Лекция для родительского собрания "Чтение как метапредметный результат освоения ООП начального общего образования"
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Марушина Мария Владимировна

В статье содержится материал, посвящённый формированию главного учебного навыка младших школьников - читательской грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_statya.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение как метапредметный результат освоения

ООП начального общего образования

     В соответствии с требованиями ФГОС НОО к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД). Особое место среди них занимает чтение как метапредметный результат освоения программы общего образования, как начального общего, так и основного общего. Ведь чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом.

      Осмысление обучающимися текстов различного содержания (научно-популярных, художественных, публицистических и др.) и различной формы (график, текст, таблица, диаграмма и т.п.) и способность обучающихся использовать получаемую информацию в различных ситуациях и составляет читательскую грамотность как необходимое условие успешного получения образования.

     Текст – основная единица информации, и умение работать с текстом является основополагающим и необходимым звеном в формировании у обучающегося навыка смыслового чтения. Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и осмыслить практически извлечённую информацию.

     В содержание основных образовательных программ начального общего образования введено развитие навыка работы с информацией как основного учебного. И его формирование ведётся, прежде всего, через работу обучающихся с текстом.

     Сегодня мы рассмотрим с вами вопрос формирования навыка смыслового чтения как чтения для учения.

     Виды чтения зависят от коммуникативной задачи и характера текста.

     Различают следующие виды чтения:

  • поисковое,
  • ознакомительное,
  • вдумчивое,
  •  изучающее.

Чёткую границу между ними не всегда можно установить. Всё будет зависеть от коммуникативной задачи. Ведь в процессе вдумчивого чтения мы можем решать задачу изучающего чтения: извлечение полной и точной информации; в процессе ознакомительного чтения – задачу поискового чтения: нахождение конкретной информации.

     Все виды чтения предусматривают формирование следующих трёх групп умений, характеризующих смысловое чтение. Это:

  1. умения, выявляющие способность общей ориентации в тексте
  2. аналитические умения, характеризующие уровень понимания текста обучающимися
  3. умения использовать информацию для решения учебно-познавательных задач.

Рассмотрим виды заданий и деятельности обучающихся по формированию каждой группы умений.

     Формирование умения ориентироваться в тексте включает в себя:

1. Работу с планом текста. Данную работу следует разнообразить, чтобы сформировать умение смыслового чтения. Самое простое задание – составить план – усложним такими заданиями, как:

  • дополнить представленный план (т.е. найти пропущенное содержание текста)
  • исключить лишний пункт (поиск ложной информации)
  • восстановить нарушенную последовательность
  • провести кодирование информации плана.

2. Умение общей ориентации в тексте характеризуется способностью ученика провести поисковое чтение по предложенным заданиям, например:

  • найти предложение, соответствующее (или не соответствующее) содержанию текста
  • дать конкретную информацию из текста на поставленный вопрос
  • найти информацию, которая является ошибочной (например, найти, на какие вопросы нет ответа в тексте)
  • найти фрагменты текста в соответствии с заданиями, например, подтвердить высказывание предложением, сопоставить такое-то предложение с представленными рисунками и т.д.
  • и, наконец, к заданиям, характеризующим умение ориентироваться в тексте, относятся задания по лексике (найти лексическое значение слова из текста), по средствам художественной выразительности.

Виды работы с текстом по формированию аналитических умений понимания содержания текста разнообразны.  Это и определение темы, основной мысли текста. Это и задания по ранжированию, группировке фрагментов текста, смысловых частей в соответствии с темой, с ответом на вопрос и т.д.

Далее к группе умений понимания текста относится способность ученика интерпретировать текст в соответствии с поставленной задачей (это задание является одним из самых сложных); оно означает дать ответ, перефразировав текст. Например, сформулируйте основную мысль второго абзаца текста № 3.

О глубоком понимании текста свидетельствуют задания, раскрывающие способность обучающихся преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую (данное задание мы применяем при решении текстовых задач по математике, составляя схемы к задачам), задания, связанные с умением делать выводы, обобщения.

И наконец, третья группа умений – использование информации для решения учебно-познавательных задач.

Итак, мы рассмотрели способы формирования умений смыслового чтения.

Навык чтения включает две стороны: смысловую и техническую. Да, ученик должен понимать содержание и смысл читаемого, и при этом читать в темпе, правильно и выразительно. Поэтому техника чтения очень важна, и на момент выпуска ученик начальной школы должен иметь уровень базового чтения не менее 100-110 слов в минуту для успешного обучения в средней школе.

И последний момент.

Чтение на протяжении всей учёбы ребёнка в школе идёт как основополагающий навык универсального действия, заложенного как требование к образовательным результатам ООП по ФГОС – называемого в стандарте как навык работы с информацией, и именно этот навык и формирует читательскую грамотность ученика начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая работа по теме «Оценка метапредметных результатов начального общего образования средствами комплексной работы»

Итоговая работа по теме «Оценка метапредметных результатов начального общего образования средствами комплексной работы»...

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПРЕДМЕТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СИСТЕМА ОЦЕНКИПРЕДМЕТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВНАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Метапредметные и личностные результаты начального общего образования

Метапредметные и личностные результаты начального общего образования...

Диагностика метапредметных образовательных результатов на завершающем этапе начального общего образования.

Разработанная диагностика предлагает многофункциональные задания, т.е. задания, сформулированные так, чтобы ответ ребенка давал возможность определить уровень овладения всеми УУД, которые он совершил,...

Диагностика достижения метапредметных результатов ФГОС начального общего образования

Диагностика достижения метапредметных результатов ФГОС начального общего образованияКодификатор универсальных учебных действий...