Главные вкладки

    Доклад на тему "Проблема здоровьесбережения: пути ее решения на уроке".
    статья по зож на тему

    Доклад

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл problema_sdorovesberezheniya_puti_ee_resheniya_na_uroke.docx22.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа-интернат»

    Доклад на тему:

     

    «Проблема здоровьесбережения: пути ее решения на уроке».

                               

                                Доклад подготовила:

                                             Бабайкина И. В., учитель начальных классов              

    2012 - 2013 учебный год

         Сегодня проблема здоровьесбережения стоит перед обществом как педагогическая проблема. Данные медицинской статистики в России свидетельствуют о том, что в I класс приходит только около 10 % здоровых детей, а количество здоровых выпускников ежегодно составляет не более 2%.

    Говоря о здоровьесбережении в учебном процессе, Т.Ф. Орехова отмечает взаимообусловленность здоровья учителя и детей: учитель — одна из ведущих составляющих здоровьесберегающего образовательного пространства; здоровье учащихся находится в пропорциональной зависимости от здоровья учителя; личность и жизнь учителя для учащихся —
    модель и образец пути сохранения здоровья, а следовательно, нравственности и мудрости.

    Здоровый учитель — это учитель, полный жизненных сил, с конструктивно-позитивным мышлением, позволяющим обнаружить в окружающем мире в первую очередь его положительные стороны. Всё, исходящее от педагога (слово, жест, мимика и т.д.), определяется позицией «принять, понять, поддержать». Кроме того, здоровый учитель — тот, кто ищет пути решения проблемы сохранения здоровья учащихся в образовательном процессе. Это требует изменения логики и способов изложения учебного материала, методов, средств и организационных форм обучения.

    Можно предложить некоторые пути сохранения  здоровья учеников начальной школы в рамках урока.

    Во-первых, важным является комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся, создает благоприятный социально-психологический климат. Е.Н. Щуркова рассматривает социально-психологический климат как «устойчивый ансамбль социально-психологических отношений, выступающих как отношенческое пространство, в котором разворачивается индивидуальная деятельность, и характеристики которого определяют самочувствие школьника и качество его деятельности и в итоге определяют его личностное развитие».

    Во-вторых, необходимо начинать и заканчивать каждый урок с рефлексии как обязательного анализа учащимися собственного психического состояния, эмоционального настроения.

    В-третьих, объяснение нового материала» должно опираться на субъективный опыт учащихся, как это предлагается в технологии личностно-ориентированного обучения.

    В-четвертых, включение в каждый урок психофизиологических разрядок и физических упражнений полезно для психофизической разгрузки учащихся и учителя.

    Отечественными и зарубежными учеными разработано много методик психофизической разгрузки. Предлагаем наиболее простые и доступные комплексы психофизических упражнений, которые можно использовать на уроках и начальной школе для снятия зрительного напряжения, восстановления умственной работоспособности, создания благоприятного социально-психологического климата.

    Отметим, что данный комплекс апробирован и активно используется на уроках и внеклассных занятиях в начальных классах.

    I. Упражнения для снятия общей усталости.

    Если у вас заболела шея... Заложите руки за  голову и, откинувшись на стуле, потянитесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.

    Если устали руки... Поднимите их до уровня груди, соедините ладони и кончики пальцем, подавливайте ладонями (одна на другую).

    Если устали плечи... Крепко обопритесь руками о сиденье стула и, выпрямив ноги, поднимитесь над стулом. В таком положении нужно поочередно поднимать правую, а потом левую ногу.

    Если отекают ноги... Откинуться на спинку стула, подняв повыше согнутые в коленях ноги, подвигать ими.

    II. Упражнения для глаз.

    Физическая зарядка для глаз.

    1.  Плотно закрывать и широко открывать глаза 5-6 раз подряд с интервалом 30 секунд.
    2.  Посмотреть вверх-вниз, вправо-влево, неповорачивая головы.
    3.  Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

    Упражнения выполняются сидя 3-4 раза с интервалом 1-2 минуты.

    Продолжительность до 10 минут. Эти упражнения хорошо снимают умственную утомляемость, увеличивают бодрость, укрепляют окологлазные мышцы, сохраняют упругость кожи.

    Для утомленных глаз. Упражнения выполняются сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем их открыть на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.

