Методический комплекс исследования развития моторных навыков у младших школьников с нарушением письменной речи
методическая разработка

Антонина Павловна Овчинникова

Для диагностики сформированности моторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением письменной речи, можно использовать ниже представленные тесты и методики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Методический комплекс

исследования развития моторных навыков

у младших школьников с нарушением письменной речи

Для диагностики сформированности моторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением письменной речи, можно использовать ниже представленные тесты и методики.

1. Методика «Фигуры» (по В. Мытацину).

Методика представляет собой задание, связанное с вырезыванием ребенком фигурок по заданным контурам. Методика позволяет определить уровень развития координации движения глаза и руки ребенка, степень дифференцированности усилий пальцев рук. На листе плотной бумаги рисуются четкими линиями различные фигуры. Ребенку предлагается вырезать эти фигуры по контурам. Ширина линий подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип фигур с каждой попыткой усложняется.

Инструкция для ребенка: Здесь изображены различные фигуры. Попробуй вырезать эти фигуры по контуру, чтобы не перерезать линию и не отдаляться от нее далеко.

Инструкция педагогу (наблюдать и фиксировать):

  • какой рукой рисует ребенок (правой или левой);
  • быстро или медленно проводит линии;
  • нажим на карандаш или ручку;
  • контуры линий;
  • как он работает с образцом (часто ли смотрит на него, проводит ли  воздушные линии, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом по ходу работы);
  • как часто отвлекается от работы;
  • высказывания, вопросы и обращение за помощью во время работы;
  • сверяет ли выполненное задание с образцом после завершения работы;
  • собственное отношение ребенка к выполненной работе.

Обработка экспериментального материала (проводится путем подсчета условных баллов за “ошибки”):

  • отсутствие какой-либо детали рисунка (4 балла);
  • жирная линия рисунка, от, которой продавлен и даже порван листок (4 балла);
  • тонкая, едва заметная линия рисунка (4 балла);
  • неровность линий (угловатые, дрожащие) (4 балла);
  • увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза (3 балла);
  • неправильно изображенный элемент рисунка (2 балла);
  • неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл);
  • отклонение прямых линий более, чем на 30 градусов от заданного направления (1 балл);
  • разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл);
  • залезание линий одна на другую (1 балл).

Хорошее выполнение рисунка оценивается в 0 баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная ребенок суммарная оценка. Но при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5 – 6 лет редко получают оценку «0» в связи с недостаточной зрелостью мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию. Если же испытуемый 10 лет получает более 1 балла, то это свидетельствует об определенных затруднениях ребенка.

2. Лабиринт с шариками «Змейка»

Методика направлена на изучение особенностей зрительно – моторной координации.

Деревянный планшет с четырьмя ходами в виде змеек и шариками основных цветов. Ребенок должен как можно быстрее с помощью специальной палочки карандаша провести все шарики сделав 4 цветные змейки. Качество выполнения задания оценивается по скорости его выполнения.

3. Методика «Дорожки» (по Л.А. Венгеру)

Методика представляет собой задание на проведение ребенком линий, соединяющих разные элементы рисунка. Методика позволяет определить уровень развития точности движений, степень подготовленности руки к овладению письмом, сформированность внимания и контроля за собственными действиями. На рисунке изображены дорожки, у одного конца которых стоят животные и машина, у другого – их дома. Помоги им  добраться по дорожке к своему домику. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожек усложняется от первой к последней.

Инструкция: Карандаш должен все время двигаться по бумаге; иначе получится, что животное или машина взлетела, как самолет. Двигайся аккуратно, чтобы животные и машина не сошли с дороги.

