«Проблемы и пути их решения при освоении ФГОС начального общего образования»
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Барсукова Светлана Ивановна
При переходе к ФГОС нового поколения в начальной школе мы столкнулись с проблемами.Их можно разделить на три группы: общие, системные, личностные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

                      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 62 города Тулы

Выступление на педагогическом совете

«Проблемы и пути их решения при освоении

ФГОС начального общего образования»

                                                             

                                                                  Учитель начальных классов

                                                                                                                               Барсукова С.И.

                       

                                                                 август 2015г

С 1 сентября 2011-2012 учебного года все школы России начали работу по федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования. Наша школа не стала исключением. Принципиальным отличием стандартов нового поколения является ориентация на результат образования. В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Целью современного российского образования стало полноценное формирование и развитие способностей обучающихся самостоятельно определять учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Научить – учиться - лозунг стандартов второго поколения. Функция школы – корректирующая. Учитель - направляющая сила для ребёнка. Особенность начальной школы как звена общей системы образования в том, что каждый компонент его содержания является фундаментом для различных образовательных областей и предметов, их составляющих, вносит свой вклад в развитие ребенка и его подготовку к дальнейшему образованию. Поэтому для нашей школы включение в работу по федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения стало ответственным шагом.

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования.  Одна из главных её задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребёнка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, владеющую инструментами саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

Основными результатами  образования  в начальной школе , согласно ФГОС  Начального Общего Образования  нового поколения, должны стать:

- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

- воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

- индивидуальный  прогресс  в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной,  саморегуляции.

При переходе к ФГОС  нового поколения в начальной школе мы столкнулись с  проблемами.Их можно разделить на три группы: общие, системные, личностные.(Губанова Е. В. Обеспечение готовности педагогов  к реализации ФГОС // Управление начальной школой. – 2012. - №6)

Общие.

Общие проблемы заключаются в неготовности нас, педагогов к :

-  планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;

- синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС;

- изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;

- выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды;

Системные проблемы .

Вытекают из неготовности педагога к реализации ФГОС с позиции выполнения его требований ( трех «Т» ) к результатам, структуре программы, к условиям образовательного  процесса.

Проблемы педагога в части реализации требований ФГОС к результатам освоения ООП:

-  недостаточность опыта проектной и исследовательской  деятельности;

- слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности;

- неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников (контрольно-оценочная деятельность остается полем деятельности лишь педагога, учащиеся не стали субъектами контрольно-оценочной деятельности, которая является важным компонентом учебной деятельности);

Проблемы педагогов в части реализации требований ФГОС к структуре ООП:

-  сложности при формировании  и реализации  программы  духовно-нравственного развития и воспитания школьников;

- сложности в организации внеурочной деятельности ( не все дети охвачены,

Проблемы неготовности к условиям реализации ООП:

- недостаточное обеспечение материально-технической базы ОУ в соответствии с требованиями ФГОС (согласно требованиям СанПин в классах должна быть с конторками мебель;  библиотечный фонд для начальных классов  нужно расширять;  каждый кабинет необходимо подключить к локальной  сети и сети интернет, доступ к небезопасным сайтам должен быть ограничен фильтрами безопасности; интерактивные доска должна работать по назначению, а не быть просто экраном; хотелось бы оснащенности электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана)

- нехватка площадей для школы ( согласно требованиям нового ФГОС в школе должны быть зоны отдыха, игровая зона, комната психологической разгрузки для учителя и учащихся, актовый зал, зал для занятия ритмикой и ЛФК)

Личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога).

- психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа»; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением  в силу возраста или профессиональной усталости  и др.;

- дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений  в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной  и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и неаудиторной занятости;

- организационно-нормативная , возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы  с нормативно-правовыми документами, навыков командно-проектной работы;

- профессиональная, определяемая неготовностью учителя  к реализации  в деятельности экспертно-аналитических , прогностических и организационных функций;

Эти проблемы возникли не потому,  что учитель не хочет перестроиться, а потому,  что ТРУДНО перестроиться.

Учителя нашей школы обучались на курсах, посвященных переходу начальной школы к ФГОС второго поколения.Переподготовка учителей должна быть системной, по всему комплексу вопросов, связанных с введением ФГОС

Пути решения проблем

Необходимо четко наладить методическое сопровождение введения ФГОС :

- организовать деятельность рабочих групп по созданию и доработке ООП;

- проводить анализ модельных заданий, оценивающих метапредметные умения учащихся;

- организовать работу по мониторингу формирования УУД;

- отслеживать занятость учащихся во внеурочной деятельности;

- может быть,  создатьмикрогруппы по проблемам:

* организация накопительной системы оценки,

* разработка заданий, направленных на формирование УУД,

* организация работы по внедрению методик и технологий, способных реализовать идею целостного развития личности в образовательной деятельности;

- организовать психологическое сопровождение в начальной школе:

* организация психолого-педагогической диагностики  и ее анализ,

* вести индивидуальную работу по устранению психологических проблем учащихся ,

* получать консультации психолога для коррекции работы в целях повышения эффективности урока (формирование мотивации, рекомендации по развитию психических процессов – внимания, мышления, памяти  младших школьников ) и т. д.

О роли учителя в преодолении затруднений учащихся по освоению ФГОС начальной школы.

