интересы. Любопытство, любознательность, основанные на внешних факторах.

    Личный интерес всегда связан с интересом общественным посредством общественно-практической деятельности, в которую включен человек, и наоборот, интересы общественные через существующую в обществе практику неразрывно связаны с интересами отдельной личности. Более того, чем развитее общество, тем сложнее и многограннее становится эта взаимосвязь.

    1. Особенности развития интереса младших школьников

    Младший школьник находится в новых для него условиях — он включен в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой высоко или низко оцениваются близкими взрослыми. От школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика непосредственно зависит в этот период развитие его личности.

    Яркие различия у младших школьников наблюдаются в области познавательного интереса. Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко, обычно он сочетается с ранним развитием специальных способностей. Таких детей, считающихся одаренными, — единицы. Большинству младших школьников присущи познавательные интересы не слишком высокого уровня. Но хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы. Они ситуативно, на разных уроках, при изучении разного учебного материала дают всплески интереса, подъемы интеллектуальной активности.

    Формирование познавательного интереса у школьников начинается с самого начала обучения в школе. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется у младших школьников интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания. На этой основе и могут сформироваться у младшего школьника мотивы учения высокого общественного порядка, связанные с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям. Учитель должен воспитывать именно такие мотивы учения, добиваться осознания детьми общественного значения учебного труда.

    В первые годы обучения все интересы младшего школьника развиваются очень заметно, особенно познавательный интерес, жадное стремление узнать больше, интеллектуальная любознательность. Сначала появляются интересы к отдельным фактам, изолированным явлениям (1-2 классы), затем интересы, связанные с раскрытием причин, закономерностей, связей и взаимозависимостей между явлениями. Если первоклассников и второклассников чаще интересует, «что это такое?», то в более старшем возрасте типичными становятся вопросы «почему?» и «как?».

    Предметом познавательного интереса младших школьников являются новые знания о мире. Поэтому глубоко продуманный, хорошо отобранный учебный материал, который будет новым, неизвестным, поражающим воображение учащихся, заставляющий их удивляться, а также обязательно содержащий новые достижения науки, научные поиски и открытия явится важнейшим звеном формирования интереса к учению.

    Главное в системе работы по развитию познавательного интереса младших школьников: учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – мягким, доброжелательным. Необходимо надолго удержать в ребёнке чувство радости, интереса. Уроки математики с использованием презентации проходят интересно и не утомляют детей, доставляя им полезные упражнения для ума, развивая наблюдательность, уча самостоятельно делать выводы. Ребенок младшего школьного возраста — любознательная, думающая, наблюдающая, экспериментирующая личность.

    Среди характерных черт познавательного интереса младших школьников особую значимость для нас приобретает такая черта, как действенность, выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление с предметами и явлениями социальной действительности, в преодолении трудностей и проявлении волевых усилий для достижения цели.

    Познавательный интерес младших школьников обогащает процесс общения. Интенсивное протекание деятельности, увлеченность в обсуждении актуальных проблем, приобретение широкой информации друг от друга - все способствует и эффективности учения, и социальным связям младших школьников, воспитанию и укреплению коллективных устремлений.

    Развитие познавательного интереса прямо зависит от организации учебной работы. Поэтому учителю необходимо ориентироваться на закономерности развития познавательного  интереса младших школьников, помнить, что развитие идет от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от описания к объяснению. Для развития познавательного интереса важно соблюдать принцип: чем младше учащиеся, те нагляднее должно быть обучение и тем большую роль должно играть активное действование. Для младшего школьного возраста наиболее эффективным средством для развития познавательного интереса  является использование игровых технологий.

    Вывод по главе 1

    Своеобразие познавательного интереса выражается в углубленном изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном приобретении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей, лежащих на пути овладения знаниями и способами их получения.

    Развитие идет от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от описания к объяснению. Для развития познавательного интереса важно соблюдать принцип: чем младше учащиеся, те нагляднее должно быть обучение и тем большую роль должно играть активное действование.

    Выявленный в ходе анализа психолого-педагогической литературы особенности познавательного интереса и его роль в учебно-воспитательном процессе позволяют нам сделать вывод о том, что познавательный интерес как элемент развивающего обучения - один из самых значимых мотивов учения, формируя который, учитель создает прочную и надежную основу личности учащегося.

    ГЛАВА 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

    2.1. Развитие познавательного интереса через игру

    Игра, по мнению многих ученых-психологов, есть вид развивающей деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.

    Российский психолог А.Н. Леонтьев считает игру ведущим типом деятельности ребенка, с развитием которой происходят главные изменения психики детей, подготавливающие переход к новой, высшей степени их развития. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. [5]

    Большое количество  учителей правильно считают, что для  младшего школьника   игра остается очень важной деятельностью. Именно она помогает формироваться новой ведущей деятельности - учебной, поэтому ученые, методисты, передовые учителя всегда рекомендовали внедрять игровые методы обучения. Макаренко  писал: «Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И вы, педагоги, обязаны уметь играть». [6]

    Главное значение этих игр в следующем: значительно повышается познавательный интерес младших школьников к обучению; каждый урок становиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным; активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников; развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность на каждом занятии. Игра создает особого рода практику в поведении ребенка и таким образом способствует формированию ценных качеств личности. Разнообразные игровые действия усиливают интерес учащихся к предмету, к познанию ими окружающего мира.

    Игра как способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний - наиболее доступный для детей вид деятельности. Ребенок играет в воображаемых ситуациях, в то же время работа с образом, пронизывающая всю игровую деятельность, стимулирует процесс мышления. В результате освоения игровой деятельности у ребенка постепенно формируется  интерес  к общественно-значимой учебной деятельности.

    Известно, что  игра представляет собой условное воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, создаёт условия реального общения. Эффективность от учения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

    Игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что–либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем–то поделиться с собеседником. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.

    Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условие равенства, а речевое партнерство разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.

    Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся и тем самым преодолевать барьер неуверенности. И этого много стоит. В обычной дискуссии ученики-лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В  игре каждый получает роль  или каждый участвует должен быть активным партнером.

    В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д.

    Игра учит быть чувствительным к социальному употреблению . Хорошим собеседником часто является не тот, кто лучше пользуется структурами, а тот, кто может наиболее четко распознать (интерпретировать) ситуацию, в которой находятся партнеры, учесть ту информацию, которая уже известна (из ситуации, опыта), и выбрать те лингвистические средства, которые будут наиболее эффективны для общения.

    Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов  младших школьников. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлечено работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей, учитель лишь управляет учебной деятельностью. Игра - ведущая деятельность ребенка и основа развития. Необходимость игры для ребенка объясняется тем, что он деятельностное существо. Ему присуща любознательность. «Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», - говорил известный советский педагог В.А. Сухомлинский.

    В игре усилие ребёнка всегда ограничиваются и регулируется множеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит как непременное её условие умение координировать своё поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперёд результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений  мышление возникает от столкновения множества реакций и отбора одних из них под влиянием предварительных реакций. Но именно это и даёт нам возможность, вводя в игру известные правила и тем самым ограничивая возможности поведения, ставя перед поведением ребёнка задачу достижения определённой цели, напрягая все инстинктивные способности и интерес ребёнка до высшей точки, заставить его организовать своё поведение так, чтобы оно подчинялось известным правилам, чтобы оно направлялось к единой цели, чтобы оно сознательно решало известные задачи.

    Польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра - характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Шуман указал на тот факт, что игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Согласно Шуману, игру можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков.

    Иными словами, по мнению Л.С. Выготского, игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная, подчиненная известным правилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением только результатов. Таким образом, при всей объективной разнице, существующей между игрой и трудом, которая позволяла даже считать их полярно противоположными друг другу, психологическая природа их совершенно совпадает. Это указывает на то, что игра является естественной формой труда ребенок, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни.

    Игры, которые используются в начальной школе, делятся на две большие группы - ролевые (творческие) и дидактические (игры с правилами). Для ролевых игр существенным является наличие роли, сюжета и игровых взаимоотношений, в которые вступают дети, исполняющие роли. Дидактические игры - более привычный для учителя метод обучения и вид игровой деятельности. Они делятся на наглядные (игры с предметами), а также словесные, в которых предметы не используются.

    Игра, в частности дидактическая, необычайно информативна и многое «рассказывает» самому ребенку о нем. Она помогает найти ребенком себя в коллективе сотоварищей, в целом обществе, человечестве, во вселенной. Игры расширяют кругозор, способствуют закреплению знаний, развивают находчивость, смекалку, побуждают интерес к различным областям науки, техники, искусства.

    Дидактическая  игра как форма внеклассной работы по математике является массовой по обхвату и познавательной, активной, творческой относительно деятельности учащихся.

    Дидактическая игра  используется в системе внеклассной работы для формирования у детей интереса к предмету, приобретения ими новых знаний, умений, навыков, углубление уже имеющихся знаний. Игра наряду с учением и трудом – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

    Главной целью применения дидактической игры является развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразие применения дидактических игр.

    2.2. Виды дидактических игр

    Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовалась с древности. Широко применяется игра в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе математическая игра используется в следующих случаях:

    -в качестве самостоятельной технологии  для освоения понятия, темы или даже раздела учебного предмета;

    -как элемент более обширной технологии;

    -в качестве урока или его части;

    -как технология внеклассной работы.

    Дидактическая игра помогает закреплять и расширять предусмотренные школьной программой знания, умения и навыки. Ее настоятельно рекомендуется использовать на внеклассных занятиях и вечерах. Но эти игры не должны восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения, так как это разрушило бы саму сущность игры. Природа игры такова, что при отсутствии абсолютной добровольности, она перестает быть игрой.

    Понятие «игровые педагогические технологии» состоит из достаточно обширной группы методов и приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр.

    В отличие от игр вообще, дидактическая игра имеет существенные признаки – четко поставленную цель обучения и отвечающие ей педагогические результаты, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

    Игровая форма занятий образуется на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования учеников к учебной деятельности.

    Использование игры на уроке требует соблюдение некоторых правил:

    • свободное и добровольное включения детей в игру: не навязывания игры, а вовлечения детей в неё;
    • в игре учащиеся должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях;
    • нельзя вовлекать детей в слишком азартные игры, в игры на деньги и вещи, в игры содержащие в своих правилах действия нарушающие общепринятые нормы морали;
    • в игре не должно унижаться достоинство её участников, в том числе и проигравших;
    • игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер её участников;
    • ученики должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила, идею каждой игровой роли;
    • игры не должны быть излишне (откровенно) воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имён, правил, формул);
    • учитель должен организовывать и направлять игру, при необходимости сдерживать, но не подавлять, и стараться обеспечивать каждому участнику возможности проявления инициативы;
    • игра должна оканчиваться раньше, чем надоест.

    Реализация игровых приемов и ситуаций в урочной форме занятий осуществляется по таким основным направлениям:

    -дидактическая цель ставится перед учениками в форме игровой задачи;

    -учебная деятельность подчиняется строго установленным правилам игры;

    -учебный материал применяется в качестве ее средства.

    В учебную деятельность вводится элемент соревнования, переводящий дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связано с игровым результатом.

    Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом определяется пониманием учителем функций и классификации педагогических игр.

    По характеру педагогического процесса можно выделить такие группы игр:

    а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

    б) познавательные, воспитательные, развивающие;

    в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

    г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

    Одна и та же игра может выступать в нескольких функциях:

    1. Обучающая функция.

    Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Она способствует развитию общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие информации различной модальности. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора.

    2. Функция самовыражения и самореализации человека.

