Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики.
статья по математике (1, 2, 3, 4 класс)

Кистайкина Наталья Николаевна

В условиях современного образовательного процесса учителю всё сложнее становится привлекать детей к познавательной деятельности.Как же добиться того,чтобы урок был познавательным и интересным?Ответ на этот можно найти в этой статье,в которой пойдет речь о повышении у учеников образовательного интереса на примере урока математики,с использованием дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики.

Учителям в условиях современного образовательного процесса с каждым годом становится сложнее привлекать ребенка к познавательной деятельности.

Как же добиться учителю того, чтобы урок в начальной школе стал радостным и интересным? Чтобы дети на них могли расширять свой кругозор, развивать любознательность и пытливость, тренировать внимание, воображение, память, мышление.

Обратимся к высказыванию французского писателя, Франсуа Рабле: «Ребёнок не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь».  А достичь того, чтобы этот «факел зажегся» можно посредством познавательно - игровой деятельности на уроках в начальной школе.

Включение на уроке игровых моментов позволяет сделать обучение интересным и занимательным. Игра поможет создать у учащихся рабочее настроение, способствовать преодолению трудностей в усвоении материала.

Игра и обучение младшего школьника тесно взаимосвязаны: переход от игровой деятельности к учебной не должен быть резким. Тут на помощь педагогам и приходит дидактическая игра, которая стимулирует психические процессы, активизирует познавательную деятельность учащихся и вызывает живой интерес к образовательному процессу.

 Особенно это очень важное условие для тех детей, которые только переступили порог школы. Речь идет о первоклассниках. И делаю я это не зря. Так как в данный момент являюсь учителем и классным руководителем первоклассников.

 Одним из базовых предметов в начальной школе является математика. В процессе её изучения учащиеся овладевают важнейшими математическими понятиями, приобретают навыки счета, письма, развивают логическое мышление, активизируют важнейшие психические процессы. Но, практика показывает, что математика является одним из трудных школьных предметов. Количество неуспевающих учащихся на уроках математики обычно превышает количество неуспевающих по другим предметам. А для тех учащихся, которым математика даётся легко, вовсе не значит, что она им интересна. В классе могут быть дети, проявляющие интерес к математике, но не обладающие выдающимися способностями к ней. Так как познавательный интерес к математике развивается намного труднее.

Именно поэтому учителями ведется поиск наиболее эффективных средств и методов обучения математике, способствующих активизации учебной деятельности и формированию устойчивого познавательного интереса. Одними из них является дидактическая игра.

Подбор игр должен осуществляться с учетом возрастных особенностей детей, уровнем их подготовленности и в соответствии с целями и задачами урока. Включить дидактическую игру можно на любом этапе урока. При использовании игрового момента в начале урока позволяет подвести учащихся к тому, что они сами смогут сформулировать её тему на основе игрового задания.

При закреплении изученного материала применение дидактической игры позволяет охватить более большой объём пройденного материала, задействовать всех учащихся, экономить время выполнения задания, создавать и использовать межпредметные связи.

При подведении итогов урока использование дидактической игры позволяет более кратко и содержательно подвести итоги этого урока.

Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности. Использование на уроках, дидактических игр создаёт учебную мотивацию, позволяет воспитывать наблюдательность, умение работать в группе, слушать и слышать других, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребят. Дети становятся более свободными и независимыми, самостоятельными и ответственными, творческими и активными.

При организации дидактических игр на уроке математике необходимо учитывать следующее:

1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников.

2. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, иначе она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.

3. Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании, в противном случае игра не даст должного эффекта.

4. При проведении игры, связанной с соревнованиями команд (поединок, бой, эстафета, соревнования, построенных по сюжетам известных игр: КВН, «Счастливый случай», «Звёздный час» и др.) должен быть обеспечен контроль за её результатами со стороны всего коллектива или выбранных лиц. Учёт должен быть открытым, ясным и справедливым.

5. Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к этой игре.

6. Если на уроке проводится несколько игр, то лёгкие и более трудные по математическому содержанию должны чередоваться.

7. Если на нескольких уроках проводятся игры, связанные со сходными мыслительными действиями, то по содержанию математического материала они должны удовлетворять принципу: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному.

8. Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определённую меру. Превышение её может привести к тому, что дети во всём будут видеть только игру.

9. Игру нужно закончить на данном уроке, получив нужный результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.

 

Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют деятельность ребенка, развивают его произвольное внимание, память. В игре ребенок незаметно для себя выполняет большое число арифметических действий, тренируется в счете, решает задачи, обогащает свои пространственные, количественные и временные представления, выполняет анализ и сравнение чисел, геометрических фигур.

Дидактические игры, созданные специально в обучающих целях, способствуют и общему развитию ребенка, расширению его кругозора, обогащению словаря, развитию речи, учат использовать математические знания в измененных условиях, в новой ситуации. 

Говоря об использовании игр в обучении, нельзя забывать о существовании компьютерных игр, которые постепенно всё больше проникают в современную школу. Использование компьютера, электронной доски и прочих электронных устройств на уроке само по себе добавляет в процесс обучения занимательности и привлекает внимание детей.

 Использование компьютерных технологий позволяет не только активизировать познавательный интерес учащихся в процессе обучения, но и подготовить школьников к дальнейшей жизни. Мы живем в век прогрессивного развития информационных технологий, они проникают во все сферы общественной жизни, поэтому детям необходимо знать, что компьютер сегодня является не столько развлекательным устройством, сколько средством получения информации о мире.

Помимо компьютера, современные учителя активно используют на своих уроках интерактивные доски. С их помощью очень просто организовать любую, даже самую обычную учебную деятельность в форме игры. Соотнесение элементов, поиск правильного ответа, электронные викторины — это и многое другое способны делать учителя на своих уроках для повышения эффективности усвоения учебных предметов и развития познавательного интереса младших школьников.

Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

        Используемая литература:

1. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я [Текст] / М.А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 272 с.

2. Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности [Текст]/И.А. Зайцева. – Ноябрьск, 2005.- С.12-24.

3. Блинова Т. Л. Имитационные дидактические игры как средство развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения математике в общеобразовательной школе: Екатеринбург, 2003, - С. 180

 4. Выготский Л.С. «Психология развития ребенка» - М.: Эксмо: Смысл, 2005. - 512 с.

5. Савинов, С.В. нестандартные уроки в начальной школе / С.В. Савинов. - Волгоград: Учитель, 2000. - 89с.

6. Жукова З.П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры //Начальная школа -2006.,-№5.,-С.30-31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта «Дидактическая игра, как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики»

Дидактические игры хорошо уживаются  с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать обучение интересным и занимательным, создает у учащихся раб...

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка опыт работы

Работа представляет собой обобщение опыта, направленное на повышение интереса к русскому языку в начальной школе.  Формирование познавательного интереса на уроках русского языка у школьников с оп...

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников

Данный материал представляет собой теоретичесое обоснование использования дидактической игры игры как средства формирования познавательного интереса к занятиям у младших школьников....

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников

Данный материал представляет собой теоретичесое обоснование использования дидактической игры игры как средства формирования познавательного интереса к занятиям у младших школьников....

Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов младших школьников

Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов младших школьников, СТАТЬЯ...

Обобщение опыта работы по теме "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников"

Обобщение опыта работы по теме "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников"...

Выступление на ШМО по теме: «Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики».

Современные образовательные стандарты в начальной школе требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувст...