Статья " Актуальные проблемы диагностики нарушений чтения и письма у детей. Особенности овладения правилами русского языка у младших школьников с нарушениями письменной речи"
статья

Травина Людмила Валерьевна

Статья предназначена для учителей  начальной школы , из рубрики " Логопед учителю"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_uchiteley_nachalnoy_shkoly.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Учитель- логопед   Травина  Л.В.

Статья    для   учителей  начальной   школы.

Тема: «Актуальные  проблемы  диагностики нарушений  чтения  и  письма у  детей. Особенности  овладения правилами  русского  языка у  младших  школьников с  нарушениями письменной  речи ».

  • ДИСЛЕКСИЯ – частичное  нарушение   процесса  чтения,  проявляющееся  в  стойких  и  повторяющихся  ошибках, обусловленных несформированностью ВПФ, участвующих  в  процессе  чтения.
  1. Ошибки  дислексии стойкие  , сохраняются  в течение многих  месяцев, лет  и  не исчезают без  помощи  специалиста.
  2. Ошибки дислексии  носят  специфический  характер ( отличаются  от  случайных, вариативных  ошибок, которые  могут  наблюдаться  при утомлении, невнимательности, недостаточности  процессов  контроля за  чтением).
  3. Ошибки , которые не  относятся  к  дислексии, могут  возникать  при  неправильной  методике обучения  чтению ( побуквенное  чтение, методика  целых  слов). Побуквенное  чтение  является  признаком  дислексии , если  оно  связано  с несформированностью фонематического  анализа и  синтеза.
  4. Ошибки  дислексии связанные  с нарушением  оптико-пространственных представлений ( но не с нарушениями  зрения).

СИМПТОМАТИКА:

  1. Замедленное  овладение  чтением.
  2. Замедленный  темп  чтения.
  3. Нарушение  движения  глаз  по  строке.
  4. Стойкие  и  повторяющиеся  ошибки.

         

            ОШИБКИ:

  1. Не  может  запомнить  букв, неточное  соотнесение  звука  и  буквы. Замены, смешение  звуков  при  чтении: графически близкие, акустически  близкие, недифференцированные  замены.
  2. Побуквенное  чтение – нарушение слияния звуков в   слоги  и  слова. Буквы  называются  поочередно, но  не  сливаются  в слово.
  3. Искажение  звукослоговой  структуры   слова: пропуски  согласных  при  стечении ( СТОЛ -  ТОЛ), пропуски  согласных/ гласных  при  отсутствия  стечения ( ПАРОВОЗ – ПАРВОЗ), добавление  звука  ( ПОД  ДОЖДЁМ – ПОД ДОЖДИЕМ), перестановка  звуков, пропуски и перестановки слогов.
  4. Нарушение  понимания  прочитанного ( в т.ч. при технически  правильном  чтении).
  5. Замены  слов.
  6. Аграмматизмы.

ВИДЫ  ДИСЛЕКСИЙ:

  • Фонематическая;
  • Аграмматическая;
  • Семантическая;
  • Оптическая;
  • Мнестическая.

  • ДИСГРАФИЯ – частичное  нарушение  процесса  письма, проявляющееся  в  стойких  ,  повторяющихся  ошибках , обусловленных  несформированностью  ВПФ.

СИМПТОМАТИКА:

  1. Стойкие, многочисленные  ошибки.
  2. Ошибки, связанные  с  нарушением  ВПФ – дифференциация  фонем  на  слух  и  в  произношении, анализ  предложения  на  слова, слоговой и фонематический  анализ и синтез, лексико-грамматический  строй  речи, развитие  оптико-пространственной  функции.
  3. Для  дисграфии характерно  нарушение  фонетического (фонематического ) принципа  письма, т.е. наблюдаются  ошибки  в  сильной фонетической  позиции ( ЛОПАТА – ЛОПАДА,  ДОМ - ДМ), в  отличие от  ДИСОРФОГРАФИИ , которая  наблюдается  в  слабой  фонетической  позиции  (ДОМА – ДАМА).

ОШИБКИ:

  1. Зеркальное   написание  букв.
  2. Замены  букв  сходных графически / акустически.
  3. Нарушение  звукобуквенной  структуры: перестановки , пропуски, добавления, персеверации, контаминации  букв, слогов ( ВЕСЕНА – ВЕСНА, КУЛБОК – КЛУБОК, СТОЛ – СТОТ).
  4. Искажение  структуры  предложения: раздельное , слитное  написание  слов, отсутствие  обозначения  начала и конца  предложения.

ЛЕТАМ  ПАРЕКЕ  И  ДУТ    ПАРХОДИ

  1. Аграмматизмы.

ВИДЫ  ДИСГРАФИЙ:

  • Артикуляционно – акустическая;
  • Акустическая;
  • Дисграфия  на  почве  языкового  анализа  и синтеза;
  • Оптическая;
  • Аграмматическая.

  •  АГРАММАТИЧЕСКАЯ   ДИСГРАФИЯ. (Особенности  овладения правилами  русского  языка у  младших  школьников с  нарушениями письменной  речи).