    Игра дает развитие воображению, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры, и активизирует мыслительную деятельность ученика. В игровой ситуации у учащегося появляется возможность для самореализации и проявления творческих способностей, для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

    3. Коммуникативная функция.

    Игра - это деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игры дают возможность моделировать разные ситуации общения, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности.

    Игровая деятельность позволяет учителю установить с ребенком доверительные отношения, наладить контакт содружества и сотрудничества.

    4. Диагностическая функция.

    Диагностика - способность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что человек ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе - это особое «поле самовыражения». Так как в игре ребёнок стремится сыграть желаемую роль, поэтому учитель может определить потребности и интересы учащегося. С помощью игры мы можем осуществить оценочную деятельность, так как игра – всегда является тестом для педагога, позволяя развивать, диагностировать и оценивать одновременно.

    5. Релаксационная функция.

    Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает ребенок в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил. Она уместна во многих случаях: если дети устали и им нужно отдохнуть, если расшалились и их нужно успокоить. На игровом уроке значительно повышается активность детей и снижается их утомляемость.

    6. Функция коррекции.

    Психологическая коррекция в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.

    Игра развивает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

    7. Развлекательная и мотивирующая функции игры.

    Развлечение - это влечение к разному, разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т. е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии выводящей на развлекательность.

    Превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение повышает интерес школьников к изучению определённого предмета, создает у учащегося положительную мотивацию и стимул к обучению. Если ребёнку не хочется заниматься каким-то трудом, если ему не интересно учиться, то и тут игра может прийти на помощь, потому что это – мощное стимулирующее средство.

    Математическая игра, включенная в занятие, и просто игровая деятельность в процессе обучения оказывают заметное влияние на деятельность учащихся. Игровой мотив является для них действительным подкреплением познавательному мотиву, способствует созданию дополнительных условий для активной мыслительной деятельности учащихся, повышает концентрированность внимания, настойчивость, работоспособность, создает дополнительные условия для появления радости успеха, удовлетворенности, чувства коллективизма.

    Игра без получения удовольствия невозможна. Она всегда радостна для играющих. Если в игре возникают отрицательные эмоции, то она прекращается, разваливается.

    2.3. Методика использования игр на уроках математики

    Дидактические игры отличаются эмоциональностью, вызывают у учащихся положительное отношение к  занятиям по математике,  способствуют активизации учебной деятельности; обостряют интеллектуальные процессы и главное, способствуют формированию познавательного интереса к предмету.

    Основными целями,  для достижения которых широко используется применение дидактических игр на практике в начальных классах, являются следующие:

    -интеллектуальное развитие младших школьников;

    -создание подходящих условий для формирования развития каждого ребенка как личности, развитие его творческих способностей;

    -приобщение школьников к общечеловеческим ценностям;

    -индивидуальный подход к каждому ребенку и применение индивидуальных средств обучения;

    -увеличение объема понятий, представлений и сведений, которыми овладевает ученик; они составляют индивидуальный опыт школьника;

    -углубление уже усвоенных ранее знаний;

    -переход движения от поверхностного отражения, т. е. познания лишь самого явления, к раскрытию законов и закономерностей данного явления;

    -объединение знаний в категории и системы;

    -их связывание и превращение из раздробленных рядов в системно построенные «роды»;

    -приобретение знаниями подвижности и гибкости, превращение их в управляемые самим субъектом.

    -превращение знаний в более дифференцированные и точные;

    -переход ученика от слитных мало расчленённых понятий и образов к оперированию более точными знаниями, к различению сходных знаний;

    -эмоционально-психологическое развитие младших школьников, которому способствует участие в дидактических играх.

    Игры и игровые формы включаются в работу не только для того чтобы развлечь учеников, но и заинтересовать их математикой, возбудить у них стремление преодолеть трудности, приобрести новые знания по предмету. Дидактическая  игра удачно соединяет игровые и познавательные мотивы, и в такой игровой деятельности постепенно происходит переход от игровых мотивов к учебным мотивам. В этом нуждается ребенок, для которого игра - это возможность проявить свою творческую активность, свои растущие силы.

    Для использования игр характерна общая структура учебного процесса, включающая четыре этапа:

    1)Ориентация: учитель представляет тему, дает характеристику игры, общий обзор ее хода и правил.

    2)Подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение процедур управления игрой.

    3)Проведение игры: учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь, фиксирует результаты.

    4)Обсуждение игры: дается характеристика выполнения действий, их восприятия участниками, анализируются положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, обсуждаются возможные пути совершенствования игры, в том числе изменения правил.

    При организации дидактических игр необходимо придерживаться следующих положений:

    1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.

    2. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.

    3. Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании.

    4. При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль над  ее результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учет результатов должен быть открытым, ясным и справедливым.

    5. Каждый ученик должен быть активным участником игры.

    6. Легкие и более трудные игры должны чередоваться, если на уроке проводится несколько игр.

    7. Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определенную меру.

    8. В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой, краткой

    9. Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль

     В процессе игр учитель должен постепенно воспитывать ведущих из числа лидеров, а в простых играх предлагать роль ведущего поочерёдно разным учащимся.

    Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний.

    Даже слаборазвитые, робкие и застенчивые дети охотно включаются в подобные игры. При этом надо чётко представлять себе, какую именно дидактическую нагрузку несёт содержание той или иной игры, и постепенно совершенствовать эту дидактическую основу. В ситуации весёлой, увлекательной дидактической игры дети более успешно усваивают знания, чем в процессе учебных занятий.

    Перед игрой учитель должен доступно изложить ее сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске. В игре обязательно в той или иной роли должен участвовать каждый ученик класса. В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительную, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой.

    Младший школьник мыслит наглядно - образно, поэтому необходимо при применении дидактических игр использовать наглядность. Игра должна быть занимательной, интересной для детей, но ни в коем случае нельзя принудительно заставлять детей играть. Это не даст желаемого результата ни в развивающем, ни в образовательном плане.

