Актуальные аспекты внедрения ФГОС НОО ОВЗ для обучающихся с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Кертова Юлия Андреевна

Данная  статья  имеет целью представить мнение педагогов, работающих с учащимися с сочетанными патологиями и умственной отсталостью (легкая и умеренная степень интеллектуальных нарушений, варианты 3.3, 3.4, 4.3), о положительных и отрицательных аспектах внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_fgos_noo_ovz_uo.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальные  аспекты внедрения ФГОС НОО ОВЗ для обучающихся с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями

                             Кертова Юлия Андреевна, учитель начальных классов.

ГБОУ школа – интернат № 1 им. К. К. Грота.

 E – mail: uliana-ula@mail.ru, г. Санкт – Петербург, Россия

Просекова Юлия Витальевна, учитель начальных классов.

ГБОУ школа – интернат № 1 им. К. К. Грота.

E – mail: prosekovauliya1978@yandex.ru г. Санкт – Петербург, Россия

Аннотация: данная  статья  имеет целью представить мнение педагогов, работающих с учащимися с сочетанными патологиями и умственной отсталостью (легкая и умеренная степень интеллектуальных нарушений, варианты 3.3, 3.4, 4.3), о положительных и отрицательных аспектах внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования вступил в силу с 01.09.2016 г. (далее ФГОС НОО). Он представляет собой совокупность обязательных требований к условиям реализации и результатам освоения адаптированных основных образовательных программ (далее – АООП НОО) для различных категорий и групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и умственной отсталостью (далее – обучающиеся с ОВЗ И УО).

Главной целью ФГОС НОО для обучающихся  с ОВЗ (варианты 3.3, 3.4, 4.3) стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и во внеурочное время.

В ходе организации образования детей рассматриваемой категории, основополагающим становится учёт их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей. К особым образовательным потребностям, прописанным в ФГОС НОО ОВЗ обучающихся с нарушениями зрения (с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  и являющимися общими для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), относятся:

  • обеспечение государством равенства возможностей для каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и создания оптимальных специальных условий для получения качественного школьного образования;
  • обеспечение государством гарантий получения школьного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • обеспечение государственных гарантий реализации заданных Стандартом дифференцированных уровней и вариантов школьного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно школьного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • обеспечения равных возможностей социального развития и освоения школьного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья независимо от характера и степени выраженности данных ограничений, места проживания, пола, нации, языка, социального статуса.

В данной статье мы обратимся к определенной категории обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и попытаемся рассмотреть положительные и отрицательные аспекты внедрения ФГОС НОО.

Реализуя требования стандарта и АООП НОО ОВЗ (варианты 3.3, 3.4, 4.3) в практической деятельности, хотим отметить определенные положительные аспекты:

  1. разработка и использование адаптированных образовательных программ (АОП) и специальных индивидуальных программ развития (СИПР).

Адаптированная программа должна быть разработана с учетом особенностей развития ребенка, основной целью должна быть коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации.  Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС НОО.

Учащийся с нарушенным зрением и с умственной отсталостью умеренной, тяжелой или глубокой степени тяжелыми и множественными нарушениями развития  (ТМНР) интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АОП (вариант 3.3, 4.3), либо он испытывает существенные трудности в её освоении получает возможность обучаться по СИПРу (вариант 3.4), где учитываются особенности психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, тем самым обеспечивая комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, что позволяет создать систему поэтапной педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе и профилактику возникновения вторичных нарушений развития.

  1. увеличение сроков обучения

Увеличение сроков обучения позволяет детям, не прошедшим организованного дошкольного обучения, а также детям с выраженным психическим недоразвитием создать необходимые условия, обеспечивающие достижение обучающимися планируемых результатов по освоению учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области.

  1. принцип инклюзивного образования.

Это означает, что особым детям должен быть обеспечен равный доступ к образованию с учетом различных потребностей и индивидуальных возможностей.

Дети с ОВЗ, которым по результатам ПМПК было рекомендовано обучение в обычной школе по адаптированной программе, могут потребоваться специальные условия обучения (ст. 79 Закона). Стоит отметить, что рекомендации, которые дают ПМПК в своем заключении являются обязательными к исполнению в образовательном учреждении, в котором учится ребенок с ОВЗ (ст.11 Закона г. Москвы).