В  основе  этой  дисграфии  лежит  нарушение  лексико-грамматического  строя  речи. Правилами  словоизменения в норме  ребёнок  овладевает  к 5  годам, словообразования к  7 – 8  годам.  

Чаще  всего  аграмматическая  дисграфия  проявляется в значительной  степени  к  3  классу,   когда  ребёнок  , уже  овладевший  грамотой,  вплотную  приступает к  изучению  грамматических  правил. Обнаруживается, что  ребёнку  не  овладеть правилами  изменения по  числам, падежам, родам, словообразованием. При  переходе  в  3-й  класс ,  когда  возникает  необходимость овладения  морфологическим  принципом  письма,  связанным  с  изучением  грамматических  правил, ребёнок  сталкивается  с  непреодолимыми  трудностями. Даже  там,  где  нет сомнений  в написании слова,  где  соблюдается  фонетический  принцип  письма,  они  пишут  с  ошибками, т.к.  неверно  ставят  ударение и   неверно оформляют  высказывание  в  устной  речи. Чаще  всего  у  детей  встречается  неправильное  написание  безударной  гласной,  даже  тогда,  когда  правило  изучено. Также  при аграмматической  дисграфии  распространены следующие  типы  ошибок:

  • Неправильное  употребление  падежных  окончаний (даже  простых  форм);
  • Замены  ед.ч.  имени  существительного мн.ч. и наоборот;
  • Ошибки  согласования  существительных и прилагательных в роде, числе и падеже;
  • Спряжение  глаголов;
  • Ошибки  управления и согласования в  словосочетаниях и предложениях;
  • Пропуски  и замены  предлогов.
  • Трудности  при употреблении  сложных  синтаксических  конструкций.

При  чтении  у   детей  также  отмечаются  аграмматизмы. Читают  отрывисто, большие  паузы  между  словами и  из-за  этого трудности  понимания  прочитанного . Особенно  ярко  проявляется  нарушение  при анализе  текста.

Трудности  освоения  и применения  правил   правописания  объясняются  также  неавтоматизированностью действий  и  операций,  которые  необходимы  для  формирования   орфографических  навыков. Нарушение  самоконтроля  за  своей  деятельностью мешает  ребёнку находить  и  исправлять  орфографические  ошибки. Ребёнок не  может  сформулировать  задачу, последовательность  орфографических  действий, найти способ  проверки  слова. Неправильный  перенос  слов, написание   частей  слов  на  полях  говорит о трудностях   анализа  ритмического   рисунка  слова, о  несформированности морфологических  обобщений,  знаний  в  области  слогоделения  и  переноса  слов. Неусвоение  написания  слов  , подчиняющихся  графическим  правилам , говорит  о  сужении  объёма  речезрительной и  речеслуховой  памяти. Дети  не  могут  удержать  в  памяти  речевой  материал  , плохо  ориентируются  в  орфографическом   словаре.  

Так  как  детей  с  аграматической  дисграфией   становится  преобладающее  количество ,  основная  задача  педагога   сформировать  у  ребёнка  представ ления  о  морфологических  элементах  слова  и  о  структуре  предложения. В  процессе  работы  происходит  постепенное  усложнение  заданий и  речевого  материала:  сначала  наращивается  активный  словарь, отрабатываются  навыки  словоизменения  и  словообразования,  затем  подключаются  правила  русского  языка  и  приобретенные  навыки  отрабатываются в  правилах. Таким  образом, дети  начинают   понимать  языковые  закономерности,  у  них  формируется  способность  делать  грамматические  обобщения, появляется  навык  работы  с  разными  частями  речи,  затем  они  отрабатывают  это  в  правилах.

Проводя  диагностику  в  1-ом  классе  , педагог  уже  может  сделать  прогноз  относительно  появления  аграмматической  дисграфии  у  ребёнка. У  детей  отмечаются  нарушения  звукопроизношения и  недоразвитие фонематического  восприятия , смазанность  речи, маленький  объём  словаря, грамматические  и  синтаксические  ошибки. У  детей  снижен  интерес  к педагогическому   процессу, они  пассивны, внимание  быстро  истощается. Это   затрудняет  у  детей  овладение  программой  обучения  , овладение  орфографическими  навыками и  формулировками  правил   правописания.  Если  в  первом  классе  обратить на  это  внимание ,  в  дальнейшем   при  освоении  правил  у  ребёнка  не возникнет   логопедических  проблем , мешающих   использовать  правила  русского  языка в  письменной  речи.

Литература:

  1. Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. Диагностика  и  коррекция  нарушений  чтения  и  письма. – Спб., 2001.
  2. Л.Г.Парамонова. Предупреждение  и  устранение  дисграфии  у  детей. – Спб., 2001.
  3. В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева . Сборник  упражнений  по  исправлению  недостатков   письма  и   чтения. – Спб, 2008.
  4. Е.В. Мазанова. Коррекция  аграмматической  дисграфии . – М., 2010.
  5. Логопед – учителю. – Спб, 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

Коррекция познавательной активности удетей с ограниченными возможностями

В данной презентации находится викторина по любимым детским сказкам в объёме учебной программы, загадки, проверяющие наблюдательность детей, их знание времен года, что позволяет объединить учебный мат...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....