    Ниже приведены примеры дидактических игр:

    • На отработку навыка табличного умножения:

    1. Лыжники

    На доске записаны 2 ряда примеров для 2-х вариантов:

    1 вариант 5х7, 7х8, 9х3, 8х9, 3х4

    2 вариант 4х9, 6х8, 7х3, 9х9, 9х2

    (Аналогично и для деления или вперемешку для 2-х действий.)

    Дети считают и записывают только ответы. На следующем уроке учитель сообщает, кто добрался до финиша, не споткнулся, т.е. правильно решил пример. Кто споткнулся того берет на заметку, потом с ним повторяет решение этих же примеров.

    2.  Физкультминутка

    Во время проведения физкультминуток тоже можно проводить игры, способствующие прочному формированию знаний табличного умножения и деления. Делаю это так: ученики выходят из-за парт, учитель называет любой пример (5х9), бросает ученику мяч, он говорит ответ и возвращает мяч учителю. Затем учитель снова называет пример, бросает мяч другому ученику и так далее.

    3. Садовники

    На листе бумаги нарисовано дерево – яблоня. К ней прикреплены красные яблоки, на обратной стороне которых записаны примеры. К доске выходят 3-4 ученика. Они срывают яблоки и быстро записывают примеры. Кто больше успел решить и записать примеров, тот, следовательно, и больше собрал яблок.

    4.  Сорбонки.

    Это маленькие листочки бумаги, на одной стороне которых написаны отдельные элементы таблицы, например, 7х8, на другой – 56 (ответ).

    Имея набор таких листочков, ученик играет: угадал – не угадал?              5х6 = 30. Угадал, карточка ложится в одну сторону. 7х6 … Забыл. Карточка откладывается в другую сторону. Постепенно остаются карточки только с неусвоенными элементами таблицы. С ними-то и тренируется ученик по 3-5 мин. несколько раз в день. Высокая эффективность применения сорбонок объясняется тремя важными свойствами:

    - концентрация внимания ученика только на тех элементах таблицы, которые им не усвоены;

    - увеличение частоты тренировок;

    - раскрепощение памяти в процессе игры, что обеспечивает легкое запоминание.

    • На закрепление знания таблицы сложения и вычитания в пределах 10:

    1.

    2. Для определения темы урока можно использовать зашифрованное послание.

    Класс разделен на 3 команды по рядам. «Перед вами пиктограмма, т.е. зашифрованное письмо, рядом ключ, который поможет определить какую букву надо вписать под каждой цифрой. Сейчас, по очереди, по одному представителю от команды, вы будете решать примеры волшебного леса, и вставлять в свои пиктограммы буквы».

    1

    5

    0

    5

    9

    4

    7

    6

    4

    6

    8

    2

    4

    7

    7

    5

    3

    5

    Ключ: 0-В; 1-П; 2-Ч. Впишите буквы.

    (На доску учитель постепенно вывешивает ключ- карточками).

    (3+4) 7-Н; (9-5) 4-Е; (2+6) 8-З; (9-6) 3-Г; (10-4) 6-И; (10-5) 5-О; (3+6) 9-Р.

    Недостаточные буквы напишите сами.

    3. Назовите, состав, каких чисел выделен в рамке? Вам необходимо найти другие пары чисел, сумма которых равна 9 и 10. В этой игре участвуют 2 команды, выигрывает команда, которая быстрее обведёт сумму данных чисел.

    7 3 5 2        1 3 2 7

    4 9 1 3        8 4 5 2

    8 2 5 8        1 8 6 4

    4 5 5 3        5 2 3 6

    3 9 6 4        4 4 0 9

    4. Обе цапли съели 10 лягушек. По сколько лягушек могла съесть каждая из них? Ученики по цепочке проговаривают и записывают состав числа 10.

    5. Карточки:

    6 *2=8           4+*= 8             6 - *=4

    8 *3=5           *+7=9             * - 5=2

    9 *1=8           6+*=1            * - 1=9

    4 *3=7           *+3=7            5 - *=3

    6.  А вот и больной. Да у вас ангина! Пока доктор Айболит лечит больного, и, чтобы ему стало легче, мы выполним математический диктант.

    • Какое число на 1 больше, чем 9?
    • Какое число на 1 меньше, чем 7?
    • К 3 прибавьте 1.
    • Первое слагаемое 2, второе слагаемое  3, найдите сумму.
    • 10 уменьшить на 2.
    • 5 увеличить на 2.
    • На закрепления умножения:

    Игра-тест «Правильно или неправильно».

    Учитель раздаёт каждому карточки. На этих карточках нужно поставить Х или 0. Если предложение правильное - Х; если неправильное – 0.

    1.     если первому множителю прибавить второй множитель, то получаем произведение.

    2.     2Х2=5

    3.     если первый множитель умножить на второй множитель, то получаем произведение.

    4.     3х2=5

    5.     если сложить делимое и делитель, то получаем частное.

    6.     умножение- это сложение двух чисел.

    7.     умножение – это сложение двух одинаковых чисел в несколько раз.

    8.     если число умножить на единицу, то получается тот же число.

    9.     если число умножить на нуль, то получается нуль.

    10. от перестановки множителей произведение изменяется.

    11. от перестановки множителей произведение не изменяется.

    12. 2х10=20

    13. 6х8=48

    14. 12:2:2=3

    15. ты да я, я да ты. Мы вдвоём.

    Вывод по  главе 2

    Игра положительно влияет на формирование познавательных интересов  младших школьников. Она содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлечено работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей, учитель лишь управляет учебной деятельностью. Игра - ведущая деятельность ребенка и основа развития. Необходимость игры для ребенка объясняется тем, что он деятельностное существо. Ему присуща любознательность.

