Обобщение опыта работы по теме "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников"
опыты и эксперименты

Куроедова Ольга Ивановна

Обобщение опыта работы по теме "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_ppo_kuroedovoy_o.i.docx148.54 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщённый педагогический опыт

педагога муниципального образовательного учреждения

МБОУ СШ №11

                                               Куроедовой Ольги Ивановны

Тема опыта: Дидактическая игра как средство развития

познавательного интереса младших школьников

Идея опыта: Как повысить уровень познавательного интереса учащихся при обучении, и какое место в этом процессе следует отвести дидактическим играм.

                                                                            Автор: учитель начальных классов

                                                                            Куроедова Ольга Ивановна,

                                                                            высшая квалификационная категория

                                                                            Педагогический стаж:  37 года.

                                                       

2018 год.

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                               Стр.

ИПМ 1. Сведения об авторе.                                                                                  3                                  

ИПМ 2. Условия формирования опыта.                                                               4

ИПМ 3. Теоретическая база опыта.                                                                       5-6                                                                    

ИПМ 4. Актуальность и перспективность опыта.                                                6

ИПМ 5. Новизна опыта.                                                                                         7

ИПМ 6. Адресность опыта.                                                                                    8

ИПМ 7. Трудоёмкость опыта.                                                                                8

ИПМ 8. Технология опыта.                                                                                    9-11

ИПМ 9. Результативность опыта                                                                           12-13

Приложение                                                                                                             14-18

Литература                                                                                                               19

ИПМ № 1 

я 001

                           

                        Общие сведения об авторе

             Куроедова  

           Ольга  Ивановна

           10.07.1962 г.р.

Образование :  высшее,  Ишимский государственный педагогический  институт,  1991 г.               

   Специальность: педагогика и методика начального обучения                        

Квалификация:     УЧИТЕЛЬ  НАЧАЛЬНЫХ   КЛАССОВ

Место работы:  Муниципальное общеобразовательное учреждение

                     «Уренгойская  средняя  общеобразовательная школа №1»

Педагогический стаж -  37 года

Стаж работы в занимаемой должности – 37 года 

Высшая квалификационная категория 

Личные достижения, награды и поощрения:

1. Почётная грамота Районной Думы муниципального образования Пуровский район за активную жизненную позицию, высокий профессионализм и многолетний добросовестный труд (2011г.)

2. Почетная  грамота  Департамента  образования Администрации  Пуровского  района  за  добросовестный  труд  и  результативный труд в деле воспитания и обучения   подрастающего  поколения (2011 г.)

3. Благодарность Главы Администрации муниципального образования посёлок Уренгой за высокий профессионализм, достигнутые трудовые успехи и  большой вклад в развитие муниципального образования посёлок Уренгой (2012 г)

4. Грамота Международного конкурса-игры по русскому языку «Ёж» за подготовку участников конкурса (2012г.)

5.   Грамота  Оргкомитета VIII  Международной  олимпиады  по  основам  наук  Уральского федерального округа за  подготовку  дипломанта   (2012 г.)

6.  Грамота  Оргкомитета IX  Международной  олимпиады  по  основам  наук  Уральского федерального округа за  подготовку дипломантов    (2013 г.)

7.Благодарность за высокий профессионализм и активное участие в организации интеллектуальной и творческой деятельности школьников во Всероссийском дистанционном марафоне «Путешествие по сказкам» (2012 г.)

8. Благодарность Оргкомитета Всероссийского дистанционного конкурса  «Математика со Смешариками» за  высокий  профессионализм  и  активное  участие    в организации  интеллектуальной  и  творческой  деятельности  учащихся (2010 г.)

9.Благодарность Оргкомитета интеллектуальных конкурсов-игр в Тюменской области за подготовку участников Международного конкурса по русскому языку и языкознанию «Русский Медвежонок – языкознание для всех».

29 - Ольга Васильевна Смирнова

ИПМ № 2

Условия формирования опыта

             

   «Дети должны жить в мире красоты,

 игры, сказки, музыки, рисунка,

фантазии, творчества».

В.А. Сухомлинский

Современные образовательные стандарты в начальной школе требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к ценностям отечественной культуры. В связи с этим учителя начальных классов всё более интересуют вопросы, связанные с тем, как воспитывать стремление к знаниям, как выбрать из богатого арсенала методов и приёмов обучения те, которые побуждали бы активно овладевать знаниями и умениями. В.А.Сухомлинский говорил: «Ученик - человек величайшего труда. Облегчайте ему подвиг познания!» Одним из основных направлений реализации поставленных целей является расширение познавательно-мотивационной сферы деятельности учащихся, что требует повышения уровня развития познавательного интереса школьников.

