«Формы внеурочной деятельности. Опыт работы. Проблемы и пути их решения»
методическая разработка на тему

При организации внеурочной деятельности школьни­ков педагогу необходимо понимать различие между результатами и эф­фектами этой деятельности. В сфере школьного воспитания имеет мес­то серьёзная путаница понятий «результат» и «эффект». При­вычны утверждения, что результатом воспитательной деятель­ности педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности и т. д. При этом упускается из виду (вольно или невольно), что развитие личности ребёнка зависит не только от усилий педагогов, но и от его собственных усилий, от воспитательных «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов, т. е. разви­тие личности ребёнка — это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания (в том числе сам ребёнок) достигли своих результатов. Тогда в чём же результат воспитательной деятельности педагога? Невнятность понимания самими учителями результатов своей деятельности не позволяет уверенно предъявлять эти результаты обществу, рождает общественное сомнение и не­доверие к педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete4.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

«Формы внеурочной деятельности. Опыт работы. Проблемы и пути их решения»

Учитель начальных классов: Митькова Т.В.

Для современного общества характерно изменение социальных приоритетов в вопросах образования. Современная образовательная ситуация требует поиска и освоения новых форм учебных взаимодействий между участниками образовательного процесса. В последнее время педагогами-практиками начинают осваиваться образовательные технологии, основанные на диалоговых формах процесса познания. В связи с этим имеют место «попытки по новому определить как роли педагогов и учащихся, так и процессы их взаимодействия в ходе обучения» (В. Болотов, Дж. Спиро). Это, в свою очередь, предполагает отработку техники работы в малых группах, освоение методологии решения проблем, исследование многообразных перспектив (критическая постановка вопросов, споры и др.), реализацию методов управления групповым процессом.

Наши педагоги понимают, что, с одной стороны, школа должна создать условия для успешной реализации каждого ребёнка, с другой стороны, невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности. Только педагогически целесообразно организованная внеурочная деятельность позволяет обрести ощущение успешности, не зависящее от успеваемости. В настоящее время в связи с переходом на новые образовательные стандарты происходит модернизация внеурочной деятельности, которая существовала ранее в школе. Наибольшая трудность возникла при создании и апробации модели внеурочной деятельности.

Программа организации внеурочной деятельности в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности: общекультурное, общеинтеллектуальное, духовнонравственное, спортивно-оздоровительное, социальное. Проектная и общественно полезная деятельность интегрируются в основные направления программы.

Основными целями внеурочной деятельности являются создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей; создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время; развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Учителя организуют внеурочную деятельность как специфический индивидуальнотворческий процесс, требующий от каждого оригинальных новых решений. При этом необходимо учитывать, что это и коллективное творчество, благодаря которому ученик  получает возможность созревать эмоционально и социально в среде сверстников, развивать свои способности на соответствующем уровне через расширение кругозора, социальных знаний, их углубление и развитие инструментария получения знаний, формирование компетенций в области интереса ребёнка, что создаёт благоприятную среду для развития таких социальных умений, как умения ставить цели, принимать решения, решать проблемные ситуации, критически мыслить, вырабатывать собственные этические ценности, взаимодействовать с другими людьми, позитивно общаться с окружающими, осознавать себя как личность, ставить себя на место другого человека, справляться со стрессом и эмоциями.

При организации внеурочной деятельности школьников педагогу необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности. В сфере школьного воспитания имеет место серьёзная путаница понятий «результат» и «эффект». Привычны утверждения, что результатом воспитательной деятельности педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности и т. д. При этом упускается из виду (вольно или невольно), что развитие личности ребёнка зависит не только от усилий педагогов, но и от его собственных усилий, от воспитательных «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов, т. е. развитие личности ребёнка — это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания (в том числе сам ребёнок) достигли своих результатов. Тогда в чём же результат воспитательной деятельности педагога? Невнятность понимания самими учителями результатов своей деятельности не позволяет уверенно предъявлять эти результаты обществу, рождает общественное сомнение и недоверие к педагогической деятельности.

Результат - это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, работая над проектом, не только преодолел сложности (фактический результат), но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).

Эффект — это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности.