    Дидактическая игра, да и любая игра в учебно-воспитательном процессе, имеет характеристические черты. С одной стороны, условный характер игры, наличие сюжета или условий, наличие используемых предметов и действий, с помощью которых происходит решение игровой задачи. С другой стороны, свобода выбора, импровизация во внешней и внутренней деятельности позволяют участникам игры получать новую информацию, новые знания, обогащаться новым чувственным опытом и опытом мыслительной и практической деятельности. Через игру, реальные чувства и мысли участников игры, их положительный настрой, реальные действия, творчество возможно успешное решение учебно-воспитательных задач, а именно, формирование положительной мотивации в учебной деятельности, чувства успеха, интереса, активности, потребности в общении, желании достичь лучшего результата, превзойти себя, повысить свое мастерство.

    Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии.- 1966.-№6.
    2. Гельвеций К. Об уме. М., 1938.С.34.
    3.  Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики.- М., Просвещение,   1990.
    4. Леонтьев А.Н. Педагогическая психология, тема 6.3.3.
    5. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики.- М, 1981.-С. 509-519.
    6. Маркс, Карл Генрих. Большая советская энциклопедия, 2-еизд, Т.26, С. 2453.
    7. Макаренко, А.С. С любовью и тревогой, С.58.
    8. Масловская Т.А. Дидактические игры на уроках математики.

    Начальная школа. 1997, №2

    1. Перова М.Н. «Дидактические игры и упражнения по математике» - «Просвещение», «Учебная литература», М.,1996 г.
    2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1974. – с.288.
    3. Шмакова, С.А. Игры учащихся – феномен культуры, Москва, 1994 г.
    4. Эльконин, Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. -304 с.
    5. http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki.
    6. http://www.schdub-num1.narod.ru/pdf/opit_tr.PDF
    7. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo.
    8. http://www.scienceforum.ru/2014/743/6584



    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока математики

    Предмет: математика

    Класс: 1

    Тема урока: Килограмм.

    Цели урока:  познакомить с новой величиной – массой и единицей ее измерения – килограммом.

    Планируемые результаты:

    • Предметные

    - научить взвешивать предметы с точностью до килограмма;

    - научить сравнивать предметы по массе;

    - упорядочивать предметы, располагая их в порядке увеличения (уменьшения) массы;

    - развивать умение решать задачи и примеры изученных видов.

    Личностные

     -положительное отношение к урокам математики;

    -умение признавать свои ошибки;

    - контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

    -умение сравнивать, анализировать, рассуждать.

    Тип урока: открытие нового знания.

    Оборудование: учебник «Математика» 1 класс, Ч2, ШР, рабочие тетради, печатные тетради №2.

    Этап урока

    Хроно

    метраж

    Содержание урока.

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Планируемые результаты (УУД)

    1. Организационный

    2 мин

    Начинаем мы опять

    Решать, отгадывать, смекать!

    Пожелаем всем удачи –

    За работу, в добрый час!

    Приветствуют учителя, стоя у парт.

    Р: учитывать выделенные учителем действия.

    1. Актуализация знаний.

    Математический диктант.

    Постановка учебной задачи.

    Практический

    Закрепление.

    Практический.

    10 мин

    20 мин

    Начнем урок с зарядки для ума.

    Угадай, о каком числе идет речь: оно больше 6 на 2, его соседями являются числа 7 и 9 (8).

    Как получить число 8.

    Математический диктант. 

    1) Первое слагаемое – 5, второе – 4, Найти сумму (9).

    2) Число, которое меньше 7 на 1 (6).

    3) Я задумала число, прибавила к нему 3 и получила 7. Какое число я задумала? (4)

    4) Уменьшаемое – 9, вычитаемое – 6, разность - ? (3)

    5) Насколько 7 меньше 9? (2)

    Настрой на работу отличный! Но нам сегодня еще понадобится ваше внимание, умение думать и работать дружно!

    Рассмотрите внимательно эти две коробки и сравните их. Что можно сказать? (Цвет, форма, размер одинаковые).

    Но я все - таки уверяю вас, что эти коробки разные. В чем же их отличия? (Затруднение)

    Есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такое свойство, нужно взять предметы в руки. ( выходят два ученика)

    Что теперь можете сказать? (Одна – легче, другая – тяжелее)

    Легче – тяжелее мы говорим тогда, когда имеем в виду свойство, как же его назвать? Масса!

     Как думаете, массу можно назвать величиной?

    (На доске закрепляется слово)

    Кто догадался, какая тема нашего урока?

    Назовите всем тему нашего урока.

    Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? Выскажите свои предположения. Какие цели поставим на урок?

    Физминутка.

    Раз – подняться, потянуться.

    Два – нагнуться, разогнуться.

    Три – в ладоши три хлопка,

    Головою три кивка.

    На четыре – руки шире.

    Пять – руками помахать.

    Шесть за парты тихо сесть

    Весь материал - смотрите документ.

    Работа по учебнику.

    С помощью чего мы можем измерить массу?

    Откройте стр.36. Посмотрите на рисунок. Как работают такие весы?

    На одну чашу продавец кладет гири, посмотрите какие гири у него есть. На другую чашу товар. Весы уравновешивают, т.е. гири ставят так, чтобы красные носики у весов смотрели друг на друга.

    Смотрим задание №1. Что опустилось вниз? Что легче арбуз или гиря?

    Читаем следующие задания в №1. Решаем их в тетради.

    Артур, прочитай 1 задание № 2.

    Что нам дано? Как выглядят весы? Что нужно? Как найти?

    2 задание в № 2 решите в паре.

    Задание № 3 решите самостоятельно в учебнике.

     Работа в тетради.

    Откройте рабочую тетрадь на стр.24.

    Задание №1 решаем самостоятельно.

    Сверьтесь с соседом тетрадями.

    Айгуль, прочитай задание №2.