        В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

на сегодняшний день учителю не всегда удаётся создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения. Есть  ученики,  не обладающие для данного возраста гибкостью, подвижностью мышления, умением обобщать, творчески подходить к решению тех или иных задач, начинают отставать в прохождении учебного материала. У таких учеников падает интерес к знаниям, проявляется отрицательное отношение к учебе. Это приводит к неуспеваемости.

Наряду с организационными трудностями я сталкиваюсь с психо - эмоциональными особенностями детей, неумением контактировать друг с другом, трудностями межличностного общения, желанием выделиться и обратить на себя внимание учителя и других учащихся, завышенной (заниженной) самооценкой. Поэтому необходимо развивать творческие способности, формировать умение самостоятельно работать как на уроке, так и в домашних условиях.  

В современной школе возникает насущная потребность в расширении активных форм обучения. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии.

29 - Ольга Васильевна Смирнова

ИПМ № 3

Теоретическая база опыта.

В последнее десятилетие в педагогической литературе появилось много определений игры. У Г.К. Селевко определение игры таково: «Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением».

Игра с позиции психологов имеет несколько другие концепции. В.Штерн в своей теории игры рассматривает её «со стороны сознания» и проявления в игре детской фантазии.

Большое влияние на исследование игры оказал психоанализ З.Фрейда. Он предлагает два подхода к детской игре. Один подход рассматривается, как удовлетворение потребностей, влечений, которые могут быть достигнуты в реальной жизни. Второй подход характеризуется тем, что реальные потребности и эмоции ребёнка становятся предметом игры, меняют свою природу, и он активно управляет ими.

Особый вклад в изучение игры в конце Х1Х – начале ХХ века внёс выдающийся русский психолог П.Ф.Коптерев. Его исследования особо актуальны сегодня, когда коренным образом изменилось отношение к игре в процессе обучения детей. Автор отмечал, что в обучении ребёнку чрезвычайно важно уметь сосредотачивать своё внимание на различных предметах. «Этому великому искусству учит игра. Для достижения этой цели нужно, чтобы учение не являлось чем-то чрезвычайно сухим и отталкивающим по существу и по форме».

Особый вклад в исследование данной проблемы внёс Л.С. Выготский. Он отмечает, что игра дошкольника – это воображаемая, иллюзорная реализация нереализуемых желаний. Центральным моментом игры Л.С. Выготский считает, что игра «создаёт зону ближайшего развития ребёнка, в игре он всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя».

Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в общественную функцию, уходит в глубь веков, и в такую же глубь веков уходит и использование игры как средства воспитания. Игра созвучна социальной природе ребёнка.

Д.Б. Эльконин писал о том, что у некоторой части педагогов существует тенденция универсализации значения игры для психического развития, ей приписываются самые разнообразные функции как  чисто образовательные, так и воспитательные. Некоторые из них, вероятно, взаимно перекрывают друг друга в отношении влияния на психическое развитие. Тем не менее необходимо более точно определить те стороны психического развития и формирование личности ребёнка, которые по преимуществу развиваются в игре инее могут развиваться или испытывают лишь ограниченное воздействие в других видах деятельности  «Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму до сознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщённых намерений, стоящих на грани сознательности». «Исследование значения игры для психического развития и формирования личности очень затруднено. Здесь невозможен чистый эксперимент просто потому, что нельзя изъять игровую деятельность из жизни детей и посмотреть, как при этом будет идти процесс развития».

По мнению многих современных исследователей (С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк, С.А. Шмаков, С.Л. Новосёлова, Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова, Г.Л.Лэндрет и др.), игра имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитии детей. Она даёт возможность робким, неуверенным в себе детям преодолеть свои комплексы и нерешительность.

29 - Ольга Васильевна Смирнова

ИПМ № 4

 Актуальность и перспективность опыта

Важное место в комплексе задач обучения математике, чтению, русскому языку занимает проблема формирования познавательного интереса.

Познавательный интерес - это одно из личностных качеств  школьника, черта его характера, проявляющаяся в пытливости, любознательности, активности. Интерес может быть избирательным по отношению к учебному предмету.

Игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

В игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.

Активизировать деятельность учащихся по овладению знаниями можно путём умелого применения занимательных задач, игр с математическим, грамматическим содержанием. Занимательная задача - это та, которая вызывает у учащихся непроизвольный интерес, являющийся следствием необычайности сюжета задачи, необычности формы её подачи. Решение таких задач вызывает у учащихся внутренний положительный отклик, развивает их любознательность.

Дидактические игры хорошо уживаются и с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать обучение интересным и занимательным, создает у учащихся рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала.

