Особенности коррекционной логопедической работы с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vebinar_po_ovz.ppt | 2.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью являются наиболее сложной группой аномальных детей. На фоне глубокого нарушения всей познавательной деятельности особенно отчетливо выступает недоразвитие речи.
Основная цель логопедического воздействия – повышение уровня коммуникативной компетентности и максимально возможная подготовка к социуму учащихся с умеренной и тяжелей умственной отсталостью.
Работа с детьми данной категории начинается с диагностики: наблюдение в учебной и внеклассной деятельности; беседа с учеником; беседа с родителем; логопедическая диагностика: выполнение речевых проб; заполнение речевой карты на ученика; построение индивидуального графика уровня актуального речевого развития ученика.
Вашему вниманию будет представлена система работы с неговорящим ребенком. Коррекционная работа проводится по следующим направлениям: Развитие психических функций. Развитие общей и мелкой моторики, пространственных представлений и ориентации. Развитие дыхания, голоса и артикуляционной моторики. Развитие импрессивной речи. Развитие экспрессивной речи.
1.Развитие психических функций Первый шаг коррекционной работы с неговорящим ребенком с тяжелой умственной отсталостью - развитие произвольного внимания. Важно, чтобы ребенок нас «увидел», «услышал», привык вслушиваться в речь, реагировать на слова. Поэтому начинается работа с развития подражательной способности ребенка. Нужно научить его подражать действиям с предметами (мячом, кубиками и пр.), движениями рук, ног, головы.
Задание «Подбери и сравни» Ребенку даются полоски из бумаги разной ширины и длины (от 3 до 6 карточек), которые он должен разложить в порядке возрастания или убывания.
Задание «Раздели на группы» Даны геометрические фигуры, отдельно надо отобрать треугольник, квадрат, круг по цвету, либо по размеру.
2.Развитие общей и мелкой моторики, пространственных представлений и ориентации Развитию общей моторики способствуют физминутки, речевые игры с движениями. Это ходьба (на месте, на носочках, на пятках, с движениями рук), прыжки (на обеих ногах и поочередно на каждой), игры в мяч(ловить, катать). Развитие моторики пальцев рук, пространственных представлений и пространственной ориентации предполагает повторение определенных манипуляций пальцами рук, произведенных учителем; построение из кубиков домиков, башен; работу с разборными игрушками, мозаикой; составление предметных разрезных картинок; раскрашивание рисунков по контору; пальчиковую гимнастику.
3. Развитие дыхания, голоса, артикуляционной моторики Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей. Этот период является подготовительным. Ведется работа над : 1) формированием: долгого выдоха и усилением направленной воздушной струи. 2) формированием простейших артикуляционных движений.
Игра «Занавесочка» Цель: формировать произвольный выдох . Ребенок дует на бахрому, выполненную из папиросной бумаги. Предлагаемая инструкция: «Подуй на занавесочку, за ней сюрприз» (картинка).
4.Развитие импрессивной речи Дети с тяжелой умственной отсталостью в школьном возрасте имеют разный уровень развития импрессивной речи. У одних понимание обращенной речи в пределах бытовой ситуации, а у других оно практически отсутствует. Развитие импрессивной речи предполагает: понимание элементарных инструкций (на, дай, возьми, положи, открой, закрой) в процессе обыгрывания игрушек и действий с предметами.
5.Развитие экспрессивной речи Поскольку экспрессивная речь неговорящих детей состоит из отдельных плохо произносимых звукоподражаний, основная задача логопеда - вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений.
Последовательность работы по вызыванию речи следующая: 1.Развитие произносимой речи на звукоподражаниях. Подражание крикам животных («мяу», «ав-ав»), музыкальным игрушкам («ля-ля-ля», «ду-ду»), транспорту («би-би»), различным шумам («бах», «топ-топ», «кап-кап»), выражение своего состояния («ай», «бо-бо»). Чаще всего используется игра «Кто какие звуки издает?» 2) Называние в доступной форме близких ребенку лиц (мама, папа, баба и т. д.), имен близких или игрушек. 3) Просьбы («дай», «на»). Все занятия логопеда с данной категорией детей проходят в игровой форме, что позволяет гибко переключать внимание ребенка с одного вида деятельности на другой, не допуская потери внимания и снижения интереса.
Игра является необходимостью, без которой не возможны положительные результаты. Коррекционная логопедическая работа строится с учетом актуального развития ребенка и возможностей зоны ближайшего развития. Основная идея коррекционной логопедической работы – слияние двух видов деятельности – игровой и учебной, и на ее основе целенаправленная организация взаимодействия ребенка и учителя в рамках логопедического занятия. Важной особенностью сюжетно-ролевой игры является возможность моделирования на ее основе той или иной ситуации общения, предполагающей простой диалог. Учащиеся в играх используют вербальные и невербальные способы общения. В условно-импровизированных ситуациях общения, создаваемых на логопедических занятиях, благодаря игровому моделированию уроков, мы имеем возможность тренировать все компоненты коммуникативных умений и одновременно развивать речь.
«Поддерживаем стремления, радуемся победам, гордимся результатами».
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание проблемных ситуаций на уроках ручного труда с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью первого года обучения.
Одной из актуальных проблем современной коррекционной школы остаётся проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и повышение уровня коррекционной работы.Как известно, коррекционно...
Логопедическая работа с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с элементами методики Монтессори
В статье отражаются элементы Монтессори-педагогики, позволяющие более эффективно организовать коррекционно-образовательный процесс на логопедических занятиях с детьми, имеющих умеренную и тяжелую степ...
Логопедическая работа с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с элементами методики Монтессори
В статье отражаются элементы Монтессори-педагогики, позволяющие более эффективно организовать коррекционно-образовательный процесс на логопедических занятиях с детьми, имеющих умеренную и тяжелую степ...
Статья на тему "Основные аспекты коррекционно-логопедической работы с младшими школьниками с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"
Все младшие школьники с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют нарушения речи и нуждаются в логопедической помощи. В статье освещены основные аспекты коррекционно-логопедической работы в шко...
ТЕМА: «Специфика коррекционно-логопедической работы с детьми младшего школьного возраста с умственной отсталостью и ДЦП»
Выступление учителя-логопеда МБОУ «Гатчинская НОШ №5» Федоровой Екатерины Викторовны на заседании МО....
Коррекционно-развивающие логопедические занятия в соответствии с требованиями ФГОС с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Коррекционно-развивающие логопедические занятия в соответствии с требованиями ФГОС с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.мственной отсталостью....
Логопедическое сопровождение детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях специально организованного обучения
Выступление на педагогическом совете...