    Что это? Про что говорится в задаче? Что нам известно? Что нужно найти? Мы можем ответить на вопрос? Почему? Как найти массу тыквы?

    Запишите решение. Артем, что у тебя получилось? У кого другой ответ?

    Задание №3.

    Отвечают на вопрос.

    Отвечают на вопросы.

    Отвечают на вопросы.

    Определяют тему.

    Ставят цели.

    Работа по учебнику.

    Решение задачи в тетради.

    Вычисляют пример.

    Решение задания.

    Решение задачи.

    Отвечают на вопросы

    Решениезадания.

    Р: принимать и сохранять задачу

    К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

    К: Ориентация в собственной системе знаний( что я уже знаю?)

    К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

    Р: принимать и сохранять задачу

    Р: учитывать выделенные учителем действия

    К: высказывать свое мнение

    Р: принимать и

    сохранять задачу

    К: Ориентация в собственной системе знаний( что я уже знаю?)

    Р: принимать и

    сохранять задачу

    1. Итог урока. Рефлексия.

    5 мин

    Какую новую величину сегодня мы начали изучать?

    Кто доволен своими результатами? Кто считает, что ему надо еще поработать над собой?

    Какие цели ставили? Какие достигли?

    Оцените свою работу по «шкале настроения».

    Спасибо за урок!

    Подводят итоги урока.

    Л: самопроверка. Саморегуляция.



    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока математики

    Предмет: математика

    Класс: 1

    Тема урока: Литр.

    • Цели урока:  познакомить с новой величиной – ёмкостью и её измерением с помощью литра;

    Планируемые результаты:

    • Предметные

    - научить решать задачи с новой величиной;

    - отрабатывать вычислительный навык;

    - определить одинаковую мерку для всех сосудов.

    Личностные

     -положительное отношение к урокам математики;

    -умение признавать свои ошибки;

    - контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

    -умение сравнивать, анализировать, рассуждать.

    Тип урока: открытие нового знания.

    Оборудование: учебник «Математика» 1 класс, Ч2, ШР, рабочие тетради, печатные тетради №2.

    Этап урока

    Хроно

    метраж

    Содержание урока.

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Планируемые результаты (УУД)

    1. Организационный

    2 мин

    Проверьте готовность к уроку. Садитесь.

    Приветствуют учителя, стоя у парт.

    Р: учитывать выделенные учителем действия.

    1. Актуализация знаний.

    Математический диктант.

    Постановка учебной задачи.

    Практический

    Закрепление.

    Практический.

    10 мин

    20 мин

    Мы отправимся в путешествие. Во время путешествия вы будете решать задачи, и примеры. Попробуйте отгадать, на чём мы поедем. В этом нам поможет разминка. Тот, кто быстро и правильно будет показывать ответы на веерах, быстрее всех купит билет для путешествия.

    Задачи в стихах

    За тетради Михаил три копейки заплатил,
    А за новенький пенал шесть копеечек отдал.
    Сколько дети заплатил за покупку Михаил?

    (Ответ: 9 Буква “А”)

    У меня четыре книжки
    Три машинки и три мишки,
     
    Кто ответит побыстрей,
    Сколько у меня вещей?

    (4 + 3+3=10- буква “в”)

    Цапля по воде шагала
    Лягушат себе искала
    Двое спрятались в траве,
    Шестеро под кочкой
    Сколько лягушат всего?
    Только быстро, точно.

    (2+6=8 – буква “т”)

    К серой цапле на урок
    Прилетело семь сорок.
    А из них лишь три сороки
    Приготовили уроки.
    Сколько лодырей сорок
    Прилетели на урок?

    (7-3=4 – буква “о”)

    Взял девять вишенок Сергей
    И угостил своих друзей.
    Четыре вишни дал он Вите,
    А остальные все - Никите.
    Сколько вишен дал Никите?
    Вы сосчитайте и скажите?

    (9-4=5 – буква “б”)

    Два снегиря и пять синиц
    Ребята, сколько всего птиц?

    (2+5=7 – буква “у”)

    Семь огурцов собрали с грядки, 
    Пять огурцов уже съели.
    Осталось сколько их, ребятки?
    Вы сосчитать сумели?

    (7-5=2 – буква “с”)

    9

    10

    8

    4

    5

    7

    2

    А

    в

    т

    о

    б

    у

    с

    Молодцы, ребята! Хорошо справились с разминкой. Теперь вы догадались, на каком транспортном средстве, мы поедем путешествовать? Правильно, на автобусе. Но, до отправления осталось несколько минут, а мы ещё не купили билеты. Нам нужно их купить. Но как это сделать, если у нас нет специальных математических монет? Какие буду версии? (Ответы детей)

    Но не расстраивайтесь, мы попробуем заработать математические монеты. Для этого нужно решить примеры. Каждый правильный ответ - позволит приобрести нам букву, из зашифрованного слова. Если угадаем слово, значит – путешествие состоится, и мы сможем отправиться в путь!

    Вы готовы?

    (Б) 6-1=

    (т) 3+5=

    (и) 8-5=

    (Ы) 7-7=

    (л) 5-4=

    (е) 10-4=

    - На какие группы можно разделить все примеры?

    - Как называются компоненты при сложении и вычитании?

    - Молодцы! Все купили себе билеты. Теперь нужно занять места в автобусе. Сели правильно, расправьте плечи. Мы отправляемся в магазин за покупками.

     

    Кому из вас приходилось в магазине покупать: молоко, сок? Как выглядит упаковка, в которых продаются эти жидкости? А в какой упаковке продаётся квас, газированная вода? Как вы думаете, одинаковое ли количество жидкости помещается в те пакет и в пластиковую бутылку? Почему? А цена будет за эти упаковки одинаковая? А можно ли определить, что будет стоить дороже, если количество вмещаемой жидкости в разной упаковке - различное? Как это можно узнать?