По определению А.Н.Леонтьева, «игра характеризуется тем, что мотив игрового действия лежит не в результате действия, а в самом процессе»1

Таким образом, наблюдается противоречие между потенциальными возможностями дидактических игр в развитии познавательного интереса учащихся и

бессистемно складывающейся практикой их применения, а также отсутствием научно- обоснованной методики их использования на различных ступенях обучения в школе.

Сформулированное противоречие определяет актуальность данного исследования и проблему исследования: как повысить уровень познавательного интереса учащихся при обучении, и какое место в этом процессе следует отвести дидактическим играм.

_______________________

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд. МГУ, 1989.

29 - Ольга Васильевна Смирнова

ИПМ № 5

Новизна  опыта

Новизна опыта состоит в системном использовании дидактической игры на разных этапах урока  для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся в условиях реализации УМК «Школа России».

В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании  у ученика способности к саморазвитию, которое обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Во главу угла при обучении  ставится:

      а) обеспечение деятельности – умение ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда;

     б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств и эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;

     в) формирование картины мира.

Можно ли современный урок в начальной школе сделать радостным и интересным? Можно ли активизировать творческие и познавательные силы ученика? Достичь этого можно активизацией познавательно - игровой деятельности на уроках. Я считаю, что важным условием активизации познавательной деятельности младших школьников, развития их самостоятельности и мышления, является дидактическая игра.

Дидактические игры и занятия дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Ребенок пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний.

Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать обучение интересным и занимательным, создает у учащихся рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала. Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока.

Использование дидактических игр  дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых наука  кажется скучной. Какое же место должна занимать игра на уроке? Важно одно: чтобы игра помогла достичь цели. Количество игр на уроке должно быть разумным. Применяемый на уроках игровой приём должен находиться в тесной связи с наглядными пособиями, с темой урока, с его задачами, а не носить исключительно развлекательный характер.

29 - Ольга Васильевна Смирнова

ИПМ № 6

Адресность опыта.

Опыт может быть использован в работе учителей начальных классов.

Советский педагог  В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Игровая деятельность широко используется в практических целях. Распространена специальная «игровая терапия», применяющая развернутые формы игровой деятельности для коррекции возможных отклонений в поведении детей (неприспособленности, агрессивности, замкнутости)

29 - Ольга Васильевна Смирнова

ИПМ № 7

Трудоёмкость опыта.

Проблема  исследования:

1. На основе анализа методической и психолого-педагогической литературы

выявить теоретико-методологические основы использования дидактических игр с целью развития познавательного интереса школьников в процессе обучения.

2. Определить роль и место дидактических игр в развитии познавательного интереса учащихся.

3. Создать технологию разработки дидактических игр.

4. Разработать методику планирования и проведения дидактических игр с позиции их влияния на развитие познавательного интереса учащихся на различных ступенях обучения.

5. Провести экспериментальную работу по определению эффективности с использования дидактических игр в процессе обучения математике.

29 - Ольга Васильевна Смирнова

ИПМ №8

 Технология опыта.

Цель моей работы – показать, как средствами дидактической игры можно

развить у учеников познавательный интерес, чтобы на уроках математики, литературного чтения, русского языка детям было нескучно, соединить замечательный мир детства с прекрасным миром науки.

        Можно ли современный урок в начальной школе сделать радостным и интересным? Можно ли активизировать творческие и познавательные силы ученика? Достичь этого можно активизацией познавательно - игровой деятельности на уроках. Я считаю, что важным условием активизации познавательной деятельности младших школьников, развития их самостоятельности и мышления, является дидактическая игра.

Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать обучение

интересным и занимательным, создает у учащихся рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм– современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работе.

В игре должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски осуществляют игровую деятельность часть учащихся, то все остальные дети должны выполнять  роль контролеров, судей и т.д. Характер деятельности учащихся в игре зависит от места её на уроке или в системе уроков. Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов и рисунками. На уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и усилить внимание в игре к проговариванию вслух правила, вычислительного приёма. В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью я использую средства обратной связи с учеником: сигнальные карточки (кружок зелёного цвета с одной стороны и красного - с другой) или разрезные цифры и буквы. Сигнальные карточки служат средством активизации детей в игре. В большинство игр вношу элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения. Многие упражнения строю на материале различной трудности,

что дает возможность осуществлять индивидуальный и дифференцированный

подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.