Ко всем детям на уровне начального общего образования предъявляются одинаковые требования, но дети имеют различный уровень подготовки к школе и состояние здоровья. Не все могут освоить Федеральные стандарты в общепринятые сроки. С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается количество детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию личности на основе учебной деятельности, организация которой тесно связана с проблемой развития речи. Иными словами формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи. Учитель начальных классов должен вовремя и всесторонне помочь решить проблемы речевых нарушений. Когда у ребенка правильно поставлены звуки языка, он уже правильно произносит их и пишет – это ему даёт возможность успешно усваивать общеобразовательную программу. Дети, часто болеющие и пропускающие занятия, имеют пробелы в знаниях. Они тоже нуждаются в помощи учителя. Он помогает в восполнении пробелов в знаниях, и в дальнейшем это способствует улучшению усвоения общеобразовательной программы. В первые классы поступают дети, которые на уроках часто отвлекаются, невнимательные, гиперактивные. Данным учащимся тоже необходима помощь и учителя, и психолога. С ними дети учатся быть внимательными, уметь концентрироваться на выполнении заданий, не отвлекаться. В последние годы в школы поступают дети из ближнего зарубежья, дети, у которых в семье два языка, а иногда и не говорящие на русском языке родители. У данной категории учащихся возникают большие трудности в усвоении ФГОС. Им также необходима помощь учителя для пополнения словарного запаса и в усвоении материала школьной про- граммы. Устная речь должна соответствовать нормам родного языка, но под воздействием различных условий возникают разнообразные речевые нарушения. Исследования А. В. Ястребовой, Р. И. Лалаевой, Л. Г. Парамоновой, Л. Н. Ефименковой, Л. Ф. Спировой, Т. П. Бессоновой и многих других убедительно доказывают, что трудности в овладении учащимися начальных классов общеобразовательной школы чтением и письмом часто возникают из-за нарушений речевого развития. Повышение эффективности и качества обучения учащихся общеобразовательных школ предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение недостатков устной и письменной речи у учащихся. Для преодоления затруднений учащихся в условиях освоения ФГОС в начальной школе учитель должен:своевременно выявлять детей с трудностями адаптации, по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации; - корректно определять особые образовательные потребности детей с затруднениями в условиях освоения ФГОС в начальной школе; - осуществлять индивидуально-ориентированную психолого-медико- педагогическую помощь детям с учетом их особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей; - организовывать индивидуальные, групповые и развивающие занятия для детей с нарушением психических процессов (внимание, памяти); - оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей по проблемам преодоления затруднений в условиях освоения ФГОС в начальной школе . Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся. Неуспеваемость отрицательно влияет на формирование личности ребенка. Это ведет к школьной, а в дальнейшем и социальной дезадаптации. При преодолении затруднений учащихся учитель должен формировать личность на основе требований к ФГОС по всем предметам . Если ребенок получает помощь учителя в преодолении затруднений, то он становится успешным при освоении ФГОС в начальной общеобразовательной школе. Выявленные учителем проблемы обязывают его создавать условия, способствующие освоению такими детьми основной образовательной программы начального общего образования. Учитель с этим успешно справляется, если следует принципам индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии).В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других – формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и т. д. Эти рекомендации учителя начальной школы обсуждают с логопедом, психологом, медицинским работником и родителями, осуществляя постоянное взаимодействие. Составляется комплексный план оказания ребенку медико-психолого-педагогической помощи с указанием этапов и методов работы. Уделяется внимание на предупреждение физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, проведение своевременных лечебно-оздоровительных мероприятий.

Стандарты нового поколения – одна из важнейших образовательных тем сегодня.  Причём непосредственно внедрять новые ФГОС придётся всем нам. Чтобы работа по внедрению ФГОС прошла более плодотворно, необходимо, на наш взгляд, выработать механизм поэтапных действий по изменению или дополнению образовательной системы, чтобы привести ее в соответствие с требованиями нового стандарта. Этот механизм должен включать определенную последовательность действий в рамках ВСЕЙ ШКОЛЫ.

Необходимо изменить деятельность всех структурных подразделений школы, участников образовательного процесса  через системное сотрудничество.  Четко планировать организационные мероприятия введения ФГОС, которые должны способствовать формированию в школе образовательной среды, методическому сопровождению деятельности педагогов, информационному просвещению общественности и семьи.

Способствовать осознанию необходимости совместной деятельности при формировании образовательной среды родителями; родителей вовлекать в процесс разработки ООП школы; вместе с родителями определить модель организации образовательного процесса в единстве урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

Педагогам активно участвовать во всех мероприятиях, связанных с введением ФГОС;  теоретически и практически осмыслить идеологию и методологию ФГОС; развивать практику непрерывного профессионального образования.

Наверно, самое важное для успешной работы по новым стандартам - желание учителя меняться  и способность  видеть проблемы, а не их следствия.

Список литературы

1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

 2 Баннов А. Учимся думать вместе: материалы для тренинга учителей. – М.: Интуит. Ру, 2007. – С. 10–12.

3. Безруких М.М. Психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса. Педагогический университет. – М.: Первое сентября, 2006. – С. 48–61.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы реализации ФГОС начального общего образования в сельской малокомплектной школе

Проблемы реализации ФГОС начального общего образования в сельской малокомплектной школе...

Проблемы реализации ФГОС начального общего образования.

p { margin-bottom: 0.21cm; } Современное общество требует от всех учителей научить детей легко адаптироваться к окружающей действительности, быстро находить круг для общения, перестраиваться по м...

Доклад "Проблемы и риски реализации ФГОС начального общего образования в школе"

Данный доклад показывает основные особенности введения ФГОС в начальной школе. Принципиальным отличием стандартов нового поколения является их ориентация на результат образования. В основу Стандартов ...