    Быстрые моргания в течение 1-2 минут.

    Стоя, смотреть перед собой 2-3 секунды, поставить палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд, опустить руку. Повторить 10-12 раз. Те, кто в очках, выполняют это упражнение, не снимая их.

    Сидя, закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальцев 1 минуту. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко. Спустя 1-2 секунды снять пальцы с века. Повторить 3-4 раза.

    III. Комплексы упражнений для «Минуток здоровья».

    Упражнения проводятся в проветренном помещении. Необходимо ослабить поясок и расстегнуть воротничок.

    А) 1. «Вырастем большими» — руки в стороны — вверх, подняться на носки, потянуться, через стороны руки вниз, опуститься на всю ступню.

    2. Выдохнуть, задержать дыхание и во время задержки дыхания прятать глазами, стараясь увидеть самые дальние точки.

    1.  «Перекаты» на всей ступне, вначале с левой, а затем с правой ноги.
    2.  Массаж точки «ума» в центре лба.

    Б) 1. «Цветок» — руки в «замке» за головой, опустить голову на грудь, затем медленно раскрываться навстречу солнышку, слегка прогнуться назад и вновь «закрыться».

    1.  «Кружочки для памяти»  — нажимать большими пальцами на все остальные пальцы рук.
    2.  Выдохнуть, задержать дыхание (закрыть нос двумя пальцами) и попрыгать, на счет 10 - отпустить дыхание, сделать резервный выдох
      через нос и медленно неглубокий вдох.
    3.  Массаж точки в затылочной ямке.

    В) 1. «Пальма» — не отрывая пяток от пола, потянуть руки - «ветки» вверх, покачать на ветру, опустить. Тянуться с усилием.

    1.  Посмотреть вдаль — спокойный вдох, на выдохе посмотреть на кончик носа, задержать дыхание. Затем резервный выдох, и на вдохе опять смотреть вдаль.
    2.  «Хлопушки» — прогнуться назад, - хлопок над головой, присесть — хлопок перед собой.
    3.  Хорошенько растереть лоб. После точечного массажа сделать «сброс».

    Г) Рекомендации для окончания урока. Любой урок заканчивать:

    •  потягиванием;
    •  «умыванием лица» теплом близко поднесенных к лицу рук;

    —        «выбрасыванием» усталости.

    Глобальность проблемы здоровья человека и человечества как важнейшего условия сохранения жизни на земле требует причастности к ее решению всех общественных институтов и в первую очередь общеобразовательной школы, которая на современном этапе развития общества является практически главным инструментом целенаправленно организованного формирования личности. Если учитель понимает и принимает ценность здоровья ребенка для его становления как личности, то он оценивает свое преподавание с позиции того, насколько улучшается состояние ребенка к концу урока. В равной степени это относится к учителю начальных классов.

    Осознание педагогической общественностью нашей страны необходимости сбережения здоровья учащихся ставит перед начальной школой задачу сохранения и становления здоровья младших школьников в ходе образовательного процесса.







    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад на МО по теме "Словарная работа на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости"

    Доклад для выступления на методическом объединении учителей начальной школы по теме "Словарная работа на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости" содержит подробный ма...

    Доклад на тему "Виды устных упражнений, использующиеся на уроках математики"

    Доклад на тему "Виды устных упражнений, использующиеся на уроках математики" был написан на основе своего педагогического опыта.Помимо того,  что  устный  счет  на  уроках...

    Доклад на тему:"Формирование УУД младших школьников на уроках окружающего мира"

    Материал подготовлен по программе "Начальная школа 21 века"...

    Доклад на тему: "Творческие работы младших школьников на уроках русского языка".

    Здесь описаны такие виды творческих работ как сочинение,творческие диктанты,свободные диктанты....

    Доклад на тему "Внедрение игровых технологий, используемых на уроках в начальной школе"

    Доклад на тему "Внедрение игровых технологий, используемых на уроках в начальной школе"...

    Доклад на ШМО по теме: «Игровые технологии на уроках русского языка и литературы в начальной школе»

    Игровые технологии на уроках русского языка и литературы  в начальной школеИгровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра ос...

    Доклад на тему: «Развитие творческих способностей обучаемых на уроках и во внеурочной деятельности»

    Выступление на заседание ШМО - Орловой Т.Е.  учителя начальных  классов...