Проблемы обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения ФГОС начального общего образования детьми с недостатками речевого развития
статья

Система оценивания в начальной школе учащихся с речевыми диагнозами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 271_buravskaya_s-pb.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Буравская Т.А., Санкт-Петербург

Проблемы обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения ФГОС начального общего образования детьми с недостатками речевого развития

В соответствии с ФГОС теперь происходит перенос акцента с образовательных целей на системно-самостоятельные цели, перенос акцента в образовании с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук.

Предметом итоговой оценки обучения является способность учащимся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Характерной особенностью детей с нарушениями речи являются отвлекаемость, импульсивность, общая неорганизованность, неумение проявить волевое усилие для преодоления трудностей, недостаточная сформированность слухоречевой памяти. А также дети с нарушениями речи имеют низкий уровень произвольного внимания: снижение концентрации, переключения, распределения, объема, сложность в планировании своих действий, низкая сформированность зрительно-пространственных представлений. У них не сформированы виды контроля за деятельностью.

У таких школьников наблюдается недостаточная сформированность или отсутствие предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова, недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой, трудности овладения чтением и письмом — наличие спецефических (дисграфических) ошибок на фоне большого количества разнообразных других.

Также у них наблюдается недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя, трудности в освоении понятиями, терминами, трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы, недостаточное развитие связной речи.

Основные трудности формирования учебных действий у детей с речевой патологией:

‒ чтение: работа с информацией;

‒ планирование учебной деятельности;

‒ определение путей и средств достижения учебной цели;

‒ контролирование учебной деятельности;

‒ оценивание учебной деятельности;

‒ умение работать в определенном темпе.

Учителю в своей работе нужно, увидев такие проблемы ученика, настоять на обращении семьи за консультацией и помощью к специалистам: логопеду, психологу.

Своевременная ранняя диагностика и логопедические занятия позволит детям с нарушениями речи достигнуть наивысших возможных для них итоговых результатов по окончании первой ступени образования. Это позволит детям с недостатками речевого развития достигнуть базового и даже повышенного уровня предметных результатов и выработки метапредметных и личностных умений.

Чтобы не возникли проблемы обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения ФГОС детьми с нарушенями речи, необходимо обратить внимание на проблемы детей с нарушениями речи в освоении навыка чтения:

  1. Внимание должно уделятся автоматизированности навыка на каждом этапе овладения чтением, нельзя переходить к освоению следующего этапа, не убедившись в автоматизированности предыдущего.
  2. Индивидуализация темпов чтения.
  3. Обязателен контроль понимания прочитанного.

Также на проблемы в восполнении пробелов в формировании связной речи.

Организация обучения детей с речевыми нарушениями предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять как содержаение своего высказывания, так и наиболее адекватные для выражения его языковые средства. При этом важно учить детей распределять внимание между содержанием и формой высказывания, требовать от них логически обоснованных, правильных в языковом отношении высказываний.

Во время уроков педагог должен обучать детей обосновывать целесообразность осуществляемых ими учебных действий. Следуя указанием учителя, дети отыскивают оптимальные пути решения предложенных им заданий. Проверка, самопроверка, словесный отчет и оценка результатов собственных действий создают благоприятные условия для формирования контроля и самоконтроля. В школе должна быть использована система оценки, ориентированная на стимулирование обучающегося стремиться к объективному самоконтролю, на формирование потребности в адекватной оценке и конструктивной самооценке.

Список литературы

  1. Планируемые результаты начального общего образования/[Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. ─ 3-е изданиеМ.: Просвещение, 2011  ─ 120 с.
  2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1/[М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]; род ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. ─ 2-е изд. ─ М.: Просвещение, 2010 ─ 215 с.
  3. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов/Под общей редакцией д.п.н., профессора Г.В. Чиркиной. ─ М.: АРКТИ, 2002 ─ 240 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад Ковалёвой С.С."Комплексный подход к оценке результатов согласно ФГОС НОО"

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит требования к системе оценки достижения планируемых результатов, в соответствии с которыми система оценки: 1. Фиксирует цели оценочной...

«Проблемы и пути их решения при освоении ФГОС начального общего образования»

При переходе к ФГОС нового поколения в начальной школе мы столкнулись с проблемами.Их можно разделить на три группы: общие, системные, личностные. ...

«Планируемые результаты как основа системы оценки достижения требований ФГОС начального общего образования»

«Планируемые результаты как основа системы оценки достижения требований ФГОС начального общего образования»...

Анализ выполнения итоговой комплексной работы в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования 2 класс

Анализ выполнения итоговой комплексной работы в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования 2 класс...

Планируемые результаты как основа системы оценки достижения требований ФГОС начального общего образования

Итоги освоения достижения планируемых результатов основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС...

Лекция для родительского собрания "Чтение как метапредметный результат освоения ООП начального общего образования"

В статье содержится материал, посвящённый формированию главного учебного навыка младших школьников - читательской грамотности....

Игровая технология как инструмент обеспечения качества учебного процесса и достижения образовательных результатов, соответствующих ФГОС начального общего образования

В данной разработке представлены различные типы игр на уроках иностранного языка в начальной школе в зависимости от формируемого вида речевой деятельности....