Итак, воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Но может быть, гораздо более серьёзное последствие не различения педагогами результатов и эффектов в том, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической деятельности. Например, сегодня в школьном образовании резко обострилась борьба за так называемого хорошего ученика, в том числе и потому, что такой ученик гарантированно показывает высокие результаты обученности и воспитанности. Не вполне понимая результаты и эффекты своей работы, не умея внятно предъявить их социуму и при этом испытывая давление с его стороны, учителя таким непедагогичным образом страхуются от профессиональных неудач.

Становится ясным, что педагог-профессионал видит результаты своей работы прежде эффектов. Ничто не отменяет для него необходимости добиваться воспитательного результата. Но в любом воспитательном эффекте он должен уметь различать свой вклад и вклад других субъектов воспитания и социализации.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие первоклассника со своими учителями как значимыми для него носителями положительного повседневного опыта.

Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации не будет вызывать доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни. Об этом мы, педагоги часто говорим родителям.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, культура) отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищённой, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом, тендерном и других аспектах.

При проведении занятий внеурочной деятельностью важно не спутать варианты субъектной позиции школьников. Первый вариант характеризуется тем, что на фоне реализации детской активной позиции взрослые всё придумали сами, решили за детей и, умело манипулируя ими, создали иллюзию самостоятельности и активности на занятиях. В этом случае можно говорить о ситуации присвоения младшими школьниками уже известного опыта, системы ценностей, что существенно замедляет процесс становления их социальной компетентности. Второй вариант предполагает самоопределение каждого школьника в ситуации выбора. Задача учителя – помочь школьнику самостоятельно сделать этот выбор. Это возможно только в том случае, если педагог помогает ребёнку осознать или сформулировать, уточнить свои цели, желания, потребности, проблемы, трудности. Педагог организует взаимодействие ребёнка с миром, людьми, включая его в разнообразную личностно и социально значимую деятельность на основе выбора, общения, осмысления происходящего. При разных целях возникает необходимость определённых договорных отношений, регулирующих активность. Это становится возможным, например, на занятиях «Школы исследователя»: «На что способен наш мозг», «Почему вода из стакана не выливается», «Может ли кипеть холодная вода», «Как выйти сухим из воды» и др. Программа «Школы исследователя» (авторы О.Г. Белобородова, Ж.А. Шалашова, И.Н. Кулакова) опубликована в журнале «Справочник классного руководителя», № 9–11 за 2011 г.

Педагоги школы стараются сделать пребывание ребенка в школе наиболее комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении здоровья детей. Кадровое обеспечение: учителя начальных классов, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования.

Работа школы в условиях продлённого дня позволяет использовать такое эффективное воспитательное средство, как режим, с помощью которого упорядочена жизнь и деятельность обучающихся как в урочное, так и во внеурочное время. При составлении режима дня учитываются гигиенические требования:

  • организация горячего питания;
  • обязательное пребывание учащихся на воздухе;
  • активный отдых при смене занятий (динамические паузы, игры).

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты апробации куса Основы православной культуры проблемы и пути их решения. Из опыта работы.

В данной работе указаны результаты введения курса "Основы православной культуры", выявлены плюсы и минусы данного предмета, указаны проблемы, возникающие при обучении детей данной дисциплине и указаны...

Обучения русскому языку детей мигрантов: проблемы и пути их решения.

Обучения русскому языку детей мигрантов: проблемы и пути их решения. ...

Статья "Компетентностный подход в преподавании русского языка и литературы. Проблемы и пути их решения. "

Кардинальные изменения, произошедшие в государстве и обществе, динамика социально-экономических процессов, совершенствование образования в России  предъявляют повышенные требования к подготовке у...

«Проблемы и пути их решения при освоении ФГОС начального общего образования»

При переходе к ФГОС нового поколения в начальной школе мы столкнулись с проблемами.Их можно разделить на три группы: общие, системные, личностные. ...

Статья "Формирование УУД на уроках в 1 классе, проблемы и пути их решения"

В статье я делюсь опытом формирования УУД на уроках в 1 классе...

Инклюзивное образование: проблемы и пути их решения.

В данной статье раскрываются проблемы, связанные с инклюзивным образованием, и пути их решения....