    Кто догадался, с какой новой величиной – единицей ёмкости мы сегодня познакомимся? Молодцы, вы правильно догадались. Тема нашего урока: “Единица ёмкости – литр”. Какие цели?

    А как вы думаете, сколько в один литр вмещается жидкости, если её измерять стаканами? Давайте проверим.

    Проведение опыта: ученик переливает из литровой банки в стаканы воду.

    Сколько стаканов для этого потребовалось? (5 стаканов). Какой можно сделать вывод?

    Вывод: один литр жидкости помещается в 5 стаканов.

    Именно об этом и говорится в задаче из учебника № 4 (с. 38). Прочитайте задачу и догадайтесь, какую жидкость мы с вами купим в магазине.

    Решение задачи № 4(с.38)

    Возникновение проблемной ситуации:

    Как вы думаете одинаковое ли количество мёда и молока может поместиться в трёхлитровую банку? Какие будут версии?

    Почему? (Ведь эта ёмкость может вместить только три литра жидкости).

    Конечно, всё дело в том, какой по составу будет жидкость. Если она будет густая, то и вместимость будет больше.

    Сколько литров мёда может поместиться в трёхлитровую банку?

    Какой вывод можно сделать?

    Вывод: разные по объёму сосуды могут вмещать разное количество жидкости и одинаковые сосуды по объёму, тоже могут вмещать разное количество жидкости из-за состава жидкости (густоты).

    Теперь давайте отдохнём.

    4. Физкультминутка

    Мы становимся, всё выше, достаём руками крыши.
    На два счёта поднялись,
    Три, четыре – руки вниз.

    (Исходная позиция – основная стойка. Потягивание на носках с подниманием рук вверх и опусканием в и. п.)

    Ребята, нам пора возвращаться из путешествия назад. Кто хочет попробовать себя в роли водителя автобуса. Для этого нужно выполнить следующие задания. Выполняет водитель без ошибки, значит, автобус едет дальше и все пассажиры довольны, если допускает ошибку, значит, наш автобус попал в аварию, и нам нужно срочно оказать помощь.

    5. Устное решение задачи №2 (с.38)

    В ведро входит 10 литров воды. Сколько литров воды можно долить в ведро, если в нём 6 л (9 л, 7 л)

    http://festival.1september.ru/articles/313481/img1.gif

    Сложите все полученные ответы (4; 1; 3). Сколько получилось? (8).

    Работа в тетради

    1) Решение задачи № 3 (с.36)

    2) Решение примеров № 5 по цепочке.

    Слушают учителя.

    Отвечают на вопросы.

    Записывают ответы в таблицы.

    Отвечают на вопросы.

    Решают примеры.

    Определяют тему.

    Ставят цели.

    Проводят опыт.

    Работа по учебнику.

    Решение задачи в тетради.

    Вычисляют пример.

    Делают вывод.

    Решение задания.

    Р: принимать и сохранять задачу

    К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

    К: Ориентация в собственной системе знаний( что я уже знаю?)

    Р: принимать и сохранять задачу

    Р: учитывать выделенные учителем действия

    К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

    Р: принимать и сохранять задачу

    Р: учитывать выделенные учителем действия

    К: высказывать свое мнение

    Р: принимать и

    сохранять задачу

    К: Ориентация в собственной системе знаний( что я уже знаю?)

    1. Итог урока. Рефлексия.

    5 мин

    Какую новую величину сегодня мы начали изучать?

    Кто доволен своими результатами? Кто считает, что ему надо еще поработать над собой?

    Какие цели ставили? Какие достигли?

    Оцените свою работу по «шкале настроения».

    Спасибо за урок!

    Подводят итоги урока.

    Л: самопроверка. Саморегуляция.

    Ключ: 0 - ы; 1 - л; 2 - с; 3 - и; 4 - о; 5 - б; 6 - е;     7 - у; 8 - т; 9 - а; 10 – в.



    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока математики

    Предмет: математика

    Класс: 1

    Тема урока: Связь между суммой и слагаемым

    Цели урока: сформировать понятие суммы как целого, состоящего из частей- слагаемых.

    Планируемые результаты:

    • Предметные

    -научатся находить части суммы по известному целому и другой части;

    -закрепят полученные вычислительные навыки.

    • Личностные

    -положительное отношение к урокам математики;

    -умение признавать свои ошибки;

    -умение сравнивать, анализировать, рассуждать.

    Тип урока: открытие нового знания.

    Оборудование: учебник «Математика» 1 класс, Ч2, ШР, рабочие тетради, печатные тетради №2.

    Этап урока

    Хроно

    метраж

    Содержание урока.

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Планируемые результаты (УУД)

    1. Организационный

    2 мин

    Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к уроку, садитесь.

    Приветствуют учителя, стоя у парт.

    Р: учитывать выделенные учителем действия.

    1. Актуализация знаний.

    Устный счет.

    Постановка учебной задачи.

    Практический

    Закрепление.

    Практический.

    10 мин

    Посчитайте от 1 до 10.

    От 11 до 27.

    От 15 до 4 в с сторону убывания.

    Кто правильно прочитает выражение 7+3=*

    Ребята, что вы изучали на прошлом уроке? Какая была тема? Что такое сумма? Из чего она состоит.

    Это и будет темой нашего урока «Связь между суммой и слагаемым»

    Какие цели мы поставим себе на урок? Как выдумаете, что мы будем делать, что узнаем?

    Открываем стр. 26

    Посмотрите, какую цель нам предлагает учебник.

    Артур прочитай задание №1

    Кто прочитает первое выражение?

    Какой секрет «слагаемых и суммы» можно открыть? Как составляется сумма? Прочитайте суммы. Назовите слагаемые. Что будет, если из суммы вычесть одно слагаемое?

    Смотрим следующее задание №2.

    Эмилия, прочти 1 выражение.

    Нам известна сумма и 1 слагаемое, что можно найти? Следующее прочти самостоятельно.

