Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов младших школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Войтко Ольга Олеговна

Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов младших школьников, СТАТЬЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_voytko.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов младших школьников

Войтко О.О

Научный руководитель: к.п.н., доцент, Канторович Н.Я.

ФГБОУ ВПО «КузГПА»

Важным условием активизации познавательных интересов младших школьников, развития их самостоятельности, мышления, является дидактическая игра.

                Наряду с этим определением в литературе часто встречается определение дидактической игры как вида деятельности, организуемого в процессе обучения с целью развития познавательных интересов        .

        Дидактическая игра – это метод обучения, в процессе которого в игровой ситуации решаются учебно-воспитательные задачи и развивается познавательные интересы младших школьников.

        Дидактическая игра имеет определенную структуру. Выделяются следующие структурные элементы дидактической игры: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила игры, результат и подведение итогов.

Дидактическая задача – это постановка определенной проблемы, обусловленной учебной ситуацией, решение которой обеспечивает совершенствование знаний, умений и навыков учащихся. Дидактическая задача перед детьми прямым образом не ставится.

Игровая задача является средством реализации в игре дидактической задачи. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла. Игровой замысел вызывает живой интерес школьников, возбуждает желание играть. Он бывает выражен в игровом названии игры и в игровой задаче, путем решения которой дети начинают понимать практическое применение полученных знаний. Игровой замысел определяет характер игрового действия, а игровое действие дает возможность детям учиться в тот момент, когда они играют.

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Правила игры – главный организующий элемент игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической задаче правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета. Соблюдение правил обязывает детей самостоятельно выполнять игровые действия, и вместе с тем у них вырабатывается критерий для оценки поведения своих одноклассников и своего собственного. В процессе игры формируется умение работать самостоятельно, осуществлять контроль и самоконтроль, согласовывать свои действия и соподчинять их.

Подведение итогов и результат подводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков, выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание, определение команды победительницы и так далее. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих людей.

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку с их помощью решаются дидактические задачи.

В начальной школе дидактическая игра вводится в ход урока для активизации познавательного интереса младших школьников, с целью расположения их к работе, поднятия внимания и их работоспособности при подготовке к восприятию учебного материала, при закреплении и систематизации новых понятий, при повторении и учете знаний.

Классификация дидактических игр по источнику знания:

  1. Словесные. Источник знания – слово учителя или учащихся. Учитель передает знания словом, а школьники усваивают знания слушая или в диалоге.
  2. Игры настольно-печатные или наглядные. Источник знания – наглядный объект. Учитель или младший школьник передает знания показом, учащиеся усваивают знания наблюдая.
  3. Игры с предметами, практические. Источник знания – практическая работа в классе или на местности. Учитель передает знания инструктажем – правилами игры, учащиеся усваивают знания при выполнении практической работы в классе или на местности.

Основная познавательная цель, ставящаяся перед учащимися в играх, заключается не только в закреплении полученных знаний, но и включении школьников в небольшой поиск. Во время решения задачи предоставляется некоторая самостоятельность, так как учитель только направляет действия детей, а контролирующую функцию выполняют сами учащиеся.

Практические игры являются самыми сложными по учебной задаче для учащихся. Младший школьник имеет очень ограниченные познавательные и практические умения. Учителю во время практической игры необходимо оказывать постоянную помощь учащимся. Вместе с тем практическая дидактическая игра стабилизирует интерес к учению, так как вовлекает школьников в активную поисковую деятельность, заставляет переносить имеющиеся знания на решение практических задач.

В моей педагогической практике я всегда стараюсь использовать дидактические игры абсолютно на всех уроках. Это помогает мне поддерживать интерес школьников к предмету, «оживить» урок, внести в него определенную долю новизны, волнительных моментов, жажду к победе, что безусловно помогает как формировать познавательные интересы у школьников, так и поддерживать их на необходимом уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта «Дидактическая игра, как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики»

Дидактические игры хорошо уживаются  с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать обучение интересным и занимательным, создает у учащихся раб...

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка опыт работы

Работа представляет собой обобщение опыта, направленное на повышение интереса к русскому языку в начальной школе.  Формирование познавательного интереса на уроках русского языка у школьников с оп...

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников

Данный материал представляет собой теоретичесое обоснование использования дидактической игры игры как средства формирования познавательного интереса к занятиям у младших школьников....

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников

Данный материал представляет собой теоретичесое обоснование использования дидактической игры игры как средства формирования познавательного интереса к занятиям у младших школьников....

Обобщение опыта работы по теме "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников"

Обобщение опыта работы по теме "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников"...

Выступление на ШМО по теме: «Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики».

Современные образовательные стандарты в начальной школе требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувст...

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики.

В условиях современного образовательного процесса учителю всё сложнее становится привлекать детей к познавательной деятельности.Как же добиться того,чтобы урок был познавательным и интересным?Ответ на...