Коррекционная направленность уроков математики с детьми, имеющими нарушения зрения.
статья по математике по теме

Незвинская Наталья Валерьевна

В данной статье сообщается о коррекционной направленности уроков математики в начальной школе для детей с ослабленным зрением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrekcionnaya_naprvlennost_urokov_matematiki.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

        Вторичные отклонения, вызванные нарушением зрения, отрицательно сказываются на усвоении учащимися общеобразовательных предметов, в том числе и математики.

         Использование  учителем адекватных методов, средств и форм обучения  в сочетании с целенаправленной коррекционно-воспитательной работой позволяет достичь целей и задач преподавания начального курса математики в школах для детей с нарушением зрения.

         Планируя коррекционную работу, следует помнить, что на уроках математики, как и на других, она должна опираться прежде всего на возможности самого предмета.

          Своеобразие начального курса математики состоит в том, что по своему содержанию он много даёт детям с нарушением зрения в плане коррекции отклонений в их развитии и формировании компенсаторных навыков.

         В свою очередь, овладение программным материалом возможно лишь при условии развития у детей приёмов рационального пользования дефектным зрением активного осязания, выработки точности движений, целенаправленного накопления и расширения представлений об окружающем мире и т.п. Таким образом, преподавание математики в начальных классах школ для слабовидящих имеет целью решение не только общеобразовательных задач, но и специальных.

        На уроках математики у учителя имеются разнообразные возможности проведения коррекционной работы в процессе изучения программного материала.

        Рассмотрим некоторые приёмы реализации такого важного направления коррекционной работы как развитие у учащихся сохранных органов чувств  (осязание, слух и др.) и развитие восприятия предметов и явлений с помощью дефектного зрения.

  1. На уроках математики часто используется такая форма проверки знаний у учащихся, как математический диктант. Педагог должен чётко ориентировать учащихся на понимание и запоминание условия задания, постепенно сокращая число повторов. Установка учителя может быть, например, следующей: «Приготовьтесь к математическому диктанту. В нём будет 7 заданий. Каждому человеку очень полезно уметь внимательно слушать, а при плохом зрении тем более. Сегодня я буду читать каждое задание только один раз. Постарайтесь с первого раза понять и запомнить задание».
  2. При фронтальной работе с классом для правильной записи учащимися материала используется метод комментирования. Состоит он в следующем. Вызванный ученик выполняет задание в своей тетради. (Запись может вестись и на классной доске учителем.) При этом он вслух объясняет не только ход решения и необходимые вычисления, но и поясняет запись, т.е. говорит, где и сколько клеток нужно пропустить и т.п. Остальные учащиеся слушают вызванного ученика и делают записи в своих тетрадях.
  3. Нежелательно размещать всю информацию на классной доске, так как списывание с доски быстро утомляет дефектное зрение. При списывании с доски ребёнку приходится настраивать глаза то на работу вдаль (чтение с классной доски), то на работу вблизи ( в тетради). Этот процесс при слабовидении занимает значительно больше времени, чем при нормальном зрении. Умение воспринимать материал «на слух» облегчает детям понимание инструкций учителя, его комментарий, которые являются неотъемлемым компонентом практически на всех этапах обучения.

        Одной из задач школ для детей с нарушением зрения является не только охрана, но и развитие зрительного восприятия, которое даёт  возможность сокращать время на понимание иллюстрированного материала. Красочное оформление пособий не только облегчает зрительное восприятие, но и позволяет при необходимости закреплять, уточнять представления учащихся о том или ином цвете. Для качественного усвоения программного материала учителю приходится  использовать много наглядных средств обучения. Как правило, на уроках математики при обучении слабовидящих детей используются трафареты геометрических фигур и отдельных предметов, а также дидактический материал (кубики, счётные палочки, таблицы и др.).

          Людям с нарушением зрения приходится хранить в памяти гораздо больше информации, чем зрячим. Важно учить не только воспринимать информацию всеми сохранными анализаторами, но и запоминать её. Поэтому, упражняя различные виды памяти и используя при этом различные органы чувств учащихся, учитель также вносит вклад в формирование компенсаторных навыков.

          Хочется немного остановиться на коррекционной работе в процессе изучения основных разделов курса математики.

          Арифметический материал, предполагает изучение образования и состава натуральных чисел, свойства арифметических действий, знакомство с различными величинами (длина, площадь, масса, время, скорость, стоимость) и единицами их измерения, обучение  решению текстовых  задач. Изучение всех указанных тем можно инужно сочетать с коррекционной работой.

        Арифметические задачи являются необходимым ведущим звеном в овладении математическими знаниями. Однако, этот вид заданий часто вызывает у младших школьников повышенные трудности. Наиболее типичными и специфическими для учащихся с нарушением зрения являются ошибки в выборе хода решения задачи, наименовании полученных результатов. Многие дети, не понимая предметного содержания задач, решают их, опираясь на числовые данные и отдельные слова, которые привязывают к определённым арифметическим действиям. Как же помочь им преодолеть эти трудности?

Решение задач наглядно-действенным способом – это первый и очень важный этап обучения. Учащиеся должны уметь отсчитывать нужное количество предметов, рационально их располагать, передвигать, соединять группы предметов, отодвигать часть из них, то есть пользоваться раздаточным материалом. Однако, применение предметов счёта для иллюстрации задач целесообразнопри изучении чисел первого и второго десятков. В следующих концернах в этих целях лучше использовать готовые или выполненные учащимися рисунки, чертежи, схемы.

         Важным условием успешного решения задач является также словарная работа. Её необходимость обусловлена тем, что многие слова, используемые  слабовидящими младшими школьниками, не подкреплены достаточным запасом конкретных представлений, что приводит к различным ошибкам. Для того, чтобы ребёнок мог представить себе описанную в задаче ситуацию, он должен хорошо понимать все слова текста задачи, иметь образы тех предметов (явлений), о которых говорится в тексте. Поэтому к разбору задачи, её решению следует приступать тогда, когда есть уверенность в том, что все слова её текста понятны учащимся. Это, естесственно, требует от учителя разнообразной дополнительной работы и на уроках, и во внеурочное время. Важно постоянно заботится об обогащении чувственного опыта учащихся, о расширении их познаний об окружающем.

         В процессе решения задач у учителя имеются и другие возможности обнаружения в знаниях учащихся пробелов, которые должны стать предметом коррекции. Например, при оформлении решения задач от учащихся требуется давать к ним краткие пояснения или ставить вопросы к производимым действиям. При такой записи дети, которые плохо понимают содержание задачи и выбирают ход её решения, исходя только из числовых данных, делают неверные пояснения к производимым действиям или неправильно формулируют вопросы к ним. Отсюда в задачах часто встречаются несоответствие между правильно выполненными действиями с числами и неверными к ним объяснениями. Анализ формулировок вопросов, пояснений к действиям и ответов к задачам позволяет понять пробелы в понимании учащимися различных жизненных ситуаций, значений отдельных слов и своевременно провести конкретную коррекционную работу.

         Анализ (под руководством учителя) самими детьми придуманных ими задач также является одним из видов коррекционной работы. Ведь в ходе бесед, в которых анализируются условия задач, дети могут узнать, что скорость велосипедиста не может составлять 50 км в час (так как даже на велогонках скорость велосипедиста не превышает 45 км в час), что количество покупаемого масла зависит от состава семьи, её меню, но хозяйки обычно покупают не более 1 кг и т.п.   Таким образом, из сказанного следует, что при решении задач отчётливо выделяются  данные направления коррекционной работы.

          Параллельно с изучением арифметических натуральных чисел в начальном курсе математики учащиеся знакомятся с некоторыми величинами и единицами их измерения.

           Основой для ознакомления с мерами длины, площади, массы, ёмкости, стоимости служат разнообразные практические упражнения, выполнение которых легко можно сочетать с самыми разнообразными направлениями коррекционной работы: обогащением чувственного опыта, формированием навыков полисенсорного восприятия информации и т.д.

          Систематическое обращение внимания учащихся на целесообразность прикидки результата арифметического действия (например, определения количества знаков в частном до выполнения деления) способствует выработке у них навыков самоконтроля, умения анализировать и предвидеть итоги своей работы. Всё это в целом дисциплинирует любую деятельность слабовидящих, что весьма ценно для подготовки их к дальнейшему обучению и самостоятельной жизни.

         Достоинством математики является то, что процесс её изучения можно органически сочетать с воспитанием у учащихся внимания, памяти, настойчивости, самоконтроля; умения планировать свою работу, анализировать учебную задачу (расчленять её на части, выделять существенное, устанавливать взаимосвязь частей, продумывать и составлять план решения); умения находить различные способы выполнения задания, сравнивать их между собой и выбирать из них наиболее рациональный; умения кратко выражать свои мысли. Все перечисленные качества несомненно могут оказаться полезными в самостоятельной жизни для любого человека, а для лиц с нарушением зрения они просто необходимы и бесценны.    

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Коррекционная направленность уроков математики при работе с детьми с ЗПР»

Методическая тема:« Коррекционная направленность уроков математики при работе с детьми с ЗПР»Предмет  математика настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев делать его немного занима...

«Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи» с презентацией

познакомить педагогов с кинезиологическим методом через организацию системы специальных движений, упражнений и  психотехнических приемов при подготовке детей с нарушениями речи к школе....

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Здоровьесберегающие технологии – это комплекс средств и мероприятий, направленных на укрепление психофизического и психологического здоровья детей.  В современной России проблема сохранения...

Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения темпо – ритмической организации речи на занятиях логопедической ритмики в начальной школе

Одной из эффективных форм работы с детьми по нормализации речи заикающихся в условиях нашего ОУ являются занятия по логопедической ритмике, основанные на тесной связи слова, движения и музыки...

Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения темпо – ритмической организации речи на занятиях логопедической ритмики в начальной школе

В этой статье представлены практические методы и приемы работы с млашими школьниками по коррекции заикания....

Практико-ориентированный семинар "Организация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения"

Материалы семинары рекомендованы учителям-логопедам, воспитателям, учителям ОУ, ДОУ, работающих с детьми с нарушением зрения....

Методическая разработка "Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения"

Методическое пособие, направленное на первичную диагностику и начальную коррекцию нарушений зрения....