Материалы: тестовый бланк и карандаш.

https://lh6.googleusercontent.com/vwxv3lENr1skaEfPGRdpylI_rjKowxaxSQ8y-Oq2U1smO1rvWhg1tHKD7I6oNDDFVPeCI_uQ00ZPVbHqyt7UgFD_ZBg6teTe7CIaZTcoCztrF55R41dbrRLZjZuLHmemRPjVcZy9fY8

Оценка: результат оценивается как высокий, если отсутствуют выходы за пределы «дорожки», карандаш не более трех раз отрывается от бумаги, отсутствуют нарушения линии. Результат оценивается как низкий, если имеется три или более выхода за пределы «дорожки», а также, если в этом задании или в рисунке имеются ярко выраженные нарушения линии (неровная, дрожащая линия; очень слабая, почти невидимая; с очень сильным нажимом, рвущим бумагу; с многократными наведениями по одному и тому же месту). В промежуточных случаях результат оценивается как  средний.

4. Методика «Домик» (по Н.И. Гуткиной)

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки с изображением дома, отдельные детали которого состоят из элементов прописных букв. Методика рассчитана на детей в возрасте 7–8 лет и может использоваться для определения готовности ребёнка к школе.

Цель исследования: определить способность ребёнка к копированию сложного образца.

Задание позволяет выявить умение ребёнка ориентироваться по образцу, точно его копировать, определить особенности развития непроизвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук.

Материалы: образец рисунка, лист бумаги, карандаш.
методика домик

Ход исследования: перед выполнением задания ребёнку даётся инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. Нарисуй на этом листе точно такую же картинку, как здесь (перед малышом кладётся лист с изображением дома). Не спеши, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно таким же, как на образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай резинкой (проследить, чтобы у ребёнка не было резинки). Нужно поверх неправильного рисунка или возле него нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

По ходу выполнения задания необходимо зафиксировать:

1. Какой рукой рисует ребёнок (правой или левой).

2. Как он работает с образцом: как часто смотрит на него, проводит ли над рисунком-образцом линии, повторяющие контуры картинки, сравнивает ли нарисованное с образцом или рисует по памяти.

3. Быстро или медленно проводит линии.

4. Отвлекается ли во время работы.

5. Высказывания и вопросы во время рисования.

6. Сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом.

Когда ребёнок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, всё ли у него правильно. Если он увидит неточности в своём рисунке, то может их исправить, но это должно быть зафиксировано экспериментатором.

5. Методика «Стежки» (по В. Мытацину)

Методика представляет собой задание, связанное с соединением точек на бумаге или материи стежками (или путем пришивания пуговиц). Методика позволяет определить уровень развития координации движений глаза и руки ребенка. На листе  плотной бумаги (или материи) обозначаются точки. Точки нумеруются по порядку и в своей совокупности представляют рисунок. Ребенку предлагается соединить эти точки, прошивая их стежками разноцветных ниток (или пришивая к ним пуговицы). Расстояние между точками устанавливается так, чтобы восприятие целостного изображения было доступно для ребенку. Тип фигур может усложняеться.

Инструкция для ребенка: Здесь отмечены точки. Они пронумерованы, если соединять их по порядку, то получится рисунок. Попробуй!

Инструкция педагогу и обработка экспериментального материала аналогичны предыдущим методикам.

Уровень выполнения считается высоким, если ребенком точно соединены 80 % точек и более. Если количество правильно соединенных точек менее 50 %, то уровень развития координации руки и глаза считается ниже среднего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие внимания у младших школьников с нарушениями письменной речи. Повышение мотивации к логопедическим занятиям.

Для изучения особенностей внимания у детей младшего школьного возраста с ОНР используютя следующие методики: корректурная про­ба, методика Пьерона — Рузера, таблицы Шульте, крас­но-черный квадрат, таб...

Логопедическая работа по коррекции ошибок согласования прилагательных с существительными у младших школьников с нарушениями письменной речи.

В работе приведены основные направления и виды работ на логопедических занятиях по коррекции нарушений согласования прилагательных и существительных у учащихся начальной школы....

Пальчиковые упражнения и игры, способствующие развитию графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта.

Данные упражнения подобраны и опробированы на собственном опыте с учашимися с интеллектуальным недоразвитием....

Развитие внимания у младших школьников с нарушениями письменной речи.

Письменная речь-особая форма коммуникации с помощью системы определённых графических знаков.Звуковая структура слов устной речи,временная последовательность звуков переводится в пространственную после...

ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика — это сово...

ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика — это сово...