    Артем, прочитай 2 столбик. Настя- третий.

    Откройте тетради, запишите число.

    Я прочту вам задачу, вы запишите условие, решение и ответ. У доски будет работать Родион, остальные в тетради.

    Итак, приготовились.

     У Маши было 3 красных мяча, Ваня подарил ей еще 4 синих. Сколько мячей стало у Маши?

    Поставили себе + те, у кого так же оформлена задача.

    Из каких слагаемых составлена сумма 7?

    Если Маша подарила Кате 3 красных мяча, то, сколько бы у нее осталось?

    Как вы нашли 4?

    Физминутка

    А мы с вами продолжаем работу в учебнике.

    Смотрим задание № 3.

    Это задание выполним в парах. И нужно будет придумать один пример по образцу самостоятельно.

    Кто закончит, поднимает руки.

    Открываем рабочие тетради №2 на стр.12.

    Как составлены числа в номере 1?

    Дополните неравенства.

    Какие еще есть способы составления этих чисел?

    № 2 и 3 выполните самостоятельно в тетради.

    Игра «Путешествие в Зазеркалье».

    Сегодня на уроке Литературы мы с вами сделали вывод, что в стране сказок мы можем быть лишь наблюдателями. И я предлагаю отправиться нам в Путешествие, но чтобы попасть в гости к сказочнику нам нужно решить задание.

    Эти письма с заданием принесла сова. Она рассказала, что карта страны сказок по дороге разорвалась на 9 частей, нам нужно решить примеры на этих частях карты, соединить ее и тогда мы сможем отправится в гости к сказочнику.

    Считают в числовом порядке.

    Вычисляют устно.

    Отвечают на вопросы.

    Ставят цели.

    Решение задачи в тетради.

    Вычисляют пример.

    Решение задачи.

    Отвечают на вопросы

    Выполняют двигательные действия.

    Работают в парах

    Работа в тетрадях.

    Самостоятельная работа над заданиями.

    Математическая игра

    Р: принимать и сохранять задачу

    К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

    К: Ориентация в собственной системе знаний( что я уже знаю?)

    К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

    Р: принимать и сохранять задачу

    Р: учитывать выделенные учителем действия

    К: высказывать свое мнение

    Р: учитывать выделенные учителем действия

    Р: принимать и

    сохранять задачу

    К: Ориентация в собственной системе знаний( что я уже знаю?)

    Р: учитывать выделенные учителем действия

    1. Итог урока. Рефлексия.

    Подведем итоги урока. Какая была тема урока? Как вы думаете, достигли ли мы цели урока? Вам понравился урок? Что понравилось. Оцените свою работу по «шкале настроения».

    Спасибо за урок!

    Подводят итоги урока.

    Л: самопроверка. Саморегуляция.



    Предварительный просмотр:

                               Проверочная работа №1 по математике.

    Ф.И. ученика:__________________________________________

    1. Реши примеры:

         5+5=               6+2=             3+7=             2+6=              1+2=          4+3=              4+4=

    2.Сравни (<>=):

    6 – 2      4               9 – 8     2               6    2+3             7     9 – 2    

    3.  Реши:

    10 – 5 +2=                  6+4 – 7 =                      2+6+2=                      9 – 4 – 4 =

    4.Начерти первый отрезок длиной 4 см, а второй – на 3 см длиннее.

    5.У Маши 7 конфет, а у Коли на 2 конфеты меньше. Сколько конфет у Коли?

    О

    т

    в

    е

    т:

    к.

     

    6.У Вани 3 марки, а у Розы столько же. Сколько всего марок у ребят?

    О

    т

    в

    е

    т:

    м.

     

    *7. Продолжи ряд чисел.

             1.   1 , 2 , 1 , 3 , 1 , 4 , … , … , … .

             2.   10 , 9 , 7, 6 , … , … .

    Проверочная работа №2 по математике.

    Ф.И. ученика:__________________________________________

     1. Реши примеры:

        10 – 5+3=                    10 – 9+6=                       8+2=                    6+4=                   7 – 4 =

        8 – 5 =                          3 – 3 =                            6 – 0 =

    2.Исправь ошибки:

        6 + 4 = 9              2 + 3 = 5              7 – 3 = 3               9 + 1 =10    

        10 – 5 = 5            9 – 5 = 3              3 + 2 = 6               4 – 3 = 0

    3. Начерти один отрезок длиной 3 см, а второй – 7 см. Узнай на сколько один отрезок длиннее другого.  

     

    4.Мама сварила 5 л компота, 3 л она слила в банку. Сколько литров компота осталось?

    О

    т

    в

    е

    т:

    л.

     

    5.Рома нашёл 7 грибов, а Катя 3 гриба. На сколько меньше грибов нашла Катя?

    О

    т

    в

    е

    т:

    на

    г.

     

    *6.Начерти в прямоугольнике 2 отрезка так, чтобы получилось 8 треугольников.

                                                     

                                                             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта «Дидактическая игра, как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики»

    Дидактические игры хорошо уживаются  с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать обучение интересным и занимательным, создает у учащихся раб...

    «Дидактические игры как средство развития познавательного интереса на уроках обучения грамоте».

    Проблема исследованиявытекает из противоречия между необходимостью развития у младших школьников познавательного интереса и недостаточно раскрытыми педагогическими условиями использования дидакт...

    Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка опыт работы

    Работа представляет собой обобщение опыта, направленное на повышение интереса к русскому языку в начальной школе.  Формирование познавательного интереса на уроках русского языка у школьников с оп...

    Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников

    Данный материал представляет собой теоретичесое обоснование использования дидактической игры игры как средства формирования познавательного интереса к занятиям у младших школьников....

    Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников

    Данный материал представляет собой теоретичесое обоснование использования дидактической игры игры как средства формирования познавательного интереса к занятиям у младших школьников....

    Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов младших школьников

    Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов младших школьников, СТАТЬЯ...