Обучение детей с ОВЗ может быть организовано совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, в отдельных организациях. В данном случае многое зависит от того, какие именно проблемы со здоровьем у ребенка. Если ребенок имеет возможность ходить в массовую школу и есть соответствующие рекомендации ПМПК и врачебной комиссии, то он сможет обучаться со всеми детьми.

Обучение детей с особыми потребностями в массовой школе — это возможность продемонстрировать пример толерантного отношения детского и взрослого сообщества по отношению к учащимся с ОВЗ. Школа должна стать для таких детей комфортной и безопасной средой, где каждый сможет найти свое место и раскрыть свои способности. Конечно, для детей с ОВЗ необходимо создание специальных условий обучения с привлечением смежных специалистов.

  1. создание портфолио

Целью портфолио для учащихся с нарушенным зрением и умственной отсталостью является сбор, систематизация и фиксация результатов развития ученика, его усилий, достижений в различных областях, демонстрация спектра его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений, способностей практически применять приобретенные знания и умения.

Портфолио предполагает активное вовлечение учащихся с ОВЗ и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования. Портфолио дополняет традиционные, контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися с ОВЗ в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.

Определенными проблемами введения ФГОС НОО ОВЗ обучающихся с нарушениями зрения и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) можем отнести:

1) синхронизация всех действий образовательного процесса (варианты 3.3, 4.3, 3.4).

В классе обучаются дети, имеющие разную зрительную патологию (слепые и слабовидящие), в связи с этим на уроках возникают сложности в преподавании двух разных методик одновременно. Например: урок русского языка в 1 классе (букварный период), тема: «Письмо строчной буквы «м». Со слабовидящими учащимися  проговариваем написание элементов строчной буквы «м». Со слепыми же учащимися работа ведётся по системе Брайля, объяснение расположения точек буквы «м».

Одновременная реализация адаптированной основной образовательной программы и специальной индивидуальной программы развития ребёнка на уроке представляет для педагога  сложность, заключающуюся в том, что  слепые и слабовидящие обучающиеся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) требуют постоянного внимания со стороны взрослого, сопровождения их в ежедневных бытовых ситуациях. Дети полностью зависимы от педагога.

С введением ФГОС НОО ОВЗ у образовательных организаций возник ряд вопросов, которые можно разделить на организационные и методические.

К организационным вопросам относятся следующие:

1. Составление АООП по вариантам 3.3, 3.4, 4.3, так как нет примерных программ по этим вариантам.

2. Составление СИПР, контроль и коррекция выполнения.

3. Включение в разработку СИПР специалистов, которых нет в штатном расписании.

Методические трудности возникают при синхронизации всех действий образовательного процесса. Обучение детей с множественными нарушениями по Стандарту предполагает знание об особенностях здоровья ребёнка, а эта информация часто закрыта для педагогов.

2) Неправильное понимание родителями своих прав на участие в образовательном процессе:

 Родители неадекватно воспринимают своего ребёнка в образовательном процессе (реальные возможности ребенка не соответствуют представлениям родителей о его способностях).

«Представляют» себя в роли учителя («навязывают» свои рекомендации по обучению, не имея, педагогического образования) и переносят свои родительские обязанности по воспитанию своего ребенка на учителя и образовательное учреждение в целом.

На сегодняшний день  тема внедрения  и результативность ФГОС НОО с ОВЗ УО остаются актуальными и требуют дальнейших исследований и доработок.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 г. №1599
  3. https://infourok.ru/realizaciya-osobih-obrazovatelnih-potrebnostey-dlya-detey-s-ovz-1747520.html
  4. https://ru.wikipedia.org/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениям

Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями разв

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний....

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

     Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный м...

Доклад на тему: "Формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития на урока СБО и предметно - практической деятельности

Для большинства обучающихся  со сложным дефектом развития весьма значимым является овладение навыками самообслуживания, приспособление к ежедневной жизни людей.  Обучение навыкам самообслужи...

Приемы формирования читательской деятельности обучающихся с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями

Статья. Приемы формирования читательской деятельности обучающихся с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями...

Обобщение опыта «Формирование математических представлений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжёлыми множественными нарушениями развития посредством нейропсихологических игр и упражнений »

Обобщение опыта «Формирование математических представлений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжёлыми множественными нарушениями развития посредс...

Доклад на тему: «Внедрение экскурсий в природу как средства развития у обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) умения наблюдать»

Доклад«Внедрение экскурсий в природу как средства развития  у  обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множествен...