Например, можно дать самостоятельную работу в виде игры “Кто первый добежит до финиша?”. Каждый ученик получает карточку с заданием. Задача у всех одна и та же, но степень помощи к ее решению для каждого ученика разная. Например, хорошо подготовленным учащимся предлагается решить задачу по краткой записи, составив по ней выражение. Слабоуспевающим ученикам - составить задачу по краткой записи и закончить ее решение. Тот, кто решит задачу быстро и правильно, может считать себя спортсменом. В конце урока вместе с детьми, подвожу итоги соревнования, обращаю внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Я могу сказать ребёнку, допустившему ошибку, что он ещё не стал “капитаном” в игре, но если будет стараться, то непременно им станет. Ошибки учащихся анализирую не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатления от игры. На таких уроках ставиться цель привить любовь к математике учащимся с разными математическими способностями. Все стараются выполнить задания, все хотят быть спортсменами. Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки по математике.

        Мои первоклашки очень любят «заселять домики» на уроках математики. Это простая игра на изучение состава числа. Использовать её можно на любом этапе урока. И принимать участие может практически каждый ребёнок, в зависимости от количества домиков. Она способствует быстрому и прочному запоминанию состава числа, через приёмы зрительной, слуховой и двигательной деятельности.

        Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством

развития интереса к предмету, поэтому при ее организации следует придерживаться следующих требований:

   1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников.

  2. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, иначе она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать   внимание.

  3. Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании, в противном случае игра не даст должного эффекта.

        Приведу пример занимательных упражнений, которые проводятся мною в работе с классом, начиная с первого года обучения. Проводятся они в течение 5-10 минут в начале или конце урока в зависимости от цели и задачи данного занятия. Это, как правило, игры, в которых принимает участие весь класс или команды, тогда каждая группа  контролирует свою команду.

            В начале урока, во время проведения устного счёта, провожу игру «Кто скорее?». На доске записаны примеры в три столбика. По команде учителя к доске выходят по порядку от каждого ряда по одному ученику и берут мел. Я открываю примеры, и ученики приступают к выполнению действий. Решив пример, ученик кладёт мел и садится на место. К доске выходит следующий ученик и решает пример и т.д. выигрывает та группа, которая  быстрее и без ошибок решит все примеры. В случае одинаковых результатов учитывается организованность, дисциплина каждой группы.

По моему мнению, игры на уроках начальной школы просто необходимы.

Ведь только игра умеет делать трудное – легким, доступным, а скучное – интересным и веселым. Игру на уроке можно использовать и при объяснении нового материала, и при закреплении, при отработке навыков чтения, для развития речи обучающихся.

По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно

разделить на несколько групп:

  1. Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу.

  2. Игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование вычислительных навыков и навыков правописания.

  3. Игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ним.

  4. Игры, включающие элементы поиска и творчества.

        Обобщая опыт своей работы я пришла к выводу, что для многих  учащихся уроки русского языка достаточно сложные, поэтому не вызывают повышенного интереса.  Трудности усвоения предмета ведут к недостаточной грамотности. Чтобы пробудить интерес к занятиям, повысить грамотность письма ввожу игровые моменты на разных этапах урока.

 С помощью различных ребусов, кроссвордов на одном дыхании проходит работа над словарными словами.  Такие виды заданий развивают у детей логическое мышление, способствуют лучшему запоминанию словарных слов. Хорошему и быстрому запоминанию слов с непроверяемыми гласными помогают загадки. Дети очень любят такую форму игры. Причём загадки можно использовать при изучении различных орфограмм. Таких как парные согласные на конце слова, безударные гласные в корне слова и т.д. Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность. Можно предложить детям самостоятельно составить загадки о каких-либо известных предметах (мяч, книга, карандаш и другие). С этой же целью провожу игру «Исключи лишнее».

           Берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чём-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих «лишнему». Желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.

           Очень важно на уроках русского языка и чтения развивать воображение детей. Воображение ребёнка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Для развития воображения и творчества детей, необходимо расширять их реальный жизненный опыт. Здесь помогут игры на составление рассказов с использованием отдельных слов. Например: а) девочка, дерево, птица; б) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Нужно составить связный рассказ, используя эти слова.

          Можно предложить завершить рассказ. Детям даётся начало какого-либо рассказа. Например: «стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись…»

Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа.        

          Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс учёбы доступным и увлекательным для школьников.

Следуя этому процессу  строю уроки чтения. Очень важно научить детей понимать прочитанный текст.

Понимание текста зависит от многих факторов: способности сосредоточить внимание, подключить воображение, сохранить в памяти текст, уметь сравнивать и т.д.

Предложенные задания могут быть использованы на уроке для проведения пятиминуток чтения, речевых разминок, а также для выполнения тренировочных упражнений в классе и дома самостоятельно.

