Главные вкладки

    Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов младших школьников
    статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

    Войтко Ольга Олеговна

    Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов младших школьников, СТАТЬЯ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_voytko.doc34.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов младших школьников

    Войтко О.О

    Научный руководитель: к.п.н., доцент, Канторович Н.Я.

    ФГБОУ ВПО «КузГПА»

    Важным условием активизации познавательных интересов младших школьников, развития их самостоятельности, мышления, является дидактическая игра.

                    Наряду с этим определением в литературе часто встречается определение дидактической игры как вида деятельности, организуемого в процессе обучения с целью развития познавательных интересов        .

            Дидактическая игра – это метод обучения, в процессе которого в игровой ситуации решаются учебно-воспитательные задачи и развивается познавательные интересы младших школьников.

            Дидактическая игра имеет определенную структуру. Выделяются следующие структурные элементы дидактической игры: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила игры, результат и подведение итогов.

    Дидактическая задача – это постановка определенной проблемы, обусловленной учебной ситуацией, решение которой обеспечивает совершенствование знаний, умений и навыков учащихся. Дидактическая задача перед детьми прямым образом не ставится.

    Игровая задача является средством реализации в игре дидактической задачи. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла. Игровой замысел вызывает живой интерес школьников, возбуждает желание играть. Он бывает выражен в игровом названии игры и в игровой задаче, путем решения которой дети начинают понимать практическое применение полученных знаний. Игровой замысел определяет характер игрового действия, а игровое действие дает возможность детям учиться в тот момент, когда они играют.

    Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

    Правила игры – главный организующий элемент игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической задаче правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета. Соблюдение правил обязывает детей самостоятельно выполнять игровые действия, и вместе с тем у них вырабатывается критерий для оценки поведения своих одноклассников и своего собственного. В процессе игры формируется умение работать самостоятельно, осуществлять контроль и самоконтроль, согласовывать свои действия и соподчинять их.

    Подведение итогов и результат подводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков, выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание, определение команды победительницы и так далее. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих людей.

    При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку с их помощью решаются дидактические задачи.

    В начальной школе дидактическая игра вводится в ход урока для активизации познавательного интереса младших школьников, с целью расположения их к работе, поднятия внимания и их работоспособности при подготовке к восприятию учебного материала, при закреплении и систематизации новых понятий, при повторении и учете знаний.

    Классификация дидактических игр по источнику знания:

    1. Словесные. Источник знания – слово учителя или учащихся. Учитель передает знания словом, а школьники усваивают знания слушая или в диалоге.
    2. Игры настольно-печатные или наглядные. Источник знания – наглядный объект. Учитель или младший школьник передает знания показом, учащиеся усваивают знания наблюдая.
    3. Игры с предметами, практические. Источник знания – практическая работа в классе или на местности. Учитель передает знания инструктажем – правилами игры, учащиеся усваивают знания при выполнении практической работы в классе или на местности.

    Основная познавательная цель, ставящаяся перед учащимися в играх, заключается не только в закреплении полученных знаний, но и включении школьников в небольшой поиск. Во время решения задачи предоставляется некоторая самостоятельность, так как учитель только направляет действия детей, а контролирующую функцию выполняют сами учащиеся.

    Практические игры являются самыми сложными по учебной задаче для учащихся. Младший школьник имеет очень ограниченные познавательные и практические умения. Учителю во время практической игры необходимо оказывать постоянную помощь учащимся. Вместе с тем практическая дидактическая игра стабилизирует интерес к учению, так как вовлекает школьников в активную поисковую деятельность, заставляет переносить имеющиеся знания на решение практических задач.

    В моей педагогической практике я всегда стараюсь использовать дидактические игры абсолютно на всех уроках. Это помогает мне поддерживать интерес школьников к предмету, «оживить» урок, внести в него определенную долю новизны, волнительных моментов, жажду к победе, что безусловно помогает как формировать познавательные интересы у школьников, так и поддерживать их на необходимом уровне.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта «Дидактическая игра, как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики»

    Дидактические игры хорошо уживаются  с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать обучение интересным и занимательным, создает у учащихся раб...

    Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка опыт работы

    Работа представляет собой обобщение опыта, направленное на повышение интереса к русскому языку в начальной школе.  Формирование познавательного интереса на уроках русского языка у школьников с оп...

    Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников

    Данный материал представляет собой теоретичесое обоснование использования дидактической игры игры как средства формирования познавательного интереса к занятиям у младших школьников....

    Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников

    Данный материал представляет собой теоретичесое обоснование использования дидактической игры игры как средства формирования познавательного интереса к занятиям у младших школьников....

    " Дидактические игры как способ развития познавательных интересов младших школьников" ( описание педагогического опыта)

    Главная идея представляемого педагогического опыта состоит в том, что раскрытие социокультурного потенциала игровых технологий начального общего образования и системное их использование в учебно - вос...

    Игра как средство развития познавательного интереса младших школьников.

    В двнной статье говорится о значимости игры для младших школьников как на уроках, так и во внеурочное время....

    Обобщение опыта работы по теме "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников"

    Обобщение опыта работы по теме "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников"...