Также, я практикую целенаправленное установочное чтение. Например, для тренировок в правильности чтения, я использую прием взаимопроверки: ученик читает  1-2 абзаца своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются – другой ученик читает следующие два абзаца. Цель данного упражнения: развитие памяти, внимания, правильного восприятия.

Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний,  или в их применении.

29 - Ольга Васильевна Смирнова

ИПМ № 9

Результативность опыта

Проведение диагностики позволяет получить объективные данные о развитии интеллектуальных способностей учащихся, повышении учебной  мотиваций младших школьников в ходе использования дидактических игр в учебном процессе.

Я использовала диагностику, рекомендованную авторами УМК «Школа 2100». Были получены следующие результаты:

Успеваемость:

Общая успеваемость -  100 %,

Качественная успеваемость по классу:

2009-2010

уч.год

2010-2011

уч.год

2011-2012

уч.год

2012-2013

уч.год

2013-2014

уч.год

63%

53%

64%

безотметочное

обучение

63%

 

Качественная успеваемость по предметам:    

    Русск.  язык

Математика

Лит. чтение

Окр.  мир

2009 - 2010 г.

69%

63%

88%

100%

2010 - 2011 г.

53%

67%

88%

100%

2011 - 2012 г

65%

79%

93%

100%

2012 – 2013 г

безотметочное обучение

2013 - 2014  г

63%

74%

84%

100%

Результативность педагогической деятельности учителя начальных классов  Куроедовой О.И.   в период

с 2009-2010 уч. г. по 2013-2014 уч. г.

2012 – 2013 учебный  год  -  безотметочное обучение

Доля обучающихся, освоивших образовательные программы на «4» и «5»

I

II

III

год

2011 -2012

71%

64%

64%

64%

2012 -2013

Безотметочное обучение

2013 -2014

60%

60%

63%

63%

Анализ данных, приведённый в таблицах, доказывает эффективность использования  дидактических игр в процессе интеллектуального развития младших школьников.

Выводы:

  1. Использование на уроках игровых методик является важным средством воспитания и обучения. Часто в результате таких занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес и лучше заниматься, у них развивается интерес к предмету. У многих детей обнаруживаются большие способности, инициатива, изобретательность.

 2.Работа в условиях введения ФГОС НОО показала повышение уровня познавательной активности младших школьников при использовании метода игры на уроках математики, русского языка, чтения (высокий уровень изменился в положительную сторону на 15%, а детей со средним и низким уровнем познавательной активности стало на 6% и 10% меньше соответственно), что полностью подтверждает выдвинутую гипотезу.

 3. В результате успешного применения поощрений развивается интерес к познавательной деятельности; постепенно увеличивается объем работы на уроке как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности.

Литература

1. Блинова Т. Л. Имитационные дидактические игры как средство развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения математике в общеобразовательной  школе : Екатеринбург, 2003, - С. 180

2. Газман О.С. В школу – с игрой. ⁄ С.О. Газман.-М.: Просвещение, 1991. –193 с.

3. Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах: Москва 1995, - С.173

4. Жукова З.П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры //Начальная школа -2006.,-№5.,-С.30-31

5. Кульневич С.В. Не совсем обычный урок: Ростов-на-Дону: Издательство:

Учитель, 2001. – 176с.

6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд. МГУ, 1989.

7. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников: Москва:  Просвещение, 1990г. – 70с.

8. СелевкоГ.К.Современные образовательные технологии. М.: 2001.

9. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: 1988 г.- 208 с.

10. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.,-1999.,-С.335

11. Эскандеров А.А. Актуализация познавательного интереса у учащихся:

кроссворды в системе дидактических игр// Начальная школа – 2007.,-№1.,-С.46-48


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта «Дидактическая игра, как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики»

Дидактические игры хорошо уживаются  с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать обучение интересным и занимательным, создает у учащихся раб...

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка опыт работы

Работа представляет собой обобщение опыта, направленное на повышение интереса к русскому языку в начальной школе.  Формирование познавательного интереса на уроках русского языка у школьников с оп...

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников

Данный материал представляет собой теоретичесое обоснование использования дидактической игры игры как средства формирования познавательного интереса к занятиям у младших школьников....

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников

Данный материал представляет собой теоретичесое обоснование использования дидактической игры игры как средства формирования познавательного интереса к занятиям у младших школьников....

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников при реализации программы духовно-нравственного воспитания""

Данный материал поможет учителям начальных классов организовать проектную деятельность, направленную на формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника....

Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов младших школьников

Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов младших школьников, СТАТЬЯ...

Игра как средство развития познавательного интереса младших школьников.

В двнной статье говорится о значимости игры для младших школьников как на уроках, так и во внеурочное время....